ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Казаково. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Казаково. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Троицы Живоначальной, Димитрия Солунского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1828 и 1841.
Архитектор:О. Монферран
Адрес:
Нижегородская область, Вачский район, с. Казаково

Координаты: 55.765446, 42.772171
Проезд:Нижний Новгород - Павлово - Вача - Казаково



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Казаковская СОШ  20 декабря 2007

История создания храма уникальна. Возникло Казаково не случайно. Оно имело большое стратегическое значение, и расположено было на торговом пути между уездными городами. До 18 века гужевая дорога с Нижнего Новгорода на Муром проходила по водоразделу от Зяблицкого погоста (с.Озябликово) на Медоварцево, Алтунино, Казаково, Митино, Ганино, Черновское, Крутец, Монаково, Поздняково и далее по перевозу через Оку на Муром. Поймы двух речек Большой и Малой Кутры не имели мостов и поэтому местность для гужевого транспорта была труднопроходимой, что вынуждало делать объезд на Казаково, которое расположено почти на одинаковом расстоянии между бывшими уездными центрами – г. Муром и г. Горбатовым. Шел этот путь по глухомани лесов, кишевших беглыми, «лихими людьми», грабившими купцов, ехавших с товарами на Макарьевскую ярмарку, открывшуюся в 1641 году. Для охраны торгового пути в Богородске, Павлове на Оке и на месте современного с. Казаково была поставлена конная казачья стража, и, по всей вероятности, поселение, где жила казачья охрана, получило дальнейшее название – Казаково.

Казачий стан охранял от разбойников не только торговый путь, но и монастырь – Троицкую пустынь и церковь при ней, построенную в 1630 году. Эта монастырская церковь Святой Живоначальной Троицы была деревянной кладки и располагалась за речкой Кутрою. На колокольне были 2 малых колокола, о чем свидетельствует исторический документ: «Вокруг церкви была ограда, покрыта пластинами, в ограде ворота большие, створчатые, вереи дубовые, крыты тесом, на них были образа Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.» Были еще одни ворота – проезжие. Внутреннее убранство церкви представляли образ живоначальной Троицы, серебряные венцы позолоченные, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии на золоте, Евангелие, образ святых мучеников Фрола и Лавра, образ Вседержителя Спаса страшный суд на золоте. Кроме монастырской в селе была построена в 1643 г. церковь приходских людей во имя великого чудотворца Николая. Она также была деревянная – верх шатром. На колокольне было 4 колокола – 1 большой, 3 малые. «Около церкви огорожено забором, ворота створчатые, вереи дубовые покрыты тесом, на них образ Спаса».

«На церковной земле были построены двор попа Микифора Васильева, двор попа Фадея Андреева, двор попа Ильи Микифорова. Под поповыми дворами усадьбы полторы десятины, 6 десятин пашни в поле, на речке Кузомке и по обе стороны речки Кутры сенные угодья на 100 копён». Таким образом, в Казакове во второй половине 17 века было две отдельные церкви: первая была приходской, а вторая монастырской. Что действительно Троицкая церковь была монастырской, это подтверждается окладными книгами Рязанской епархии за 1676г., в коих отмечено следующее: «Вблизи села Казакова монастырь, а в нем церковь живоначальной Троицы. К этому монастырю по писцовой выписи и по сказке старца Ионы с братией - церковной земли 7 ½ десятин да сенных покосов на 35 копён». Кроме этой краткой заметки никаких других сведений об этом монастыре не имеется: не известно время его основания. После разорения Троицкая пустынь в 1764 г. по указу Екатерины II передана Муромскому Борисоглебовскому монастырю. А на ее месте в 19 веке была Троицкая часовня со следами старого кладбища вокруг. В троицын день после утрени совершался крестный ход, служился молебен Пресвятой Троице и панихида по всем усопшим православным христианам. В часовне по усердию благочестивых людей перед иконами неугасимо горела лампада. Часовня полностью была разрушена только во время Великой Отечественной войны, но до сих пор людская память хранит её образ.

