В бывшем селе Петровское, а ныне микрорайоне, входящий в состав городского округа Лыткарино, чудом сохранилась небольшая шатровая церковь в честь Николая Чудотворца. От неё открывается великолепный потрясающий вид на церковь села Остров, москворецкую пойму и сам город Лыткарино. Первое упоминание о храме, построенном на этом месте, относится к 1521 году, когда впыхнул земельный спор между её попом и Московским Чудовым монастырём. В ту пору церковка вместе с землёй была приписана к дворцовому селу Остров, т. е. принадлежала непосредственно великому князю Василию III, который, предположительно, и выстроил (по его указу) здесь церковь в честь Петра - митрополита Московского. Причём в 1521 году упоминается только церковь, а село, видимо, возникло позже и по церкви получило название Петровское, появившееся в писцовых книгах лишь в 1631-32 гг. В ХVII веке церковь была перестроена в камне и освящена уже в честь двух апостолов - Петра и Павла, а в ХIХ веке, с постройкой новой Петропавловской, храм этот переосвятили в Никольский. Присмотритесь, этот скромный кирпичный храм таит в себе загадку: его крыша сделана в форме высокого шатра.
Шатровые каменные храмы во множестве строились на Руси в ХVI веке и первой половине ХVII веке. В наших широтах такая форма крыши очень практична - снег на ней не скапливается, весной сосульки не падают. Церковь Вознесения в Коломенском, храмы в селе Остров и Беседы, также расположены в непосредственной близости друг от друга. Казалось бы - чего удивительного, что и в селе Петровском также был выстроена шатровая церковь? Оказывается есть. В 1653 году патриарх Никон специальным указом запретил строительство шатровых церквей. Про шатровые колокольни в указе ничего не говорилось и их продолжали строить, а церкви - пожалуйста: пятикупольные, четырёхскатные, с кокошниками или без, но только не шатровые. Это правило соблюдалось и после отставки Никона. Между тем искусствоведы датируют постройку данной церкви 1680-1691 годами. Не все, конечно - кто-то основывался на архивных материалах, а остальные просто приводят те же даты, не слишком задумываясь об источниках. А задуматься есть над чем. Как так? Почему такое исключение из правил?
Оказывается, точного указания даты постройки данной церкви в архивах нет. Официальная версия основывается на двух документах. Первый записан в 1680 году со слов священника Петровской церкви Афанасия Никифорова, он говорит, что в селе Петровском "церковное строение деревянное государево". Второй документ 1691 года сообщает, что "церковь Петра и Павла в селе Петровском была каменная, но когда построена - неизвестно". При этом священниками церкви называется всё тот же Афанасий Никифоров и его сын Иван Афанасьев. Неужели священник не запомнил бы кто и когда в эти одиннадцать лет перестроил его деревянную церковь в каменную? Известно из хозяйственных документов, что в 1659 году в Петровской церкви вовсе не было никакого священника. Впоследствии, когда сюда прислали нового батюшку, он мог и не знать истории постройки храма (так и записано: когда построена - неизвестно). Получается, что никакого исключения нет, церковь построена в 1-й половине ХVII века до никоновского указа, а запись 1680 года относится к какому-либо другому "строению" или некорректна. Не всему же написанному, пусть и в ХVII веке нужно верить!
Далее официальная версия, уже менее уверенно сообщает, что правительница Софья в 1683 году, а может быть в 1684 году пожаловала Петровское своему верному сподвижнику Ивану Михайловичу Милославскому. Тот владел селом до 1689 года и вероятно в эти годы он то и построл тут каменную церковь, а поскольку был приверженцем старой веры, то и выстроил её в старой, дониконовской традиции. Неувязочка! Боярин И. М. Милославский умер в 1685 году и у него было очень мало времени, чтобы выстроить в Петровском новую церковь (максимум полтора года). Судя по официальной биографии, у боярина не было сына, который бы продолжил строительство после отца. В 1689 году Пётр I пришёл к власти и отстранил от неё Милославских, а Петровское забрал в казну, где уж точно никто не стал бы нарушать патриарший указ. Ну хорошо - предположим - кто-то из племянников И. М. Милославского унаследовал после его смерти Петровское и скорей-скорей, пока не настал 1689 год построил в нём шатровую церковь. Но как же он освятил? Ведь для этого нужно было согласие кого-то из коллег Никона - архиепископа, митрополита или патриарха. Кто тогда был патриархом? И вот тут выяснились интересные совпадения.
В ХVII веке многие земли в округе принадлежали Чудову монастырю (в том числе и деревушка Лыткарино), в 1684-85 гг, когда предположительно Иван Милославский возводил тут шатровую церковь, архимандритом Чудова монастыря был Адриан, большой приверженец старины. Боярин Милославский имел большое влияние при дворе Софьи, возможно он надеялся, а может и договорился заранее, что Адриан не откажет ему и освятит новый храм. Но в 1685 году боярин умер, а в 1686 году Адриан был назначен митрополитом в далёкую Казань. Патриарх же Московский Иоаким напротив - был сторонником борьбы с расколом, ревностно следил за исполнением церковных канонов. Он был противник венчания Софьи на царство, а значит противник партии Милославских. И он не стал бы освящать ничего шатрового, построенного Милославскими. Но в 1690 году Иоаким умер и новым патриархом был избран именно Адриан.
Как уж там повернулось дело неизвестно, но в 1691 году церковь в Петровском была уже действующей, т. е. освящённой. Впрочем, возможен и такой вариант развития событий, который согласуется и с официальной версией и с нормальной логикой. Предположим Иван Милославский, получив Петровское, быстро возводит здесь шатровую церковь и каким-то образом освящает её. Патриарх Иоаким, если и узнал об этом, предпочёл не связываться с Милославскими, бывшими тогда в силе. Потом, в 1691 году ситуация стала совсем иная: царь сменился, Милославские в опале; священник Петровской церкви мог опасаться: если станет известно, что Милославский построил церковь вопреки запрету, приход могут закрыть и он останется без работы. Вот и предпочёл сделать вид, что забыл - кто её построил и когда.
Из книги-путеводителя: Марцев П. А. Ближняя Рязанка. - Москва, 2010