ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лыткарино. Церковь Николая Чудотворца в Петровском.

Никольская церковь


Лыткарино. Церковь Николая Чудотворца в Петровском
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1680 и 1691.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Люберецкий район, Лыткарино, усадьба Петровское

Координаты: 55.594942, 37.88268
Проезд:От станции Люберцы автобусом №25 до конечной остановки "Петровское". Далее пройти на юг - 300 метров.



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца в Петровском, Лыткарино. Никольский храм, храм Петра и Павла<br>, Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Лыткарино. Никольский храм, храм Петра и Павла
демиург-аск
27 марта 2016
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
14 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Алексей Кротов
14 сентября 2012
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Юлен
9 ноября 2008
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Viktorianec
5 января 2008
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, фрагмент южного фасада<br>, Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
фрагмент южного фасада
Александр Викторович Шипилин
20 февраля 2004
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
2 октября 2021
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
2 октября 2021
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
2 октября 2021
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Viktorianec
5 января 2008
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
9 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, вид с востока<br>, Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
вид с востока
Александр Викторович Шипилин
20 февраля 2004
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, вид с запада<br>, Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
вид с запада
Александр Викторович Шипилин
20 февраля 2004
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, вид с севера<br>, Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
вид с севера
Александр Викторович Шипилин
20 февраля 2004
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Андрей Агафонов
1 декабря 1990
Церковь Николая Чудотворца в Петровском, , Лыткарино, Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1986



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Усадьба Петровское, г. Лыткарино. В XVIIв. село принадлежало дворцовому ведомству и боярину И.М. Милославскому. Затем усадьбой владели: 1631-1785 гг. - Нарышкины, 1805-1812 гг. - Демидовы, 1837-1852 гг. - Д.Б. Шелапутин, 1852-1890 гг. - князь Л.Л. Чернышев, 1890-1917 гг. - князь Барятинский.

Архитектурный комплекс сформировался во второй половине XVIIIв. Усадьба расположена на высоком берегу Москвы-реки, сильно выраженный рельеф местности определил ее живописную планировку. Центром комплекса служил главный дом с парадным двором, окруженным чугунной оградой. От дома в настоящее время остались белокаменные цокольный и первый этажи, над которыми в 1959г. надстроен второй кирпичный этаж в чуждых памятнику формах. Ограда парадного двора утрачена. К дому вела подъездная дубовая аллея, по сторонам ее размещались хозяйственные постройки. Партер, начинающийся от паркового фасада дома, террасами спускался к Круглому озеру. На восточной окраине пейзажного парка расположены две церкви: шатровая Никольская и Петропавловская Петра и Павла, церковь в стиле зрелого классицизма, служившая усыпальницей рода Демидовых. Сохранились остатки пейзажного парка с цепью прудов. Хозяйственные постройки и парковая беседка утрачены.

Никольская церковь. Небольшая кирпичная церковь, построенная между 1680 и 1691 гг. - наиболее древнее сооружение усадьбы. Она состоит из двусветного четверика, перекрытого сомкнутым сводом, апсиды и небольшой трапезной. Храм завершен стройным декоративным шатром на низком восьмигранном барабане. Основание шатра украшены треугольными кокошниками. Над западным фасадом трапезной возвышается звонница. Церковь была заложена И.М. Милославским, противником петровских преобразований. Лаконичная архитектура памятника восходит к традициям XVIв. В этом, по-видимому, проявилась оппозиция заказчика к своим политическим противникам - Нарышкиным - и в том числе к их начинаниям в области архитектуры. В последней четверти XXв. реставрировалась, сейчас вид заброшенный.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 апреля 2016

Церковь Николая Чудотворца в селе Петровское была выстроена между 1680-1691 гг. по заказу Ивана Михаиловича Милославского. В это время владельцами Петровского были бояре Милославские. Примерно в это же время был построен еще один шатровый храм в усадьбе Аннино, другой вотчине Милославских. Патриарх Никон в это время уже издал запрет на возведение шатровых храмов. Поэтому подобный жест со стороны бояр Милославских, являющихся противниками реформы, был явно оппозиционным.

Храм был возведен на месте старой обветшавшей деревянной церкви. Новая церковь была освящена в честь святых Петра и Павла и была усадебным (домашним) храмом. Если бы не исторические источники, можно было бы с уверенностью сказать, что перед нами памятник архитектуры 16 века, но никак не конца 17 века, когда господствовал стиль московское "Нарышкинское" барокко. Милославские - родственники по матери Ивана Пятого - были приверженцы старообрядчеству. И поэтому этот храм в пику господствовавшим тогда "новым" вкусам был построен в стиле 16 века. Важно отметить, что зодчий не мог не вдохновляться шатровым храмом Преображения Господня в селе Остров, расположенном напротив того места, где возведена нынешняя Никольская церковь. Такое ощущение, что они связаны незримыми духовными нитями.

