ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Арефино. Церковь Троицы Живоначальной.


Арефино. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:Между 1700 и 1720.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Нижегородская область, Вачский район, село Арефино

Координаты: 55.873207, 42.865264
Проезд:По трассе Н. Новгород - Павлово - Навашино



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Безрукова Галина
27 февраля 2024
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
oldboy
29 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, Северный фасад основного объема храма<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Северный фасад основного объема храма
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Храм в честь Живоначальной Троицы<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Храм в честь Живоначальной Троицы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей М
28 февраля 2016
Церковь Троицы Живоначальной, Храм в честь Живоначальной Троицы<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Храм в честь Живоначальной Троицы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей М
28 февраля 2016
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Д.Воронов
31 января 2015
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Д.Воронов
14 ноября 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Д.Воронов
5 сентября 2012
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Безрукова Галина
27 февраля 2024
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Безрукова Галина
27 февраля 2024
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Безрукова Галина
27 февраля 2024
Церковь Троицы Живоначальной, Железно-кованным вратам более 300 лет<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Железно-кованным вратам более 300 лет
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Апсида храма<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Апсида храма
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Ярус звона колокольни<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Ярус звона колокольни
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Главные врата храма<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Главные врата храма
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Южный фасад трапезной церкви<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Южный фасад трапезной церкви
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер, росписи сводов<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Интерьер, росписи сводов
oldboy
29 мая 2022
Церковь Троицы Живоначальной, Придел Николая Чудотворца<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Придел Николая Чудотворца
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Придел  Казанской иконы Божией Матери<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Придел Казанской иконы Божией Матери
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, Главный иконостас храма - Троицы Живоначальной<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Главный иконостас храма - Троицы Живоначальной
Гранковский Владимир
24 сентября 2017
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Безрукова Галина
27 февраля 2024
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Безрукова Галина
27 февраля 2024
Церковь Троицы Живоначальной, , Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Безрукова Галина
27 февраля 2024
Церковь Троицы Живоначальной, Церковь в селе Арефино (Зяблицкий погост). 1890-1900 г.г. http://humus.livejournal.com/5461144.html<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Церковь в селе Арефино (Зяблицкий погост). 1890-1900 г.г. http://humus.livejournal.com/5461144.html
Сергей Ковров
??
Церковь Троицы Живоначальной, Церковь в селе Арефино (Зяблицкий погост). http://humus.livejournal.com/5461144.html<br>, Арефино, Вачский район, Нижегородская область
Церковь в селе Арефино (Зяблицкий погост). http://humus.livejournal.com/5461144.html
Сергей Ковров
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


gat
 
gat  15 сентября 2012

Церковь во имя Живоначальной Троицы

Село Арефино Вачского района Нижегородской области в далеком прошлом было самым крупным селом, и состояло из следующих самостоятельных селений: село Арефино, сельцо Озябликово, Зяблицкий Погост и Заидомская Слобода, то есть расположенная за речкой Идомкой. После революции данные селения были объедены в одно село Арефино.

Основание церкви Зяблицкого Погоста относится к глубокой древности. Из надписи на сохранившемся в церкви рукописном Евангелии видно, что в 1586 году здесь существовала уже церковь во имя Николая Чудотворца с приделом в честь Святой мученицы Параскевы - Пятницы.

В начале XVII столетия Зяблицкий Погост входил в вотчину боярина Ивана Никитовича Романова. В писцовых книгах 1629-30 гг. отмечено, что на Погосте деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Параскевы. Строение этого храма дело мирское. При церкви два священника, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня. На церковной земле - 31 двор бобылей, оброк с тех дворов  платят Никольским попам со двора по гривне за год, да на той же земле живут нищие – питаются от церкви Божией. На церковной земле - 27 лавок, 3 харчевни, 9 шалашей, 20 полков, а торгуют в них приезжие с разных городов один день в неделю и оброки с тех лавок и шалашей платят  с давних пор попам по 18 руб. в год. Имелись пашни пахотные церковные - 31 четверть в поле, сена - 80 копен.

Зяблицкий погост  - это церковная земля, на которой расположены храм, дворы церковнослужителей, дворы бобылей, да нищих крестьян, которые питались от церкви Божьей. Кроме этого здесь же размещались торговые лавки. Во главе этого погоста по всей вероятности в далеком прошлом стоял священник Зяблицкий, отсюда и погост получил название - Зяблицкий.

