ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Акулово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Акулово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1807 и 1816.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Одинцовский район, Акулово ул. Школьная, д. 88

Координаты: 55.66589, 37.24065
Проезд:с Белорусского вкз. до пл. Отрадное - 26 км, и пешком около 1 км.



Сортировка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
МОРПЕХ879
13 марта 2011
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
МОРПЕХ879
28 марта 2008
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Алексей Кротов
1 февраля 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Роспись фронтона храма<br>, Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Роспись фронтона храма
Алексей Кротов
1 февраля 2023
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 августа 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, дом причта<br>, Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
дом причта
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
26 августа 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Алексей Кротов
6 апреля 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Алексей Кротов
6 апреля 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Илья Смирнов
31 августа 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Елена Громакова
7 октября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Портик северного фасада<br>, Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Портик северного фасада
Александр Викторович Шипилин
3 июня 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Илья Смирнов
31 августа 2014
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Елена Громакова
7 октября 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с запада<br>, Акулово, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Вид с запада
Александр Викторович Шипилин
3 июня 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Храм Покрова Богородицы - бывшая усадебная церковь. Впервые "Окулово на пруде" близ Одинцова упоминается в 1627г. В 1670г. вотчиной владеет Свияжский воевода А. С. Хитрово, им была заложена деревянная Покровская церковь. Попав в опалу, думный дворянин Хитров и его потомки, лишились Акуловской вотчины. В последствии оной владели царевичи Дмитрий и Алексей (сыновья сибирского царя Кучума). Далее - Долгоруковы. Затем - Варвара Петровна Разумовская, урождённая Шереметева. Именно графиня Разумовская в 1807 г. сооружает в Акулово кирпичный Покровский храм.

Здание стиля классицизма представляет собой довольно редкий тип ротондального двухколоколенного храма. Все четыре фасада украшены пилястровыми портиками с фронтонами. Углы здания оформлены крупной декоративной рустовкой. Но самое интересное в наружном убранстве церкви - фресковая живопись XIX в., которая заполняет интерколумнии портиков, полуциркульные впадины над окнами и тимпаны фронтонов. Завершено здание высоким шпилем. Через дорогу от храма, в ограде, сохранился современный ему дом притча. Храм действующий, даже во времена лихолетья в нём не прекращались службы.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 февраля 2018

Существовавшая ранее церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове.

Село Акулово (Окулово) в 1627 г. – деревня «на пруде» Московского уезда, Сетунского стана, находилось «в поместье за Андреем Ивановичем Загряжским, в деревне двор помещика», в котором жили «приказчик и 2 человека дворовых». В переписных книгах 1646 г. записано: «за Алексеем Ивановичем Сабуровым деревня Окулова, а в ней двор вотчинников, в нем 4 человека и 4 двора крестьянских, в них 6 человек».

В 1670 г. Акулово куплено Александром Савостьяновичем Хитрово. При этом владельце в Акулове была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы и деревня стала селом. Новопостроенная Покровская церковь в тех же книгах писалась за 1678-96 гг. «в вотчине стольника Александра Савост. Хитрово, в селе Окулове, Покровское тож», а за 1697-1740 гг. «в вотчине стольника Федора Александровича Хитрово». Церковной дани с 1712 г. платилось 28 алтын 4 деньги.

По смерти А.С. Хитрово село Покровское-Окулово в 1686 г. перешло к сыну Федору, у него оно отписано на государя в дворцовое ведомство, а в 1692 г. отдано во владение в девичий монастырь Пречистой Богородицы Страстной. В отказной книге, по которой село Акулово утверждено за монастырем, описана Покровская церковь: «церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы да колокольня древяные, а в церкви святых икон местных: икона Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа, пред нею лампада медная; образ Покрова Пресвятой Богородицы, на нем венец серебряный вызолочен, пред ним лампада медная; икона местная св. пророка Илии, местная икона Пречистой Богородицы Одигитрия, икона преп. Сергия Радонежского. В церкви и в трапезе вотчинникова строения 64 иконы штилистовых, в окладе, в рамах; на колокольне 4 колокола».

