ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вышегород. Церковь Михаила Архангела.


Вышегород. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Рождества Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1863 и 1873.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Псковская область, Дедовичский район, с. Вышегород

Координаты: 57.486707, 29.631076
Проезд:а/д Порхов - Бежаницы, от неё по указателю на Вышегород



Церковь Михаила Архангела, , Вышегород, Дедовичский район, Псковская область
Николай Красавин
2 августа 2012
Церковь Михаила Архангела, , Вышегород, Дедовичский район, Псковская область
Николай Красавин
2 августа 2012
Церковь Михаила Архангела, , Вышегород, Дедовичский район, Псковская область
Николай Красавин
2 августа 2012
Церковь Михаила Архангела, Снимок из личного собрания, конец 70-х гг ХХ века.<br>, Вышегород, Дедовичский район, Псковская область
Снимок из личного собрания, конец 70-х гг ХХ века.
oitru
1 января 1970
Церковь Михаила Архангела, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Вышегород, Дедовичский район, Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  26 ноября 2009

Церковь Архистратига Михаила построена в 1873 году. Закладка храма последовала 16 июня 1863 года. Он сооружен на иждивение полковника Петра Ивановича Бибикова, супруги его Анны Александровны, сыновей их генерал-лейтенанта Василия, генерал-майора Александра и тайного советника Николая Бибиковых. Храм был построен как усыпальница. В родовом склепе находилось пять захоронений, четыре из них, в том числе и могила П.И. Бибикова, были разграблены. Останки Петра Ивановича Бибикова без лишнего шума и почестей были перезахоронены на вышегородском кладбище, вместе с сохранившимися сапогами и именной саблей, ловко подмененной на похожую, но ценности не имеющей. Родовое имение Бибиковых находилось в двух километрах от Вышегорода, а в деревне Петрово.

Церковь имела два престола: главный - Архистратига Михаила и придельный - в честь рождества святого Иоанна Предтечи. Причт до Октябрьской революции состоял из священника и двух псаломщиков. Церковной земли не имелось. После революции хоам стоял в полном запустении вплоть до 1936 года. Затем был передан в ведение ЛГИ. До Великой Отечественной войны там располагался чертежный зал Горного Института. Неоднократно к Келль Н.Г. приезжали руководители разных уровней с приказом о снятии куполов, но эти указания выполнены не были. Благодаря этому мы сейчас можем любоваться первозданным величием церкви Архангела Михаила.

Во время Великой Отечественной войны, когда территория была оккупирована немецкими войсками, в храм был назначен священник. Были перенесены иконы из храма Богоявления Господня и начались богослужения. Но продлились они не долго. Помещение храма было приспособлено под немецкий оружейный склад. Священник Куховский П.П. со всем скарбом был отправлен в Прибалтику. Помещение под храмом было приспособлено немцами для заточения туда людей, которых позднее расстреливали и закапывали в пулеметных ячейках. После освобождения территории от немецких захватчиков, в храм вернулся священник. До наших дней храм считается действующим.


Николай Трофимович  16 декабря 2010

Деревня Вышегород Дедовический район, Псковская область. Храм был построен на средства генерал-майора Бибикова во второй половине XIX века. До сих пор жива легенда, связанная с историей его возникновения. Рассказывают, дочь генерала была тяжело больна. И тогда убитый горем отец дал обет: воздвигнуть церковь, если она получит исцеление. Чудо свершилось. Встал вопрос: где ее строить? Однажды Бибикову приснился сон, будто бы во время прогулки его конь сломал ногу. И надо же такому случиться, что сон оказался вещим. Генерал понял, что это знак свыше. Так было выбрано место. Строили храм всем миром 10 лет (1866-1876). При этом на всю округу было наложен строгий пост, и все это время никто ни смел есть яйца - раствор для крепости замешивался на яичном белке. В нижней, подвальной части храма согласно завещанию захоронен и прах его устроителя генерала Бибикова. До сих пор здесь лежит мраморная плита, на которой еще сохранилась соответствующая надпись. Ходили слухи, что будто бы тело положили в гроб вместе с именной золотой шашкой. В годы лихолетья, чьи-то шкодливые руки вскрыли склеп, но так ничего и не нашли. Прах боевого генерала был выброшен и нашел последний приют где-то под горой. Тем не менее, плита осталась. Выстоял храм и во время войны. Рассказывают, что немцы, отступая, собирались его взорвать, начинив собор динамитом от подвала до купола. Вот что об этом рассказывает отец Софроний, настоятель здешнего Богоявленский мужского монастыря, который находится под юрисдикцией Русской православной зарубежной церкви. - Послали одного солдата, чтобы тот поджег бикфордов шнур. Но он вернулся, поразив своих тем, что не мог произнести ни слова. Послали другого – такая же самая картина. Наконец вызвался идти офицер, который тоже не смог выполнить приказ. Как потом он рассказал, ему было видение архангела Михаила с золотым кадилом, и это спасло собор. Во время оккупации он использовался фашистами и как тюрьма и как газовая камера – одновременно. Собор был устроен так, что его можно было зимой топить. В стенах до сих пор сохранились специальные тепловые ходы. Если же закрыть вьюшку, то весь дым шел в подвал: так фашисты расправлялись с пленными. Однажды 11-летний мальчик попытался передать партизанам, которые томились в подвале, хлеб и воду, но он был схвачен и тут же возле крыльца расстрелян. Здесь же его и похоронили. - К счастью, время донесло до нас имя этого маленького героя, – заключает отец Софроний и указывает на небольшую мраморную плиту, на которой вырезана надпись: «Здесь расстреляны в 1942 году партизаны: Сережа Евдокимов, 11 лет и другие. Дорогому брату от сестер». Юрий Моисеенко, фото автора. Опубликовано: "Панорама", 27.10.2004. * * *

