ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Городец. Церковь Чуда Михаила Архангела.

Городецкое благочиние


Городец. Церковь Чуда Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Чуда Михаила Архангела в Хонех, Рождества Иоанна Предтечи , "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери
Год постройки:1707.
Адрес:
606502, Нижегородская обл., г. Городец, ул. Загородная, д.14

Координаты: 56.633755, 43.47064



Сортировка:

Церковь Чуда Михаила Архангела, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
2 апреля 2015
Церковь Чуда Михаила Архангела, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Ольга Осокина
1 марта 2009
Церковь Чуда Михаила Архангела, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
7 сентября 2020
Церковь Чуда Михаила Архангела, Апсида церкви<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Апсида церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
2 апреля 2015
Церковь Чуда Михаила Архангела, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
2 апреля 2015
Церковь Чуда Михаила Архангела, Фото с сайта http://forum.vgd.ru/file.php?fid=107596&key=1613542216<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Фото с сайта http://forum.vgd.ru/file.php?fid=107596&key=1613542216
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Чуда Михаила Архангела, Фото начала 1900-х гг<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Фото начала 1900-х гг
Дмитрий Дроздецкий
1 января 1900
Церковь Чуда Михаила Архангела, «Альбом ‘Волга от истока до Каспия’». Фото 1894г.<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
«Альбом ‘Волга от истока до Каспия’». Фото 1894г.
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  20 марта 2011

Первое упоминание об этом соборе относятся к 1304 году. Там умер и был похоронен Сын Александра Невского, Андрей Александрович. К сожалению, попытка найти местонахождение этого древнего храма, а, следовательно, и могилы князя успехом пока не увенчалась, так как ныне существующая церковь Михаила Архангела возникла на территории бывшего позднего кладбища на рубеже XVII и XVIII веков. Кирпичная церковь, построена в 1707-1712 гг. Бесстолпный одноглавый четверик с трапезной с южным приделом Рождества Предтечи и столпообразной шатровой колокольней. Северный Скорбященский придел пристроен в 1860 году. Закрыта в 1935-м. Возвращена верующим в 1991 году, отреставрирована.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 сентября 2019

Первое документальное подтвержденное известие о храме относится к началу 14-го в. Церковь Архангела Михаила, бывший собор, в XIII-XIV в.в. выполняла роль усыпальницы удельных князей времён Городецкого удельного княжества 14 в. На этом месте, по преданию, и раньше находилась церковь, здесь захоронены сын и внуки Великого князя Александра Невского (Андрей Городецкий, Михаил и Василий Андреевичи). В 1368 г. церковь сгорела от молнии. После она была вновь отстроена князем Борисом Константиновичем, но и она также истреблена огнём. Существование деревянной церкви Михаила Архангела в Городце XVII в. подтверждается переписными книгами на Городецкую волость за 1623, 1627, 1666 г.г. На церковной земле в то время было 6 дворов да четырнадцать келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией.

Временем постройки церкви Михаила Архангела в Городце Нижегородской губернии, по данным литературы и архивных документов начала XX в., является 1707 г. Но документов, называющих точную дату основания храма, не обнаружено. Это дает возможность предполагать более раннее существование здания. В 1712 г. для освящения храма был «выдан антиминс по благословенной грамоте в Городецком уезде церкви Архангела Михаила в новопостроенную каменную церковь во имя Архангела Михаила».

Кирпичная церковь, построенная в 1707-1712 г.г. - бесстолпный одноглавый четверик с трапезной с южным приделом Рождества Предтечи и столпообразной шатровой колокольней. Северный придел был пристроен в 1860 г. В 1935 г. церковь была закрыта и была возвращена верующим только в 1991 г. Трёхъярусная каменная колокольня: квадратная в основании (5,7х5,7 м) со сводчатым проходом в ней к главному западному порталу церкви. Во втором ярусе объем колокольни переходит в восьмерик и ярус звона с тройным кирпичным шатром, в один ряд слухов. С востока примыкает троечастный алтарь с полукруглыми апсидами, с запада - 4-х столпная трапезная (10,6х10,6 м), с южной стороны - одноапсидный придел. Окна двухсветного храма и низменного придела получили набранные из фигурных отформованных кирпичиков килевидные наличники (в характере XVII в.), входы - перспективные порталы (сохранился портал южного входа в моленный зал). Луковичной формы кирпичную главу покрывает черепица. Крест на ней фигурный с репьями, позолочен. Аналогичная, но меньших размеров глава венчает южный придел. Внутри храм чист, светел и очень уютен. Моленный зал по обмерам начала XX в. бесстолпный, квадратный (7,6х7,6 м), с одной главой, поднятой на высоту 11,7 м. Несмотря на кажущиеся небольшие размеры снаружи, храм очень вместителен и просторен. В большие праздники, при большом стечении народа, в храме практически не приходится протискиваться между людьми. В 2009 г. летняя церковь (придел Архангела Михаила) была заново расписана.