В 1693 г. игуменья Страстного девичьего монастыря Юлия Челищева село Покровское-Акулово уступила, по променной записке, сибирскому царевичу Василию Алексеевичу, а от него продано родному брату Дмитрию Алексеевичу. По переписным книгам 1704 г. записано: «за сибирским царевичем Дмитрием Алексеевичем село Окулово, Покровское тож, а в селе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, да в селе двор вотчинников и 18 дворов дворовых и крестьянских, в них 74 человека». После сибирского царевича Дмитрия Алексеевича селом владела в 1719-22 гг. его вдова Ксения Владимировна, а от нее перешло по завещанию к ее родному брату князю Михаилу Владимировичу Долгорукову; в 1756 г. владела его дочь княжна Аграфена, которая отдала село Окулово в наследство родному племяннику князю Михаилу Васильевичу Долгорукову. В 1791 г. князь В.В. Долгоруков (родной брат Михаила Долгорукова) село Окулово и Лукино продал жене графа Алексея Кирилловича Разумовского Варваре Петровне, урожденной Шереметевой.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 марта 2020

Впервые деревня «Окулово на пруде» упоминается в первой четверти XVII века. В 1627 г. эта деревня принадлежала Андрею Ивановичу Загряжскому. В ней был один двор, в котором жили «приказчик и два человека деловых». А в 1646 г. Акуловым владел Алексей Иванович Сабуров. К этому времени в деревне уже «двор вотчинников и четыре двора крестьянских, в них шесть человек».

В 1670 г. деревню Акулово купил Александр Севастианович Хитрово - думный дворянин, стольник царя Алексея Михайловича. Он принадлежал к знатному роду, ведущему свое начало с ХIV века, служил при дворе, часто сопровождал царя на богомолья в Троице-Сергиеву Лавру и Саввино-Сторожевскую обитель. В 1676 г. Хитрово завершает в Акулове строительство деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной и колокольней, что дает уже селу еще одно название - Покровское-Акулово. Продолжая служить при дворе, Александр Севастианович в 1678 г. покупает д. Яскино близ Акулово. После смерти А.С. Хитрово 28 августа 1686 г. селом стал владеть его сын Федор.

В 1692 г. с. Акулово было отписано в дворцовое ведомство и передано во владение «в девичий монастырь Пречистыя Богородицы Страстныя», основанный в 1654 г. царем Алексеем Михайловичем. Главной благодетельницей монастыря была Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра I), которая воспитывалась в доме А.С. Матвеева, владельца с. Одинцово. Однако уже в 1693 г. игуменья монастыря Юлия Челишева «уступает по променной записке» Акулово сибирскому царевичу Василию Алексеевичу, который продает село своему родному брату Дмитрию.

С 1719 г. с. Акулово перешло во владение князьям Долгоруковым. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в это время был приписан к Московской Духовной Консистории, а в 1790 г. передан в ведомство Звенигородского Духовного Правления.

1791 г. - важная дата в истории храма. Князь Василий Васильевич Долгоруков продал с. Акулово и с. Лукино графине Варваре Петровне Разумовской (урожденной Шереметевой). Ее дед, первый русский граф, фельдмаршал, сподвижник Петра I Борис Петрович, был назван А.С. Пушкиным «благородным». Отец Варвары Петровны, граф Петр Борисович Шереметев, является создателем всемирно известной усадьбы Кусково. А мать - княгиня Варвара Алексеевна Черкасская была единственной наследницей огромного состояния государственного канцлера Алексея Михайловича Черкасского. Графиня Варвара Петровна была самой богатой невестой в России второй половины XVIII века, однако, ее брак с графом Алексеем Кирилловичем Разумовским, от которого родилось 4 детей, счастливым назвать нельзя. Они были очень разными - глубоко верующая Варвара Петровна и вольнодумец, вольтерианец, Алексей Кириллович. Вскоре после рождения четвертого ребенка, в 1784 г., Варвара Петровна была вынуждена покинуть детей и выехать из дома Разумовского. Графиня поселилась в доме на Маросейке, где находился приход храма Спаса Преображения в Глинищах, отказалась от светской жизни. Она принимает у себя только детей и брата Николая Петровича Шереметева (создатель усадьбы Останкино и Странноприимного дома), в котором находила свою единственную опору. Отныне ее отрадой становится село Акулово. Все теплое время года графиня Разумовская проводила в своей усадьбе. Все мысли и чаяния Варвары Петровны были направлены на обустройство храма. При ней богослужения совершались почти ежедневно, причем не только в летнее, но и в зимнее время, так как храм был теплый. Настоятелем храма тогда служил о. Кондрат Михайлов. В архиве сохранились прошения Варвары Петровны о назначении в храм пономаря, причем выбранного самою графиней.

