ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Переславль-Залесский. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор


Переславль-Залесский. Собор Спаса Преображения
Собор. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурные стили:Древнерусский (подробнее >>), Владимиро-Суздальская школа
Год постройки:Между 1152 и 1157.
Адрес:
Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Советская, Красная пл.

Координаты: 56.736681, 38.852322
Проезд:от Москвы от автовокзала (м.Щелковская) до Переславля-Залесского (прямой автобус) или транзитными автобусами на Ярославль, Кострому





Сортировка:

Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Hramsohran
30 сентября 2021
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
11 июля 2019
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
KotelnikovR.
5 мая 2019
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Илья Смирнов
24 февраля 2015
Собор Спаса Преображения, Вид с севера<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
29 июня 2014
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Halleluiah
26 мая 2007
Собор Спаса Преображения, 		      <br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область

JuNe
23 февраля 2006
Собор Спаса Преображения, 		      <br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область

Alex
5 мая 2005
Собор Спаса Преображения, 		      <br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область

Alex
5 мая 2005
Собор Спаса Преображения, Вид с северо-запада<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
5 августа 2000
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
oldboy
10 апреля 2021
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
yozik
21 апреля 2012
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Halleluiah
26 мая 2007
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Вадим Павлов
2 августа 2005
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 августа 2018
Собор Спаса Преображения, Подкупольное пространство<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Подкупольное пространство
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
17 мая 2014
Собор Спаса Преображения, Иконостас<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
17 мая 2014
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Собор Спаса Преображения, , Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Андреева Ирина
3 августа 2013
Собор Спаса Преображения, Собор Спаса Преображения, 1913 г.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Собор Спаса Преображения, 1913 г.
Елена Григорьева
1 июня 1913
Собор Спаса Преображения, Фото из журнала "Живописная Россия".<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1901
Собор Спаса Преображения, Приблизительная датировка: 1890 г. - 1902 г.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Приблизительная датировка: 1890 г. - 1902 г.
Алексей Кротов
1 января 1890
Собор Спаса Преображения, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Собор Спаса Преображения, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
??
Собор Спаса Преображения, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1965-69 гг.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1965-69 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Собор Спаса Преображения, Приблизительная датировка: 1890-1905 гг.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Приблизительная датировка: 1890-1905 гг.
Алексей Кротов
??
Собор Спаса Преображения, Рис. из книги И.Снегирев "Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице." М.1864.<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
Рис. из книги И.Снегирев "Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице." М.1864.
Андрей Агафонов
1 января 1864
Собор Спаса Преображения, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003506555/viewer/<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003506555/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1850
Собор Спаса Преображения, В вечерней подсветке<br>, Переславль-Залесский, Переславский район и г. Переславль-Залесский, Ярославская область
В вечерней подсветке
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 января 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


JuNe  3 апреля 2006

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Дата создания: 1152-1157 гг. Материал, техника: белый камень. Построен из белого камня в 1152-1157 гг. Начат Юрием Долгоруким в качестве княжеского храма, закончен (верхняя часть) при Андрее Боголюбском.

Крестово-купольное здание с четырьмя столпами и хорами. Называется собором по традиции. Вероятно, был связан с княжеским дворцом. Строгие лаконичные формы собора и мощная глава придают ему крепостной облик. Перспективные порталы связываются с романским влиянием, но не имеют колонок. Мощные апсиды с узкими окнами украшены скромным арочным пояском на клиновидных консолях - прообраз будущих аркатурно-колончатых фризов владимиро-суздальского зодчества. Поверх арочного пояска и полосы прямоугольных впадинок виден венчающий карниз с волнообразным резным орнаментом - предвестник владимиро-суздальской фасадной резьбы. Интерьер собора, отличающийся такой же мощностью конструкции, был в 1157 г. расписан, но от всей росписи сохранился только фрагмент "Страшного суда" с изображением апостола Симона. Фрагмент находится в Государственном Историческом музее.

По материалам сайта www.russia.rin.ru


JuNe  3 апреля 2006

На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет белеет небольшой одноглавый храм. Свидетель времени основания города и всех последующих событий, Спасо-Преображенский собор XII века является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Об основании Переславля-Залесского Юрием Долгоруким в летописи от 1152 года сказано: «…Переславль град перевел от Клещениа (озера), и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе Святого Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно…»