Деревянная Никольская церковь существовала до 1828 года. В этом году начата постройка каменного храма, которая закончилась в 1841 году. Согласно рассказу белогузовца А.И.Киреева, руководил строительством церкви житель д. Белогузова его предок Киреев. Со слов Клавдии Павловны Чупровой (уроженки д.Михалево) в сооружении церкви участвовал ее прапрадед Агап Строганов, кирпичи для церкви делали на окраине села, в строительный раствор добавляли для прочности куриные яйца. Большой церковный колокол лили тоже на окраине Казакова: население со всей округи несло металлическую посуду, самовары и другую домашнюю утварь. Добавляли в литье серебряные монеты. На готовом колоколе были отлиты цветы, изображения святых и ангелов. Весил колокол 1000 пудов. Поднимали колокол на трех веревках. На самом верху колокола сидел один из мастеров и указывал, какую веревку тянуть, чтобы колокол шел ровно и не раскачивался. Одна из веревок лопнула, но колокол удержали и водрузили на свое место. Малые колокола с пристани Вареж везли до Казакова на чунах (полозьях из толстых бревен). Люди тянули тяжелую поклажу с песнями, сменяя друг друга. Из-за огромного размера колокола верх колокольни достраивали после подъема колокола. В тихую погоду звон большого колокола слышен был на расстоянии более 20 километров. Высота колокольни нового храма составляет 75 метров, рядом с колокольней «зимняя церковь». «Летнюю церковь» завершает купол с 5 главками.

В каменном храме устроено 3 престола: главный - во имя Живоначальной Троицы, в теплых приделах во имя Николая Чудотворца и святого мученика Димитрия. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон особенно была чтима прихожанами Смоленская икона Божьей Матери. Ценностью своих украшений замечательны два запрестольных креста из кипарисового дерева в среброзлащенных ризах, один стоит 1300руб., другой 500 руб.

Причта при церкви по штату положено – два священника, дьяка и два псаломщика. На содержании причта из разных источников получалось до 1700 рублей в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. По клировым ведомостям в приходе числилось 562 двора, 1628 душ мужского пола и 1850 женского.

Есть версия, что в архитектурном оформлении церкви использованы мотивы известного русского архитектора, француза по происхождению О. Монферрана, автора соборов Исаковского в Санкт - Петербурге и Ярмарочного в Нижнем Новгороде. В 1936 году храм был закрыт, колокола сброшены на землю и переплавлены. В помещении храма стал находиться склад Казаковского завода. Последним священником в храме до разорения был отец Александр, след которого теряется с 1937 г. При закрытии храма иконы заставили сжечь, но жители села этого не позволили и иконы разобрали по домам. Во время разорения церкви особенно «отличились» комиссар Рудаков Михаил Иванович и его помощник Рудаков Геннадий Григорьевич. В ноябре 1983 г. решением Горьковского облисполкома были взяты под государственную охрану здания Казаковской и Арефинской церквей как памятники позднего русского классицизма, а 7 лет спустя, по инициативе жителей начато восстановление Никольского храма. Внутреннее убранство храма старались восстанавливать, используя сохранившиеся старые фотографии, основываясь на воспоминаниях жителей села. Разобранные по домам церковные раритеты были с удовольствием возвращены в лоно церкви.


gat
 
gat  14 сентября 2012

Казаково, Троицкая церковь

Село Казаково расположено на речке Малой Кутре. В конце второй половины XYII столетия Казаково было «государственным пашенным селом»; кому оно принадлежало, ранее сведений о том не сохранилось. В дальнейшем оно стало помещичьим селом. Писцовые книги дворцовых Муромских волостей 1674-76г. дают следующее описание церкви, бывшей тогда в Казакове. «Церковь во имя великого Чудотворца Николая, деревянная – верх шатром... Да на колокольне 4 колокола, большой – приклад крестьянина д. Мартина, малый – приклад крестьянина с. Казакова и приклад приходских людей. Строена та церковь в 1643году на средства прихожан. Около церкви огорожено забором, а в заборе ворота створчатые, двери дубовые, покрыты тесом, а на них образ Спасав». На церковной земле дворы церковных причетников: двор попа Никифора Васильева, двор попа Фадея Андреева, двор попа Ильи Никифорова.

