ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сергиев Посад. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии.

Боголюбская киновия (скит)


Сергиев Посад. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии
Церковь. Действует.  
Престолы:Боголюбской иконы Божией Матери, Матроны мученицы
Год постройки:1859.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Новоогородная, 40А

Координаты: 56.30738, 38.170548
Проезд:с Ярославского вокзала до г. Сергиев Посад, далее автобусом № 38 или маршрутка № 15 от автовокзала до конечной остановки "Смена". Далее около полутора км пешком.
3 км к востоку от центра по Вифанской ул., за прудами - налево, в пос. Каляевский.



Сортировка:

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
15 сентября 2022
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
15 сентября 2022
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
15 сентября 2022
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
15 сентября 2022
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
15 сентября 2022
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
15 сентября 2022
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
15 сентября 2022
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, Вид с юга, фото с квадрокоптера<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с юга, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 июня 2016
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 июня 2016
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, Вид с северо-востока, фото с квадрокоптера<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с северо-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 июня 2016
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, Вид с востока, фото с квадрокоптера<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид с востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 июня 2016
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, Вид от Черниговского скита<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид от Черниговского скита
oldboy
24 августа 2014
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Дмитрий Паньшин
18 марта 2018
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1999
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 1993
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, , Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1988
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, Заврешение храма, фото с квадрокоптера<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Заврешение храма, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
18 июня 2016
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, 		      <br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область

Чупринин Михаил
28 апреля 2007
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, Фото с сайта http://vk.com/wall-53298289?offset=20<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Фото с сайта http://vk.com/wall-53298289?offset=20
Андрей Агафонов
??
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери бывш. Боголюбской киновии, Лубок. 1875 год<br>, Сергиев Посад, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Лубок. 1875 год
Лобготт Пипзам
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Васильков
 

Киновия Боголюбская создана по инициативе митрополита Филарета между 1849 и 1859 гг. для погребения братии Троице-Сергиева монастыря. Расположенная в непосредственной близости к Гефсиманскому скиту и его «Пещерам», киновия входит в единую художественную систему культовых ансамблей середины и второй половины XIX в. на окраине города. Небольшой комплекс кирпичных, преимущественно гражданских зданий, помещенный на мысу между двух прудов, сформировался в 1840-1870-х гг. Простая, сугубо утилитарная архитектура трапезного, гостиничного и келейных корпусов малоинтересна. Часть построек и ограда с западными Святыми воротами утрачена.

В художественном отношении наиболее привлекательна Боголюбская церковь, стоящая на поперечной оси участка, напротив прежнего главного входа в монастырь. Двухэтажная с теплым приделом в полуподвале, она выстроена в 1859 г. на средства М. И. Логиновой в ретроспективных формах псевдорусского стиля. Типология, конструкции и детали убранства восходят к образцам XVII в. Воспроизведение старых декоративных форм сочетается с их стилизацией. Здание развивается по одной оси. Бесстолпный двухсветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом и увенчан небольшим стропильным шатром на глухом восьмигранном барабане. Тройной пониженный алтарь и сводчатая трапезная в две световые оси дополняют композицию, которая еще недавно завершалась трехъярусной шатровой колокольней. Из двух боковых крылец с рундуками на кувшинообразных столбах и арками с висячей «гирькой» отчасти уцелело северное. Сдержанное убранство оштукатуренных фасадов здания исчерпывается килевидными кокошниками в парапетах и в основании шатра, плоскими наличниками с заостренным архивольтом.

Статичное уравновешенное пространство храма со временем было кардинально изменено. Исполненная в академической манере настенная клеевая живопись 1866 г. частично забелена. Пол в храме из чугунных орнаментальных плит, в окнах - металлические ампирные решетки.

Памятники архитектуры Подмосковья, под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской, 1999г.


Марина Зуйкова  25 июля 2018

На берегу Скитских прудов, вдали от шумных дорог, в глуши лесов, неподалеку от Гефсиманского Черниговского Скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на месте, называемом Корбухой, полтора столетия назад (в 1858 г.) блаженный схимонах Филипп основал Боголюбскую Киновию (от греческого «киновия» – «общежитие»).

В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад честные останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита.

Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии были выстроены пять деревянных келейных корпусов, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; содержался собственный скотный двор. В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам, богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен.

К сожалению, даже в эти глухие места в 20-х годах прошлого века пришло страшное иго гонений на Церковь, которое разрушило не только большинство построек в Киновии, но и некрополь, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике.

До наших дней сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней, который с недавних пор возвращен в ведение Русской Православной Церкви. Теперь предстоит приложить много усилий, чтобы восстановить уцелевшую часть некогда процветавшей святой обители Боголюбской.

