ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1831 и 1844.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Рязанская область, Шацкий район, поселок Выша

Координаты: 54.027973, 42.104242





Сортировка:

Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
Рожнова Галина
14 сентября 2012
Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
vertuniya
8 января 2020
Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
iд Стефан
17 сентября 2010
Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
iд Стефан
17 сентября 2010
Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
iд Стефан
17 сентября 2010
Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
iд Стефан
17 сентября 2010
Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Выша, Шацкий район, Рязанская область
vertuniya
8 января 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 августа 2017

Свято-Успенский Вышенский монастырь был основан в 20-х годах ХVII века. Впервые в письменных источниках обитель упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы. Из письменного источника известно, что родительница первого монарха из рода Романовых постановила "...храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь". Новое место определили не случайно - недалеко от судоходной реки Цны. До этого же обитель располагалась на левом берегу реки Выши. Эти земли, называвшиеся "старая пустынь и огородище" ещё долго принадлежали монастырю, в конце ХIХ века отошедшие местному помещику Эммануилу Нарышкину. Строительство монастыря началось в 1625 году при иеромонахе Тихоне и продолжалось 36 лет. Возводились строения тогда из дерева; леса здесь всегда было в достатке. К концу ХVIII века при настоятеле иеромонахе Леонтии в монастыре стали строиться каменные сооружения. Так, согласно описи 1784 года, в Вышенском монастыре имелись "церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней ныне видится весьма ветха. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу". Расцвет же обители пришёлся на ХIХ век.

В ХIХ веке Вышенский монастырь попадает в ведение Тамбовской епархии. В то время ею управлял архиепископ Феофил. Он то и занялся обителью всерьёз. Феофил перевёл в Вышу иеромонаха Тихона, который, по сути, отстроил монастырь заново. При Тихоне на территории обители возвели Троицкий храм и каменную четырёхъярусную колокольню, каменные кельи и ограду с башнями. И именно во время игуменства Тихона и был построен Казанский собор, который теперь называют визитной карточкой Свято-Успенского Вышенского монастыря. Его начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку - шесть тысяч рублей - поступил по духовному завещанию моршанского протоирея Иоанна Наполинского. Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году. Кто был архитектором этого величественного здания - неизвестно. Однако есть данные о том, что он был "устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора". При этом писали, что "он уступает своему образцу размерами и внутренним украшением". В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя. Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место "с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам - Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе", - отмечается в книге "Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря", изданной Рязанской епархией в 2009 году. После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь.

В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочерёдно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница. Казанский храм приспособили под склад. Там хранили всевозможные вещи - телогрейки, сапоги, автомобильные покрышки... Поэтому здание очень скоро пришло в ужасное состояние. В оконных проёмах не осталось ни рам, ни стёкол, кровля в нескольких местах провалилась, а там, где уцелела, поросла травой и даже деревьями. Интерьеры также сильно пострадали: настенные росписи были испорчены, Казанская икона Божией Матери пропала, склеп святителя Феофана вскрыли и осквернили. В 1972 году иерей Георгий Глазунов, игумен Марк Лозинский и двое студентов Московской духовной академии проникли в закрытый Вышенский монастырь, где и пробрались в подклет бывшего Казанского собора. Они совершили в подклете панихиду, после чего решили вывезти эти святые мощи в Троице-Сергиеву лавру. Кроме того, испросив разрешение у "больничного" начальства, им разрешили вывезти также тяжёлую шеститонную надгробную плиту. Для вывоза этого ценного раритета было решено позвать на помощь военных с их тяжёлой техникой и лебёдками. Надгробие перевезли в находящееся неподалёку село Эммануиловка и поставили его в церковной ограде, прямо напротив алтаря. Мощи же Феофана Вышенского пребывали в лавре до 1988 года, после чего их перевезли в Сергиевский храм того же села Эммануиловка. Перенесение святых мощей Феофана Затворника в обитель состоялось только 29 июня 2002 года. Торжественное перенесение состоялось при участии Патриарха Алексия II. Безусловно, главной святыней Вышенской обители является Казанская Вышенская икона Божией Матери - точная копия образа, обретённого в Казани в 1579 году. Сравнивать Казанский собор со столичным "строгим классицизмом", конечно, трудно; но для провинциального ампира 1830-1840-х годов Казанский собор - явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом.