Храм во имя Архангела Михаила является древнейшим в Городце, был срублен вскоре после основания города. Первое документально подтвержденное известие о нем восходит к началу XIV в., когда в Городце умер, приняв схиму, сын великого полководца Древней Руси Александра Невского князь Андрей Александрович (Городецкий), погребенный 22 июня 1304 г. в Михайло-Архангельской церкви. Спустя некоторое время скончалась и его жена, также нашедшая упокоение в усыпальнице Михайло-Архангельской церкви Городца. Храм стал усыпальницей «Городецких» князей и, можно полагать, входил в комплекс строений их дворца-усадьбы. Михайло-Архангельская церковь стала не только домовой Городецкого двора Бориса Константиновича, но и соборной.

Статус церкви возрос после конфликта из-за великокняжеского стола братьев первого Нижегородско-Суздальского великого князя Константина Васильевича - Дмитрия и Бориса (в 1365 г.), когда в ходе мирных, а затем и военных действий, между ними было заключено соглашение: старший Дмитрий Константинович стал великим Нижегородско-Суздальским князем, а младший Борис получил от него в удел Городец. После того как 11 апреля 1368 г. весенняя молния зажгла «на Городци соборную церковь святаго Михаила», Борис на следующий год вновь восстановил ее - «постави церковь соборную во имя святаго Архангела Михаила».

Сообщения важны не только как фиксация в Городце XIV в. Михайло-Архангельского собора, но и отражают особое к нему отношение удельного князя, высоко чтившего своих предков по линии рода Александра Невского. Во время очередного отъезда Бориса Константиновича в Орду летом 1386 г. Михайло Архангельский собор сгорел и был восстановлен уже после его смерти (1394 г.) новым владельцем Городца, Тверским великим князем Михаилом Александровичем уже каменным. Храм был освящен Тверским епископом Арсением 8 ноября 1399 г. В ходе нашествия на Русь полчищ Эдигея в 1408 г., выжегшего «Городец и волости многы поймаша и множество людии изгыбоша», жизнь в Городце замерла на века. Обгоревший, оставшийся без должного надзора каменный собор во имя Архангела Михаила был разобран местными жителями на кирпич.

В 1618 г. вместо каменного величественного великокняжеского собора стоял «на пустом городище погост: на церковной земле храм дреревян во имя Архистратига Михаила да придел Рожества Ивана Предотечи». Церковь была клетской с прирубом придела, с небольшой трапезной, папертью и всходом-крыльцом на них простейшим, наиболее распространенным на рубеже XVI и XVII в.в. в Нижегородском Поволжье типом рубленого храма. В XVII в., оказавшись в глубоких тыловых районах Русского государства, на оживленной Волжской водно-транспортной магистрали, Городец стал быстро развиваться. Активно заселялась территория совсем недавно называвшегося «пустым» городища.

В 1665 г. торговые крестьяне, братья городчане Макар и Константин Слоновы, рядом с обветшавшим клетским храмом своей казной возвели более просторный пятиглавый деревянный Вознесенским храм с приделом и отдельно стоявшую восьмистенную шатровою колокольню. Погостовый ансамбль стал предметом гордости ктиторов и острой зависти других местных приходов, что способствовало интенсификации в конце XVII в. в других районах Городца более долговечного каменного храмового строительства (Троицко-Никольского соборного ансамбля и Пятницкой (Владимирской) церкви в Слободе).

Возросший спрос на опытных в каменном строительстве мастеров (подвязчиков, каменщиков, кузнецов, резчиков по дереву и камню, иконописцев) привел к созданию в Городце собственной артели, которая работала во многих городах и селах России. Каменщиков Григория Яковлева и Ивана Степанова, горшечника Левку Мартемьянова, кузнецов Потапку Никитина с сыном Якушкой, иконописцев Ивана и Макара Семеновых можно с полным правом считать создателями каменных храмов Городца рубежа XVII и XVIII в.в., в том числе церкви Архангела Михаила.