Обращение научного общества школьников по истории «Судамирь» Дедовичского района

Предлагаем вашему вниманию некоторые результаты двухлетнего исторического исследования уникального историко-архитектурного памятника - храма Архистратига Михаила Архангела в деревне Вышегород.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Летопись повествует, что в 1239 году на землях Ржевской сты Великого Новгорода возведена застава князя Александра Невского - Вышегород. В XIX веке все вышегородские земли, деревни: Петрово, Михалево, Плотишино, Вышегород -принадлежали семье помещиков Бибиковых. Хозяева имения обладали живым чувством красоты и величия природы, высоким интеллектом и чувством самодисциплины. Род Бибиковых, старинный, славный, состоял в родстве с фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Семья большая - три сына и дочь Мария. Хозяйкой поместья была Анна Александровна Бибикова. Мужская часть семьи традиционно занималась военным делом. По свидетельству инокини монастыря при храме Тавифы и священника церкви батюшки Серафима, «... отец семейства Петр Иванович Бибиков имел звание полковника, сыновья же: Александр - генерал-майора, Василий - генерал-лейтенанта, младший Николай состоял в чине Тайного Советника Двора его императорского величества Александра II. Семья дружная и набожная». О возникновении храма существует предание: «Дочь Мария была больна. Много средств и сил потрачено на ее лечение, но ничего не помогало. В молитвах проводили родители бессонные ночи, вымаливая у Бога здоровье дочери. Однажды Петру Ивановичу приснился сон, что для излечения Марии необходимо построить храм. На семейном совете решено было начать строительство. Общее руководство осуществлял отец Петр Иванович. Старший сын Александр занимался изготовлением кирпича на заводе в деревне Петрово, Николай - архитектурой храма, Василий - заказывал церковную утварь, иконы, ведал установкой алтаря.

Так в 1863 году заложили храм великой святыни - церковь Архистратига Михаила Архангела». Много пота и средств вложено: в строительство храма и одновременно усыпальницы семьи. Сооружалось на совесть, на века. Крестьяне всех вышегородских деревень тоже трудились, усилиями мира, как принято в русском народе исстари, поднимали святыню. В Петрово на заводе производили кирпич, в Плотишино заготавливали дрова, вышегородские крестьяне подвозили для строительства воду на гору, местные умельцы, обученные Бибиковыми, вели кладку. Недалеко от здания церкви и сейчас можно рассмотреть яму для гашения извести. Старожилы вспоминают, что вокруг нее стояли корзины с яйцами, которые добавляли в известково-песчаный раствор, масса получалась эластичная, «как масло» тонким слоем ложилась на кирпич. Шов получался тонкий и очень прочный. Углы здания и сейчас стоят ровные, только под проездными воротами колокольни мы обнаружили небольшой осколок кирпича. Уже при первом осмотре можно убедиться в прочности материала и увидеть тонкий слой известкового раствора. По свидетельству монахини Тавифы, «на каждом кирпиче авторитетно стоит штамп АПБ как знак качества и личного достоинства строителя». Интересна история строительства пандусовых лестниц храма. Материалом для них служили гранитные блоки весом до 2,5 тонн, привезенные из Финляндии по зиме шестерками лошадей. При чем там, на финской границе был создан макет лестниц, по нему мастера высекали отдельные детали, а на месте каждый слой гранита укладывали на свинцовые пластины, в которых тяжелые гранитные блоки утопали и не смещались. Так возвели церковь изящную по форме, богатую утварью, иконами. В левой части алтаря помещались родовые иконы Бибиковых*. Апостола Петра, Анны Пророчицы, Апостола Святителя Николая, Святой Елизаветы (родственницы семьи), Марии Магдалины, икона Архистратига Михаила Архангела помещена над входом в храм, святого Александра Невского - над входом в склеп.