Церковь Петра и Павла была построена из кирпича, а также из белого камня, добытого в селе Мячково, расположенного в 6 км ниже по течению Москва-реки. Шатровая церковь представляет собой простой, скромно украшенный четверик в два света (два ряда окон), увенчанный невысоким и восьмигранным шатром, перекрытым глухим сводом. Окна четверика поставлены друг над другом с некоторым смещением. Северный вход заложен кирпичом. Шатер у основания окружен рядом скромных треугольных кокошников и увенчан маленькой главкой. С востока к основному объему примыкает большая апсида с тремя окнами. Наличники всех окон здания обрамлены рамочными наличниками с треугольными завершениями, перекликающимися с кокошниками шатра. Кроме них четверик украшает простой резной поясок под карнизом.

В 1798 году в селе началось строительство новой церкви. В это время владельцами Петровского были Демидовы. Строительство было закончено в 1805 году, и в июне она была освящена в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Малая шатровая церковь была заново освящена в честь Николая Чудотворца Мирликийского с единственным престолом - Никольским.

В советское время храм сильно пострадал - был разрушен шатер, утрачено внутреннее убранство. При реставрации в 1970-х годах по проекту В.В. Кавельмахера шатер был восстановлен. На окнах появились наличники. Пристроенный с запада притвор был разобран, над входом поставили трехпролетную звонницу. Стены снаружи покрыли известковой обмазкой и побелили. Главки покрыли лемехом, а кровлю тесом. Реставрация была закончена не до конца, лишь в начале 21 века она была продолжена. Интерьеры храма в настоящее время утрачены. Рядом с апсидой в наше время был установлен памятный надгробный камень безымянным жителям села Петровское, погребенным здесь же. Вокруг храма было старое церковное кладбище, уничтоженное некогда большевиками. Церковь святого Николая - самая древняя дошедшая до нас постройка в городском округе Лыткарино. Сейчас храм считается действующим, но закрыт по причине реставрации внутреннего помещения.

Источник: сайт "Лыткарино - мой любимый город" и www. vladimir dar.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 октября 2017

Интересно, что Никольский храм в Петровском возводился уже после того, как Патриарх Никон запретил шатровые завершения для храмов: похоже, И. Милославскому (вообще противнику всякого рода реформ) этот запрет был не указ. Церковь, законченная к 1691 году, получилась простой и невероятно изящной. Лаконичный двухсветный четверик с несимметричным расположением окон перекрыт сомкнутым сводом, так что шатёр - чисто декоративный; его восьмерик, фактически, только обозначен - он настолько низок, что не воспринимается как отдельный архитектурный объём. Фриз и один ряд треугольных кокошников - по сути, и весь декор. Скупая "северная" архитектурная традиция акцентирована звонницей в псковском стиле - стенного типа, с тремя проёмами под колокола в два ряда. Перед нами небезинтересная "эклектика ХVII века", поскольку звонница, взгромоздившаяся на западный фасад трапезной, и шатёр храма ведут каждый свою песню, но в целом получается на удивление гармонично!

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №133, 2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  25 августа 2021

В бывшем селе Петровское, а ныне микрорайоне, входящий в состав городского округа Лыткарино, чудом сохранилась небольшая шатровая церковь в честь Николая Чудотворца. От неё открывается великолепный потрясающий вид на церковь села Остров, москворецкую пойму и сам город Лыткарино. Первое упоминание о храме, построенном на этом месте, относится к 1521 году, когда впыхнул земельный спор между её попом и Московским Чудовым монастырём. В ту пору церковка вместе с землёй была приписана к дворцовому селу Остров, т. е. принадлежала непосредственно великому князю Василию III, который, предположительно, и выстроил (по его указу) здесь церковь в честь Петра - митрополита Московского. Причём в 1521 году упоминается только церковь, а село, видимо, возникло позже и по церкви получило название Петровское, появившееся в писцовых книгах лишь в 1631-32 гг. В ХVII веке церковь была перестроена в камне и освящена уже в честь двух апостолов - Петра и Павла, а в ХIХ веке, с постройкой новой Петропавловской, храм этот переосвятили в Никольский. Присмотритесь, этот скромный кирпичный храм таит в себе загадку: его крыша сделана в форме высокого шатра.

