Преображенская церковь составляет со звонницей и Трапезной единый комплекс. Когда-то одним из самых крупных зданий Саввино-Сторожевского монастыря было ныне неприметное здание Трапезной, расположенное при въезде в обитель со стороны северных ворот. В ХVII веке оно воспринималось как настоящее архитектурное чудо. Необычными были размеры этого монументального четырёхэтажного сооружения с углублённым в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт глубокий колодец. В верхнем этаже поначалу размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, серебра и иных драгоценностей, однако этот этаж пришлось разобрать через 150 лет после постройки, поскольку обрушились его перекрытия. Третий этаж занимала столовая палата громадной по тем временам площади (она составляла около 500 квадратных метров), в ней часто устраивались царские приёмы. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей (сами кухни находились в подклете). Освещение и вентиляция осуществлялись через окна, расположенные кругом (отметим, что окна были не слюдяные, а со стеклом - по тем временам это было роскошью особой). Передний фасад Трапезной снабдили архитектурными украшениями - в частности, карнизом, что являлось новинкой для ХVII столетия. Парадный вход в Трапезную располагался со стороны Соборной площади в виде двухъярусных сеней, над которыми высилась трёхшатровая многоярусная колокольня. Звонница обители, возведённая с южной стороны Трапезной палаты, имеет четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной - ещё два яруса и башенки появились в ХVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо. Силуэт её очень необычен: ассиметрию в композицию вносят крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершённая собственным четырёхгранным шатром. На башне были установлены часы со звоном и часовой колокол, привезённые Алексеем Михайловичем из отвоёванного у поляков Смоленска и подаренные монастырю. К восточной стене Трапезной палаты, на вклад царевны Софьи, к 1693 году пристроили Преображенскую церковь, которую отличают пёстрые изразцовые наличники в стилистике московского барокко, увенчанные орлами. Этот бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом и имеет две разноразмерные апсиды. В годы, когда обитель находилась в ведении санатория, в храме устроили кинозал. Сейчас ему возвращён первоначальный вид.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.