Приход в церкви был большой, верующие шли со всех сторон в чудный храм. Только на клиросе пели до тридцати мужиков. Все было свято и достойно. Церковь стоит алтарем на восток. Сами господа Бибиковы подъезжали на службу в коляске — рессорном четырехколесном экипаже с откидным верхом, входили только с правой стороны (чтобы жизнь сочеталась с правдой) вот почему и были избраны пандусовые лестницы - пологие, наклонные. По ним удобно ходить и спускаться именно по правой стороне, так как ступени располагаются веером, справа они шире и удобнее. Отец Серафим, долгое время служивший священником храма и много сделавший для его сохранения, свидетельствует о том, что «глубоко верующие члены Семьи Бибиковых перед смертью приняли монашество, церковь передали архиерею. Ушли из духовного мира, приняв мир Божеский». В усыпальнице храма, расположенной на цокольном этаже, было три захоронения создателей храма, но время неумолимо и безжалостно. В советское время власти преследовали церковь, ее служителей, вывезли все лучшие иконы, осталась одна -Апостола Святителя Николая. С колокольни сброшены колокола. Самое худшее, коварное - перекопан склеп, останки тел вынесены на кладбище, и никто не знает, где их варварское захоронение».

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ХРАМА, ЕГО УНИКАЛЬНОСТЬ

20-90 годы XIX века в России характеризуются всплеском русской архитектурной мысли. Проанализируем архитектуру храма Михаила Архангела. «Здание поставлено на верхней площадке высокой горы в одном километре от села и доминирует над живописным озерным ландшафтом. План храма отличается тем, что классически правильная ориентация запад-восток нарушена, сооружение расположено по оси север-юг. Этим объясняется своеобразие его декора. Материал - кирпич, именно он позволяет четко выделить все декоративные детали. Цоколь облицован бетонной штукатуркой, крыльцо построено из серого гранита. План церкви приближен к кресту, симметричен по продольной оси: состоит из массивного восьмерика на четверике, который составляют выступающие крылья планового креста, перекрытые закомарами с луковичным завершением. Западный вход оформлен широкими гранитными пандусовыми лестницами и квадратным в плане крыльцом, завершенным барабаном с главкой. Спуски-пандусы выполнены из гранита, который задает иную крупную форму, в ней не может быть обилия декора. В то же время выделение входа в церковь с запада характерно для архитектуры эклектики и одновременно явилось попыткой архитектора уравновесить отступление от православного канона, соблюсти традиции. Световой восьмерик храма венчает шатровая кровля с небольшой главкой и крестом. Место трапезной в церкви занимает северный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, который представляет собой купольную церковь, декорированную снаружи световыми трехгранными выступами, завершенными щипцами и двумя закомарными завершениями. Таким образом, декор придельной церкви Иоанна Предтечи выполнен в формах, близких к декору основного четверика. По характеру убранство фасадов делится на два основных типа: высокий и низкий рельеф, выполненный средствами кирпичной кладки. Декор нижнего яруса четверика (на уровне пола интерьера) состоит из горизонтальной рустовки в три ряда; широкие оконные проемы с арочными завершениями и наличниками - столбиками на южном и восточном фасадах декоративные. Оконные проемы в этом ярусе имеют такие же арочные завершения. Углы оформлены в виде плоских пилястр; пазухи креста второго яруса обработаны в виде плоскостей с килевидным луковичным завершением. Стены второго яруса четверика украшены разнообразными поясками, карнизными тягами, поребриком, неглубокими нишами и изображениями крестов. Простенки светового восьмерика обработаны плоскими пилястрами, окна арочные с указанным декором. Главка шатра декорирована кокошником, яблоком и крестом. Архитектуре основного сооружения соответствует трехъярусная колокольня с мощными проездными воротами в первом ярусе, декорированными столбами-пилястрами и удлиненными гирьками. Второй, наиболее нарядный, ярус обработан по углам круглыми пилястрами, имеет сдвоенные, готические по формам арочные проемы и выступающий карниз с обломами и сухариками, увенчанный по сторонам пятью кокошниками. Третий ярус - восьмерик звонов имеет четыре пролета, простенки декорированы нишами и завершены щипцами. Переход к восьмигранному барабану осуществляется с помощью парусов и подпружных арок. Колокольня завершается шлемовидной главой. Основная церковь соединена с придельной широким дверным проемом. Иконостас и утварь датируются второй половиной XIX века. Все сооружение покоится на цокольном этаже, который является родовой усыпальницей семьи Бибиковых. Церковь теплая, отапливалась из цокольного этажа по воздушным каналам. Таким образом, архитектура памятника представляет собой интересный и характерный образец применения эклектики в культовой архитектуре середины второй половины XIX века, основанный на сочетании разнообразных стилевых форм, т.е. русско-византийский стиль. Нам, к сожалению, не удалось установить подлинного имени архитектора этого замечательного храма. Уникальность и ценность вышегородского храма состоит в том, что за 130 лет своего существования он сохранился полностью, это - подлинное сооружение! Согласно данных техника-архитектора ПСИРПМ Голубевой И.Б. за 1977 год: «Здание церкви не перестраивалось, производились мелкие ремонты: покраска шатра глав, закладка северного дверного проема в придел, окраска внутренних стен. Ремонт произведен в 1915 году. Реставрационных работ не производилось».