Следует отметить, что тридцатые - сороковые годы ХIХ века вовсе не были для Рязанщины и Тамбовщины (Шацкий уезд тогда входил в Тамбовскую губернию) эпохой расцвета классицизма. Наоборот, он стремительно сходил со сцены, вытесняемый русско-византийским стилем К.А. Тона столь напористо, что во многих сооружениях два стиля попросту наслаивались друг на друга. Стандартное решение эпохи классицизма - это ротонда, однако ротонда ротонде рознь - в контексте решаемой архитектором задачи пятикупольный верх может намеренно или ненамеренно утяжелить или облегчить здание. В случае с Казанским собором, ротонды и купола - логичное развитие общей концепции вертикально ориентированного храма. Они придают постройке лёгкость, делают силуэт выразительным и главенствующим благодаря лёгкости купольного завершения. Узнаваемыми архитектурными решениями классицизма в архитектуре храма являются крупная рустовка, полуколонны, скупое и чётко геометрическое оформление оконных проёмов с полуциркульным завершением. Необходимо также отметить правильный подход к сохранению цветовой гаммы сооружения. Сочетание охры (стены), белого (декор) и тёмного (купола) - всё это характерно для классицизма. Многие детали фасадов, такие как рамы на портиках, под фронтонами собора специально сделаны "под роспись". Главная композиционная идея храма - подчеркнуть развитию вверх, по вертикали; с определённых ракурсов может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия - высота при ближайшем рассмотрении всё же меньше. И тем не менее, входя в храм поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объём! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх - два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающие эффект "взлёта". Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идёт своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма. Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма - с его колоннами, золочёными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть. Иконы по большей части современные. На стенах собора отчётливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это - историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом психиатрической больницы. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация...

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №252, 2017 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 мая 2020

Казанский собор является настоящим украшением Свято-Успенского Вышенского монастыря. Его начали возводить при игумене Тихоне в 1831 году - уже велика была потребность в новом, более вместительном храме. Строительство стало возможным благодаря тому, что монастырь тогда получил шесть тысяч рублей по духовному завещанию моршанского священника Иоанна Наполинского. Окончили собор через тринадцать лет - в 1844 году. Видимо, поскольку игумен Тихон ранее долгое время подвизался в Саровской пустыни, за образец для Казанского собора был взят саровский Успенский собор. В "Историко-статистическом описании Тамбовской епархии" (1861) говорится, что Казанский собор "устроен по плану, который снят с Успенского собора саровского.

Вышенский собор уступает своему образцу размерами и внутренним украшением: тем не менее, своею архитектурою он останавливает на себе внимание наблюдателей и привлекает в свое святилище богомольцев в значительном количестве. Имея одинаковую длину и ширину в 12 саженей (26,6 метров), он с двух сторон обставлен колоннами с красивыми фронтонами; пять куполов с золочеными главами... довершают его наружное великолепие". Собор имел три престола: основной - в честь Казанской иконы Божией Матери - главной святыни Вышенской пустыни; правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери; левый - в честь Рождества Иоанна Крестителя. Наружные стены храма украшали великолепные фрески с изображениями святых и праздников. В Казанском соборе был похоронен святитель Феофан Затворник, и до начала 1970-х годов его святые мощи покоились в этом храме, здесь же они вновь пребывают с 2009 года. Когда собор в числе других монастырских строений передали областной психиатрической больнице, его стали использовать под склад. Как рассказывал протоиерей Георгий Глазунов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в соседнем селе Эммануиловка, в соборе были "выбиты окна, всё загажено голубями, набросаны дрова, бочки, кровати - и среди этого хаоса погребён святитель Феофан".

Казанский собор возвратили Вышенскому монастырю в 1990 году. Но тогда он был в таком состоянии, что для полного восстановления потребовалось очень много труда и времени. Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского соборного храма 14 марта 2009 года. Незадолго до этого сюда, на своё прежнее место, были перенесены из Эммануиловского Успенского храма мощи святителя Феофана. Сейчас здание Казанского собора полностью отреставрировано, внутри храм побелён, а снаружи выкрашен в жёлто-белый цвет, живопись с изображениями святых и праздников на внешних стенах восстановлена.

Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск № 83, ООО "Де Агостини", 2010



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.