Храмовая роспись

Ответить


В целях предотвращения автоматической отправки форм спам-ботами, решите предлагаемое задание.
Смайлики
:D :) :( :o :shock: :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :|

BBCode ВКЛЮЧЁН
[img] ВКЛЮЧЁН
[flash] ОТКЛЮЧЕН
[url] ВКЛЮЧЁН
Смайлики ВКЛЮЧЕНЫ

Обзор темы
   

Развернуть Обзор темы: Храмовая роспись

Re: Храмовая роспись

Людмила Клешнина » 04 фев 2019, 23:18

А у нас и с архитекторами катастрофа. Русскую архитектуру архитекторам не преподают, в университетской библиотеке полки пустые - литературы на русском языке нет. Так что и при желании нет возможности узнать, что русская архитектура вообще существует. И таких архитекторов приглашают проектировать православные храмы, а как ? - это заказчик им рассказывает якобы о каноне. Результат - "ниже плинтуса", отсутствие архитектуры.

В 19 веке так готовили архитекторов :
Известный советский архитектор А. В. Щусев (1873–1949) писал, вспоминая годы своего обучения в Императорской академии художеств :
«Архитектурные детали классических сооружений были для нас, как для музыкантов гаммы и этюды <...> Архитектурный язык классики становился ясен и понятен до мелочей. Вырабатывался свой вкус и чутье к гармонии пропорций, к изысканности линий, уяснялась сущность архитектурного ансамбля <...> расценивалось значение каждой детали, каждого штриха».
Цит. по:
Дружинина-Георгиевская Е. В., Корнфельд Я. А.
Зодчий А. В. Щусев. М., 1955. С. 15–16.

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 04 фев 2019, 12:01

Всё верно! Выдающийся зодчий, академик И. В. Жолтовский утверждал: «Важен талант архитектора, но еще важнее талант заказчика».

Но, в данном случае, я бы не снимал ответственность и с художников. Когда я с ними начинаю говорить на темы, которые обозначил выше, они смотрят на меня круглыми глазами и вообще не понимают, о чем речь. Это и понятно! У нас в стране монументальное искусство преподают лишь в двух ВУЗах - Репинке и Мухинке. А те "монументалисты", кто стены наших храмов расписывают, в лучшем случае, закончили полугодичные иконописные курсы. Их там учили преподаватели, которые про композицию слыхом не слыхивали. Чего же тут ожидать!

Re: Храмовая роспись

Людмила Клешнина » 03 фев 2019, 19:55

Спасибо за прекрасную подборку.
Беда в том, что знаменем КАНОНА размахивают те, кто ничего не понимает в церковном искусстве. Мне с 1995 года было дано счастье работать в храмостроительстве, и могу засвидетельствовать, что положение стремительно ухудшается, и это следствие падения общего уровня образования. Рукополагают молодых необразованцев, которые не знают, что такое символ и т.д.

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 03 фев 2019, 18:13

Попадаются и такие шедевры! :D
Вложения
К 1.jpg

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 03 фев 2019, 17:31

Мне непонятно одно...

В конце XIX века русские живописцы показали действительно высочайший уровень художественной росписи стен храмов. Вспомним Владимирский собор в Киеве, Пантелеимоновский собор в Новом Афоне, Вознесенский собор в Новочеркасске и другие. Куда уж выше!.. Я перелопатил почти все существующие в мире росписи и ничего подобного не нашел! Почему Церковь не видит, не понимает УРОВЕНЬ этих произведений?! :shock: Неужели ей ближе и понятнее расчерченный на красные клеточки КАНОН?.. :lol: Остается только диву даваться! :roll:
Вложения
Киев.jpg
Киев 1.jpg
Киев 2.jpg
НА 2.jpg
НА 1.jpg
НА.jpg
НЧ 2.jpg
НЧ 1.jpg
НЧ.jpg

Re: Храмовая роспись

Людмила Клешнина » 03 фев 2019, 16:28

Петр Чернобровцев писал(а):
31 янв 2019, 05:44
Что для нас сейчас фрески - просто дань традиции? Нужно ли сейчас водить ребенка вдоль стен храма и рассказывать сюжеты Евангельского повествования, или проще и понятнее ему самому всё найти в интернете?

На мой взгляд, храмовые росписи должны помогать создавать у прихожан ощущение, что они находятся, если не в самом Царствии Небесном, то где-то рядом. Подобно тому, как описывали свой восторг от интерьеров Св.Софии в Константинополе послы князя Владимира. А если так, то настенная живопись должна отвечать высочайшим критерия искусства. А для этого, в ней, прежде всего, должен быть ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ!
Петр, мы катимся в пропасть, а Вы устремлены в прекрасное будущее. Канон не догма, он прекрасен своей творческой свободой, которую мы обретаем "в духе". И художественный замысел вторичен, он следует как способ воплощения прекрасной духовной идеи, которая открылась художнику. Идея - не служанка художества, она властвует над всеми участниками храмостроительства. Да, сегодня нет необходимости рассказывать сюжеты, требуется уже на другом уровне осмысление и выявление идей вероучения, это и есть современное прочтение канона. Мы с Вами пытаемся что-то сделать в этом направлении, но нам системно мешают.