Предполагают, что храм был достроен Андреем Боголюбским и строительство его явилось своего рода репетицией перед постройкой лучшего творения Боголюбского – Покрова-на-Нерли. Построенный Спасо-Преображенский собор предназначался для нужд княжеского двора и гарнизона города-крепости. Декоративная отделка его скупа – типичный для середины XII века выполненный в византийской традиции крестово-купольный четырехстолпный храм. Его изучением занимались многие специалисты по русской архитектуре – В.В. Суслов, Н.Н. Воронин, А.Г. Чиняков, И.Б. Пуришев и другие. Согласно исследованиям, стены собора выложены из приготовленных из белого известняка двух рядов каменных блоков. Пустота между ними заполнена щебнем и строительным мусором и залита специальным известковым раствором, придающим стенам храма особую прочность. Ширина стен – 1 м 30 см., высота сооружения – 34 м. Фасады собора расчленены ступенчатыми лопатками главными очертаниями закомар, отвечающих внутренним сводам. Внешне суровый облик храма завершает мощный барабан с главой луковичной формы, (в древности глава была шлемовидная). Единственной украшение храма – орнаментальные пояски верхней части барабана и апсид. Ранее к собору примыкала лестничная башня, через которую можно было попасть на хоры.

Снаружи Спасо-Преображенский собор кажется приземистым, а внутри – высоким. Это частично объясняется его пропорциями, гладью стен, прорезанных нешироки дверными проемами, и раструбами расширяющихся внутрь узких окон. Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. Обнаружили майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, украшали хоры. Примечательно, что хоры собора устроены таким образом, что находящимся наверху не видны вошедшие в храм, зато оттуда открывается вид на алтарь. Изначально собор был наполнен богослужебной утварью – ценнейшими образцами древнерусского искусства – произведениями ювелирного искусства и шиться, замечательными книгами и иконами. Но за длительную историю легендарного прошлого Переславля большинство ценностей уничтожили многочисленные разорения и пожары. До наших дней сохранился серебряный потир XII века, по преданию подаренный Спасо-Преображенскому собору Юием Долгоруким. Этот редкий памятник декоративно-прикладного искусства в 1920-е годы был увезен в Оружейную палату Кремля. В главном переславском соборе также находилась икона «Преображение» XV века, приписываемая кисти знаменитого византийского художника Феофана Грека. Сегодня она находится в Третьяковской галерее и является лучшим православным религиозными произведением на тему Преображения Иисуса.

Во второй половине XII века собор был расписан фресками. Эти росписи на сюжет Страшного суда и Богоматерь на престоле обнаружил в 1862 году краевед и архитектор Н.А. Артлебен. Снятые со стен во время реставрации собора в 1890-х гг., древние фрески при неизвестных обстоятельствах навсегда исчезли. Единственный сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находиться в Историческом музее Москвы. По преданию на Красной площади Переславля стоял княжеский терем – деревянный дворец в 2-3 этажами, соединенный с хорами храма протяженной галереей. Считается, что именно здесь, у стен собора, рождались и получали крещение в Спасе многие переславские князья, в том числе и знаменитый русский полководец Александр Невский (год рождения – 1220).

В XIII-XIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь захоронили Дмитрия Александровича и Ивана Дмитриевича (1294-1302). При раскопках в 1939 году под руководством Н.Н. Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича. В XIХ веке вместо ветхого иконостаса в соборе установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле и винтовую металлическую лестницу, ведущую на хоры. Стены храма украсили модной по тем временам росписью. Сложившийся интерьер отвечал представлениям о церковном благолепии того времени, но не создавал стилистического единства. Набор икон (в основном XVIII века) был типичен: образы Спасителя, Скорбящей Божьей матери, Николая Чудотворца, 5 икон апостолов и евангелистов, 9 – праздничных и др.

Упраздненный после Октября 1917 года, уникальный памятник «государственного значения», Спасо-Преображенский собор долгое время находился в весьма плачевном состоянии, так как не было специальных средств для его поддержания. Каждую весну храм подвергался усиленной сырости – покрывался лужами пол, мокли и давали трещины древние стены, разрушались иконы. В связи с этим были вывезены в Переславский музей как памятники истории и искусства наиболее ценные иконы и другие предметы, в том числе деревянная дарохранительца, серебряная звездница и ковш XVII века. Во второй половине ХХ века в соборе во время реставрации укрепили расшатавшиеся каменные блоки и счистили росписи XIX века, оставив храм внутри таким же белым, каким он был при Юрии Долгоруком.