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА И ПРОБЛЕМА ЕГО СОХРАНЕНИЯ

Художественные особенности и своеобразие храма Михаила Архангела обусловлены гармоничной связью с ландшафтом местности, масштабностью. Вышегород занимает обособленное место среди городищ Псковской земли, возникших в Х1У-ХУ1 вв. и известных в исторической литературе, как псковские города-пригороды. Письменные источники упоминают Вышегород, начиная с рубежа XIV и XV вв., но пригородом его не называют. Располагаясь на границе с Новгородской землей в составе Навережской губы, Вышегород был надежной крепостью Новгорода. Последнее подтверждается летописными данными. В 1428 году Литовский князь Витовт осаждает Вышегород, выступив против Новгорода: "В лето 6936 (1428) ...князь Витовт Литовский нача нелюбье держати на Новгород, а приеде первое к Вышегороду, стоял два дни и две ночи..." В 1471 г. с Вышгорода новгородцы начали поход на псковские земли: "В лето 6979 (1471) пригонивше новгородцы из зарубежья с Вышегорода и в Навережской губе и много хоромов пожгли, и церковь Святого Николы сожгли..." В этом же 1471 г. псковичи выступив против Новгорода вместе с Иваном Васильевичем, осадили Вышегород: "псковичи...скопившися вся сила 10 тысящ и поидоша за рубежь с князем Василием Федоровичем и сташа под вышегородом и повоеваша волости". Вероятно в конце XV века Вышегород прекращает свое существование, как крепость, т.к. в документах XVI в. он не числится городом.

Спасем храм

На северо-западе России, в деревне Вышегород Дедовичского района Псковской области находится сохранившийся великолепный храм Архистратига Михаила с приделом Святого Предтечи и крестителя господня Иоанна. Летопись повествует, что в 1239 году на землях Ржевской сты Великого Новгорода возведена застава Александра Невского - Вышегород. В девятнадцатом веке все вышегородские земли принадлежали дворянской семье Бибиковых. Род старинный, славный, служилый, состоял в родстве с фельдмаршалом М. И. Кутузовым. Хозяева обладали живым чувством красоты, высоким интеллектом и самодисциплиной. Мужская часть семьи - отец и трое сыновей, занимались военным делом. В 1863 году семья Бибиковых заложила храм великой святыни - церковь Михаила Архангела - покровителя воинов. Сооружали на совесть, на века всем миром. Общее руководство осуществлял отец Петр Иванович, помогали сыновья: Александр, Василий, Николай. В 1873 году возвели церковь, изящную по форме, богатую утварью, иконами. В левой части алтаря помещались иконы Бибиковых. До сего времени и храм, и архитектура его уникальны. Расположенный на верхней площадке Вышегеродской горы, он доминирует над живописным озерным ландшафтом. План церкви приближен к кресту, состоит из массивного восьмерика на четверике, который составляют выступающие крылья планового креста, перекрытые закомарами с луковичным завершением. Световой восьмерик храма венчает шатровая кровля с небольшой главкой и крестом. Убранство фасадов представлено высоким и низким рельефами, выполненными средствами кирпичной кладки, горизонтальной рустовкой в три ряда, широкими оконными проемами с арочными завершениями. Углы оформлены в виде плоских пилястр, главка шатра декорирована кокошником, яблоком и крестом. Архитектуре основного сооружения соответствует трехъярусная колокольня, завершающаяся шлемовидной главкой. Архитектура памятника является характерным образцом эклектики - русско-византийский стиль.

Уникальность и ценность храма в том, что за 137 лет своего существования он полностью сохранился! Это подлинное сооружение, реставрационных работ не проводилось. Храм Михаила Архангела - наше богатство. Еще предки считали Вышегородский погост русскою Швейцарией. Сотни людей приходят к храму и благоговейно останавливаются, завороженные его величественной красотой. В лучах заходящего солнца храм кажется живым. Вот почему человеку, поднимающемуся к храму на вершину горы, открывается поразительное зрелище: храм словно парит в небесах. Сама дорога к храму помогает человеку успокоиться, отдохнуть душой, впитать красоту, понятную без слов. Так хочется верить, что в нем снова возродится жизнь. Давно на звоннице Михайло-Архангельского храма нет колоколов. Святыня, созданная любовью наших предков, просит помощи. В полный рост встает проблема сохранения памятника, так как сегодня храм не охраняется, идет процесс разбазаривания святыни, разрушается кровля. В целом храм находится в бедственном положении, но средств на реставрационные работы нет. Человеку, поднимающемуся к храму на вершину горы, открывается поразительное зрелище: храм словно парит в небесах. От подножия до вершины путь нелегок, сама дорога к храму позволяет человеку успокоиться, отдохнуть, смириться душой, впитать красоту, понятную каждому без слов. Местные жители рассказывают: в ненастную погоду низкие лохматые тучи опускаются до паперти церкви, плывут, окутывая храм, словно соединяющий небесное и земное. Давно на церковной звоннице нет колоколов, но звук их много лет плыл по окрестностям ничем не загороженный и лечил людей. Храм и сейчас словно живой.

