Вопрос о закрытии Никитской церкви поднимался еще в 1929 г. По мнению губисполкома, здание находится в аварийном состоянии (приводился длинный список повреждений), верующим оно не нужно, зато у города наблюдается сильная нужда в помещениях. Но верующие написали жалобу во ВЦИК, который не утвердил закрытие. Церковь действовала еще 7 лет.
28 апреля 1936 г. на общем собрании сотрудников управления Владимирского хлопчатобумажного треста делегат горсовета т. Николаева выступила с докладом об основных городских проблемах: работа в полсилы из-за нехватки рабочих рук кирпичного завода, отсутствие капитального ремонта на фабрике «Пионер», некультурный вид улиц и многое другое. На собрании постановили поставить в горсовете все эти вопросы и вопрос о закрытии Никитской церкви. Через несколько дней, 8 мая на общем собрании сотрудников лесного школьного санатория выступила депутат т. Седова с отчетом по вопросам канализации, состояния дорог, автомобильного движения, строительства бани, благоустройства братских могил на кладбище, ликбеза и т.д. Итог собрания был примерно таким же – поставить в горсовете все эти вопросы – включили и вопрос о закрытии Никитской церкви. Так был выпущен джинн из бутылки.
Через полгода, в конце октября – середине ноября 1936 г. вопросом № 1 в городе стал сбор подписей о закрытии церкви: 11 октября – общее собрание рабочих фабрики «Пионер», 13 октября – собрание студентов, преподавателей и служащих Владимирского педагогического техникума, 29 октября – общее собрание членов артели «Утиль-комбинат», 30 октября – собрание отделов завода «Автоприбор» (рабочие постройки ОКС, цеха №№ 1, 2, 4, 6, 8, 13, автоматно-револьверный, сборочный, ремонтный, мастерские гибких залов, технический и плановый отделы, лаборатория, склад готовых изделий), 31 октября – общее собрание сапожной артели им. 2-й Пятилетки, 2 ноября – артели им. К.Е. Ворошилова и рабочих и служащих МТС «Мельзавода» № 12 «Союзмуки», 3 ноября – сотрудников диспансера № 1 и детского диспансерного отделения и студентов и преподавателей Владимирского сельхозтехникума, 5 ноября – объединенный митинг коллективов Владрайпотребсоюза и отделения Союзхлопкосбыта и общее собрание сотрудников Владимирского отделения архитекторов и рабочих завода «Красный строитель», 20 ноября – общее собрание студентов и преподавателей Владимирского текстильного рабфака. Все просили закрыть церковь, почти все добавляли, что решение принято единогласно; только в цехе № 13 «Автоприбора» 2 человека из 13 было против и в цехе № 6 один воздержался из 95, а среди рабочих постройки ОКС Захаров заметил, что в церковь ходит очень много народу, поэтому нужно подождать, но в момент голосования присоединился к большинству. Но единства в требованиях о цели закрытия церкви не было. Студенты, преподаватели и служащие сельхоз- и педагогического техникумов просили церковь себе под общежитие; артель им. К.Е. Ворошилова – себе под столярные мастерские и клуб; студенты и преподаватели Владимирского текстильного рабфака и рабочие фабрики «Пионер» выстроили целую цепочку: в церкви разместить артели им. В.И. Ленина, Швейкуста и сапожную, а освободившуюся площадь использовать под жилье; сотрудники диспансера № 1 и автоматно-револьверный цех «Автоприбора» просили церковь снести, а на этом месте построить жилой дом, например, для рабочих и ИТР завода «Автоприбор», сотрудники детского диспансерного отделения просили церковь Архангела Михаила (!) под детскую больницу; общие собрания членов сапожной артели им. 2-й Пятилетки, рабочих и служащих МТС «Мельзавода» № 12 «Союзмуки», сотрудников Владимирского отделения архитекторов (по иронии судьбы вели заседание некто Благонадеждин и секретарь Архангельский) и рабочих завода «Красный строитель» и объединенный митинг коллективов Владрайпотребсоюза и отделения Союзхлопкосбыта просто единогласно просили закрыть церковь без указания целей. Наконец, от некоторых самых сознательных цехов «Автоприбора» и членов артели «Утиль-комбинат» было выдвинуто предложение использовать церковь под клуб. Указали даже причину: как «одну из лучших и наиболее пригодных церквей под помещение для культурного очага». Т.е. если большинство церквей изымалось у общин за неподобающее содержание, то эту церковь – за то что была самой лучшей, за то что у церкви была самая хозяйственная и ответственная община.