По книге Н. Ермаковой «Храмы Переславля: существующие и утраченные». Изд. «Славпринт». 2004 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 февраля 2015

Спасопреображенский собор, находящийся внутри старинного кремля г. Переславля, принадлежит к числу древнейших памятников русского церковного зодчества. Это один их немногих каменных храмов, уцелевших во Владимирском крае от XII в. Основателем его был великий князь Юрий Владимирович Долгорукий: « лета 1152, говорится в летописи, Юрий Владимирович г. Переславль от Клещина (озера) перенес и создал больше старого и церковь в нем поставил камену св. Спаса». Таким образом, собор и город основаны одновременно одним и тем же лицом, но основателю не удалось окончить строение начатого им храма, он окончен и украшен, по свидетельству летописца Переславля Суздальского, сыном его Андреем Боголюбским.

История этого древнего собора тесно связана с историей города и бывшего Переславского княжества. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь в 1201 г. принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь усыпальница Переславских князей… В 1354 г. здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский от бывшего тогда в Переславле Волынского епископа Афанасия. При неоднократном разорении города врагами, страдал и Спасский собор. Так, собор был разграблен в 1238 г. во время нашествия Батыя; подобные события повторялись в 1252 г., в 1281, 1293 гг, в 1385 и 1409 гг. По присоединении Переславского княжества к Москве, московские государи во время своих посещений Переславля молились в этом храме. Петр Великий во время своего пребывания в городе, при устройстве Переславской флотилии, часто слушал литургию в Спасском соборе и, по местному преданию, нередко читал и пел на клиросе.

В 1744 г. с открытием Переславской епархии с назначением для жительства епископов Горицкого монастыря, собор теряет свое центральное значение. В 1789 г., по упразднении епархии, городским собором оставлен Успенский, а Преображенский собор обращен в приходскую церковь. Причта при ней положено: священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1828 – 1837 гг. священника при соборе совсем не было, служение и требы совершал причт Успенского собора. В 1838 г. по указу Владимирской духовной консистории, Успенский собор, вследствие дальности расстояния от города, причислен к Преображенскому собору, а в Горицком соборе предписано совершать богослужение только в храмовые и нарочито праздничные дни.

Характер архитектуры Преображенского собора совершенно одинаков с современными ему церквами XII в. Построен он из белого твердого камня в виде квадрата с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне. Каждая из стен оканчивается вверху тремя полукружиями, из коих среднее несколько больше и выше боковых; в горизонтальном направлении каждая стена делится на три части. Цоколь в верхней части оканчивается откосом, также и средний ярус, а верхний оканчивается тремя значительно выдающимися вперед полукружиями; в вертикальном направлении стены плоскими колоннами, составляющими продолжение верхних дуг к низу, разделены тоже на три части. В средине каждой из этих частей устроены щелеобразные окна.

На северной стороне одно из окон сделано из двери, которая прежде вела на хоры собора. Вероятно, с этой стороны примыкали к собору княжеские хоромы, из коих и был непосредственный вход на хоры. Вход в собор с трех сторон без тех узорчатых украшений, какие встречаются позднее: их окаймляют простые полукруглые наличники.

Восточная алтарная стена состоит из трех полукруглых выступов, из коих средний больше боковых. В среднем полукружии три окна: два боковых щелеобразных, среднее - широкое, сделанное таким после, в боковых полукружиях - по одному окну. Верхняя часть карниза была украшена подзором, вырезанным вглубь на камне; под ним зубчатый пояс из белых камней. Ниже пояса небольшие дугообразные перемычки. Алтарные полукружия несколько ниже арок храма. Верх собора от дугообразных сводов представляет вид креста, в центре коего возвышается круглый трибун с грушевидною главою, увенчанной железным прорезным крестом с полумесяцем внизу и короною вверху. Трибун имеет восемь щелеобразных окон; верх его украшен узорчатым карнизом, а ниже его вытянут зубчатый пояс.

Прежняя кровля собора должна была быть дугообразною по сводам и форма главы иная, но впоследствии промежутки между сводами были заделаны, кровля устроена на четыре ската и главе придана луковичная форма. В настоящее время прежняя форма кровли восстановлена, все наружные повреждения исправлены, и собор вновь получил ту форму, какую он имел при своем устроителе.

Внутри храма своды его и трибун поддерживаются 4 каменными столпами, отчего храм представляется разделенным на несколько частей. Алтарь разделен на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконика в среднюю часть – собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище – в виде деревянного кресла с резьбой по местам. От него по обе стороны вдоль стен идут каменные лавки для сослужащих архиерею. В западной части храма устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен через пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части…

От живописи, покрывавшей в древности стены собора, к настоящему времени сохранились только немногие остатки: от неоднократных пожаров штукатурка в большей части храма обвалилась вместе с живописью. И только в западной части храма на сводах под хорами, куда меньше проникал жар от горящего иконостаса, случайно открыты следы изображений праотцев и апостолов и остатки некоторых украшений, но и эта живопись по своему характеру уже относится к позднейшему времени относительно с основанием собора. Ее можно считать одновременной с живописью Успенского собора во Владимире, т. е. относить к началу XV в.

