ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новый Милет. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Новый Милет. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1902 и 1904.
Архитектор:Н. Мусе
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, ГО Балашиха, село Новый Милет, улица Парковая, д. 7.

Координаты: 55.70937, 38.053
Проезд:от ж/д станции Железнодорожная на авт. №№ 65, 23 - 15 минут езды до ост. Новый Милет



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
8 апреля 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Сергей Сол
1 июля 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Сергей Сол
1 июля 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
18 ноября 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 января 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 января 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
8 апреля 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
8 апреля 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
8 апреля 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Марина Зуйкова
25 марта 2024
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Марина Зуйкова
6 февраля 2024
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
8 апреля 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
8 апреля 2023
Церковь Николая Чудотворца, , Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Алексей Кротов
8 апреля 2023
Церковь Николая Чудотворца, Храмовая икона свт. Николая<br>, Новый Милет, Балашихинский городской округ и г. Реутов, Московская область
Храмовая икона свт. Николая
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
4 января 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юлия  27 ноября 2005
Церковь кирпичная построена в псевдорусском стиле на земле княгини Л.М.Ухтомской на средства купца Сергея Орлова. Значительно пострадала в 1930-е гг. и теперь медленно востанавливается.

Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2007

В некоторых источниках по архитектуре Московской области говорится о метлахской плитке, которой выложен пол храма. Об этом можно забыть. Плитка выложена новая летом 2006 года, а метлахской больше нет. Из фресок храма сохранилась только небольшая часть под большим куполом и то в очень плохом состоянии. Сейчас пытаются найти средства на реставрацию.


Иванов Дмитрий  22 марта 2011

Совсем недалеко от Саввина, в старинном селе Милет, находится храм Святителя Николая. В древности эти земли принадлежали царскому роду Романовых. Усадьба Милет, «Милое лето», принадлежала царевне Софье, имевшей здесь каменные палаты в 20 комнат. Позднее Елизаветой Петровной усадьба была подарена графу М.И. Воронцову, а его наследниками продана в начале XIX века князю Д.В. Голицину. В качестве приданого усадьба перешла князьям Ухтомским; а последними владельцами ее были Кологривовы. В Милете неоднократно гостила у своего брата А.Р. Воронцова княгиня Е.Р. Дашкова, возглавлявшая Петербургскую Академию Наук.

Формирование усадебного комплекса началось в середине XVIII в., когда М.И.Воронцов построил здесь великолепный каменный дворец, видимо, по проекту Растрелли, и разбил при нем регулярный сад. Позднее, на рубеже XX века, в имении был громадный, в 60 десятин, липовый, сосновый и березовый парк, большой пруд с островами, устроенный еще в начале XVIII в. Дно его было выстлано белым камнем. От дома к пруду шла километровая сиреневая аллея с мраморными статуями и вазами. Свидетельством эпохи классицизма, принесшей в Россию моду на греческое искусство и литературу, является название села - Милет (Милет - античный город в Ионии, торговый и культурный центр античности, был одним из лучших образцов градостроительного искусства). Воронцовский дворец в 1818 г. сгорел, однако до 1920-х годов в усадьбе оставались руины каменного барочного здания.

В 1904 г. была построена новая приходская церковь. Здание церкви и небольшой липовый парк, объединенные общей планировочной осью - единственное, что осталось от обширной некогда усадьбы. Кирпичная, оштукатуренная внутри Никольская церковь была возведена по проекту Мусе на средства промышленника и купца Сергея Ильича Орлова, имевшего в Милете свою красильную мастерскую. Земельный участок был пожертвован княгиней Ухтомской в память о своем муже. Храм отличался прекрасной акустикой и богатым внутренним убранством: стоимость иконостаса составляла десятую часть от средств, затраченных на строительство.

Архитектура храма эклектична; скромные мотивы наружного убранства восходят к образцам XVII в. Бесстолпный двусветный четверик храма с полукруглой апсидой перекрыт красивым сводом; завершается он одной главой на глухом барабане. В храме - бетонный мозаичный пол, отличающийся изысканной цветовой гаммой. Рядом с храмом располагались дом священника, сторожка и обширное кладбище с княжеской усыпальницей.

Клириками храма были священномученик Иоанн (Державин) и пономарь Сергий Протопопов, позже рукоположенный в священный сан и служивший в церкви Преображения Господня, что в Саввино.

