Введенская церковь женского Воскресенского монастыря города Мурома
Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в женском Воскресенском монастыре города Мурома на данный момент представляет собой одно из самых малоизученных сооружений муромского зодчества. Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к 1624 году. В описи 1637 года она названа «теплой»: «…теплая церковь Введения Пресвятыя Богородицы древяна клетцки с папертью… и все церковное строенье муромца гостиные сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею» [1]. Наиболее вероятно, что ее строительство произошло между 1617-1627 годами, когда землю «за ручьем на Воскренской горе», где уже в XVI века существовали два деревянных храма (Воскресения Господня и святителя Николая), приобрел купец Семен Черкасов для обустройства девичьего монастыря. Для нужд новой обители оба храма были перестроены. Престол во имя святителя Николая перенесли в качестве придела в соборную церковь Воскресения, а Введенский храм стал зимним [2]. Какой облик имела деревянная церковь – пока не выяснено.
В 1655-1678 годы на средства купца Авраама Черкасова в монастыре велось каменное строительство [4]. Некоторые исследователи предполагают, что собор и, может быть, колокольня появились несколько раньше: в 1646-1650 годы. Из трех возведенных в те годы храмов сохранилось два [6]. Шатровая колокольня, выстроенная к северу от собора и к западу от Введенского храма, стала четвертым памятником той эпохи. Вполне возможно, что некогда собор, храм и колокольня соединялись переходами в единую композицию, которую называли «покоем» (один из примеров такого расположения монастырских зданий – ансамбль тоже Воскресенского монастыря (1674-1678 годы), но в Угличе, строительство которого шло по указу митрополита ростовского Ионы Сысоевича). Следует отметить несомненное сходство в расположении и облике крытых галерей, крылец и элементов декора соборов обеих обителей.
Косвенным подтверждением предположения о взаимном расположении храмов и колокольни муромского монастыря могут послужить два аргумента. Во-первых, колокольня, ныне трапезной палатой соединенная с Введенской церковью, по своим размерам чрезмерно грандиозна для небольшого зимнего храма, и гораздо больше согласуется с Воскресенским собором. При подходе к монастырю с запада, когда церковь Введения Пресвятой Богородицы не видна, колокольня вполне естественно воспринимается как парное строение этого собора. Во-вторых, архитектурное решение церкви Введения представляет собой довольно сильный контраст с оформлением колокольни.
По своей конструкции Введенский храм – это небольшая крестово-купольная церковь, стены которой завершаются щипцами. По ним положена восьмискатная кровля, увенчанная небольшой главкой на глухом барабане. О ее декоре сейчас сложно судить, так как во время неудачной реставрации XIX века ее стены (также как и стены Воскресенского собора, и колокольни) были покрыты толстым слоем штукатурки [7]. Сейчас их украшают только полуколонки с капителями по углам, карниз по краю скатов кровли и небольшие кокошники у основания барабана. Обычно такой облик связывают с влиянием деревянного зодчества, однако, нельзя исключить возможность, что он не был изначальным. Аналогичные восьмискатные кровли в новгородском зодчестве стали появляться во второй половине XVI – XVII веке. И тогда, и позднее, в некоторых случаях они заменяли собой трехлопастное завершение фасадов и более древние кровли, пострадавшие во время пожаров. Как примеры можно упомянуть церкви Благовещения в Аркажах (1179 год), Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год), Двенадцати Апостолов на Пропастех (1454-1455 годы). Конечно, речь не идет о прямом заимствовании, но и в Великом Новгороде, и в Муроме, такие кровли, вероятно, привлекали большей простотой исполнения и приспособленностью для климатических условий.
Как уже было отмечено, сейчас Введенская церковь с запада соединена трапезной палатой с высокой колокольней. Каждый из ее трех ярусов имел свое назначение. В нижний - четверик - встроены два входа: небольшая калитка и довольно высокий полуциркульный проход. Вероятно, он служил входом в крытую галерею, ведущую к Воскресенскому собору. Об этом говорит и отсутствие какого-либо декора. Парадный вход в монастырь обычно оформлялся гораздо нарядней. Кроме этого, по той линии, где могла идти монастырская стена, расположена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Исходя из этого, не совсем верно называть колокольню Воскресенского монастыря «надвратной» [4]. Назначение ее нижнего яруса было более скромным. Второй ярус колокольни уже в древности использовался в качестве ризницы, где хранились облачения и богослужебная утварь [2]. С северной стороны ярус имеет два небольших окна, обрамленные нарядными наличниками с завершением в виде кокошников традиционного для муромской монастырской архитектуры рисунка (см.: Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря и Благовещенский собор Благовещенского монастыря в Муроме). Завершает ярус тоже традиционный для Мурома карниз. Восьмигранный ярус звона довольно высок и увенчан шатровым завершением с рельефными окнами-люкарнами.
К сожалению, ни один из колоколов старинного подбора не сохранился до нашего времени. В XVIII веке, перед упразднение монастыря в 1764 году, на колокольне было семь колоколов. Все они не очень большого веса: «При той же трапезе колокольня каменная, на ней семь колоколов, в коих в первом шестьдесят, во втором тринадцать пудов, а в прочих по скольку неизвестно» [6, 2]. Наиболее ценный из этих колоколов изготовил в 1674 году московский мастер Федор Моторин, как это следует из текста уцелевшей надписи: «Лета 7182 вылит сей колокол при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея великия и малыя и белыя России Самодержца лил сей колокол мастер Федор Моторин». После закрытия монастыря в 1930 году его сбросили с колокольни для последующей переплавки. Обломки его сейчас хранятся в музее города Мурома [2].
Библиография:
[1] Писцовая книга города Мурома 1636-1637 годов // МИХМ. НА. Лл.: 30 об.-32.
[2] Сухова О.А. Древности муромского Воскресенского монастыря // http://rusarch.ru/suhova1.htm#_edn6
[3] Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.: 37
[4] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37
[5] Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1902. Кн. IV. С:. 49, 55, 57
[6] Опись Воскресенского монастыря. 1768 г.// ЦГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2451. Лл. 66-71 об.
[7] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 57