В 1795 г. настоятелем Покровской церкви служил о. Федор Иванов, дьячком - Василий Иванов, а пономарем - Иван Яковлев. В ревизских сказках 1795 г. храм значился как одноприходный, а в с. Акулово было «46 дворов, 186 душ мужска и 193 души женска пола». К концу XVIII века храм, построенный А.С. Хитрово в 1676 г., уже требовал ремонта. Поэтому графиня Варвара Петровна подала прошение Преосвященному Серапиону, епископу Дмитровскому, викарию Московскому: «… имею я в вотчине моей, селе Покровском, Акулове тож, церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы деревянного здания, на которой крыша и глава примечаются приходящими в ветхость, да также окошки и в ней иконостас требуют поправления… По удобному ныне наступающему летнему времени, намерение имею я починкою поправить, а также кровлю и другие места выкрасить». 3 июня 1801 г. был получен указ о дозволении ремонта. Однако в 1807 г. «тщанием» Варвары Петровны Разумовской в Акулове была сооружена каменная церковь с двумя приделами - Казанской Божией Матери и Святителя Николая, сохранившаяся до наших дней. На месте старого храма поставили часовню с колодцем. Позже часовня была разрушена, а хранившийся в ней резной деревянный крест перенесли в храм, где он находится и поныне. Одновременно начал строиться каменный дом причта.

Во время войны с Наполеоном в 1812 г. храм претерпел большой урон. Сведения о разрушениях до нас дошли из «Ведомости состояния церкви, причта и прихода», составленной благочинным, священником Петром Матвеевым. Приход храма накануне войны был довольно большим. В него, кроме с. Акулово, входили сельцо Федькино, деревни Ликово и Братки. Приходских дворов насчитывалось 52. После Наполеона целыми остались только два, а «прочие сожжены все». В самом храме «престолы и жертвенники из мест своих ископаны и сокрушены, а одежды похищены». Сильно было повреждено убранство храма - разломаны иконостасы, расколоты местные образа, а иконы с венцами похищены. Была украдена храмовая икона Покрова Богородицы в серебряной ризе. Паникадило, лампады и подсвечники - похищены или разломаны. Кроме того, была разграблена вся ризница, церковные книги и около 100 рублей медью и серебром. Спасены были только отданные на хранение графине Варваре Петровне антиминсы, серебряная утварь, сосуды, кадило, крест, дароносица, ковчег и серебряный ковшичек. Уцелела икона Казанской Божией Матери и образ Спасителя.

После войны с. Акулово начинает отстраиваться. В нем 28 крестьянских дворов, 79 душ мужского и 87 женского пола. 15 декабря 1814 г. Преосвященный Августин, архиепископ Дмитровский рукоположил во иерея Платона Ивановича Потемкина и назначил его служить в Акуловский храм. 4 мая 1815 г. по желанию прихожан Яскинская церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова была приписана к Акуловской Покровской церкви. В 1818 г. к «издавно положенному» штату Покровской церкви был прибавлен диакон.

Стараниями Варвары Петровны церковь постепенно восстанавливается. Графиня проявляла заботу и о будущем храма. В 1818 г. она пожертвовала 15 тысяч рублей на вечное содержание священно и церковнослужителей Покровской церкви и подарила храму икону Казанской Божией Матери византийского письма, на обратной стороне которой была сделана надпись «из рода Шереметьевых… в церковь Покровскую, села Акулово». Эта икона была особо чтимой в приходе. Старожилы в конце ХIХ века говорили, что этот образ Божией Матери сопровождал графов Шереметьевых во всех военных походах.

Как уже упоминалось, одновременно с Акуловым графиня Разумовская купила с. Лукино (ныне Переделкино). В нем вместо деревянного храма она строит каменную церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами - во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Святой Великомученицы Варвары, которая была освящена в 1821 г. В.П. Разумовская умерла 27 мая 1824 г. и похоронена в фамильной усыпальнице Шереметевых - в Знаменской церкви Новоспасского монастыря. Смерть графини явила миру правду ее жизни - жизни непритязательной и полной аскетизма. Достаточно сказать, что посуду для поминок по ней пришлось собирать по соседним домам. Новой владелицей села в 1850 г. стала Екатерина Александровна Тимашева. Тогда в приход Акуловской церкви входило 64 двора с 282 душами мужского и 283 женского пола.