В 1930-е годы храм был закрыт и за годы безбожного лихолетья подвергся значительному разрушению и поруганию: здание использовали как склад, а затем в нем был цех местного электромеханического завода. В годы Великой Отечественной войны здесь выпускали полевые кухни, а также цистерны с подогревом для заправки танков в зимнее время дизельным топливом. После войны в храме устроили клуб с кинозалом, а в последние годы - спортзал. Здание было разделено на два этажа, колокольня разрушена, глава снесена, полностью было утрачено внутреннее убранство, все святыни, иконы. Сохранилась лишь остатки росписи на сводах.

В 1993 году храм был возвращен православной общине. К настоящему времени проведены большие реставрационно-восстановительные работы, здание очищено от пристроек, ликвидированы переделки. Бригада высокопрофессиональных нижегородских каменщиков восстановила художественную кирпичную кладку: оконные наличники, карнизы, апсиду. Восстановлено орнаментальное украшение карнизов и наружная отделка храма, отличающаяся сдержанностью и изяществом; проведены штукатурные работы внутри храма: восстановлены линейные очертания конструктивных элементов интерьера, стены подготовлены к фресковой живописи.

Возле храма на месте сельского погоста, уничтоженного в послевоенные годы, установлен крест и устроен цветник. Построена котельная и проведено газовое отопление. В храме вставлены новые окна, очищен и укреплен мозаичный пол. Появились и иконы: и старинные, в окладах, и вновь написанные; среди последних есть икона преподобного Герасима Иорданского с частицей святых мощей.

Сложная строительная операция была проведена при установке церковной главы и креста, когда при большом стечении народа, после молебна, собранная на земле глава была мощным краном поднята на кровлю храма, и на ней засиял золотом православный крест. Здание храма стало вновь доминантой в местном ландшафте.

Настоятель храма - священник Михаил Егоров - не только восстанавливает храм и совершает богослужения, но и ведет занятия в воскресной школе, окормляет больных в местной больнице.

Источник: http://www.hram-bal.ru/temples/temple_milet.php


Анонимный участник  20 сентября 2015

Село Милеты находилось в Богородском уезде Московской губернии. Церковь Николая Чудотворца в составе усадьбы "Милет" по адресу: Московская область, Балашихинский район, г. Железнодорожный, с. Новый Милет, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9). Помимо храма, на госохране находится и парк.

К.В. Аминов, 20.09.2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 апреля 2021

В подмосковной топонимике встречается немало необычных названий, связанных, по преданию, со словами, случайно произнесёнными кем-то из знаменитых людей. Вот и старожилы села Новый Милет рассказывали, что когда-то одна из цариц, проезжая мимо пустоши Демитково, воскликнула: "Какое милое лето!" - вот и получилось "Милет". Версия вполне правдоподобная: местность принадлежала царевне Елизавете Петровне, позднее ставшей императрицей. Елизавета подарила Демитково графу Михаилу Илларионовичу Воронцову - он был женат на двоюродной сестре императрицы.

В новом имении был выстроен великолепный дворец, предположительно по проекту В. В. Растрелли, разбит регулярный парк, выкопан большой пруд с островами. Дворцово-парковый ансамбль получил название "Милет". Из его владельцев многие оставили о себе память в российской истории, среди которых президент Российской Академии наук Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Одна из последних владелиц имения - княгиня Людмила Михайловна Ухтомская выделила участок под строительство храма, и в 1902-1904 гг. на средства купца 1-й гильдии Сергея Ильича Орлова был построен храм в честь святителя Николая.

Вскоре после Октябрьского переворота храм был закрыт, а его настоятель - священник Иоанн Державин - репрессирован. 15 декабря 1937 года на Бутовском полигоне он был расстрелян, в 2000 году Юбилейным Архирейским Собором РПЦ священномученик Иоанн был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Храму придали "некультовый вид", приспособили под склад; позднее здесь разместили цех электромеханического завода. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал полевые кухни, а также цистерны с подогревом для заправки танком дизельным топливом в зимнее время. После войны в бывшей церкви устроили клуб, потом - спортзал.