Я рада, что Вам дали возможность участвовать в процессе росписи храма. А у меня совсем беда - уже второй иконостас для храмов, которые построены по моему проекту, и проекты иконостасов мною разработаны, варварски искажаются по благословению священников. Архитектора игнорируют.

Re: Храмовая роспись

Людмила Клешнина » 03 фев 2019, 16:01

Петр, полностью разделяю Вашу боль.
Не соглашусь с Вашей трактовкой канона. Невежество в монументальном искусстве существовало во все времена, а ныне расцвело пышным цветом уже среди священнослужителей. Но канон служит по-прежнему возвышенной идее храма, а не невежеству. И если бы не было канона, чтобы мы возразили на это ? - https://black-karlos.livejournal.com/26619.html

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 02 фев 2019, 11:48

А вот конец XIX века.

В этих росписях виден высокий вкус и деликатность автора. Мягкая цветовая гамма. Красиво подобраны орнаменты. Во всем чувствуется ГАРМОНИЯ. Прекрасно читается архитектура интерьера.

Это - произведение искусства! Но, к сожалению, наша Церковь такие росписи не жалует, отдавая предпочтение КАНОНУ. Говорит, мол, нет духовности в них, а в каноне - есть!
Вложения
Севастополь.jpg
Севастополь 1.jpg
Севастополь 2.jpg
Севастополь 3.jpg

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 01 фев 2019, 11:26

Посмотрите как блестяще решён интерьер храма св. Софии в Константинополе! Шикарная композиция! Великолепные церковные орнаменты, а не убогие красные полосы! Единая цветовая гамма! Все линии, все изображения подчинены, дополняют и обогащают архитектуру интерьера храма. Прекрасно читается художественный замысел автора (несмотря на утраты).

Нам на Русь из Византии (вместе с Православием) привезли высокое церковное искусство. Как же мы не уберегли его?!
Вложения
depositphotos_11351037-stock-photo-hagia-sophia.jpg
sobor-svytoy-sofii-22.jpg
s1200.jpg

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 01 фев 2019, 11:11

Ещё раз хочу проиллюстрировать свои слова...

Давайте рассмотрим современный проект канонической росписи храма. Здесь мы видим очень характерную для канона схему расположения на стенах фигур святых. Они располагаются рядами друг над другом, по принципу иконостаса. Очень напоминает карточный пасьянс. Каждый следующий по высоте ряд отбивается от предыдущего красной полосой. На колоннах и пилястрах фигуры располагаются так же друг над другом. На сводах и арках те же фигуры.

Это проект современного художника, но точно так же работали и древние русские мастера - блестящие иконописцы, но (к сожалению) не умеющие мыслить композиционно. Таков КАНОН!

Роспись похожа на альбом-раскраску, расчерченный на клеточки. Где здесь КОМПОЗИЦИЯ? Где здесь главное, где второстепенное? Всё одинаково!.. Где художественная идея? Где целостная цветовая гамма? Напоминает овощной винегрет!.. Куда делся интерьер храма? Он разрушен!.. Для такой росписи, что плоские потолки, что своды, что прямоугольные проемы, что арки - всё едино! Скажу больше - арочные своды здесь явно мешают художнику. Ему проще было бы расписывать плоские потолки какого-нибудь ДК.

Если бы я по такому принципу проектировал церкви, у меня всегда получались бы панельные хрущёбы. Почему архитектура храма строится по одним законам (искусства), а храмовые росписи по другим?

Здесь на форуме присутствуют искусствоведы. Может быть кто-нибудь мне может ответить на эти вопросы?! Возможно, я чего-то не понимаю?
Вложения
Канон.jpg

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 31 янв 2019, 08:31

Ещё пример...
Вложения
Родники.jpg
Родники 3.jpg
Родники 2.jpg
Родники 1.jpg

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 31 янв 2019, 06:08

А вот наглядный пример, как художественная роспись преображает интерьер храма.
Вложения
Каргат.jpg
Каргат 1.jpg

Re: Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 31 янв 2019, 05:44

Если вспомнить, почему и для чего появились росписи на стенах храмов...

Храмовые росписи появились, в первую очередь, как иллюстрации сюжетов Евангелия. В древности народ был безграмотный, не было (в должном количестве) книг. Прихожанин, заходя в храм, по картинкам на стенах, мог сам разобраться и детям своим объяснить историю Рождения, Жизни, Смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Скорее всего, древние мастера не задумывались о художественном замысле настенных росписей. Задача у них была - наиболее полно и достоверно донести до зрителя Евангельскую историю. Хотя, если взглянуть на мозаики Софии Константинопольской, то там с композицией и художественным замыслом - всё в порядке.