Во время Переславского княжения собор был усыпальницей княжеской; до настоящего времени сохранились здесь три гробницы по южной стороне храма. В южной части алтаря кирпичная надгробница покрывает могилу князя Димитрия, сына Александра Невского, умершего в Волоке в 1294 г.; в самом храме под такою же гробницею погребено тело последнего Переславского князя Иоанна Дмитриевича; относительно третьей меньшей гробницы существует предание, что здесь погребен малолетний сын кн. Иоанна Дмитриевича.

Современный иконостас в соборе устроен в прошлом столетии; по местному преданию, он перешел сюда из Горицкого Успенского собора. Из св. икон в этом иконостасе обращают на себя внимание иконы: «Спас-Милостивый» и «Распятие Иисуса Христа». Особым уважением в городе пользуется икона «Спас Нерукотворенный»; ее носят во главе каждого крестного хода. По местному преданию, она была над въезжими воротами в город, которые назывались Спасскими… В настоящее время внутренность собора украшена вновь: вместо деревянного иконостаса устроен мраморный, пол сделан из подольского мрамора, стены расписаны в стиле тех украшений, какие по местам сохранились от прежнего времени.

Престол в нем - в честь Преображения Господня. Современная утварь и ризница в удовлетворительном состоянии. Причта по штату положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. На содержание его получается: жалование из государственного казначейства 539 руб. 73 коп.; процентов с причтового капитала в 4628 руб. - 185 руб.; с арендаторов церковной земли 400 руб.; арендной платы с двух водяных мельниц 280 руб.; на землю в Горицком монастыре, уступленную под духовное училище – 40 руб.; доход по братской кружке до 1500 руб., а всего до 1950 руб. в год. Домов церковных для причта нет.

Собору принадлежат земли: пахотной и частью покосной, под лесом и под болотами по писцовым книгам 1778 г. - 985 десятин 2243 кв. саж.; земля эта находится в 25 верстах от города, а потому причт сдает ее с 2 мельницами в аренду за вышепоказанную плату; кроме коей получает еще с арендаторов натурой 41 четв. ржи и 36 четв. овса. Приход при соборе, по клировым ведомостям состоит из 57 душ муж. пола и 67 жен.; все православные и живут в городе. Школы и благотворительных учреждений при соборе нет.

Добронравов В.Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  5 ноября 2017

Спасо-Преображенский собор - ровесник Переславля-Залесского. Под 1152 годом летописи упоминают об основании Переславля, а в нём - Спасо-Преображенский собор. Как указывает исследователь Северо-Восточной Руси Н.Н. Воронин в Типографической летописи, где говорится не только о закладке собора, но и о его завершении, о том, что Юрий "церковь камену в нем (Переславле) доспе святаго Спаса и исполни ю книгами и мощьми святых дивно". А Степенная книга сообщает, что князь "украси ю (церковь) дивно чюдной подписью и святыми иконами, и книгами, и прочими священными драгими утварьми и всяким благолепием". Из Лаврентьевской летописи следует, что Юрий лишь начал постройку собора, а завершил её Андрей Боголюбский, его сын, - уже после смерти Долгорукого: "И по смерти отца своего велику память сотвори... церковь сконча, ю же бе заложи прежде отец его святаго Спаса камену..." Справедливости ради следует отметить, что местонахождение достроенного Андреем храма здесь не оговаривается. А вот в Радзивилловской летописи говорится об этом. Её составитель прямо помещает "церковь святого Спаса" в "Переславле в Новем". Таким образом, общепринята в научном сообществе датировка Спасо-Преображенского собора - 1152-1157 годами.