Во время экспедиции в августе 2004 года мы обходили вокруг храма, в котором тихонько напевала староста Нина Васильевна Никифорова, но мы четко слышали ее пение на улице. Храм полон звуков, он дышит, радует приходящих чудесными потоками света, струящимися с купола в главный молельный зал. Впечатление усиливает художественная роспись свода; выполненная художником Павлом Николаевичем Аносовым в 1983-1986 годах. Храм Михаила Архангела гармонирует не только с ландшафтом местности, но и с соразмерностью человека, с его душой, вызывая самые высокие нравственные переживания наших современников. В связи с этим в полный рост встает проблема сохранения памятника. Сегодня храм не охраняется, поэтому идет процесс разворовывания святыни: с западного фасада пропала красивая памятная доска Бибиковых, летом 2004 года украдены две иконы, появилась растительность на кровле. Такое попустительство общества к святыне, созданной любовью наших предков, не делает нам чести. И сегодня необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы сохранить этот уникальный памятник. Выражаем благодарность за содействие и помощь в сборе материала жителям д.Вышгород, лично Яковлевой Евгении Никандровне, методисту Дедовичского краеведческого музея Долженковой Татьяне Николаевне, Кучинскому Самсону Яковлевичу — священнику храма Михаила Архангела с 1982 по 1998гг.

С уважением авторы работы: Юлия Бакаева, Анна Сурмий - члены научного общества школьников Дедовичского района «Судамирь», Т.Н. Белорыбкина, руководитель научного общества школьников по истории

23.04.2010 года Обращение учредителей Фонда к населению района, предприятиям и организациям Инициативная группа по восстановлению Михайло – Архангельского храма, расположенного в дер. Вышегород, в марте 2010 года зарегистрировала устав благотворительного Фонда «Возрождение храма Архистратига Михаила Архангела». Целью создания Фонда является формирование имущества, в том числе и денежных средств, для направления их на восстановление Прихода храма Архангела Михаила Псковской Епархии Православной Церкви дер. Вышегород Дедовичского района. Церковь Михаила Архангела 1873 года постройки является подлежащим охране памятником местного значения в соответствии с Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № 542 от 30.01.1998 г. и находится в реестре Комитета Псковской области по управлению государственным имуществом. Распоряжением Администрации Дедовичского района № 429–р от 01.12.1992 Михайло – Архангельской церкви в бессрочное пользование перерегистрирован земельный участок в дер. Вышегород площадью 2,7 га. Уважаемые земляки! Учредители благотворительного Фонда просят вас внести свой вклад в дело сохранения историко – культурного наследия нашего района и перечислить денежный взнос на восстановление храма дер. Вышегород БФ «Возрождение храма Архистратига Михаила Архангела» * * * Фотография http://foto.mail.ru/mail/leiatata/191/69.html Купол храма Архангела Михаила в Вышгороде автор Татьяна Лединина * * *

СООБЩЕНИЯ ПРЕССЫ

Псковская лента новостей Вышегород: мифы и легенды древней земли 27.10.2004 15:15 ПЛН, Псков.

Осенью здесь всегда туманно. И это не удивительно: храм Михаила Архангела и холм, на котором он расположен, – одна из самых высоких точек Псковской области. Шутка ли? – высота над уровнем моря почти 300 метров. Поэтому, когда с запада надвигается очередной циклон, кажется, что его холодные, влажные массы цепляются за купол. Время здесь как будто остановилось. Внизу, у подножия горы, оно еще движется, оставляя едва заметные отметины, но здесь – удивительная тишина и покой. И только ветер гонит облака куда-то вдаль, где шумит большая жизнь. Вышегород… Маленькая деревня, затерявшаяся среди холмов и озер, вдали от суеты. Здесь и расположен Богоявленский мужской монастырь - главная достопримечательность здешних мест. Насельников здесь немного – человек десять, но с наступлением теплых дней их число растет буквально в геометрической прогрессии. Съезжаются со всей России, пытаясь найти истину в ее последней инстанции. При этом многие свои надежды связывают с тем, что эта духовная обитель находится под юрисдикцией Русской православной зарубежной церкви. Впрочем, человек светский, как правило, не принимает во внимание подобные тонкости. Да и можно ли их заметить? Служба здесь ведется точно так же, как и в любом другом православном храме – на древнем, церковнославянском языке; священник облачен в такие же одежды. Тем не менее, это, пожалуй, единственное место в регионе, где законы и правила, принятые в Псковской епархии, не действуют. Об этом совершенно удивительном факте во время нашей последней встречи мне рассказал Василий Мусийчук, директор Псковского научно-производственного центра. Именно тогда и возникла идея добраться до Вышегорода и увидеть все собственными глазами. Два с половиной часа по грязной, а местами разбитой грунтовке – и мы в самой деревне. У магазина, где обычно собирается местный люд, мне и подсказали, где живет Софроний. Прятаться от журналиста этот невысокий, улыбчивый человек не стал и сразу же пригласил в дом. Здесь, уютно расположившись около теплой печки, он рассказал и свою историю, и историю обители, которая началась, по его словам, в начале 90-х годов.– Именно тогда и начала вскрываться вся нелицеприятная правда о том, как священнослужители, состоявшие на службе у КГБ, сдавали прихожан, которые хотели повенчаться или окрестить ребенка.Собственно, поэтому перед нами и встал вопрос: с кем быть? Остаться ли в подчинении Московской патриархии или вернуться в лоно зарубежной православной церкви, которая не скомпрометировала себя сотрудничеством с атеистической властью? После долгих раздумий мы сделали свой выбор. Тут же следует сказать, что история зарубежного православия начинается с 1927 года, когда многие из священнослужителей, уйдя в эмиграцию, не приняли декларации митрополита Сергия (1927 г), который призвал к примирению с советской властью. Как следствие, Архиерейский собор (высший орган РПЗЦ, штаб-квартира которого расположена в Нью-Йорке) не признавал Московскую патриархию, которая так и не покаялась в сотрудничестве с атеистической властью. Еще одно принципиальное противоречие – это вступление РПЦ во всемирное экуменическое движение. Впрочем, в последнее время наметилась тенденция к сближению позиций, но обо всех этих тонкостях, повторюсь, местные прихожане не знают. А может, не догадываются? Тем более что приход здесь на самом деле небольшой: община насчитывает человек 20. В основном это местные жители, а также насельники монастыря, которые обитают в небольших избушках вокруг храма Михаила Архангела. 