Источник: skit-chernigovsky.ru/ru/kinoviya/190-kinoviya-bogolyubskaya


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 декабря 2023

Слово «киновия» в переводе с греческого языка буквально означает «общежитие». Боголюбская киновия вместе с Гефсиманским и Черниговским скитами, Вифанией митрополита Платона и пустынью Параклита составляли ожерелье общежительных монастырей, возникших вокруг Троице-Сергиевой лавры в XIX столетии. Основателем киновии был старец Филипп – блаженный Филиппушка. В 1859 году святитель Филарет (Дроздов) освятил возле его лесной келии каменную двухэтажную церковь Боголюбской иконы Божией Матери, построенную на средства московской купчихи Матроны Логиновой. До революции киновия играла роль скита при монастырском кладбище Троицкой лавры.

Писатель и журналист С. А. Кельцев в очерке 1882 года о жизни блаженного Филиппушки писал: «Помолившись в Лавре, поклонившись мощам преподобного Сергия, каждый считает своим долгом посетить и новейшие, под кровом преподобного Сергия создавшиеся в последнее полустолетие <…> в двух верстах от Лавры обители: Гефсиманский скит с его Пещерною обителью и Киновиею Боголюбивой Богоматери». В конце XIX и начале XX века паломники имели обычай поклониться чудотворной Черниговской иконе Божией Матери в Гефсиманском скиту, а после пройти несколько десятков метров к уединенной Боголюбской киновии, чтобы отслужить панихиду по ее основателе схимонахе Филиппе. До революции гроб подвижника находился в нижнем храме киновии.

Блаженный Филипп родился в семье крестьянина деревни Стряпковой Вязниковского уезда Владимирской губернии Андрея Хорева. До принятия на себя подвига юродства, а затем и иночества, Филипп был дважды женат и имел трех сыновей и двух дочерей. Семейство Хоревых отличалось набожностью и благочестием. Старший брат схимонаха Филиппа Федор Андреевич Хорев, а также сыновья самого Филиппа – Галактион, Прокопий и Лазарь – подвизались в основанной им Боголюбской киновии. Дочь Синклития была послушницей в московском Алексеевском монастыре, вторая дочь Варвара более двадцати лет несла послушание в Хотьковской женской обители, а невестка Епистимия – в Зосимовой пустыни Подольского уезда. Поворотным моментом в судьбе Филиппа стало его первое пешее путешествие. В один из летних дней родные ушли в поле на работы, условившись, что тот позднее приготовит и принесет обед. Однако блаженный этого не исполнил, а ушел из дома и пять дней странствовать в пустынных местах почти за сорок верст от своей деревни. Филипп вернулся из своего загадочного похода изнуренным, полураздетым и босым. О том, где он был, Филипп не говорил родным ни слова. С того времени Филипп сильно изменился: стал молчаливым, постоянно постился и не желал носить верхнюю одежду даже в непогоду.

Биограф блаженного писал: «Прежнего Филиппа как бы не бывало». Прежде чем стать иноком в Троице-Сергиевом монастыре, блаженный Филиппушка провел более десяти лет в подвиге юродства и странничества, пешком исходив Нижегородскую, Владимирскую, Московскую, Тульскую, Калужскую, частично Орловскую, Курскую и Киевскую губернии. Юродство божьего странника, его непонятные речи часто были причинами не только насмешек и побоев, но и арестов полицией. Исследователь суеверий и бродяжничества Иван Прыжов даже включил блаженного Филиппушку в свой сборник московских лже-юродивых и лже-пророков. Вот что он писал: «Бегал в Москве известный Филиппушка с огромной палкой, на которой сидел литой медный голубь, самая же палка была весом около пуда; в другой руке у него был колокольчик, и он в него звонил. Одежда у него была полумонашеская. За Филиппушкой постоянно бегала толпа женщин и мальчишек; первым он говорил разные непонятные речи, а вторым кидал деньги и пряники, и всех поздравлял с ангелом». Действительно, в те времена по городам слонялось множество бродяг, сектантов и обманщиков, выдававших себя за пророков. Они пользовались необразованностью толпы и суеверием богатых купцов. Но блаженный Филиппушка нашел надежного защитника и свидетеля своей праведности в лице одного из образованнейших иерархов того времени – московского митрополита Филарета (Дроздова).