Шатровые каменные храмы во множестве строились на Руси в ХVI веке и первой половине ХVII веке. В наших широтах такая форма крыши очень практична - снег на ней не скапливается, весной сосульки не падают. Церковь Вознесения в Коломенском, храмы в селе Остров и Беседы, также расположены в непосредственной близости друг от друга. Казалось бы - чего удивительного, что и в селе Петровском также был выстроена шатровая церковь? Оказывается есть. В 1653 году патриарх Никон специальным указом запретил строительство шатровых церквей. Про шатровые колокольни в указе ничего не говорилось и их продолжали строить, а церкви - пожалуйста: пятикупольные, четырёхскатные, с кокошниками или без, но только не шатровые. Это правило соблюдалось и после отставки Никона. Между тем искусствоведы датируют постройку данной церкви 1680-1691 годами. Не все, конечно - кто-то основывался на архивных материалах, а остальные просто приводят те же даты, не слишком задумываясь об источниках. А задуматься есть над чем. Как так? Почему такое исключение из правил?

Оказывается, точного указания даты постройки данной церкви в архивах нет. Официальная версия основывается на двух документах. Первый записан в 1680 году со слов священника Петровской церкви Афанасия Никифорова, он говорит, что в селе Петровском "церковное строение деревянное государево". Второй документ 1691 года сообщает, что "церковь Петра и Павла в селе Петровском была каменная, но когда построена - неизвестно". При этом священниками церкви называется всё тот же Афанасий Никифоров и его сын Иван Афанасьев. Неужели священник не запомнил бы кто и когда в эти одиннадцать лет перестроил его деревянную церковь в каменную? Известно из хозяйственных документов, что в 1659 году в Петровской церкви вовсе не было никакого священника. Впоследствии, когда сюда прислали нового батюшку, он мог и не знать истории постройки храма (так и записано: когда построена - неизвестно). Получается, что никакого исключения нет, церковь построена в 1-й половине ХVII века до никоновского указа, а запись 1680 года относится к какому-либо другому "строению" или некорректна. Не всему же написанному, пусть и в ХVII веке нужно верить!

Далее официальная версия, уже менее уверенно сообщает, что правительница Софья в 1683 году, а может быть в 1684 году пожаловала Петровское своему верному сподвижнику Ивану Михайловичу Милославскому. Тот владел селом до 1689 года и вероятно в эти годы он то и построл тут каменную церковь, а поскольку был приверженцем старой веры, то и выстроил её в старой, дониконовской традиции. Неувязочка! Боярин И. М. Милославский умер в 1685 году и у него было очень мало времени, чтобы выстроить в Петровском новую церковь (максимум полтора года). Судя по официальной биографии, у боярина не было сына, который бы продолжил строительство после отца. В 1689 году Пётр I пришёл к власти и отстранил от неё Милославских, а Петровское забрал в казну, где уж точно никто не стал бы нарушать патриарший указ. Ну хорошо - предположим - кто-то из племянников И. М. Милославского унаследовал после его смерти Петровское и скорей-скорей, пока не настал 1689 год построил в нём шатровую церковь. Но как же он освятил? Ведь для этого нужно было согласие кого-то из коллег Никона - архиепископа, митрополита или патриарха. Кто тогда был патриархом? И вот тут выяснились интересные совпадения.

В ХVII веке многие земли в округе принадлежали Чудову монастырю (в том числе и деревушка Лыткарино), в 1684-85 гг, когда предположительно Иван Милославский возводил тут шатровую церковь, архимандритом Чудова монастыря был Адриан, большой приверженец старины. Боярин Милославский имел большое влияние при дворе Софьи, возможно он надеялся, а может и договорился заранее, что Адриан не откажет ему и освятит новый храм. Но в 1685 году боярин умер, а в 1686 году Адриан был назначен митрополитом в далёкую Казань. Патриарх же Московский Иоаким напротив - был сторонником борьбы с расколом, ревностно следил за исполнением церковных канонов. Он был противник венчания Софьи на царство, а значит противник партии Милославских. И он не стал бы освящать ничего шатрового, построенного Милославскими. Но в 1690 году Иоаким умер и новым патриархом был избран именно Адриан.

Как уж там повернулось дело неизвестно, но в 1691 году церковь в Петровском была уже действующей, т. е. освящённой. Впрочем, возможен и такой вариант развития событий, который согласуется и с официальной версией и с нормальной логикой. Предположим Иван Милославский, получив Петровское, быстро возводит здесь шатровую церковь и каким-то образом освящает её. Патриарх Иоаким, если и узнал об этом, предпочёл не связываться с Милославскими, бывшими тогда в силе. Потом, в 1691 году ситуация стала совсем иная: царь сменился, Милославские в опале; священник Петровской церкви мог опасаться: если станет известно, что Милославский построил церковь вопреки запрету, приход могут закрыть и он останется без работы. Вот и предпочёл сделать вид, что забыл - кто её построил и когда.

Из книги-путеводителя: Марцев П. А. Ближняя Рязанка. - Москва, 2010



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.