Людмила Клешнина » 16 дек 2017, 00:35
2. «Как материальный объект, здание храма должно соответствовать классической триаде – польза, прочность, красота. Как сакральный объект ....»
Опять дихотомия. Выше было сказано, что до недавнего времени человечество не разделяло мир на две половины. В трактате «Десять книг об архитектуре», написанном римским архитектором и инженером Витрувием в 1 веке до н.э., изложены научные и практические основы деятельности в сфере архитектуры, строительства и техники,
не разделяя мир на материальный и «потусторонний». Этот трактат не потерял своего значения до наших дней, потому что представляет объективный взгляд на архитектуру как единое целое. Формула говорит о триединстве архитектуры как условии ее существования (в отличие от строительства) -
польза, прочность, красота, независимо от того, сакральный объект или нет.
Согласно христианскому учению, Бог Един по существу и Троичен в Лицах, неслиянных и нераздельных.
https://azbyka.ru/otechnik/prochee/ents ... -zhizni/85
Мир создан Творцом по Его же подобию, в том числе и архитектура дана нам в виде подобной триады, части которой тоже
неслиянны и нераздельны. Единый мир построен по принципу иерархии, так же и храм как святыня занимает высшую ступеньку иерархии в архитектуре, что присуще всем культурам, и особенно наглядно проявляется в градостроительных решениях – храм всегда является акцентом структуры поселений.
Рационализм искажает классическую формулу Витрувия, практически разрушая триединство архитектуры. Конструктивисты заменили красоту правдивостью конструкций, функционалисты на первое место поставили утилитарность. Что такое
красота, обычно рационализм понять не может, сводя красоту лишь к декоративизму. Орнамент - «
мировые формулы бытия», как определяет его о. Павел Флоренский, рационализм объявил
«поношенными тряпками фольклора» - по определению Ле Корбюзье. Этот идеолог рационализма сознательно ниспровергал храм с пьедестала доминанты культуры, проектируя капеллу в Роншане : «
Я хочу создать культовое здание по принципу светского сооружения ... Мне не ведомо чувство веры ...».
В триаде Витрувия красота является нам в виде осуществления
идеи архитектурного сооружения. В понимании христиан красота – это совершенство и полнота всего во всем, идеалом красоты является Пресвятая Троица, и вероучение, данное Творцом, совершенно и прекрасно как Сам Творец. По принципу подобия, для храмов архитектурную идею и понятие ее красоты можно определить как
полноту выражения вероучения.
Интересно, что формула Витрувия, осмысленная им практически, в рамках античной культуры, т.е. вне христианского учения, но по Божиему промыслу, не только не противоречит христианству, но и предвосхищает его учение применительно к архитектуре. Принцип триединства архитектуры был гениально предугадан Витрувием за 200 лет до того, как христианский догмат был сформулирован в богословии (во 2 веке н.э.).
[b]2. «Как материальный объект, здание храма должно соответствовать классической триаде – польза, прочность, красота. Как сакральный объект ....»[/b]
Опять дихотомия. Выше было сказано, что до недавнего времени человечество не разделяло мир на две половины. В трактате «Десять книг об архитектуре», написанном римским архитектором и инженером Витрувием в 1 веке до н.э., изложены научные и практические основы деятельности в сфере архитектуры, строительства и техники, [b]не разделяя [/b]мир на материальный и «потусторонний». Этот трактат не потерял своего значения до наших дней, потому что представляет объективный взгляд на архитектуру как единое целое. Формула говорит о триединстве архитектуры как условии ее существования (в отличие от строительства) - [i]польза, прочность, красота[/i], независимо от того, сакральный объект или нет.
Согласно христианскому учению, Бог Един по существу и Троичен в Лицах, неслиянных и нераздельных. https://azbyka.ru/otechnik/prochee/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/85
Мир создан Творцом по Его же подобию, в том числе и архитектура дана нам в виде подобной триады, части которой тоже [b]неслиянны и нераздельны[/b]. Единый мир построен по принципу иерархии, так же и храм как святыня занимает высшую ступеньку иерархии в архитектуре, что присуще всем культурам, и особенно наглядно проявляется в градостроительных решениях – храм всегда является акцентом структуры поселений.
Рационализм искажает классическую формулу Витрувия, практически разрушая триединство архитектуры. Конструктивисты заменили красоту правдивостью конструкций, функционалисты на первое место поставили утилитарность. Что такое [i]красота,[/i] обычно рационализм понять не может, сводя красоту лишь к декоративизму. Орнамент - «[i]мировые формулы бытия[/i]», как определяет его о. Павел Флоренский, рационализм объявил [i]«поношенными тряпками фольклора» [/i]- по определению Ле Корбюзье. Этот идеолог рационализма сознательно ниспровергал храм с пьедестала доминанты культуры, проектируя капеллу в Роншане : «[i]Я хочу создать культовое здание по принципу светского сооружения ... Мне не ведомо чувство веры ...».
[/i]
В триаде Витрувия красота является нам в виде осуществления [b]идеи[/b] архитектурного сооружения. В понимании христиан красота – это совершенство и полнота всего во всем, идеалом красоты является Пресвятая Троица, и вероучение, данное Творцом, совершенно и прекрасно как Сам Творец. По принципу подобия, для храмов архитектурную идею и понятие ее красоты можно определить как [b]полноту выражения вероучения. [/b]
Интересно, что формула Витрувия, осмысленная им практически, в рамках античной культуры, т.е. вне христианского учения, но по Божиему промыслу, не только не противоречит христианству, но и предвосхищает его учение применительно к архитектуре. Принцип триединства архитектуры был гениально предугадан Витрувием за 200 лет до того, как христианский догмат был сформулирован в богословии (во 2 веке н.э.).