Это еще одна достопримечательность здешних мест. До 1998 года службу в нем вел отец Софроний. Именно в ту пору к храму были проведены асфальтированные дорожки, подведено электричество, вырублен лес, который бурно разросся на холме. Тогда же были построены и домики, где летом обычно останавливаются многочисленные паломники. Однако 6 лет назад Псковская епархия (говорят, что не без помощи областной администрации) потребовала вернуть храм в свое подчинение, что и было сделано. Тихо и мирно. Судя по сегодняшнему состоянию этого удивительного строения, этот шаг не пошел ему на пользу. Отец Павел, который занят строительством церкви в самих Дедовичах, приезжает редко сюда, как следствие – не было службы в храме ни на Пасху, ни на Рождество. Немудрено, что заброшенный памятник старины в последнее время стал все больше привлекать внимание воров. Когда мы поднялись на холм, то отец Софроний рассказал, как пару недель назад этот удивительно красивый собор был в очередной раз ограблен. Когда милиция приехала по сигналу одного из насельников монастыря, то, открыв дверь, участковый увидел иконы, приготовленные к отгрузке. До такой степени воры уверены в своей безнаказанности. Воистину, но, увы, наше вселенское равнодушие способно погубить и этот уникальный памятник архитектуры. Построен он был генерал-майором Бибиковым в 1876 году. * * *

Аргументы и факты. Северо-запад.

Один день в Дедовичах: Мифы и легенды Вышегорода

Холм, на котором расположен храм Михаила Архангела, - одна из самых высоких точек не только Дедовичского района, но и всей Псковской области. Шутка ли – высота над уровнем моря почти 300 метров. Поэтому, когда с запада надвигается очередной циклон, кажется, что облака цепляются за купол. Обет отца Вышегород…Маленькая деревня, затерявшая среди холмов и озёр вдали от суеты. До недавнего времени здесь располагался Богоявленский мужской монастырь - главная достопримечательность здешних мест. Насельников здесь было немного - человек десять, но после того, как храм передали Московской патриархии, монахи ушли отсюда. Дело в том, что здешняя духовная обитель находилась тогда под юрисдикцией Русской православной зарубежной церкви, поэтому они и отправились искать приют в другое место. Между тем заброшенный памятник старины по-прежнему привлекает внимание любопытствующих. И это не мудрено: до сих пор живы удивительные легенды, связанные с этим величественным храмом. Построен он был генерал-майором Бибиковым в 1876 году. Согласно преданию, его дочь была тяжело больна. И тогда убитый горем отец дал обет: воздвигнуть церковь, если она получит исцеление. И чудо свершилось! Тогда встал вопрос: где строить? Однажды Бибикову приснился сон, будто бы по время прогулки его конь сломал ногу. И надо же такому случиться: сон оказался вещим. Генерал понял, что это был знак свыше. Так было выбрано место. Строили храм всем миром 10 лет. При этом на всю округу было наложен строгий пост: всё это время здесь никто не смел есть яйца - раствор для крепости замешивался на яичном белке. Может быть, поэтому он до сих пор и стоит? «Серёжа Евдокимов, 11 лет»… Удивительно, но связывают эти места и с именем… Пушкина. Согласно местной легенде, он тоже, якобы, бывал в этих края и даже знаменитую фразу «у лукоморья дуб зеленый» «списал» с натуры. Рассказывают, будто на берегу здешнего озера Локно жил слепой мудрец. Его дети, чтобы отец не заблудился при спуске к воде, проложили цепь, которая начиналась от векового дуба. Есть и ещё одна история, которую мы услышали от современных жителей Вышегорода, будто бы на берегу Локно можно встретить свою суженую. И такой случай не так давно здесь и произошёл, когда из одного сибирского города приехал парень, чтобы поселиться здесь навсегда. - Девушки у него не было, но местный батюшка ему сказал: не волнуйся, она сама тебя найдёт. Так и получилось. По распределению приехала в Вышегород учительница. В жаркий день она отправилась гулять на озеро, где её и застала гроза. Спасаясь от непогоды, она забежала в дом, где и познакомилась со своим будущим мужем. Поверить в такое в наше время довольно трудно. Верить вообще трудно. Но нет без веры ни надежды, ни любви. * * *

