История создания храма уникальна. Возникло Казаково не случайно. Оно имело большое стратегическое значение, и расположено было на торговом пути между уездными городами. До 18 века гужевая дорога с Нижнего Новгорода на Муром проходила по водоразделу от Зяблицкого погоста (с.Озябликово) на Медоварцево, Алтунино, Казаково, Митино, Ганино, Черновское, Крутец, Монаково, Поздняково и далее по перевозу через Оку на Муром. Поймы двух речек Большой и Малой Кутры не имели мостов и поэтому местность для гужевого транспорта была труднопроходимой, что вынуждало делать объезд на Казаково, которое расположено почти на одинаковом расстоянии между бывшими уездными центрами – г. Муром и г. Горбатовым. Шел этот путь по глухомани лесов, кишевших беглыми, «лихими людьми», грабившими купцов, ехавших с товарами на Макарьевскую ярмарку, открывшуюся в 1641 году. Для охраны торгового пути в Богородске, Павлове на Оке и на месте современного с. Казаково была поставлена конная казачья стража, и, по всей вероятности, поселение, где жила казачья охрана, получило дальнейшее название – Казаково.
Казачий стан охранял от разбойников не только торговый путь, но и монастырь – Троицкую пустынь и церковь при ней, построенную в 1630 году. Эта монастырская церковь Святой Живоначальной Троицы была деревянной кладки и располагалась за речкой Кутрою. На колокольне были 2 малых колокола, о чем свидетельствует исторический документ: «Вокруг церкви была ограда, покрыта пластинами, в ограде ворота большие, створчатые, вереи дубовые, крыты тесом, на них были образа Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.» Были еще одни ворота – проезжие. Внутреннее убранство церкви представляли образ живоначальной Троицы, серебряные венцы позолоченные, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии на золоте, Евангелие, образ святых мучеников Фрола и Лавра, образ Вседержителя Спаса страшный суд на золоте. Кроме монастырской в селе была построена в 1643 г. церковь приходских людей во имя великого чудотворца Николая. Она также была деревянная – верх шатром. На колокольне было 4 колокола – 1 большой, 3 малые. «Около церкви огорожено забором, ворота створчатые, вереи дубовые покрыты тесом, на них образ Спаса».
«На церковной земле были построены двор попа Микифора Васильева, двор попа Фадея Андреева, двор попа Ильи Микифорова. Под поповыми дворами усадьбы полторы десятины, 6 десятин пашни в поле, на речке Кузомке и по обе стороны речки Кутры сенные угодья на 100 копён». Таким образом, в Казакове во второй половине 17 века было две отдельные церкви: первая была приходской, а вторая монастырской. Что действительно Троицкая церковь была монастырской, это подтверждается окладными книгами Рязанской епархии за 1676г., в коих отмечено следующее: «Вблизи села Казакова монастырь, а в нем церковь живоначальной Троицы. К этому монастырю по писцовой выписи и по сказке старца Ионы с братией - церковной земли 7 ½ десятин да сенных покосов на 35 копён». Кроме этой краткой заметки никаких других сведений об этом монастыре не имеется: не известно время его основания. После разорения Троицкая пустынь в 1764 г. по указу Екатерины II передана Муромскому Борисоглебовскому монастырю. А на ее месте в 19 веке была Троицкая часовня со следами старого кладбища вокруг. В троицын день после утрени совершался крестный ход, служился молебен Пресвятой Троице и панихида по всем усопшим православным христианам. В часовне по усердию благочестивых людей перед иконами неугасимо горела лампада. Часовня полностью была разрушена только во время Великой Отечественной войны, но до сих пор людская память хранит её образ.
Деревянная Никольская церковь существовала до 1828 года. В этом году начата постройка каменного храма, которая закончилась в 1841 году. Согласно рассказу белогузовца А.И.Киреева, руководил строительством церкви житель д. Белогузова его предок Киреев. Со слов Клавдии Павловны Чупровой (уроженки д.Михалево) в сооружении церкви участвовал ее прапрадед Агап Строганов, кирпичи для церкви делали на окраине села, в строительный раствор добавляли для прочности куриные яйца. Большой церковный колокол лили тоже на окраине Казакова: население со всей округи несло металлическую посуду, самовары и другую домашнюю утварь. Добавляли в литье серебряные монеты. На готовом колоколе были отлиты цветы, изображения святых и ангелов. Весил колокол 1000 пудов. Поднимали колокол на трех веревках. На самом верху колокола сидел один из мастеров и указывал, какую веревку тянуть, чтобы колокол шел ровно и не раскачивался. Одна из веревок лопнула, но колокол удержали и водрузили на свое место. Малые колокола с пристани Вареж везли до Казакова на чунах (полозьях из толстых бревен). Люди тянули тяжелую поклажу с песнями, сменяя друг друга. Из-за огромного размера колокола верх колокольни достраивали после подъема колокола. В тихую погоду звон большого колокола слышен был на расстоянии более 20 километров. Высота колокольни нового храма составляет 75 метров, рядом с колокольней «зимняя церковь». «Летнюю церковь» завершает купол с 5 главками.
В каменном храме устроено 3 престола: главный - во имя Живоначальной Троицы, в теплых приделах во имя Николая Чудотворца и святого мученика Димитрия. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон особенно была чтима прихожанами Смоленская икона Божьей Матери. Ценностью своих украшений замечательны два запрестольных креста из кипарисового дерева в среброзлащенных ризах, один стоит 1300руб., другой 500 руб.
Причта при церкви по штату положено – два священника, дьяка и два псаломщика. На содержании причта из разных источников получалось до 1700 рублей в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. По клировым ведомостям в приходе числилось 562 двора, 1628 душ мужского пола и 1850 женского.
Есть версия, что в архитектурном оформлении церкви использованы мотивы известного русского архитектора, француза по происхождению О. Монферрана, автора соборов Исаковского в Санкт - Петербурге и Ярмарочного в Нижнем Новгороде. В 1936 году храм был закрыт, колокола сброшены на землю и переплавлены. В помещении храма стал находиться склад Казаковского завода. Последним священником в храме до разорения был отец Александр, след которого теряется с 1937 г. При закрытии храма иконы заставили сжечь, но жители села этого не позволили и иконы разобрали по домам. Во время разорения церкви особенно «отличились» комиссар Рудаков Михаил Иванович и его помощник Рудаков Геннадий Григорьевич. В ноябре 1983 г. решением Горьковского облисполкома были взяты под государственную охрану здания Казаковской и Арефинской церквей как памятники позднего русского классицизма, а 7 лет спустя, по инициативе жителей начато восстановление Никольского храма. Внутреннее убранство храма старались восстанавливать, используя сохранившиеся старые фотографии, основываясь на воспоминаниях жителей села. Разобранные по домам церковные раритеты были с удовольствием возвращены в лоно церкви.