4 сентября 1848 г. Высокопреосвященный Филарет митрополит Московский и Коломенский рукоположил во священника Петра Федоровича Боголюбова и назначил его служить в Покровскую церковь с. Акулова. В 1857 г. храм был впервые расписан «иконописным письмом».

После отмены крепостного права в 1864 г. из жителей с. Акулова и деревни Самодуровки было образовано сельское общество, в состав которого входило 112 временнообязанных крестьян. Имеются сведения, что настоятелем Акуловской церкви в 1872 г. По-прежнему служил о. Петр Боголюбов, а в 1875 г. уже упоминается о. Василий Орлов. В сентябре 1876 г. «ревностным старанием» о. Василия Орлова было построено приходское училище. Оно располагалось в собственном здании прихода, построенном на средства сельского общества и частных лиц. С сентября 1876 г. по ноябрь 1879 г. наставником и законоучителем в училище был о. Василий Орлов, причем в 1876 и 1877 г.г. он преподавал безвозмездно. С 1879 г. о. Василий был учителем и преподавал детям из окрестных деревень.

В 1885-1886 учебном году у училища появляется попечитель - кандидат права Владимир Васильевич Якунчиков (его отец Василий Иванович Якунчиков имел в с. Акулово кирпичный завод). В училище занимались дети из с. Акулово, д. Братки, д. Юдино, д. Внуково и с. Яскино. В 1890 г. в Акуловском училище законоучителем служил благочинный о. Александр Подобедов. С 1 сентября 1899 г. в училище стали проводиться чтения «с туманными картинками» (прототипы наших диафильмов). Чтения проходили регулярно - два раза в месяц. Их проводили законоучитель и учительница Е. Орлова. В начале ХХ века училище посещали 60 человек, из них 28 - девочки. Регент Покровского храма преподавал детям пение, а с 1903-1904 учебного года появился новый предмет - рукоделие.

В конце XIX века близ с. Акулово находилось имение Ивана Семеновича Перлова. В 1873 г. на заводе Московского купца Финляндского на средства И.С. Перлова и П.Г. Цурикова был отлит колокол с надписью «В село Акулово, ко храму Пресвятой Богородицы…» И.С. Перлов умер 1 декабря 1901 г. и в продолжение своей благотворительной деятельности завещал свое имение (170 десятин) с образцовой фермой Московскому обществу сельского хозяйства, с условием, чтобы оно устроило там женское земледельческое училище. Кроме того, 20 тысяч рублей было завещано в неприкосновенный капитал училища при Акуловской церкви, а 10 тысяч - сельскому приходскому Акуловскому попечительству с тем, чтобы проценты выдавались бедным к Рождеству и Пасхе.

В 1885 г. священник Василий Орлов решил возобновить иконостас. Для этого было собрано 760 рублей пожертвований, на которые в 1889 г. были устроены иконостасы, прекрасно сохранившиеся до наших дней. В 1894-1896 г.г. при церкви на деньги жертвователей было организовано общество призрения бедных и приобретен большой праздничный колокол весом 110 пудов. За деятельность по благоустройству храма Покрова Пресвятой Богородицы и благотворительность о. Василий в 1896 г. был награжден камилавкой.

После революции, в период страшных гонений на Церковь, пусть только в Никольском приделе, но службы никогда не прекращались. Сменяя друг друга, свое священническое служение прошли здесь многие пастыри: о. Петр Смирнов, о. Александр Мень, о. Петр Деревянко, о. Руф Поляков, о. Николай Морев, о. Федор Мушинский, о. Владимир Шебаев, о. Василий Решетняк, о. Сергий Ильчук, о. Алексей Николин. В годы безбожия Покровский храм стал духовным центром для многих верующих не только Одинцова, но и Москвы, пристанищем для гонимых священнослужителей и местом их упокоения.

Богослужения в Акуловском Покровском храме не прекращались более двухсот лет - с 1807 г. по настоящее время. Во времена гонений Богослужения проходили в Никольском приделе. За последние 20 лет жизни прихода, количество прихожан постоянно растет. Духовенство Акуловского храма традиционно многодетно. Настоятель храма - протоиерей Валериан Кречетов, помимо настоятельства, нес послушание епархиального духовника в течении нескольких десятков лет, а с 2010 г. несет послушание члена Межсоборного Присутствия РПЦ.