Кроме того в Казакове за речкой Кутрой была ещё одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. А в той церкви Божьей милосердия: образ Живоначальной Троицы с венцом серебряным позолоченым, подсвечник медный литой с блюдечком. Образ Пресвятой Богородицы Одигитрии на золоте,  Образ Одигитрии Пресвятой Богородицы на охре, свеча поставная деревянная на красках - приклад Никольского попа Василия из села Казакова; двери царские, сень и столицы на охре. Двери северные, на них благоразумный разбойник. В алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Да на престоле Евангелие письменное. В приделе св. великомучеников Фрола и Лавра образ местной Фрола и Лавра, двери царские, в алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрии на охре. На хоругви – образ Живоначальной Троицы да св. мучеников Фрола и Лавра, паникадило медное о 6 шандалах, образ Вседержителя Спаса -  страшный суд на золоте, кадило медное – приклад крестьянина д. Михалева. На колокольне два небольших колокола. Строена та церковь в 138 (1630) году на средства черного попа Устина из села Казакова.

Около церкви имелась ограда, покрытая пластинами, а в ограде большие створчатые двери дубовые, крытые тесом. На них образ Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, были ещё ворота проезжие.

Всего в селе Казакове 48 дворов крестьянских, в которых проживало - 148 человек, захребетников - два и один двор бобыльский, в котором проживал один человек.

Таким образом, в Казакове во второй половине XVII века было две отдельных церкви: первая была приходская, а вторая была монастырскою. Что действительно Троицкая церковь была монастырскою, это подтверждается окладными книгами Рязанской Епархии за 1676 год. В коих отмечено следующее: «вблизи села Казакова монастырь, а в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. Монастырь по писцовой выписке и по рассказу старца Иоанна имел церковной земли - 7,5 десятины, да сенных покосов на 35 копен.

Кроме этой краткой заметки никаких других сведений об этом монастыре не имеется. Неизвестно ни время его основания, ни время его упразднения. Память о нем сохранилась только в народном предании. На месте Троицкой церкви находилась часовня, куда ежегодно в Троицын день после утрени совершался крестный ход. В часовне перед иконами по усердию благочестивых людей почти неугасимо горела лампада.

Дальнейших сведений о Троицкой церкви села и приходе за XVIII столетие не имеется. Известно только, что деревянная Троицкая церковь в Казакове существовала до 1828 года. В этом же  году началась постройка каменного храма, которая закончилась в 1841 году. 

В каменном храме устроено 3 престола: главный - во имя  Живоначальной Троицы, в приделах теплых - во имя Николая Чудотворца и св.  великомученика  Дмитрия. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтимая  прихожанами была Смоленская икона Божией Матери. Ценностью своих украшений замечательны два запрестольных креста из кипарисового дерева, серебропозлащенные ризы по 1300 рублей и 500 рублей.

Причта при церкви по штату положено – два священника, дьякон и два псаломщика. На содержания причта из разных источников получалось до 1700 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной - 1 десятина 800 сажен, пахотной - 36 десятин 1354 сажени, сенокосной - 6 десятин 50 сажен. Под дорогами - 996 сажен, план и межевые книги на пахотную и сенокосную земли имелись. Приход состоял из села Казакова и деревень:  Белогузова, Михалева, Новошанова, Рылова, Урюпина, Звягина и Мартина, в коих по клировым ведомостям числилось 562 двора, 1628 душ мужского пола и 1850 – женского. В селе Казакове имелась земская народная школа. Учащихся в 1896 году было 64 человека. Там же была  школа грамоты, в которой обучалось 10 человек.