Спасский собор сложен из белого камня, причём техника кладки очень высока: тщательно отёсанные белокаменные блоки клали почти насухо, в два ряда, а промежуток между ними заполняли раствором с обломками камня (полубутовая техника, характерная для многих средневековых построек, и не только русских). Камень был привозным, но не издалека. Исследователи, работавшие с его образцами, утверждают: "Этот белый камень - мелкопористый детритусовый известняк, легко поддающийся ножу и теслу. Он почти целиком сложен кальцитом и поглощает воду в объёме от 8 до 13% своей массы. Все эти показатели характерны для подмосковных известняков мячковского горизонта среднего карбона". (А.М. Викторов. "Белый камень" (1981)). Спасо-Преображенский собор, несмотря на свои не так уж поражающие размеры, производит впечатление весьма величественное. Благодаря своим пропорциям (а надо понимать, что в древности он был ещё выше) за истекшие века храм "врос" в землю почти на метр), практически полному отсутствию декоративных элементов и особой технике кладки, при которой швы между каменными блоками едва приметны, он кажется высеченным из одной каменной глыбы, причём высеченным "ALLA PRIMA" - за один "сеанс". "Впечатлению пластичности здания, - указывает Н.Н. Воронин, - содействуют три обстоятельства: простота композиции, лёгкое сужение объёма здания кверху и предельная скупость его наружной обработки. Объём храма состоит из трёх элементов: основного куба, венчающей его мощные главы, трёх тяжёлых полуцилиндров апсид, примыкающих к кубу с востока... они как бы подпирают, подобно могучим контрфорсам, основной куб. Последний стоит на низком, как бы вдавленном в землю основании цоколя, отлив которого образует первый уступ объёма. Второй уступ проходит на уровне хор, где отлив вновь отодвигает и утоняет не только широкие плоскости стен, но и лопатки, которые ломаются отливом. Далее стенная плоскость замыкается тяжёлыми полудугами закомар. Над ним почти не виден квадратный постамент под барабаном из необработанного камня; над кровлей выступали, в лучшем случае, лишь углы постамента".

И по техническим характеристикам, и по своему объёмно-пространственному решению Преображенский собор весьма близок своему ровеснику - долгоруковскому же храму свв. Бориса и Глеба в Кидекше. И тот, и другой представляют собой трёхапсидный одноглавый четырёхстолпный храм, сложенный в технике полубутовой кладки. Н.Н. Воронин писал: "Суровости композиции основных слагаемых объёма полностью отвечала предельно скупая и лаконичная наружная обработка здания. Лопатки, имевшие небольшой вынос, как и неглубокий отлив на уровне хор, давали очень слабую игру светотени, так что членение стенной плоскости не было резким и контрастным. Её оживляли лишь сочные теневые пятна в нишах трёх порталов и проёмах щелевидных окон. В отличие от других храмов, нижнего яруса окон (подзорных) на западном фасаде нет. Порталы, образованные прямоугольными уступами, не имеют баз и капителей, их облик предельно строг. Скупой отлив пересекает стены и лопатки на уровне хор. Выше - ряд окон и дуги закомар". Если внимательно посмотреть на апсиды Спасского собора "в профиль", можно увидеть, что сложены они с лёгким наклоном, и это усиливает общее впечатление "суживания" четверика кверху. Уместно также обратить внимание на богатый резной пояс, идущий по карнизу центральной апсиды: он выполнен из мячковского белого камня, весьма податливого к обработке. Орнаментальный карниз апсиды - одна из двух непосредственно декоративных деталей, оформляющих в целом очень "недекоративную" внешность собора. Очень величественно смотрится барабан с куполом собора. Барабан прорезан восемью узкими окнами. Как предполагается, раньше его покрывала деревянная чешуя (и кровля собора тоже была деревянной). По верху барабана идёт городчатый пояс, наряду с орнаментальным поясом апсиды составляющий скудное декоративное оформление собора. Существует предположение, что прежде в основании главы имелся также ряд арочек - но оно опирается скорее на тот факт, что во всех "младших" домонгольских памятниках Владимиро-Суздальской Руси такие арочки присутствуют. Наружной суровой монументальности собора в полной мере соответствует его внутреннее устройство - в теперешнее время, быть может, особенно. Лишённый почти любых собственно церковных примет (кроме иконостаса), соборный интерьер "конструктивно обнажён", то есть почти таков, каким его видели строители при окончании работ.