Неоднократно за текущие годы производилась реставрация наружной и внутренней росписи стен храма, куполов, колоколен, подвального помещения. В 2004 г. трудами настоятеля храма и доброхотных жертвователей в церковном дворе была построена крестильня с баптистерием. В 2006 г. пристроен Дом церковного причта общей площадью более 200 кв. м. с новой просфорней и трапезной. В этом же году трудами прихожанина Акуловского Храма Анопочкина Николая Ивановича была благоустроена территория Храма и Воскресной школы, разбиты цветники, написан точный список Чудотворного Образа Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».

К 200-летию храма, на месте нахождения алтарной части первоначального деревянного Акуловского Покровского храма, завершилось строительство и роспись храма Новомучеников и исповедников Российских (приписанного к Покровскому храму). Храм Новомучеников и исповедников Российских был освящен 13 мая 2008 г. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В 2007 г. был благоустроен церковный погост, заасфальтирована и огорожена автостоянка. В 2009 г. в оба храма, в здание Воскресной школы и в другие церковные здания было проведено центральное водоснабжение. В 2010 г. к храму Новомучеников и исповедников Российских была пристроена трапезная часть, увеличившая площадь храма в четыре раза.

http://pokrov-akulovo.ru/church/history


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  21 марта 2024

Покровская церковь в Акулово, которая стоит недалеко от станции Отрадное, в советские годы была центром духовной жизни города Одинцово и ближайшей округи. Этот храм был построен в 1807 году по воле графини Варвары Петровны Разумовской. В статье мы расскажем о личности основательницы храма, воплотившей в своей жизни христианские идеалы кротости и прощения, а также о подвижнике веры XX века епископе Стефане Никитине, могила которого находится на погосте акуловской церкви. Александр Алексеевич Васильчиков в книге «Семейство Разумовских» так охарактеризовал строительницу церкви в Акулово: «беспомощная, нерешительная, робкая и притом крайне простая…» Казалось бы, происхождение Варвары Петровны не располагало к простоте, ведь она была второй дочерью знаменитого графа Петра Борисовича Шереметева. Близкий сподвижник Петра I фельдмаршал Борис Шереметев, «покоритель Риги и Лифляндии», сделал своего второго сына Петра Борисовича наследником громадного богатства. Тот, в свою очередь, удвоил отцовское состояние удачной женитьбой на Варваре Алексеевне Черкасской – единственной дочери богатейшего вельможи князя Алексея Михайловича Черкасского. Старшая дочь Шереметева и Черкасской неожиданно умерла в молодом возрасте, после чего ее младшая сестра Варвара Петровна стала по богатству первой невестой в России.

Однако А. А. Васильчиков метко определил Варвару Петровну «бедной, несмотря на шестнадцать тысяч душ, женщиной». Графиня вышла замуж за Алексея Кирилловича Разумовского, и брак это не был счастливым. У супругов было четверо детей, но через десять лет жизни Разумовский разошелся с женой. Как писал Васильчиков: «Простая, бесхарактерная, кое-как воспитанная графиня Варвара Петровна давно уже надоела вспыльчивому вольтерьянцу мужу своей набожностью, суевериями и совершенной беспомощностью». Кроткая графиня должна была уехать из дома Разумовского и расстаться со своими детьми. Неотмирный характер Варвары Петровны делал ее малоспособной к самостоятельному ведению дел, поэтому после разрыва с мужем она целиком вверила заботу о материальной стороне жизни своему брату Николаю Петровичу Шереметеву.

Жестокий супруг не только выселил Варвару Петровну из дома и отобрал детей, но также требовал выплачивать ему десять тысяч рублей ежегодно на их воспитание. Помимо этой суммы Разумовский брал у бывшей жены деньги и на другие расходы по содержанию дочерей. Варвара Петровна на два года пережила своего супруга, все простила и горько оплакивала его кончину. Летние месяцы графиня проводила в своем загородном имении Акулово Звенигородского уезда, а зимой жила в московском особняке на Маросейке. Этот дом, как писал Васильчиков, содержался в «крайнем беспорядке, грязный, душный, натопленный как баня и никогда не проветриваемый». Памятником о набожной и кроткой графине стал прекрасный акуловский храм с двумя одинаковыми колокольнями, построенный на западный манер.