С 1895 по 1918 год в  Троицкой церкви (так отражено в церковно-метрических книгах) села Казаково священствовали В.   Сергеевский,   М.  Троицкий, Е. Ставровский, Н. Соколов, Александр Тихонравов. Псаломщиками в то время были Веденский, Успенский, Цветков. Дьяконами служили Богословский, Андрей Сучков.

По рассказам иерея Сергия Железнова, в 30-е годы XX столетия священником служил Тихонравов Александр Григорьевич, которого в 1937 году арестовали, а в 1938 году расстреляли (подтверждено документально). В 1937 году церковь была закрыта. Вначале в здании бывшей церкви располагался колхозный склад, где хранилось зерно. Затем там были медпункт и сельский Совет, база сельпо, склад завода.

Благодаря стараниям жителей села Казакова и близ лежащих деревень храм в августе 1990 года был восстановлен. 

Материал из книги: Г.А.Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород.  «БИКАР», 2010.


gat
 
gat  2 марта 2013

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Казакова начал строиться в  1833 году на месте деревянной упраздненной Троицкой церкви. Построен в 1841 году и в этот же год началось воздвижение колокольни. С 9 июля 1829 года  в деревянной Троицкой церкви служил священник Никита Алексеев Загорский.

Действующая сегодня церковь построена в 1841 году, тщанием прихожан с помощью церковной кошельковой суммы. В 1841 году по прошению священника села Казаково Никиты Загорского храм был освящен (Фонд 562. Оп. 1, д. 214, стр. 99, Ведомость церкви Святые  Живоначальные Троицы Муромского уезда, села Казакова, 1843 год).

Следует обратить внимание на то, что там имелись три памятника Престолов упраздненных церквей и еще часовня каменная в д. Звягино, построенная крестьянами, для принятия икон в особых случаях, при совершении общественных молебнов по обетам. Престолов в храме  три: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы, в приделах – во имя Святителя и Чудотворца Николая, а другой - во имя Великомученика Дмитрия Солунского. Причта положено по штату издавна:  священников – два. Диакон - один, дьячков и пономарей по два.

По писцовым книгам Муромского уезда за 1674 год говорится, что в селе Казаково была деревянная, верх шатром Никольская церковь. Поэтому праздник престольный и по сей день в этом селе считается Никольским. Хотя там в разное время были однопрестольные церкви: Никольская,  Дмитриевская и Троицкая.

Большую часть в упомянутой выше церковной кошельковой сумме денег составляли  вложения графини Ю. П. Самойловой. Сама Юлия Павловна проживала за границей и скорее всего не видела глазами своих имений. Такие имения назывались «заглазными». Управлял всеми имениями графини господин тайный советник, сенатор и кавалер, граф Павел Иванович Тизенгаузен, который проживал в Москве. А доверенным лицом (приказчиком) у графини Ю. П. Самойловой был крестьянин из деревни Звягино Муромского уезда Иван Лукьянович Тарасов, который действовал по закону своей госпожи. И скорее всего он и руководил стройкой храма, решая административные вопросы.

Что касается проекта Казаковского храма, то этот вопрос решал управляющий имениями граф П. И. Тизенгаузен. Документальное доказательство об архитектуре  проекта храма можно узнать в Государственном Архиве города Владимира. Однозначно, что колокола не могли отливать в Казакове, так как этот процесс довольно трудоемкий и требует множество точных расчетов. Еще следует обратить внимание на то, что при строительстве таких объектов, вотчинники, как правило, переселяли специалистов из крестьян других губерний. Такое переселение было и в село Казаково (в частности из Московской губернии).

В годы Советской власти храм был закрыт. Но проходят годы, меняются времена и верующие жители села образовали общину, зарегистрировав её в областном Совете народных депутатов. Члены общества обратились в соответствующие органы с заявлением о передачи им здания Троицкой церкви. Совет по делам религии при Совете Министров СССР удовлетворил просьбу – 19 марта 1990 г. Здание вновь стало принадлежать верующим. Этот день можно считать вторым днем рождения Троицкого храма.