Изуродованное здание в 1993 году передали верующим. В 1996 году настоятелем храма был назначен молодой, деятельный священник Михаил Егоров, понесший основные труды по воссозданию разорённой святыни. Ныне храм и прилегающая территория находятся в полном благолепии. В уютном доме причта нашлось место и для воскресной школы. Сельские ребятишки не только познают здесь основы веры Христовой, но занимаются в изостудии, поют в хоре - каждому находится дело по душе. Большую часть финансовых затрат по реставрации Никольского храма взяла на себя компания ООО "Эдельвейс" во главе с генеральным директором И. М. Озеровым, а также строительная компания ООО "Строительная компания" во главе с генеральным директором А. Н. Самочкиным.

27 июня 2010 года в Ново-Милетском храме состоялось долгожданное событие: чин великого освящения по благословению митрополита Ювеналия совершил архиепископ Можайский Григорий. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный церквей Балашихинского округа протоиерей Николай Погребняк, настоятель Никольского храма протоиерей Михаил Егоров и духовенство благочиния.

Из журнала "Московские епархиальные ведомости". №7-8/2010


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 мая 2023

В сентябре 1901 года крестьяне села Милет и деревень Новое, Русавкино, Романово Богородского уезда Московской губернии обратились с прошением к Владыке митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) с просьбой иметь в селе Милет свой самостоятельный храм, а не добираться в непогоду и в распутицу до ближайших в округе церквей во время праздников и богослужений. В просьбе были следующие слова: "В Саввинском храме в праздничные дни не бывает места всем желающим молиться, кроме того, нашему священнику при всем его усердии трудно справиться со всеми приходскими требами из-за разбросанности нашего прихода". Просьба крестьян была удовлетворена, после чего пришло время обратиться в Духовную консисторию к епархиальному архитектору за проектом будущего храма, собрать средства на строительство святыни, закупить стройматериал, нанять рабочих... Всё это было сделано вскоре, после получения благословения от владыки.

Большую часть средств на строительство церкви выделил Богородский купец 2-й гильдии, владелец небольшой ткацкой фабрики в с. Милет Сергей Ильич Орлов. Ещё в 1887 году он был выбран прихожанами Спасского храма в Саввине церковным старостой. Протоиерей Георгий Кулемин в своей книге "Храмы Балашихинского благочиния" приводит характеристику С. И. Орлова: "Рачительный хозяин и благочестивый православный человек, Сергей Ильич много сделал для Спасского прихода. Он стал попечителем Саввинской церковно-приходской школы и милетской народной школы грамоты, участвовал в организации местного Общества трезвости". Первоначально С. И. Орлов предполагал перенести в Милет деревянный кладбищенский храм из Саввина, который существовал без колокольни, но был в твёрдости. В ноябре 1901 года благочинный священник из села Полтева Александр Холмогоров сообщал в Консисторию, что С. И. Орлов решил построить в Милете каменный храм, рассчитанный на 800 человек, а также построить два дома - для священника и псаломщика. Протокол об утверждении проекта нового каменного храма в селе Милетском был подписан в июне 1902 года.

В июле 1904 года была освящена отстроенная кирпичная церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Строительство церкви шло три года. Это был одноглавый храм с колокольней, спроектированный в стиле эклектики с элементами древнерусской архитектуры ХVII столетия. Храм в 1906 году был богато расписан и имел очень дорогой деревянный иконостас. Автором проекта Свято-Никольского храма был архитектор Николай Мусе. На территории церкви фабрикантом Орловым был построен дом священника. В тот же год отца Иоанна Державина указом митрополита Владимира рукоположили в сан священника к Никольской церкви села Милет. С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. В Никольском храме вместе с отцом Иоанном Державиным служил псаломщиком Сергей Александрович Протопопов (1882-1957). Они получали жалованье - 392 руб. Доход за 1915 год - 257 руб. Земли при сей церкви 1742 квадр. сажени, из коей 1162 квадр. сажени занимает церковь и дом священника, а остальными 580 квадр. саженями пользуется причт. Дом священника церковный, деревянный на церковной земле 10х15 арш. Здание, принадлежащее церкви: церковный сарай, тесовый 6х15 арш. Расстоянием сия церковь от Московской духовной Консистории в 27 верстах, а от местного Благочинного в 32 верстах. Ближайшая к сей церкви Преображенская, села Саввина, в 3 верстах. Приписных к сей церкви и домовых церквей нет. Милетский приход состоял из 98 дворов с населением 298 мужчин и 354 женщин. Кроме села Милет в приход входили деревни Новая, Русавкино и Романово. Храмоздатель Никольского храма Сергей Ильич Орлов с 1904 по 1917 года занимал должность церковного старосты. В 1909 году за построение храма в Милете его наградили орденом Св. Анны 3-й степени на Аннинской ленте с присвоением звания потомственного почётного гражданина.