В Покровском храме есть два придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В память об основательнице церкви здесь особо чтут и небесную покровительницу графини великомученицу Варвару. Акуловская церковь не закрывалась в советские годы. Интересен некрополь храма, который находится у алтарной стены. Здесь в XX веке были погребены многие подвижники и исповедники трагического для церкви советского периода. Одна из таких могил акуловского церковного кладбища хранит прах епископа и врача-невролога Стефана Никитина. Православное Братство Германа Аляскинского называло его «современным подвижником, иерархом святой жизни, но пока еще не прославленным». О необычном жизненном пути священнослужителя несколько лет назад вышла книга диакона Димитрия Пономаренко.

Сергей Никитин – будущий епископ Стефан – закончил медицинский факультет Московского Университета, проходил практику на малярийной станции в городе Мары в Туркмении, во время Гражданской войны служил зауряд-военным врачом. В 1923 году Сергей Никитин посетил последнего оптинского старца Нектария, который уже был выселен из монастыря и жил в ссылке в селе Холмищи. Прозорливый старец утвердил молодого человека в намерении стать врачом-практиком. Сергей Никитин стал неврологом и, одновременно, начал посещать еще действовавший московский храм Николая Чудотворца в Кленниках. Он стал близким другом и духовным чадом священномученика Сергия Мечева, а со временем и старостой знаменитого храма. По одной из версий, в 1920-е годы врач тайно принял священнический сан. Исповедник веры XX века Афанасий Сахаров предсказал отцу Сергию: «Когда придется служить, твой медицинский халат будет за фелонь». Шли 1920-е годы, надвигались масштабные гонения на православную церковь, и в общине Сергия Мечева готовились ко временам, когда священникам придется служить подпольно.

В 1931 году Сергия Никитина вместе с другими членами общины Никольского храма в Кленниках арестовали. Он проходил по уголовному делу в качестве старосты, хотя, по всей видимости, уже был тайным священником. Три года исповедник провел в Вишерском исправительно-трудовом лагере на Северном Урале. К счастью, медицинская специальность позволила ему избежать общих тяжелых работ. Пользуясь положением, он старался облегчать участь своих собратьев по церковному служению, освобождать хотя бы на время по здоровью от каторжных работ. В то же время священнику-врачу удавалось тайно служить литургию в условиях лагеря.

После освобождения Сергей Никитин поселился в Струнино Владимирской области, где почти пятнадцать лет заведовал неврологическим отделением в городской больнице. В свободное от врачебной практики время, по ночам, он тайно совершал богослужения в своей квартире на окраине города. В конце 1930-х годов политика властей в отношении религии начала меняться. От идеи полного уничтожения православной Церкви атеистические правители отказались, и для отца Сергия появилась возможность выйти на легальное положение – стать священником в Ташкентской епархии. Врач бежал из Струнино в Среднюю Азию, где смог, наконец, служить открыто. Его назначили настоятелем церкви в селении Курган-Тюбе, где домами служили глинобитные «кибитки». Отец Сергий называл это место «краем света», где летом была страшная жара, а зимой – суровый холод. В этом небольшом приходе Сергий Никитин духовно окормлял верующих пятнадцати разных национальностей.

После подвижнического служения в Средней Азии отец Сергий жил и трудился в Минске, Днепропетровске, Москве. Он принял монашеский постриг с именем Стефан, затем стал архимандритом и, наконец, был возведен в епископский сан. Последние годы он провел в Калуге. Епископ Стефан скончался в Георгиевской церкви Калуги прямо во время богослужения, не успев закончить проповедь, обращенную к прихожанам. География служения Стефана Никитина обширна, но из Калуги гроб с его телом повезли в последний путь на подмосковную землю в село Акулово. Здесь на погосте Покровской церкви епископ был погребен согласно его прижизненному желанию. Однажды, посетив Акулово, епископ Стефан сказал: «Как здесь хорошо! Вот если бы здесь похороненным быть…». В годы советской власти храм оставался действующим, хотя богослужения проходили лишь в одном из его приделов. Сегодня храм также открыт для верующих. При нем организована воскресная школа, занятия в которой проводятся как для детей, так и для взрослых.