Когда происходила регистрация прихода, то бывший Троицкий храм, который действовал 150 лет, зарегистрировали: «Православный приход церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая» (заявление протоиерея Александра). Скорее всего, это было сделано на основании рукописи краеведа В. А. Воробьва. Хотя в отделения Загса Вачского района имеются  документы церковно - метрических книг церквей Владимирской Консистории Муромского уезда, в том числе и причта Троицкой церкви села Казаково.

Вот такой печальный итог храма во имя Святых Живоначальной Троицы в селе Казакова Вачского района Нижегородской области, который в конце 1920-х годов в результате фантазии одного человека стал называться Никольским храмом.

Использован материал:
1. Владимирский Государственный архив. Фонд 562. Оп. 1, д. 214, стр. 99, Ведомость церкви Святые  Живоначальные Троицы Муромского уезда, села Казакова, 1843 год.
2. Церковно-метрические книги Владимирской Консистории причта Троицкой церкви села Казаково Муромского уезда (отделение загса Вачского района).
3. Е. С. Макаров. Муромское Заочье. Отпечатано: ОАО «ВыксаПолиграфИздат».
4. Г. А. Арефьева, А. Д. Смольянинов, О. К. Михеева, Е. П. Обрядина. «Наша история. Описания церквей и приходов Вачского края 16 -21 в.». Отпечатано в ОАО «ВыксаПолиграфИздат».

Примечание: по распоряжению архиепископа Сергия (Спасский) в 1894-1898 годах преподавателями Владимирской духовной семинарии были подготовлены и во Владимире изданы пять томов «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии».  Это - ценнейший источник по местной истории. Этот материал был взят при написании книги: Г. А. Арефьева, А. Д. Смольянинов, О. К. Михеева, Е. П. Обрядина. «Наша история. Описания церквей и приходов Вачского края 16-21 в.». Отпечатано в ОАО «ВыксаПолиграфИздат». Этот же материал был отражен и в книге Е. С. Макарова "Муромское Заочье".

 Галина Арефьева



Комментарии и обсуждение


Адрес школьного сайта, где расположена дополнительная информация о церкви Николая Чудотворца: www.kazasosh.edu.ru
3 февраля 2010.

Возникло Казаково не случайно. Оно имело большое стратегическое значение, и расположено было на торговом пути между уездными городами. До 18 века гужевая дорога с Нижнего Новгорода на Муром проходила по водоразделу от Зяблицкого погоста (с.Озябликово) на Медоварцево, Алтунино, Казаково, Митино, Ганино, Черновское, Крутец, Монаково, Поздняково и далее по перевозу через Оку на Муром. Поймы двух речек Большой и Малой Кутры не имели мостов и поэтому местность для гужевого транспорта была труднопроходимой, что вынуждало делать объезд на Казаково, которое расположено почти на одинаковом расстоянии между бывшими уездными центрами – г. Муром и г. Горбатовым. Шел этот путь по глухомани лесов, кишевших беглыми, «лихими людьми», грабившими купцов, ехавших с товарами на Макарьевскую ярмарку, открывшуюся в 1641 году. А почему возникло Казаково не случайно? А почему не Рожественно, как на некоторых древних картах? Почему старая Муромская дорога проходила через Казаково, Озябликово, а не в стороне от них, затрагивая и Березовку и Чеванино и Давыдово. Сами же пишете правильно, что местность была без мостов труднопроходимой, поэтому от Озябликова поднятся в несрытую гору было невозможно - значит в стороне по возвышенности. Да и селились древние у дорог и рек в основном. Что-то фотки не появляются, а то бы можно скинуть и посмотреть древние карты, на которых показаны дороги и на Горбатов, и на Саконы и на Фоминки за Оку и на  Тешу, Румасово и Венец к проходившей железной дороги. Это сейчас в этих населенных пунктах жизнь еле теплится, а когда-то не меньше Вачи, Казакова и графы, князья не чурались строить свои усадьбы. Скажем в Фоминках. Да, через Озяблицкий погост проходила дорога за Оку во Владимирскую и на Арзамас. А связи были не малые, так как Стародубский анклав был подчинен Владимирской губернии. И хочешь, не хочешь, приходилось пользоваться через Оку перевозами. В Чулково, Жайское (а не Жайск), Александрово (один из древних значков в округе на карте), чтоб попасть в Владимирскую губернию. И только недавно построили мост в Муроме,а в Павлове  все еще паром и летом, понтонный...
16 декабря 2012, Сега 1949.