Тогда центр Городца принадлежал ближнему советнику молодого Петра I, вставшему на его сторону в ходе стрелецкого бунта в Москве 1682 г., боярину Тихону Никитичу Стрешневу. Для увеличения доходов с вотчины он представил торговым людям ряд льгот - права отъезда с товарами в Москву, Нижний Новгород, Астрахань, на Макарьевскую ярмарку, ремесленникам - права ухода на отхожие промыслы. Это способствовало накоплению у них капиталов. Появились экономические возможности вместо деревянных храмов строить более величественные и долговечные каменные церкви (пожары в тесной деревянной застройке русских городов оставались страшным бедствием для их жителей).

Церковный староста Василий Романов в 1708 г. обратился к Нижегородскому и Алаторскому митрополиту Сильвестру с просьбой о строительстве каменного Михайло-Архангельского храма. Разрешение было получено и, несмотря на то, что по указу Петра I на строительстве Санкт-Петербурга и крепости Таганрога были забраны многие каменщики - городчане (Иван Степанов, Максим Ломов, Миней Елизаров и др.), строительство церкви велось интенсивно. К весне 1712 г. она вместе с правым приделом была не только отделана, но и снабжена всеми необходимыми иконами, книгами и утварью. Часть всего этого прихожане «состроили» заново, часть перенесли из древних храмов: оловянный дискос и дароносицу с барельефным изображением Николы Можайского, серебряный напрестольный крест, иконы Спаса, Троицы, Рождество Христово, рукописное Евангелие и т.д. 20 марта 1712 г. игуменом Городецкого Федоровского монастыря Михаилом первым был освящен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи, а спустя два дня, 22 марта, - главный престол в честь Михаила Архангела. Полотняные антиминосы при освящении престолов принял первый поп каменной Михайло-Архангельской церкви Иван Михайлов, отныне выплачивавший ежегодна в казну сначала патриаршего престолоблюстителя, а с 1722 г. - Синода по 5 алтын пошлин.

Моленный зал по обмерам начала XX в. был бесстолпным, квадратным (7,6х7,6 м), с одной световой главой, поднятой на высоту 11,7 м (до шелыги). С востока примыкал троечастный алтарь с полукруглыми абсидами, с запада - бесстолпная трапезная (10,6х10,6 м), с южной стороны - одноапсидный придел. Окна двухсветного храма и низменного придела получили набранные из фигурных отформованных кирпичиков килевидные наличники (в характере XVII в.), входы - перспективные порталы (сохранился портал южного входа в моленный зал). Луковичной формы кирпичную главу изначальна покрывала муравленная черепица. Крест на ней был кованный, фигурный с репьями, позолочен. Аналогичная, но меньших размеров, кирпичная глава венчала придел. Колокольня при освящении храма в 1712 г. была отдельно стоящей, бревенной, восьмистенной, шатровой. На ней располагалось 4 колокола (Большой весом в 21 пуд).

Указ Петра I 1714 г. о запрещении каменного строительства по всем городам России, кроме Санкт-Петербурга, застал городчан врасплох. Только после смерти императора, в конце 1720-х г.г., была выстроена ранее заготовленным кирпичом 3-ярусная каменная колокольня: квадратная в основании (5,7х5,7 м) со сводчатым проходом в ней к главному западному порталу церкви. Во втором ярусе объем колокольни переходил в восьмерик и ярус звона с тройным кирпичным шатром, имевшим на треть высоты один ряд слухов. Снаружи под ярусом звона с фигурными консолями объем колокольни оббегал пояс декоративных «жуков», известных по архитектуре Гороховца.

В 1919 г. церковь представляла собой храмовый комплекс, типичный для XVII в. Он включал в себя церковь и трапезную, к которой с запада примыкала шатровая колокольня с вызолоченными главкой и крестом. С течением времени церковь утратила первоначальный облик. Позакомарное покрытие заменено четырехскатной кровлей, одна аспида в алтарной части - тремя. С северной стороны заподлицо с колокольней была пристроена сторожка, с южной и северной сторон – ризницы. Небольшая глава, венчавшая церковь, играла декоративную роль, т. к. световой барабан замкнут и свет не попадал через него во внутреннее пространство храма. Этот архитектурный прием является типичным для XVII в. Это позволяет предположить существование каменной церкви ранее 1707 г.

Каменная ограда сложена вокруг церкви и кладбища в 1858 г. на средства прихожан. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1909 г. сообщает, что церковь имеет престолы: «главный холодный чуда Архистратига Михаила, в теплом пределе – Вознесения Господня и левый – св. Иоанна Предтечи».