Исторические сведения о Покровском храме и деревне Акулово: Первое упоминание о деревне Акуловой Сетунского стана Московского уезда относится к 1627 году,когда она принадлежала А. И. Загряжскому. В 1646 году Акуловым владел А. И. Сабуров, а с 1670 года — А. И. Хитрово. При этом владельце в 1676 году здесь была выстроена первая деревянная церковь Покрова Богородицы. От Хитрово в 1692 году Акулово перешло в вотчину московского Страстного монастыря, а в 1693 году отошло сибирским царевичам Василию и Дмитрию Алексеевичам. От вдовы последнего в 1722 году имение перешло к ее брату — М. В. Дол­горукову. В 1791 году его племянник М. В. Долгоруков продал Акулово гр. В. П. Разумовской. При помещице Разумовской в 1807 году была выстроена существующая каменная Покровская церковь с Казанским и Никольским приделами, а также дом причта. Ме­сто старого храма отмечено колодцем. В 1812 году усадьба была продана Н. И. Сурмину. В сер. XIX века ею владела помещица Е. А.Тимашева. При ней в 1857 году стены главного храма впервые были расписаны «иконописным письмом…, в остальных же двух приделах выкрашены». Первоначальный иконостас храма был «с золоченой резьбой по белому крашеному фону, изображающему вырезанные цветы и траву, в два яруса… Верх царских дверей изображает вырезанный из дверей полукруг – вниз». Существующий иконостас следует отнести к концу XIX века.

На рубеже XIX-XX веков старый «лещадный» пол сменился плиточным. В 1890 году усадьба Акулово принадлежала А. Н. Говоровой, а в начале XX века — С. И. Карзинкиной, в гостях у которой бывал И. И. Левитан. Усадебные строения нач. XX века, расположенные далеко от храма, сохранились. Сохранившаяся до наших дней, храм Покрова Пресвятой Богородицы прекрасно сохранил первоначальный внешний об­лик и убранство интерьера кон. ХIХ в. К южному фасаду пристро­ено небольшое помещение крещальни. В 1980 году был отремон­тирован подвал. Тогда же поновлена, а местами и написана вновь живопись в интерьере и на фасадах.

Описание памятника: Покровская церковь расположена на северной окраине села Акулова. Северный фасад храма обращен к сельской улице и к стоящему через дорогу дому причта. Небольшая церковная терри­тория обнесена новейшей оградой с металлическими решетками на кирпичных столбах и парапете. Ворота расположены напротив главного входа в храм. На территории немного деревьев, поэ­тому памятник хорошо просматривается издали. Лучший вид на церковь открывается с востока, при подходе от пл. «Отрадное». Кирпичный оштукатуренный храм выстроен в стиле класси­цизма. Памятник принадлежит к центрическим в основе, двухколоколенным культовым сооружениям с идентичной обработкой фасадов. Невысокий односветный кубический объем увенчан круг­лым световым барабаном. Главный западный фасад акцентирован двумя цилиндрическими башенками колоколен. Над центральным куполом возвышается шпиль, несущий шаровидную главку с четырехконёчным крестом. Колокольни завершены аналогичными главками на конусах. В основании куполов колоколен помещены лучковые фронтончики с ложными люкарнами. Углы основного объема обработаны широкими штукатурными лопатками, частично рустованными. Центры фасадов подчёркнуты раскрепованными белокаменными пилястровыми портиками с фронтонами и спаренными крайними пилястрами. В центре портиков расположены входы в храм. На боковых фасадах они фланкированы окнами, на за­падном — аналогичными входными проемами, ведущими на колокольни, восточная алтарная стена прорезана только окнами. Композиции на боковых участках фасадов напоминают трехчастное окно в арочной нише, в котором световой проём лишь центральный. Па западе вме­сто центральных окон помещены киоты. Узкие окна, освещающие лестничные помещения, расположены между спаренными пилястрами западного портика.

Здание опоясано широким гладким белокаменным цоколем, из которого вырастают не имеющие баз пилястры. Капители пилястр профилированы. Цоколь прорезан горизонтальными окнами подвала. Под окнами основного объема, выше их перемычек, а также под проёмами звона проходят гладкие белокаменные тяги. Арочные проёмы звона и окна барабана перекрыты арочными перемычками. Антаблементы основного объема и завершения состоят из широкого нависающего фриза и тонко профилированного белокаменного карниза с сильно вынесенным верхним профилем. Церковь окрашена охрой с побелкой деталей. Оживление в облик строго храма вносит яркая масляная живопись, заполняющая верхние простенки над проёмами портиков, полуциркульные впадины и киоты. Многофигурные композиции на Евангельские сюжеты выполнены в 1980-х гг. в подражание древнерусским фрескам. Прямые решётки окон и проёмов звона характерны для позднего классицизма. Решётчатые двухстворчатые металлические двери выкрашены в зелёный цвет. Декоративны зелёные снаружи и белые внутри ставни, вставленные в каждое окно. Кровли храма (на куполах – «в шашку») также зелёные. Главки и кресты вызолочены.