В 1847 году святитель Филарет, которого Филипп называл «белым ангелом», предложил блаженному пожить в Троице-Сергиевой лавре. На первой встрече с наместником лавры архимандритом Антонием (Медведевым) Филипп в своей иносказательной манере говорил так: «Походил, сокола половил… Вот я и пришел сокола ловить у Сергия под крылышком». Однако в самой лавре блаженный пробыл недолго. В 1850 году с благословения владыки Филарета Филипп был зачислен послушником в основанный в двух верстах от лавры Гефсиманский скит. Через несколько лет Филипп был пострижен наместником лавры Антонием в монашество с именем Филарет. С этого времени блаженный оставил свой посох с голубем, облачился в монашеские одежды и перестал ходить босым. Скоро он попросил у монастырского начальства еще большего уединения и стал рыть «погребок» в лесу рядом с Гефсиманским скитом. Со временем этот «погребок» превратился в настоящую пещерную обитель с подземной церковью Архангела Михаила. Там и желал бы закончить свою жизнь инок Филарет – блаженный Филиппушка, но Богу было угодно, чтобы он основал новую пустынь – Боголюбскую киновию. Филипп не смог ужиться вместе с иноками своего скита. Один из монахов, испытывая зависть к Филиппу за то, что к нему приходят многие паломники за наставлением, стал писать наместнику Троицкой лавры анонимные письма с вымышленными обвинениями на старца. Из-за неприязни, которую испытывали к Филиппу и другие собратья по скиту, наместник благословил блаженному выбрать в окрестных лесах себе новое место для келии. Однажды, прогуливаясь в ближних к Гефсиманскому скиту лесах, Филипп отметил высокий пригорок, спускавшийся обрывом к пруду. С этого возвышенного места были хорошо видны вдали купола Троице-Сергиевой лавры и пещеры Гефсимании. Отец наместник, который, как и святитель Филарет, во всем покровительствовал подвижнику, разрешил Филиппу устроить там себе келию и поселиться вместе с тремя сыновьями. Вскоре на новом месте появилась небольшая моленная.

В 1857 году чтившая старца Филиппа московская купчиха Матрона Ивановна Логинова обратилась к церковным властям за разрешением построить каменный храм. В 1858 году была построена часовня, а через год – полноценная двухэтажная церковь Боголюбской иконы Божией Матери с нижним храмом в честь преподобной Матроны и мученицы Капитолины. Имена этих довольно редких святых носили купчиха Логинова и ее дочь. Рядом с новой церковью вскоре были построены жилые монашеские корпуса, где поселились несколько послушников. Так рядом с пещерами Гефсиманского скита была основана новая обитель – Боголюбская киновия. В 1863 году блаженный Филипп сильно заболел. Он принял схиму, готовясь к кончине, но по воле Божией, выздоровел. Только что вставшего с одра болезни схимника ждало новое испытание – завистники пустили слух, что в киновии старец тайно руководил изготовлением фальшивых кредитных билетов. В обители Филиппа был проведен обыск, но подтверждения слухам не нашли. Во избежание дальнейших неурядиц Филипп на время был вынужден покинуть свою келию в Боголюбской киновии. Отсутствие инока дало повод некоторым считать, что его отправили под арест, но на самом деле он побывал в Московском Симоновом монастыре, в Богородичном монастыре Тулы, наконец, в Введенской пустыни под Покровом. Однако ни в одном из этих мест не захотел схимонах Филипп найти себе приют – всей душой он стремился вернуться в киновию. В октябре 1868 года вместе с сыновьями он получил разрешение возвратиться в Боголюбскую обитель. Меньше чем через год схимонах Филипп скончался в возрасте 66 лет, приняв последнее причастие из рук сына иеромонаха Прокопия. Блаженный был погребен архимандритом Антонием (Медведевым) в нижнем храме киновии за правым клиросом. После кончины Филиппа киновию возглавил его сын иеромонах Галактион, который во всем хранил порядки отца. В конце XIX столетия в обители проживало уже около тридцати монахов.

В 1920-х годах Боголюбская обитель была закрыта. В верхнем храме разместили швейную фабрику, а в нижнем – бойлерную.

В начале 1990-х годов в бывшей киновии были обретены мощи схимонаха Филиппа. Его гроб был перенесен в Иверскую часовню пещерного отделения Черниговского скита, где пребывают до настоящего времени. Боголюбская церковь была восстановлена и освящена только в 2019 году, причем нижний храм получил новое посвящение в честь благоверного князя Игоря Черниговского.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/антон Саков. Боголюбская киновия в Сергиевом Посаде



Комментарии и обсуждение


В настоящее время в храме и на территории его располагается швейная фабрика, вход закрыт. В нижнем отделении храма находится склад, в верхнем - цех. Какое-то время назад откопали мощи св. Филиппа и перенесли в находящийся поблизости Черниговский Скит. По словам сторожа, в храме частично сохранились росписи.
7 сентября 2008, Dr. Robert!.

По сведениям официального сайта Гефсиманского Черниговского скита комплекс Боголюбской киновии передан Церкви. В настоящее время ведутся активные реставрационно - восстановительные работы http://skit-chernigovsky.ru/ru/kinoviya
12 мая 2013.

1 июля наместник Лавры отслужил первую литургию в храме киновии
9 июля 2013.

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбской киновии (г.Сергиев Посад, пос. им.Каляева, ул.Новоогородная, 40А) является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9)

Кирилл Аминов 06 апреля 2015 г.

6 апреля 2015.