В 1708-12 гг. был построен деревянный собор на высоком каменном основании со сводчатым проездом к архиерейскому двору. Это изображено на иконе "Авраамий и Меркурий" (в Успенском соборе). Богоявленский собор был тогда крестообразным: высокий объем с двухярусной главой над ним окружали 4 прируба с главками на высоких шатрах. Так же, как и окружавшие храм двухъярусные галереи, эта группировка объемов связана с традициями белорусского и украинского зодчества.
В 1781 г. деревянный собор разобрали и к 1787 г. на этом месте возвели кирпичный. Основание под собором было также изменено. Прежде сквозь него проходил прямой проезд в направлении север-юг. К 1780-м гг. он неудачно сочетался с соборной лестницей перед ним. Поэтому теперь проезд направили к западу, к Большой Благовещенской улице. Основание под собором - параллелепипед, врезанный с запада на восток в склон горы. Длинные стороны членятся мощными рустованными пилястрами с аркатурой, несущими более узкие пилястры под гульбищем вокруг храма. Объем собора расширен на вост. стороне прямоугольными дьяконником и жертвенником - по сторонам полукруглой апсиды. Над храмом длинная четырехскатная кровля, над вальмой возведена глухая деревянная глава на крупном 8-гранном барабане.
Фасады декорированы в духе раннего классицизма. Стены равномерно прорезаны проемами в два света: 7 осей на длинных фасадах и 3 на западном. Окна по вертикали заключены в неглубокие прямоугольные ниши. Тосканские пилястры в средних простенках образуют портики, подчеркнутые легкими раскреповками антаблемента. В наличниках еще ощутимы барочные мотивы (ленты с расширениями-ушами), но общий геометризм и плоскостность связаны с классицизмом.
К дьяконнику примыкает ограда Успенского собора. При строительстве Богоявленского храма вдоль нее с южной стороны сделана одноэтажная пристройка, протянувшаяся от дьяконника до ворот. Ее цоколь над понижением холма декорирован аркатурой. Двухэтажная галерея идет от Богоявленского собора к архиерейским палатам. Ограда и лестница, 1760-70-е гг.. конца XVIII в. Довольно высокая глухая ограда объединяет здания вокруг Успенского собора. Она начинается от жертвенника Богоявленской церкви и, обойдя колокольню и собор с запада, юга и востока, примыкает к зданию консистории. От Богоявленского собора к востоку идет небольшой отрезок ограды - до ворот въезда с архиерейского двора. Другие въездные ворота устроены с восточной стороны, а пешеходные - с западной. Перед западными воротами находятся гульбище и лестница, ведущие к собору от Большой Благовещенской улицы. Все эти постройки в формах барокко возникли в 1760-70-е гг. Ступени лестницы гранитные, кирпичные стены оштукатурены. Ограда гульбища с фонарями и металлические решетки ворот.
С восточной стороны ограда искажена постройкой XIX в. с примыкающими к ней с севера воротами. Сейчас ворота заложены и вместе со стеной этого здания образуют восточную границу ансамбля - по линии первоначальной ограды. Прямая лестница прерывается полукруглым выступом, в котором устроена часовня под гульбищем. Лестница огибает гульбище двумя дугами, и обе приводят к арочным проемам в ограде (левый заложен), фланкирующим ворота. Лишь за оградой открывается Успенский собор - в резком контрасте его размеров с небольшой замкнутой площадкой между Богоявленским собором и колокольней. По сторонам арки западных ворот пары высоких тосканских пилястр несут неполный антаблемент (без архитрава) с треугольным фронтоном. Каноны классицизма отчасти нарушены ради большей декоративности (круглые нишки в метопах, дополнительные сухарики). Восточные ворота сделаны подчеркнуто широкими и массивными, со срезкой нижних углов фронтона над сильными импостами. В южных воротах арка проезда трехцентровая и обрамлена, мелким радиальным рустом над каннелированными пилястрами. Такие же пилястры, но с более развитыми многообломными капителями замыкают композицию по краям.