В 1643 году в Погосте построена новая деревянная церковь с главным престолом в честь Живоначальной  Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1676 года есть следующее описание этой церкви: церковь строена приходскими людьми, она была огорожена забором с дубовыми столбами. В заборе ворота створчатые с малыми воротцами.  Церковь Зяблицкого Погоста, была украшена довольно богато.

Что касается прихода при Троицкой церкви, то состав его можно узнать в окладной книге Рязанской Епархии за 1676 год, в которой говорится, что в Зяблицком  Погосте имеется церковь во имя  Живоначальной Троицы. У той церкви - двор попа Ивана, двор попа Павла, двор вдовой попадьи, двор дьякона Алексея, дворы пономарей, дьячков и просвирни. Имелись в приходе: двор воеводский, двор подьячего Ивана, двор подьячего Матвея, да на церковной земле - 38 дворов бобыльских и 5 дворов крестьянских.

Приход состоял из следующих селений: Слобода Заидомская, в ней числилось 19 дворов крестьянских. Деревня Озябликово, в ней - 44 дворов крестьянских и 9 - бобыльских (на 1896 год - 84 двора). Деревня Турбенцова, в ней - 21 дворов крестьянских и 5 - бобыльских. Деревня Верхополье, в ней - 16 дворов крестьянских и 2 - бобыльских. Деревня Янино, в ней - 19 дворов крестьянских. Деревня Платцова, в ней - 15 дворов крестьянских и 2 - бобыльских (на 1896 год - 19 дворов). Деревня Шерстино, в ней - 10 дворов крестьянских. Деревня Еремеевка, в ней - три двора крестьянских. Деревня Медоварцево, в ней - 33 двора крестьянских и 2 двора бобыльских (на 1896 год - 70 дворов). Деревня Сенюкова, в ней -  15 дворов крестьянских. Деревня Польцо, в ней - 34 двора крестьянских и два - бобыльский (на 1896 год - 114 дворов). Деревня Мокрец, в ней числилось 4 дворов крестьянских. Деревня Максакова, в ней - 17 дворов крестьянских. Деревня Оксентьво, в ней - два двора крестьянских. Деревня Шамшелова, в ней - 15 дворов крестьянских и один - бобыльский. Деревня Вакулова, в ней - четыре двора крестьянских. Деревня Вечкино, в ней числилось три двора крестьянских. Деревня Бужерова, в ней - 11 дворов крестьянских. Деревня Шишкино, в ней - 27 дворов крестьянских и 4 - бобыльских. Деревня Чирятьво,  в ней - 5  дворов крестьянских.  Деревня Евсеево, в ней  - 11 дворов крестьянских.  Деревня Еловка,  в ней - 15 дворов крестьянских и 4 - бобыльских. Деревня Горы, в ней - 18 дворов крестьянских и один  - бобыльский (на 1896 год - 50 дворов). Да по рассказам попа Ивана было церковной земли - 31 четверть с осьминою в поле, сенных покосов на 80 копен да в том селе торгуют в неделю один день и ставятся на церковной земле торговые люди.

По писцовым книгам 1675-77 годов на церковной земле значилось в щепетильном и красильном рядах 30 лавок, построенных при боярине И. Н. Романове и 7 новых лавок; на церковной же земле в мясном ряду - 10 амбаров, 15 лавок, 7 кузниц, харчевня, 60 полков. С первых лавок оброк шел в государеву казну, а со вторых - в пользу церкви, это было закреплено еще раз в 1680 году грамотою царя Федора Алексеевича, документ этот хранился в церковном архиве.

К началу XVIII столетия бывшая на Погосте деревянная церковь обветшала и по просьбе вотчинника боярина Льва Кирилловича Нарышкина, митрополит Рязанский, и Муромский  Стефан благословили в 1702 году строить каменный храм. В этом храме устроено два престола во имя Живоначальной Троицы и св. Николая Чудотворца. В 1745 году Никольский придел был переустроен и освящен вновь с благословления Алексея - архиепископа Рязанского.

В 1791 году в южной стороне трапезы устроен другой придел в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1795 году во время бывшего в селе пожара церковь обгорела. После капитального ремонта храм был лично освящен Ксенофонтом - епископом Владимирским.