Еще следует обратить внимание на то, что при строительстве таких объектов, вотчинники, как правило, переселяли специалистов из крестьян других губерний. Такое переселение было и в село Казаково (в частности из Московской губернии). Да, нет, брали в аренду в помощь местным самоучкам. А переселяли ратных людей по окончании военного похода, и не только казаков... В документах 1678 года Расстригино впервые названо селом. В 40-х годах ХVII века на погосте указана слободка беломестцев. Беломестцы – это казаки, принимавшие активное участие в событиях и битвах Смутного времени. Они помогли Нижегородскому ополчению изгнать из Москвы польских интервентов. В прошлом большинство из них – крестьяне и холопы, бежавшие от своих господ. После изгнания из Москвы поляков (в конце 1612 года) казацкого войска в столице больше, чем дворянского и стрелецкого. Правительство видело в них опасность для себя и начало удалять их из Москвы. Так казаки оказались в вотчине Одоевского. Кроме Расстригино, они находились в Фоминках (9 дворов), Погорелке, Реброве, Таранове, Рождествене и других селениях. Каждый казак получил небольшой земельный надел. Данная земля считалась «обелённой», так тогда называлась земля, освобождённая от оброков, а люди, обрабатывающие её, назывались «беломестцами». Государство платило им жалование. Беломестцы, обрабатывая землю, чем занимались главным образом их семьи и промышляя ремеслом, оставались казаками, обязаны были обучаться ратному делу, иметь своих коней и оружие. В Москве на них велись особые списки. При объявлении военных походов в Расстригино приезжали сборщики, проверяли казаков и определяли, «кто каков может явиться» в государево войско. В 1678 году в вотчине Одоевского работали московские писцы. По их переписи в Расстригино значиться 14 дворов казаков-беломестцев с семьями, всего 51 человек. Приказчик Одоевского Архип Палицын заявил писцам «которые его (Одоевского) боярской вотчины в селе Расстригине, в сельце Фоминки и в деревнях написаны беломестцы с его боярскими крестьяны тягла не тянут и с бобылями оброка не платят, а служат-де они казацкую службу». Приказчик Палицын ограждал боярина от возможных повинностей, связанных с казаками. Казаки -беломестцы, жившие в Расстригино постепенно теряли своё казацкое положение: семьи, оставшиеся после ушедших в войско казаков, оседлали на земле и занимались сельским хозяйством. Непригодные к военной службе также фактически становились земледельцами. Что это было так, подтверждают фамилии расстригинских крестьян. Не подлежит сомнению, например, что нынешние Бухваловы – потомки казака Сеньки Микитина по прозвищу Бухвал. Теряя свои казацкие права, расстригинские, как и все другие беломестцы в середине ХVIII века превратились в крепостных хлебопашцев, а Расстригино стало земледельческим селом. И это было рядом, в одном Муромском княжестве - только река Ока разделяла. Так что беломестцы расселялись повсеместно, особенно на малозаселенных землях... Может, и Белогузово, Белавино нашей Стародубской вотчины, а может, и Казаково, так утвердилось в народе во владениях Голицыных?
7 апреля 2013, Сега 1949.