Интересно разработан интерьер четырёхстолпного храма. Группирующиеся вокруг доминирующего центрального пространства компартименты отличаются разнообразием конфигурации и формы сводов. Световой барабан центрального помещения покоится на крещатых столбах, подпружных арках и парусах. Купол барабана имеет высокую стрелу подъёма. Вытянутые с востока на запад боковые помещения приделов перекрыты крестовыми сводами. Алтари размещаются в восточной части храма. Центральное алтарное помещение имеет скруглённую восточную стену и перекрыто конхой. Его боковые окна расположены в нишах-экседрах (большое сходство имеет построение алтаря Никольского храма в г. Лосино-Петровске,1822 г.). Центральный алтарь соединён арочными проходами с квадратными в плане помещениями боковых алтарей, перекрытых полулотковыми сводами. Помещение западного притвора со сводом-конхой аналогично главному алтарю. Здесь находится деревянный балкончик хор, ограждённый балясником. Помещения под башнями (притворы приделов) имеют скруглённые западные стены и перекрыты конхами. От первоначальной отделки интерьеров сохранился лепной карниз в основании барабана, отделанный модульонами и розетками, а также характер росписи купола и арок в стиле ампир.

Среди рисованных кессонов купола помещена двухчастная многофигурная композиция «Новозаветная Троица», решённая в грязновато приглушённых тонах. Фигуры ангелов отличаются разнообразием и экспрессивностью поз. Подпружные арки также расписаны кессонами. Остальная масляная живопись храма, повторяющая композиции Владимирского собора в Киеве, выполнена в ярких тонах. В простенках барабана помещены фигуры апостолов, в парусах — Евангелисты, на столбах — Святители Московские. Своды приде­лов и западные стены расписаны многофигурными композициями на евангельские темы. От прочих по своеобразной манере ис­полнения отличается живописное панно в конхе хор – «Воскрешение Лазаря» выполненное в 1980 г. Алтари храма фрагментарно расписаны изображениями святых в медальонах и картинами из евангельской истории. Композиция из трех иконостасов в псевдорусском стиле едина. Боковые иконостасы идентичны. Плоские трёхъярусные сооружения, из которых центральное выше я разнообразнее по деталям, завершены кокошниками. Боковые иконостасы трёхъярусные, в централь­ном — четвертый Пророческий чин размещён в тимпанах кокошников. Рамы верхних ярусов иконостасов разнообразны. Царские Врата всех трех иконостасов – ажурные. Иконостасы изобилуют золоченой резьбой, помещённой на золотом же фоне. В главном алтаре стоит резная эклектическая сень кон. ХIХ века. Главное паникадило хрома в стиле эклектики неординарно. В церкви поздние плиточные полы с центральным «ковром» богатого и красочного рисунка. Входы на колокольни расположены с улицы. На «звон» ведут две деревянные винтовые лестницы, расположенные в круглых шахтах. Под всем зданием имеются подвалы с низки­ми, перетекающими один в другой сводами. Подвал повторяет пла­новую схему храма. Его помещения перекрыты лотковыми, полулотковыми сводами и конхами. В подвале сделаны современные плиточ­ные полы. Входы в подвал симметрично расположены с западной части боковых фасадов.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы - замечательный образец храма начала ХIХ века в стиле зрелого классицизма, принадлежащего к кругу редко встречающихся центрических двухколоколенных сооружений.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Акуловская церковь и могила епископа Стефана и сайта: Церковь Покровская, 1807 г. - Культурные объекты Московской области (mosculture.ru)



Комментарии и обсуждение


Большая статья о храме опубликована в Московских епархиальных новостях, № 3 2004 г. (см. http://vedomosti.meparh.ru/2004_3/5.htm).

Приделы - Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца - существуют со времени сооружения храма.

29 августа 2006, Игорь Демин.