В 1843 году трапеза храма была значительно расширена, и с того времени наружный вид храма остается без изменений. Церковь пятиглавая, кресты на главах прорезные с полулунием внизу и короную вверху. Алтарь храма - с тремя полукруглыми выступами.

Внутри церковь богато украшена. Из св. икон своею древностью и богатством отличались икона св. Николая Чудотворца в серебряной кованой ризе, Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, венец вызолоченный, а убрус низан жемчугом, икона Пресвятой Троицы в серебреной ризе. Дорогие серебряные ризы имелись также на иконах Пресвятой Троицы, Печорской Божией Матери, Спасителя, Смоленской и Страстной иконы Божией Матери. Своею ценностью замечательны также две бархатные плащаницы,  положенные в гроб Господа Христа и Успение Божией Матери – шиты золотом и украшены жемчугом.

На Евангелии три  различные подписи: 1 - пред Евангелием Марка подписано: «Князь Васильев - сын Вяземской и другие; 2 - по листам внизу подписано: «Променял Евангелие  Спасской   поп …  Дмитриевскому  попу  Гаврилу, рукою своею подписал». 3. Подписано: «Лета 7092 сие Евангелие приложили на престол Чудотворцу Николе и святой Пятнице - Обросим Якимов сын – Шелепова; да Богдан Мелентьев сын - Рябчика, да Ондрей  Васильев - сын Згоева  по своих родителях и по своих душах, а дали за него три рубля».

Имелись два тельных креста: серебряный вызолоченный с частицами св. мощей Муромских Чудотворцев – князя Константина и чад его Михаила и Федора, кн. Петра и княгини Февронии и праведников Юлиании (Лазаревской); серебряный с частицами тех же мощей.

Замечательно по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная; на ней по краям чеканная подпись: «В лето 7146 сию чашу на водоосвящение дал боярин Иван Никитович Романов, человек Михаил Азарион в Стародубе Воцком в селе Погосте Живоначальной Троице да Николая Чудотворца, мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницей, по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя».

Из богослужебных книг сравнительно древние – минеи месячные, изд. 1727 года с подписью на каждой: «1727г. Октября 11 сии книги приложил в Муромский уезд в село Погост к церкви Живоначальной Троицы дому Александра Львовича и Ивана Львовича Нарышкиных по служителе  их Артем Петров сын Суханов, который погребен оной церкви у алтарного окна».

В церковном архиве сохраняются следующие грамоты: 1) храмозданная грамота, данная в 1702 году Митрополитм Рязанским и Муромским Стефаном, 2) храмоосвятительная грамота Алексея - Архиепископа Рязанского, 1745г.,  3) храмозданная грамота 1791 года Виктора - епископа Владимирского, 4) его же храмоосвятительная грамота 1797 года, 5) грамота на построение кладбищенской церкви, данная Ксенофонтом - епископом Владимирским в 1819 году, 6) жалованная грамота царя Федора Алексеевича Троицкой церкви на права пользования оброка с лавок, находящихся на церковной земле, 7) копия с писцовой книги писца Лаврентия Денисова  на земельные владения Троицкого Погоста, 8) межевые книги и план генерального межевания. 

Причта при Троицкой церкви было положено: два священника, штатный дьякон и 2 псаломщика. На содержания причта из разных источников получалось до 2100 рублей в год. Дома у членов причта - собственные на церковной земле.

Земли при церкви – усадебной - 2 десятины 655 сажен, пахотной - 22 десятины, неудобной - 3 десятины и сенокосной около - 15 десятин. По писцовым книгам земли значилось около 62 десятин, но половина её заселена прежде бывшими бобылями; взамен её генеральное межевание отвели в пользу причта Старицкий остров на реке Оке - 63 десятины, но причт владел только четвертой частью острова.

Приход состоял из села Зяблицкий Погост и деревень: Бужерова, Янина, Гор, Польца, Озябликова, Медоварцева, Платцева и Чирятьева. По клировым ведомостям в них числилось 1966 душ мужского пола и 2095 - женского пола, из них раскольников поморского толка - 35 душ мужского и 40 - женского пола.

В Зяблицком Погосте было двухклассное Министерское училище. В 1896 году там обучалось 94 человека.