Сергей Некрасов. Статья из номера: "АиФ - Псков" №35 от 25 августа 09

Санкт-Петербургская митрополия. Официальный сайт

Частная страница Александра Павлова 2005-2010 © Врев.
Главное управление образования Администрации Псковской области. Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова.
Сборник документов и и материалов по истории Псковского края (IX-XX вв.) 

Примечания составителя

Храм является выдающимся памятником, имеет богатую историю, но сейчас очень нуждается в восстановлении. Материалы (описания, фото, исторические справки, видео фильмы) о храме рассеяны на разных сайтах Интернета. Составитель сделал попытку собрать их в одно место. Небольшие файлы скопированы со ссылками, для больших указаны только ссылки. Работа выполнена, чтобы люди могли полнее оценить святыню, которая сейчас очень нуждается в их помощи и заботе… (Составитель Мельниченко Н. Т., СПб, nitromel@mail.ru) * * *


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 февраля 2020

Михаилоархангельская церковь - кирпичная церковь в русском эклектичном стиле, построена в 1870-е годы на средства местного помещика Бибикова. Церковь Михаила Архангела расположена в одном из наиболее древних мест Псковской земли, а именно в деревне Вышегород, который таит в себе огромное количество легенд. Церковь является уникальным памятником архитектуры своего времени.

Храм был возведен на денежные средства генерал-майора Бибикова во второй половине 19 века. Согласно легенде, дочь Бибикова была очень тяжело больна. Любящий отец пообещал себе, что если дочь выздоровеет, то он обязательно выстроит новый храм, и чудо произошло. Местоположение храма Бибиков выбрал согласно своему пророческому сну.

Возведение храма Михаила Архангела продолжалось в течение десяти лет, в процессе чего был наложен строгий запрет на употребление в пищу яиц, ведь раствор для строительства замешивался при помощи яичного белка. Известно, что в подвальной части храма имеется захоронение праха генерала Бибикова. Местные жители говорили, что в гроб положили тело вместе с золотой именной шашкой. На протяжении лихолетья, кто-то посмел вскрыть гроб, но ничего не нашел. Прах генерала был выброшен в районе горы, но плита до сих пор находится на своем первоначальном месте.

Храм Михаила Архангела выдержал и годы Великой Отечественной войны. Известно, что немцы собирались взорвать храм, но так и не смогли: при входе в храм появился лик Михаила Архангела с золотым кадилом, что и стало спасением для величественной церкви.

Храмовое здание поставлено на высокой площадке, на горе, на расстоянии километра от села и активно доминирует над живописным озерным пейзажем. Главное отличие храма от всех остальных состоит в том, что правильная классическая ориентация по оси запад-восток несколько нарушена, и сооружение имеет направленность по оси север-юг, что и объясняет своеобразное решение декора. Храм выстроен из кирпича, что позволили выделить характерные декоративные детали. При помощи бетонной штукатурки сделана облицовка цоколя, а крыльцо церкви выстроено из серого гранита. Общий план церкви наиболее приближен к форме креста и состоит из достаточно массивного восьмерика на четверике. Вход в храм с западной стороны оформлен при помощи широких гранитных пандусовых лестниц, а также квадратным в плане крыльцом, который завершается барабаном, оснащенным главкой. Спускные пандусы выполнены из гранита, который немного округляет их крупную форму.

Восьмерик храма – световой, и венчает его шатровая кровля при помощи небольшой главки и креста. На месте трапезной комнаты в церкви имеется северный придел, освященный в честь Иоанна Предтечи, представляющий собой купольную церковь, которая декорирована с внешней стороны трехгранными световыми выступами, которые имеют завершения в виде щипцов с парой закомарных завершений.

Фасады делятся на две группы по части характера убранства – это низкий и высокий рельеф, который выполнен посредством кирпичной кладки. Декоративное оформление нижнего яруса четверика оформлено при помощи горизонтальной рустовки в несколько рядов. Оконные проемы – широкие и имеют арочные завершения. Что касается стен второго яруса, то они украшены самыми разнообразными поясками, поребриками, карнизными тягами, неглубокими нишами, а также изображениями крестов. У светового барабана имеются простенки, которые обработаны при помощи плоских пилястр, а оконные проемы выполнены арочными и украшены декором. Шатерная главка декорирована кокошником и крестом с яблоком.