Историк В.Г. Добронравов пишет о нём: "Внутри храма своды его... поддерживаются 4 каменными столбами, отчего храм представляется раздельным на несколько частей. Алтарь разделён на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконника в среднюю часть - собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище - в виде деревянного кресла с резьбой по местам; от него по обе стороны вдоль стены идут каменные лавки для сослужащих архирею. В западной части устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен через пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части". Что касается хода на хоры, то он действительно, по всей видимости, изначально находился снаружи. "Заложенная (при реставрации 90-х годов) белым камнем на цементе дверная ниша с арочным верхом на уровне отлива в западной трети северной стены - след этого входа", - пишет Н. Воронин. Пол Спасского собора нынче мраморный, а в княжескую эпоху он был выложен керамическими плитками - частью красными неполивными, частью разноцветными поливными (жёлтыми, коричневыми, зелёными). Остатки их найдены во время раскопок 1939 года. Изначальная высота собора составляла 22 метра. Стены собора, выполненные в технике полубутовой кладки, имеют толщину около 1 метра. Фундамент - ленточный, сложен из крупного булыжника, заглублён на 1,2 метра. Собор в древности был украшен фресками. Старожилы помнят, что прежде кровля и глава собора были иными - чёрно-металлическими. Перед Олимпиадой 1980 года это покрытие, совсем прохудившееся, заменили медным. Медь тоже вскоре почернела, и тогда решили покрасить главу и кровлю в зелёный цвет. Решение это - и его воплощение в жизнь - вызвало многочисленные споры. Так московский художник Евгений Путятин в интервью газете "Переславские вести" прямо высказался: "Имитировать современной эмалью старину не совсем правильно. Ведь раньше, пусть даже 100 лет назад, таких красок не было. На мой взгляд, если уж придерживаться традиций, то нужно и работать в тех же материалах или близких к ним, чтобы добиться более полного исторического соответствия... Храм нами воспринимается, как воин в серебряном шлеме, а тут - зелёная "шапка". Хотя бы подобрали другой оттенок...". Недовольны были результатами "главной" реставрации и многие жители Переславля. Впрочем, сейчас уже, кажется, привыкли. Примелькался собор в озеленённом своём виде - и въяве, и в многочисленных теле-фото сюжетах. Спасский собор является, пожалуй, самым посещаемым из всех объектов, коим ведает Переславль-Залесский музей-заповедник.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №127, 2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 мая 2018

Интересный факт: При реставрации собора в 2015 году на алтарной апсиде Спаса учёные обнаружили несколько древнерусских граффити, и в том числе уникальное сообщение ХII столетия об убийстве святого благоверного князя Андрея Боголюбского и список его убийц, причём имена некоторых из них ранее нигде не упоминались. По словам исследователя профессора Алексея Гиппиуса, "это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества..." По предположению учёного, это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии в назидание потомкам на стенах их главных храмов.

Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 августа 2020

На Красной площади Переславля на фоне древних городских валов вот уже более 850 лет стоит небольшой одноглавый храм. Спасо-Преображенский собор XII в. является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимро-Суздальской школы зодчества. Храм принадлежит к крестовокупольному четырехстолпному типу храмов византийской традиции. Его архитектурный облик предельно прост и идеально отвечает духу своего времени. С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных градообразующих элементов Переславля-Залесского.

Памятник представляет собой одноглавый крестовокупольный четырехстолпный трехапсидный храм, самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо- Восточной Руси. Стены собора выложены в полубутовой технике из отесанных белокаменных блоков. Толщина стен - от одного метра 30 сантиметров.

Летопись храма, высеченная на мраморной доске под сводами юго-западного угла собора, сообщает, что он был разграблен шесть раз - в 1238, 1252, 1281, 1293, 1382 и 1409 г.г. Скорее всего, после этих разграблений собор ремонтировался и возобновлялся. Первый серьезный ремонт был осуществлен в соборе около 1403 г. Следующий крупный ремонт был произведен около 1626 г., о чем свидетельствует антиманс, выданный в этом году.

В 1862 г. во время реставрации было восстановлено его древнее позакомаренное покрытие. Наиболее серьезные реставрационные работы были проведены в 1891-1894 г.г. Тогда была разобрана западная пристройка, понижен уровень поверхности окружающей территории и полов в соборе. Тогда же со стен были сняты фрески второй половины XII в. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле». Фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в музее. В 1895 г. Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения. Сохранившийся фрагмент росписей - поясное изображение апостола Симона - сейчас находится в Историческом музее Москвы. Во время раскопок в храме в конце 1930-х г.г. были обнаружены майоликовые плитки желтого, зеленого и коричневого цвета, и более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом.

В 2005 г. в соборе были утеплены своды, выполнена обмазка фасадов, окрашена глава, отреставрированы металлические двери. В интерьере храма находится мраморный иконостас и металлическая винтовая лестница, ведущая на хоры.

Во время реставрационных работ 2014-2015 г.г. после расчистки фасадов от обмазочных слоев по южной и восточной стенам были обнаружены резные граффити, большая часть которых сконцентрирована в центральной части алтарных апсид. После расчистки навершия порталов кованных дверей от поздних красочных слоев была открыта гравировка - единорог, лев и две птицы, связанные цветочным орнаментом. На западном фасаде в ходе работ выявлено наличие в теле стены за блоками лицевой версты профилированного белокаменного элемента. Внутри существующей реставрационной конструкции главы были выявлены более ранние конструкции, составляющие журавцы старой главы предположительно конца XVIII - начала XIX в.в., а также деревянный ворот, использованный при более ранних ремонтных работах.