К Троицкой церкви Зяблицкого Погоста приписана кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Церковь была каменная, построена крестьянином Яковам Семеновичем Каторгиным в 1819 году. Она была холодная и поэтому отпевание усопших в ней совершалась только летом. Утварью, ризницей и св. иконами церковь была снабжена вполне достаточно

В конце XIX и начале XX столетия в Зяблицком приходе служили священники: Василий Соколов, Иоанн Целебровский, Михаил Целебровский, Александр Дмитриевский, протоиерей Петр Соколов; дьяконами: Алексей Милоглядов, Александр Лавров псаломщиком:  Павел Покровский и др.  Настоятелем храма в 1917-1918г. был протоиерей Михаил Целедровский, священником Неополитанский, псаломщиками: Минеев, Покровский, Новосадов.

В 20-30 годах прошлого века в Арефинской церкви во имя Живоначальной Троицы служил священник Магницкий Алексей Иванович, который был арестован 2.10.1930 года и приговорен к трем годам концлагеря. В 30-х годах XX столетия в этой церкви служили священники: Воскресенский Александр Иванович, который был арестован 16.12.1937 году, а 10.01.1938 года расстрелян. Соколов Владимир Яковлевич арестован 6.11.1937года и в этом же году 28 ноября расстрелян. Дьякон Орлов Василий Владимирович, который арестован 16.12.1937 года, и 10.01.1938 года расстрелян. Козельский Феликс Михайлович, 1891 года рождения, служил священником в церкви села Арефино, который был арестован 6.11. 1937 года и в этом же году 28 ноября расстрелян.

В 1943 году храм открыли. Священником в то время был протоиерей Герасим (Попков). В 60-х года XX века священником церкви во имя Живоначальной Троицы служил иерей Георгий (Баринов Георгий Иванович - уроженец деревни Оксентьево). 

В 1968 году священником становится отец Алексей, алтарником - Михаил (Чукавин), который в 1977 году рукоположен в диаконы. В 1978  отец Михаил (Михаил Николаевич Чукавин умер в 2008 году) рукоположен священником Арефинской церкви во имя Живоначальной Троицы. Диаконом в то время служил иерей Александр Калев из Павлова, затем он был рукоположен священником в данном приходе. После него некоторое время диаконом служил  иерей Владимир, который впоследствии был рукоположен в сан священника в данный приход, а диаконом становится Павел Шутов.

Материал из книги: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород. «БИКАР», 2010г.



Комментарии и обсуждение


Пятидесятилетний юбилей дьякона села Арефина Муромского уезда

С благословения Высокопреосвященнейшего Феогноста, 24-го июня 1888 года Арефинский приход и причт, при участии местного благочинного села Новосёлок протоиерея Гавриила Валединского, праздновали пятидесятилетний день служения своего дьякона Степана Степановича Херсонского.

К назначенному дню юбиляра были приготовлены подарки. Ровно в 7 часов звон к водоосвящению возвестил жителям смежных, многолюдных сёл Арефина и Зяблицкого Погоста с соседними их деревнями о небывалом здесь торжестве. Много людей стало стекаться во Входоиерусалимский храм, желая своим усердием почтить всем известного в окрестности старца. Здесь священник П. Адлеров произнёс краткую речь, в которой  высказал свои благо пожелания юбиляру и радость за выпавший ему счастливый жребий подносить дар от всего причта своему доброму сослуживцу.  Затем церковный староста Д. В. Казаков и два представителя от прихожан, - прежде бывший 33 года церковным старостой потомственный Почётный гражданин И. А. Гаврилов и старшина Ф. А. Макаров, поднесли юбиляру святое Евангелие. Выступили на этом торжестве священник Пётр Соколов, священник Зяблицкого Погоста Василий Соколов, протоиерей Новосельского округа Г. А. Валединский.

После окончания церковного торжества, юбиляра с большим почетом торжественно проводили в дом. У ворот дома старушка – супруга с детьми встречала своего старца – юбиляра с хлебом и солью и низко наклонилась всем тем, которые сопровождали его. В доме родич и житель села Арефина, сын священника, слепец Иван Фигуровский приветствовал почетных старцев стихотворением, составленным им, на сей случай.

 «Так закончилось юбилейное торжество достоуважаемого о. дьякона в нашем Арефинском приходе.  Священник села Арефина П. Соколов».

 Данные Владимирской Епархиальной ведомости от 15 октября 1888г., № 20, стр.769.

Галина Арефьева.
29 октября 2012, gat.

Больше о храме и фотографиях на сайте села Арефино www.arefino.com
31 марта 2014.