Сохранилось описание начала XIX в. внутреннего убранства и утвари: «пол чугунный, сделан в 1807 г. Из икон замечательны по своей древности: Троица и Рождества Христова. Но древнее всех и драгоценнее икона Спасителя древнего греческого письма. В ризнице юсовое Евангелие, писанное на бумаге конца XVII в. Замечательны оловянные сосуды, дискос и дароносица весьма старинной работы». В церковной библиотеке хранилось 50 томов книг для чтения и до двадцати названий противораскольнической литературы.

В 1910-1911 г.г. холодный храм Архистратига Михаила был оштукатурен и вновь сделана роспись живописными картинами. На это было израсходовано около полутора тысяч рублей средств прихожан и церковного старосты Рудакова.

В Архангельском приходе в начале XIX в. было 43 деревни, 2 училища и школы: двухклассная Министерская мужская (открыта в 1881 г.); земская школа при сельце Штатном (открыта в 1905 г.); в приходских деревнях Кумохино (открыта в 1905 г.), Рожково (открыта в 1896 г.), Варварской (открыта в 1911 г.). Церковные школы помещались в собственных домах, на содержание которых отпускались средства из казны Балахнинского земства.

К 1922 г. относится Акт, хранящийся в Балахнинском филиале ГАНО, где содержится опись церковной утвари Архангельской церкви. В Акте зафиксирован тот факт, что группа верующих приходской Архангельской церкви с. Городец получила разрешение Балахнинской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей заменить ценные предметы соответствующим количеством металла. При этом представлено «пожертвованное серебро в соответствующем количестве, именно 35 ф. 45 зол., с тем, чтобы означенные церковные предметы серебряные, как необходимые для Богослужения оставались для пользования в храме…». Таким образом, церковь Михаила Архангела в 1919 г. использовалась по прямому назначению для Богослужения.

Храм был закрыт в 1935 г. и возвращён верующим только в 1991 г.

Н.Ф. Филатов "Городец на Волге", 2005 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 сентября 2019

«Волга здесь (в Городце) прибивается к левому берегу, и потому осыпи берегов Городецких случаются довольно часто. Часть вала и большое количество внутренности его – сползли. Сползли лет сто тому назад и остатки церкви Вознесения, говорят, древнейшей в Городце. Такую же участь, кажется, имел и собор Михайловский, в котором покоились останки князя суздальского Андрея Ярославича и его племянника, великого князя Андрея Александровича, сына Александру Невского.

Нынешняя церковь Михаила Архангела на кладбище не имеет ничего общего с древним Михайловским собором, хотя и замечательна в археологическом отношении. Так сказали нам, когда из соборов мы отправились её осматривать. Церковь Архангела Михаила находится близ древнего вала. Она не велика. Нижняя часть старинной постройки (XVII столетие) с оживами над окнами и другими украшениями древних зданий. Верхняя часть, т.е. купол и глава – новые. Внутри церковь довольно богата; пол чугунный, сделанный в 1807 году; в трапезе на левой стороне свод почти разрушился и потому служить в теплом приделе небезопасно. Из икон замечательны по своей древности Троицы и Рождества Христова. Но древнее всех и драгоценнее икона Спасителя древнего греческого письма. В ризнице показали нам юсовое евангелие (тетроевангелие), писанное на бумаге в пол листа; оно конца XVII века. Перевод мало отличен от нынешнего, только орфография другая. Выходного листа нет, потому нельзя определить с точностию времени и письма лица, занимавшегося письмом. Замечательны оловянные сосуды, дискос и дароносица, весьма старинной работы. На дароносице барельеф Николы Можайского грубой работы.

Говорят, лет 100 тому назад, когда древнейшая церковь Городца – Вознесенская – готова была обрушиться, все старинные образа и утварь перенесли к Михаилу Архангелу. Внутри вала близ того места, где находилась разрушившаяся церковь, мужик пахал пашню и сохою зацепил за что-то твёрдое. Разрыв землю, он нашел довольно большую водосвятную чашу, сделанную, кажется, из жести. Она находится в Михайловской церкви, по верхнему её краю находится надпись: «сия чаша водосвятная Городецкия волости Вознесения Христова». По работе эту чашу можно отнести никак не далее как к концу XVII столетия» (1844 г., января 8, с. Городец).

По материалам: Мельников П.И. (Андрей Печерский) Городецкие церкви. Старые годы: Рассказы. Исторические очерки. - Горький: Волго-Вятское книжное издательствово, 1990 (Нижегородская отчина)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.