Выполнены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе расчистка фасадов от предыдущей покраски, переборка кладки участков цоколя, юго-западного угла, центральная апсида, частичная вычинка белокаменной кладки, докомпоновка поверхности белокаменной кладки, за исключением цоколя.

Отреставрированы швы между блоками, произведено инъектирование трещин известково-цементным раствором с армированием, реставрация изделий из металла - двери порталов, оконные решетки, обработка биоцидным составом деревянных конструкций главы, очистка, реставрация покрытия кровли и главы, его окраска, очистка поверхности внутренних стен, столбов и сводов, реставрация швов между блоками, укрепление камня, докомпановка поверхности белокаменной кладки.

Проведена реставрация мраморного иконостаса, очистка камня, докомпановка сколов, воссоздание утраченных деталей, реставрация поворотных механизмов врат иконостаса без их снятия, реставрация металлической лестницы, ведущей на хоры, изготовление и установка деревянных оконных блоков барабана со стеклопакетом, реставрация дверных блоков с утеплением полотен путем замены одинарного остекления на стеклопакет.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
 
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)  22 октября 2020

Спасо-Преображенский собор был построен по заказу князя Юрия Долгорукого в середине XII века и множество раз перестраивался, подвергался ремонту и реставрации. Археологи неоднократно исследовали собор, обнаружив там уникальную коллекцию граффити, среди которых — сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц. Раскопки 2020 года показали, что собор построен на перекрещивающихся ленточных фундаментах, характерных для домонгольских памятников первой половины XII века. Это открытие, важное для понимания и дальнейшего анализа древнерусской строительной техники XII века, имеет также практическое значение для планирования реставрационных работ в храме, так как фундаментные ленты сообщают собору значительную прочность. Кроме того, во время раскопок был найден белокаменный саркофаг второй половины XIII — начала XIV века с останками внутри, находка дает новые данные для истории некрополя внутри собора, где хоронили в основном князей Переславля. Менее статусные захоронения были обнаружены с внешней стороны собора. Также ученые нашли детали интерьера раннего собора, датированные XII веком: фрагменты фресковой живописи, глиняные плитки пола и участки глазури желтого и зеленого цветов.

https://news.mail.ru/society/43311288/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  6 ноября 2023

В северо-западной части Переславского Кремля около вала стоит древнейший памятник Переславля и Владимиро-Суздальской земли - белокаменный Спасо-Преображенский со бор. Его строили при князе Юрии Долгоруком в 1152 г. в числе четырёх, похожих друг на друга, небольших храмов в новых княжеских городах и резиденциях: это - церковь Георгия в Юрьеве-Польском, Бориса и Глеба в с. Кидекше под Суздалем и Георгия на княжем дворе во Владимире. Обе Георгиевские церкви не дошли до нас, а церковь в Кидекше была очень искажена в позднейшее время. Переславский собор является наиболее сохранившимся памятником строительства Долгорукого.

По каким-то причинам собор остался не законченным. Его достроили при наследнике Юрия - князе Андрее Боголюбском (1157-1160 г.г.). Границей кладки этих двух строительных периодов, по-видимому, является уровень отлива и излома фасадных лопаток, выше которого кладка имеет несколько отличный характер (чередование квадров с постелистыми блоками).

Собор является типичным для своего времени крестовокупольным храмом с четырьмя столбами, несущими своды перекрытия и массивную главу; три таких же тяжёлых по своим формам алтарных абсиды выступают из тела храма на востоке. Конструкция здания с предельной ясностью выражена в его наружном облике: соответственно членению внутреннего пространства на три продольных и три поперечных нефа, фасады разделены на три доли плоскими лопатками. Вверху они переходят в полукруглые закомары, отражающие полуциркульные своды перекрытия. На уровне хор, расположенных в западной трети храма, на фасаде идёт отлив, выше которого стена становится тоньше. Никаких украшений фасады не имеют. Суровая гладь стен оживляется лишь пятнами узких, похожих на щели крепостных бойниц, окон. Столь же просты три портала, вводящие в храм с севера, запада и юга; они скорее напоминают уступчатые ниши и оконные обрамления киево-византийских памятников, нежели порталы, - их профиль состоит из простых прямоугольных в сечении уступов, переходящих без капителей в полуциркульную арку архивольта. Единственными декоративными элементами являются украшения карниза главы и абсид, относящиеся уже к андреевской достройке: верх барабана опоясан простым городчатым пояском, по карнизу абсид идёт фриз арочек с украшенным резьбой полувалом над ним. Общий характер суровой простоты и мощи храма особенно сильно выражен в его тяжеловесных пропорциях. Он несколько врос в землю, которая скрыла косой отлив цоколя и лежащие ниже два ряда стенной кладки. Освободив мысленно низ собора, мы не уменьшим, однако, впечатления тяжести и статичности кубических масс храма с его большой главой и полуцилиндрами абсид.