На основании всего этого 9 марта 1937 г. президиум Владимирского горсовета постановил: «Исходя из того, что около 3 тысяч граждан города на собраниях вынесли решения о закрытии Никитской церкви и (! – Авт.) учитывая текучесть общины верующих Никитской церкви, просить облисполком санкционировать решение о закрытии Никитской церкви для передачи этого помещения под аэроклуб» – и 23 марта выслали это решение в облисполком. 19 мая 1937 г. президиум Ивановского облисполкома утвердил решение горсовета, добавив, что в городе есть еще 4 церкви [хотя, среди предложенных церквей были относящиеся к другой, обновленческой ориентации, что недопустимо согласно закону. – Авт.].
Далее, как можно предположить, постановление о закрытии церкви, в соответствии с законом, было объявлено верующим и те воспользовались своим правом в двухнедельный срок обжаловать это решение. Они съездили в Иваново, где «2-3 часа ждали, потом вместо т. Анисимова вышел секретарь», который отослал их во ВЦИК. 30 мая 1937 г. верующие пишут М.И. Калинину просьбу со ссылками на сталинскую Конституцию оставить храм, т.к. все налоги с 1918 г. уплачивались своевременно, вверенное имущество сохранено, это памятник старины и здание под клуб не подходит (верхний этаж не отапливается, а нижний мал и темен), а недалеко есть трехэтажный клуб им. Н.К. Крупской. 6 июня была повторная просьба о том же, но краткая, без указания причин. 2 июня ВЦИК затребовал у облисполкома все дело о закрытии церкви. 5 июня облисполком высылает затребованный материал вместе с решением президиума Ивановского облисполкома от 19 мая 1937 г. во ВЦИК. 2 августа Комиссия по вопросам культов при ВЦИК запрашивает о возможности переоборудовать церковь Комитет по охране памятников при ВЦИК, на что последний отвечает, что т.к. церковь находится на госохране, то «против передачи здания памятника аэроклубу Комитет не возражает, при условии недопущения изменения его внешней и внутренней архитектуры». По данным ВЦИКа, в городе кроме Никитской имеется 5 церквей: у староцерковников Николо-Галейская и Солдатская, у обновленцев Спасская, Троицкая и Кладбищенская. 12 августа церковная община Никитской церкви запрашивает ВЦИК, рассмотрено ли ее ходатайство, добавляя при этом, что верующих много (до 2 тысяч исповедующихся), что до Николо-Галейской церкви далеко, ссылаются на сталинскую Конституцию; кроме того, пишут, что «нам известно, что по этим мотивам [распад общины и как следствие отсутствие средств на ремонт храма. – Авт.] закрыто сейчас самими руководителями общин 2 обновленческие церкви: Троицкая и Спасская». Несмотря на это, 27 августа 1937 г. ВЦИК выносит заключение: «Церковь закрыта постановлением облисполкома 19 мая 1937 г. Здание предполагается использовать под аэроклуб. В городе есть еще 4 церкви [хотя, во-первых, действующих церквей к тому времени насчитывалось уже меньше, во-вторых, среди предложенных церквей, как уже говорилось ранее, были относящиеся к другой ориентации, что недопустимо согласно закону. – Авт.]. Основание закрытия - ходатайства населения (3 тыс. человек требуют закрытия). Верующие не находят причин к закрытию – обязательства выполняются полностью, община 600 человек, церковь является памятником старины. Полагаю: церковь закрыть, использование согласовать с комитетом ВЦИК по охране памятников». 25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК постановил: постановление президиума Ивановского облисполкома от 19 мая 1937 г. о закрытии Никитской церкви в г. Владимире утвердить, церковь закрыть, использование здания согласовать с Комитетом по охране памятников при Президиуме ВЦИК. 27 декабря постановление было выслано в Ивановский облисполком и Владимирский горсовет. 3 марта 1938 г. ВЦИК пишет во Владимирский горсовет: «Использование здания церкви Никиты Мученика допустимо без изменения внешней архитектуры здания со снятием лишь крестов; имеющиеся внутри здания церкви иконостасы должны быть изъяты (цельными или отдельными фрагментами) Музеем Академии архитектуры, которая должна произвести предварительную фиксацию памятника».
ГАВО. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1655. Л. 104; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 704. // Ершов А.Л. О закрытии Никитской церкви в г. Владимире в 1936-1937 гг. // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.) / Департамент по культуре Владим.обл., ГУК «Владим. обл. науч. б-ка им. М. Горького»; Союз краеведов Владимирской обл. - Владимир, 2010. С. 508-513.