ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белоярский. Церковь Сергия Радонежского.


Белоярский. Церковь Сергия Радонежского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Сергия Радонежского
Год постройки:не позже 2009. Не достроена.
Год утраты:приблизительно 2018 (разобрана из-за недочётов проектирования)
Адрес:
Россия, Свердловская область, Белоярский район, п. Белоярский, ул. Ленина, д. 279

Координаты: 56.758824, 61.420888






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Белоярское село, бывшая Пышминская слобода, расположено по правому берегу реки Пышмы, в 5 верстах от ст. «Баженово» Пермь-Тюменской ж/д, в 52 верстах от Екатеринбурга к востоку. О начале слободы точных сведений нет, но судя по тому, что на одной челобитной 1695 г. подписался слободчик Иван Синицын, следует заключить, что слобода основана в последней половине XVII ст. Из хранящейся в Екатеринбургском Горном архиве, составленной в 1719 г. дворянином Димитрием Кухновым описи Белоярской слободы видно, что в оной слободе тогда был рубленный город (т.е. острог), и в нем деревянная церковь во имя Николая чудотв., судная изба, амбар с пороховой казной, два амбара для приема государственных хлебов, а вне острога изба для государева таможенного сбора и питейной продажи. При церкви состояли поп, дьячок, пономарь и просфорня. Белоярская слобода принадлежала прежде к Тобольскому уезду, а с 1719 г. была приписана к казенным горным заводам.

В настоящее время село называется Пышминским по реке, а Белоярским – по высокому, обрывистому, усеянному белыми мелкими камнями правому берегу р. Пышмы, на котором ранее были расположены церковь и дома жителей. Настоящий приход составляют 5 деревень: Баженова, Бутакова, Большая, Крутиха и Ялунина; население прихода в числе 2007 душ муж. пола и 2155 жен. пола состоит из крестьян. Главным занятием их было хлебопашество и извозный промысел: почтовая гоньба, перевозка пассажиров и кладей по Сибирскому тракту, многие работали на приисках.

Времени о построении первого храма во имя св. Николая чудотв., а также грамоты на его освящение нет. Известно только, что он был без фундамента и настолько ветхий, что Екатеринбургское духовное правление в 1754 г. предписывало местному причту и церковному старосте учинить крупный ремонт этого храма и подвести фундамент. В 1801 г., по приговору прихожан, этот храм был продан в Чернокоровское село за 100 руб. и деньги положены в казну, т.е. церковь.

Второй храм в селе – тоже деревянный во имя св. Николая чудотв. построен в 1792 г. и просуществовал в качестве самостоятельного только 30 лет, а затем сделан приписным и в 1851 г. был перевезен в село Мезенку.

В 1822 г. устроен трехпрестольный каменный храм с главным приделом в честь Успения Божией Матери, холодный, с иконостасом в три яруса, а два придела теплые, с одноярусными иконостасами. В 1863 г. сгорела от неизвестной причины колокольня этого храма; прихожане, спасая церковное достояние, сделали значительные повреждения в главном храме и приделах, вследствие чего весь храм был обновлен и вновь освящен. В 1880-х гг. Успенский храм был вновь капитально отремонтирован, сделан новый иконостас, а стены храма украшены живописью, что стоило 8000 руб.

При церкви имеется площадь с 10 деревянными лавками, дающими ежегодно в пользу церкви от 150 – 200 руб. дохода. В приходе Белоярской церкви есть две деревянных часовни: в дер. Большой – в честь Животворящего Креста Господня, неизвестно, кем и когда устроенная, и в дер. Ялуниной – во имя св. Николая чудотв., устроенная в 1896 г. В дер. Ялуниной с 1897 г. имеется школа грамоты, помещающаяся в наемной квартире.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.



Комментарии и обсуждение


Был старинный Успенский храм и в районном центре Белоярский. Его в годы богоборчества пытались взорвать, но в итоге в здании храма была размещена типография. Сейчас о возвращении этого храма речь даже не идет. По санитарным нормам насыщенность помещения свинцом и другими тяжелыми металлами исключает здесь длительное нахождение людей. Как рассказывает Валентина Басаргина, староста храма Успения Пресвятой Богородицы, когда в селе впервые после советского богоборческого террора появился священник, ему радовались. Жители надеялись, что вернут старую церковь или построят новую. Батюшка же обивал пороги поселковой и районной администрации с просьбой выделить место для храма или просто помещение. Так появился в Белоярском небольшой молитвенный дом во имя Успения Пресвятой Богородицы. А потом в честь Успения Божьей Матери в Белоярском начали воздвигать новый кирпичный храм. Пять лет назад была совершена закладка величественного здания, и выполнен достаточно большой объем работ - полностью возведена колокольня, выстроена часть стен. Но 3 года спустя, после смены администрации, строительство было заморожено и с тех пор не сдвигается с мертвой точки. Жители к этому потихоньку привыкают. Ездят в церкви Екатеринбурга, Заречного и соседних Малых Брусян.

Источник: сайт Екатеринбургской епархии

13 августа 2012, Т..