В начале ХХ века усадьбой Милет владела супруга скончавшегося в городе Ялта 16 ноября 1883 года Сергея Александровича Ухтомского, Людмила Михайловна Ухтомская, урождённая Морголи. Ею в 1903 году была выделена часть земли под строительство каменной церкви, которая и была возведена в 1904 году. В 1911 году Людмила Михайловна скончалась, и была похоронена в Новом Милете у Никольской церкви, о чём сохранилась запись в документах церкви: "16 августа 1911 года умерла княгиня Л. М. Ухтомская от болезни сердца. Священник Иоанн Державин, псаломщик Александр Смирнов совершили обряд погребения на приходском кладбище при церкви 19 августа 1911 года". После Ухтомских (до 1917 года) имением будут владеть Кологривовы. Милетскую церковь постигла та же участь, что и владельцев милетской усадьбы. Хотя ещё в 1918 году были пожалованы святительские благословенные грамоты Пантелеймону Орлову (сыну С. И. Орлова) - за многолетние пожертвования на храм, Фёдору Егорову - за сбор пожертвований, Сергею Арифметчикову - за безвоздмездное служение церковным старостой. Но в 1922 году в Никольской церкви прошла конфискация ценностей в пользу голодающих Поволжья. Летом 1925 года некие грабители похитили священнические облачения. Несмотря на все трудности в неспокойный 1925-й год, прихожане сумели в этот год сделать в церкви небольшой ремонт.

В 1930-е годы храм был закрыт. Церковь в Новом Милете была разграблена и осквернена. Здание церкви использовали как склад, а затем в церковном помещении был цех местного электромеханического завода, расположенного в непосредственной близости от святыни. В годы Великой Отечественной войны здесь выпускали полевые кухни, а также цистерны с подогревом для заправки танков в зимнее время дизельным топливом. После войны в храме устроили клуб с кинозалом, а в последние годы - спортзал. Здание было разделено на два этажа, у него уничтожили главку и колокольню, сняли метлахскую плитку, полностью было утрачено внутреннее убранство и все иконы. В 1993 году здание изуродованного Никольского храма было передано образовавшейся в Новом Милете общине верующих, на средства которой святыня была постепенно восстановлена.

Из книги: Евгений Тихомиров "Легенды и быль Нового Милета". - Железнодорожный: ООО "Альянс Сервис", 2011


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 марта 2024

Никольскую церковь в селе Новый Милет городского округа Балашиха нельзя назвать древней: она была построена только в начале XX века. Однако село, где стоит храм, имеет богатую историю: в разное время оно принадлежало царевне Софье, императрице Елизавете Петровне, представителям графской фамилии Воронцовых, Дмитрию Васильевичу Голицыну. При Воронцовых в имении был даже выстроен роскошный дворец по проекту Растрелли, который, однако, сгорел в 1818 году. За алтарем уцелевшего в советские годы Никольского храма похоронена княгиня Людмила Михайловна Ухтомская, которая пожертвовала землю для постройки церкви. Здесь же погребена ее дочь Лидия Александровна Кологривова – поэтесса, которую священномученик протоиерей Иоанн Восторгов называл русской Кассией.

Преподобная Кассия, с которой сравнивали последнюю владелицу имения Милет, родилась в начале IX веке в знатной константинопольской семье. Она была прекрасно образована: знала Священное Писание, книги святых отцов, античных авторов. По преданию, святая Кассия вошла в число претенденток, из которых выбирал себе невесту молодой император Феофил. Он собрал во дворце двенадцать лучших девушек из знатных семей Константинополя и, по совету матери, условился дать избраннице золотое яблоко. Феофил, любивший стихосложение и даже сам писавший церковные стихиры, отметил среди претенденток Кассию, но решил испытать ее ум. Он произнес строчку из церковного гимна: «Зло проистекло от женщины…» Кассия тут же ответила императору продолжением стиха: «Но от женщины произошло для нас и высшее благо». Оценив ее ум, но недовольный дерзким ответом, Феофил все же избрал в невесты другую претендентку, а блаженная Кассия приняла монашеский постриг и стала ученицей преподобного инока Феодора Студита. Преподобная Кассия была не только монахиней, но и поэтом, композитором, составителем церковных песнопений, и, более того – единственной женщиной, чьи сочинения вошли в византийское богослужение. В частности, преподобная Кассия написала церковные песнопения для служб Великой Среды и Великой Субботы, которые до сего дня поются в Православной церкви.