В дальнейшем, с появлением огромного количества богословской литературы, сюжетный смысл росписей стал уходить на задний план. Фрески постепенно превращались в некое украшение стен, "дизайнерское оформление" интерьера храма. На первый план стала выдвигаться художественная (а не смысловая) ценность этих произведений.

Давайте себе ответим на вопрос - существует вообще церковное искусство или нет? Если Да, то по каким законам оно развивается? По общеизвестным законам (гармонии, композиции, ритма, цвета и т.д). Или это непонятное, элитарное искусство, придуманное некими монахами в далеких монастырях?

Ещё вопрос - почему в лучших произведениях эпохи Византийского расцвета мы видим потрясающие примеры высочайшего уровня церковного искусства (в первую очередь фресок), выполненные греческими художниками, а потом это всё мастерство постепенно куда-то исчезло? Научились блестяще прописывать лики, фигуры святых, но утратили композиционное мышление.

А теперь спросим себя - для чего сейчас в наших храмах присутствуют росписи на стенах? Какую роль они выполняют? Что для нас сейчас фрески - просто дань традиции? Нужно ли сейчас водить ребенка вдоль стен храма и рассказывать сюжеты Евангельского повествования, или проще и понятнее ему самому всё найти в интернете?

На мой взгляд, храмовые росписи должны помогать создавать у прихожан ощущение, что они находятся, если не в самом Царствии Небесном, то где-то рядом. Подобно тому, как описывали свой восторг от интерьеров Св.Софии в Константинополе послы князя Владимира. А если так, то настенная живопись должна отвечать высочайшим критерия искусства. А для этого, в ней, прежде всего, должен быть ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ!

Я, к сожалению, не художник, но тоже пытаюсь нащупать этот замысел, составить хоть и плохенькую, но композицию...

Вот мой эскиз орнаментальной росписи стены одного из строящихся храмов.
Вложения
Роспись стены.jpg

Храмовая роспись

Петр Чернобровцев » 30 янв 2019, 06:59

Друзья, как ни старался я избежать этого, но мне пришлось погрузиться в изучение храмовых росписей, потому как возникла необходимость украсить ими один из построенных мной храмов. Рассматривая известные всем фрески храмов я столкнулся вот с какой проблемой:

Древние мастера, (работавшие, в так называемом нашими современниками "каноническом стиле") совершенно игнорировали такое понятие, как КОМПОЗИЦИЯ! Пока непонятно, намеренно это делалось или от непонимания. Надо разобраться!..

Дело в том, что если ты не просто иконописец, а берешься за росписи стен, то ты становишься художником-монументалистом. А это накладывает на тебя определённую ответственность и требует необходимых знаний. В первую очередь - знание ОСНОВ КОМПОЗИЦИИ. Художник-монументалист (в отличие от иконописца это вообще другая профессия!) должен суметь ВПИСАТЬ своё "художество" в интерьер, не разрушив его. Он, в большей степени, должен стать ДИЗАЙНЕРОМ интерьера, обогатить, украсить его, а не угробить. Подчеркнуть его достоинства и "спрятать" недостатки. Найти красивое сочетание красок, чтобы создать целостную цветовую гамму. Монументалист "мыслит" потолками, сводами, арками, оконными и дверными проемами, простенками храма, и уже во вторую очередь - сюжетами, орнаментами, фигурами и ликами святых. В храмовой росписи должна присутствовать ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ!!! Идея перевоплощения голых белых стен (с помощью художественного замысла) в подобие Царства Небесного. Если художник этого не знает и не умеет - пусть идет рисует иконы и не "лезет на стены". Монументалист - это прежде всего КОМПОЗИТОР, а не безграмотный исполнитель требований заказчика.

Блестящими "композиторами" храмовых росписей были художники конца XIX века. Их росписи очень органично "ложились" на стены храмов, обогащая и украшая внутреннее пространство. Заходишь в такой храм и видишь полную ГАРМОНИЮ. Видишь бережное, даже любовное отношение художника к архитектуре храма. В этом и заключается профессионализм.

Что касается современных иконописцев, то (за редким исключением) язык не повернётся назвать их КОМПОЗИТОРАМИ. Похоже, они вообще понятия не имеют о законах КОМПОЗИЦИИ. Чаще всего, они занимаются компиляцией знакомых всем картинок и перерисовыванием известных орнаментов. Ладно, если это было бы сделано талантливо. Можно смириться. Но, зачастую это просто убожество! Про цветовое невежество я уже и не говорю!

Где же вы - Васнецовы, Нестеровы, Семирадские!.. :wink:

Вот на фото блестящий пример, как можно гармонично украсить архитектуру храма, и пример, как можно "разрушить" интерьер дикой по цвету, так называемой, канонической росписью.
Вложения
IMG_6.jpg
St-George.jpg

Вернуться к началу