При церкви имеется трехъярусная колокольня с большими проездными воротами, расположенными на первом ярусе, которые декорированы пилястрами-столбами и удлиненными гирьками. Самым нарядным является второй ярус, обработанный по углам округленными пилястрами и имеющий готические арочные формы. Третий ярус представляет собой восьмерик звонов и располагает четырьмя пролетами, при этом, простенки оформлены нишами и завершаются щипцами. Завершение колокольни выполнено при помощи шлемовидной главки.

Не только иконостас, но и вся церковная утварь датируются концом 19 века и покоятся на цокольном этаже.

Церковь Михаила Архангела уникальна тем, что за 130 лет сохранилась полностью и сегодня можно увидеть подлинное сооружение. Храмовое здание ни разу не перестраивалось, только ремонтировалось в 1915 году.

http://azbyka.ru



Комментарии и обсуждение


Церковь Михаила Архангела построена в 1885 г. Действует.

11 января 2003, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Василий Шелёмин.

Церковь построена в 1863-1873гг. на средства помещиков Бибиковых как храм-усыпальница. Освящена 1-2 июля 1873г. Используется общиной женского монастыря Русской истинной православной (катакомбной) церкви (сведения 1997г.).

В 2005 году там жили насельники мужского монастыря Зарубежной Православной Церкви
12 сентября 2007.

Фраза, которая переходит из поста в пост  "...построенный Петром Ивановичем Бибиковым в 1873 году" вызывает большие сомнения.
Когда родился Петр Иванович не известно(Если плита осталась, надо ехать смотреть на месте дату рождения и смерти - прим. модератора), но известно (Откуда известно? - прим. модератора), что в 1772г. он был в звании капрала, т.е. лет 14 ему должно было быть (Документируйте - прим. модератора). Один из его братьев - Михаил родился в 1762г., другой, Павел, в 1775г.(Документируйте - прим. модератора) Вот и получается, что самому Петру на момент закладки храма в 1863г. было более 100 лет. Кстати, его сыну Александру в 1863 году тоже было немало лет - 64.
Валерий Бибиков
21 сентября 2011, Valery.

Насколько можно судить из этой статьи службы в храме в последние несколько лет проводятся священником РПЦ, а значит храм относится уже именно к РПЦ и Дедовичскому благочинию.
12 февраля 2013.

По поводу моего сообщения от 21 сентября 2011г.

Хочу еще раз обратить внимание на вызывающий сомнения абзац из «исторической справки» приводимой здесь.

"О возникновении храма существует предание: «Дочь Мария была больна. Много средств и сил потрачено на ее лечение, но ничего не помогало. В молитвах проводили родители бессонные ночи, вымаливая у Бога здоровье дочери. Однажды Петру Ивановичу приснился сон, что для излечения Марии необходимо построить храм. На семейном совете решено было начать строительство. Общее руководство осуществлял отец Петр Иванович. Старший сын Александр занимался изготовлением кирпича на заводе в деревне Петрово, Николай - архитектурой храма, Василий - заказывал церковную утварь, иконы, ведал установкой алтаря. Так в 1863 году заложили храм великой святыни -церковь Архистратига Михаила Архангела».

Известно, что «Старший сын Александр» родился в 1799г, год рождения Марии неизвестен, но остальные дети Петра Ивановича рождались в промежутке 1790-1806гг, поэтому Мария могла родиться максимум до 1810г и дожить болезненной девицей до 1863 вряд ли смогла. Более того, Петр Иванович не мог осуществлять общее руководство, т.к. в 1863г ему должно бы было быть более 100 лет. Дата его рождения пока неизвестна, но в фондах РГИА найдено дело о дворянстве Бибиковых (1343 - 17ч2 – 3525) где про него есть такие строки: «Петр Иванович - в службу вступил в 771 (1771г пометка Б.В.) лейб-гвардии в измайловский полк солдатом, в 772 капралом, в 773 фурьером, в 773 подпрапорщиком, в 776 сержантом…». Если считать, что в службу он вступил в 14-летнем возрасте, то получается, что родился он до 1757г. Слова с храмовой доски: «сооружен на иждевение Полковника Петра Ивановича, супруги его Анны Александровны…» может означать, что они действительно завещали построить храм и выделили на это средства или землю.

Бибиков Валерий.

1 августа 2013, Valery.

Мне бабушка рассказывала мне про историю постройки храма совсем не так: "Заехал барин на гору на тройке и сказал - "Спущусь к Петрову (деревня такая рядом и склон горы в том месте самый крутой) и если не разобьюсь, то построю церковь." Не разбился видимо - раз церковь стоит. А моя бабушка Маня была снохой владельца (мой прадед) кирпичного заводика в д. Островно и часть кирпичей на строительство и оттуда поставлялась.
7 февраля 2014.

Мне бабушка рассказывала то же о постройке церкви. Что барин или сам решил на тройке сьехать с горы, или же лошади понесли, но он обещал церковь построить если живым останется
13 февраля 2014.