На Страстной неделе двадцатого марта 1915 года скончалась и последняя владелица подмосковного села Милет Богородского уезда Лидия Александровна Кологривова – русская поэтесса, которая вопреки моде того времени на декадентское творчество, писала о вере, Родине, русской истории. Лидия Александровна скончалась от болезни в селе Милет. Как писали в газетном некрологе: «Тяжелый телесный недуг сильно подтачивал здоровье поэтессы, заставлял ее покидать и дорогую Москву, и любимое имение Милет в Богородском уезде, чтобы искать исцеление на чужбине». Получив небольшое облегчение в Италии, Кологривова вернулась умирать в Милет. Отпевание в Никольской церкви совершил на Светлой седмице будущий священномученик Иоанн Восторгов. В памятном слове, опубликованном в 68-м номере «Московских Ведомостей» за 1915 год, священник сказал: «Среди песен пасхальных… мы сегодня провожаем… одну из последовательниц и подражательниц блаженной Кассии…Сколько возвышенных религиозных стихотворений принадлежало ей! Они были бы достойны, при иных условиях и обстоятельствах, общецерковного употребления». Священномученик Иоанн Восторгов видел в Лидии Александровне не просто талантливого человека или одну из женщин-поэтов того времени, он сравнивал ее творчество с особым видом христианского подвига и даже исповедничества. Отец Иоанн говорил: «У поэта и писателя есть свой мученический путь: замалчивание со стороны противников, завистников и ненавистников. И этот путь изведала покойная».

На первый взгляд, Кологривова публиковала стихи, которые соответствовали государственной идеологии: например, ее вдохновляли официальные торжества в честь святителя Гермогена, трехсотлетия Дома Романовых в 1913 году, ранее она издавала патриотические стихи о Русско-Японской войне. О каких же гонениях и замалчивании говорил Иоанн Восторгов? Дело в том, что вся литературная «прогрессивная» общественность и либеральные журналы избегали упоминать Кологривову из-за ее монархических взглядов. Она писала стихи в такое время, когда все патриотическое или религиозное – тем более православное, а не болезненно-мистическое – подвергалось насмешкам и преследованию.

Конечно, это было не физическое преследование власти, а пока только осуждение общественности, зараженной революционными идеями. Лидия Александровна умерла в возрасте чуть больше сорока лет в 1915 году, всего два года не дожив до революции и краха монархии. Если бы не болезнь, она бы, как священномученик протоиерей Иоанн Восторгов, испытала на себе и реальные преследования новой власти. В некотором смысле ее и гнали, только после смерти: произведения в советское время были преданы забвению, погост вместе с могилами Лидии Александровны и ее матери у Никольской церкви был уничтожен.

Вместе с восстановлением церковной жизни в селе Новый Милет в 1990-х годах, стало вновь звучать имя помещицы-поэтессы. В этом просветительском деле большую роль сыграл ныне покойный подмосковный краевед Евгений Ильич Тихомиров, который писал статьи и книги об истории села Новый Милет и его последних владельцах: Лидии Александровне и Сергее Николаевиче Кологривовых. Им была обнаружена сохранившаяся могила Сергея Александровича Ухтомского – второго супруга матери поэтессы, пожертвовавшей землю для строительства храма в Новом Милете. Эту могилу и сейчас можно увидеть у стены Преображенской церкви в Саввино в трех километрах от Милета. Несколько лет назад по воспоминаниям старожилов было определено примерное место могилы поэтессы на территории Никольского храма в селе Новый Милет и установлен памятный камень, на котором в качестве эпитафии использованы строки самой Лидии Кологривовой:

Но жизнь кратка и смертный час

Нас встретит на пути безвестном,

Господь! Воспомяни и нас

В блаженном Царствии Небесном!

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. "Подмосковная Кассия" в селе Новый Милет.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.