Тем же духом простоты и лаконичной монументальности проникнут интерьер храма, расчленённый массивными крестчатыми пилонами и сводами низко опущенных хор. Современный пол приподнят по сравнению с прежним, который был устлан майоликовой плиткой жёлтого и зелёного цвета. Цокольные части столбов первоначально плавно расширялись книзу, как бы вторя отливу наружного цоколя и образуя подобие широких крестовидных баз.

Храм был весь расписан фресками. Столбы под хорами, как показывают найденные при раскопках фрагменты, имели довольно пёструю роспись, подражавшую отделке цветным камнем. На своде под хорами (до неумелой реставрации собора в 1891-1894 г.г.) сохранялись остатки композиции Страшного суда - апостолы на престолах, - фрагмент которой хранится ныне в Государственном Историческом Музее в Москве. Судя по этим остаткам, можно предполагать, что роспись следовала обычным для XII столетия схемам размещения сюжетов и идейной концепции живописного убранства. В алтарной абсиде сохранились фрагменты орнаментальной росписи в виде ряда белых завес. На сырой штукатурке под фреской было процарапанное изображение молящегося перед крестом человека.

Кроме щелевидных окон, храм освещался различными паникадилами; в центре под куполом, вероятно, висел большой хорос, от цепей которого сохранялись крюки в замках подпружных арок. Собор имел много драгоценной утвари, в том числе замечательный серебряный потир (чашу) русской работы XII в. с изображениями и надписью по борту.

В северной стене собора, на уровне хор, существует заложенная позже дверь, которая связывала хоры с располагавшимися по соседству постройками княжеского или наместнического двора. Раскопками между собором и валом установлено, что эти постройки не были каменными; следы пожара деревянных строений указывают, что каменный храм сочетался с деревянным хоромным ансамблем; каков был его характер, неизвестно. Очень вероятно, однако, предположение, что собор, стоящий близко к крепостному валу, через надворные здания связывался и с самой стеной Кремля, включаясь, таким образом, в оборонительную систему города.

Около собора очень рано стали погребать умерших; наибольшее число захоронений было найдено с восточной стороны; с этим, возможно, связано наличие на абсидах собора многочисленных граффити в виде различных крестиков.

В XIII в. собор стал усыпальницей удельных князей переславских: здесь, в традиционном месте, в юго-западном углу под хорами, был погребён сначала сын Александра Невского князь Димитрий Александрович (1294), а вскоре - наследник и сын Димитрия князь Иван (1302). Раскопки этих погребений (в 1939 г.) обнаружили, что дубовый гроб и белокаменная гробница обоих князей были варварски разрушены при реставрации собора в 1891-1894 г.г.

Собор дошёл до нас после ряда реставраций. Исключительный интерес представляет тот факт, что храм Переславля, города, сыгравшего большую роль в усилении Москвы, является одним из первых объектов реставрационных работ московского правительства по памятникам Владимирского княжества. В 1403 г. собор обновлялся при сыне Донского князе Василии I, а затем капитально ремонтировался в 1442 г. при Василии Васильевиче Тёмном, о чём говорят граффити, сохранившиеся в алтарной абсиде. Снова ремонтировался собор в 1626 г. Следами этих работ были полы из белокаменных плит и из кирпича, настланные над старым майоликовым полом. В 1848 г. собор получил четырёхскатное покрытие, существовавшее до реставрации 1891-1894 г.г. При последней реставрации заново облицована значительная часть фасадов, в частности, все порталы, а также нижние части внутренней поверхности стен. В это же время сделан мраморный иконостас и новая роспись храма.

Воронин Н.Н. «Переславль-Залесский».


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 февраля 2024

Спасо-Преображенский собор – древнейший храм в Переславле-Залесском. При этом Спасо-Преображенский собор действительно и без преувеличения – это и «сердце города», и «жемчужина древнерусского зодчества», как говорят заученные фразы многочисленные экскурсоводы, и как пишется в туристических буклетах. Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году, приблизительно в одно время с другими соборами, заложенными великим князем во Владимире, Кидекше и Юрьеве-Польском. Преображенский собор в Переславле из всех построек Юрия Долгорукого сохранил наиболее близкий к первоначальному вид. Ровесники собора – высокие земляные валы - также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском сохранились до наших дней, хотя и стали немного ниже. В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального главного общественно-культового здания феодального города-крепости.

Связь собора с русскими правителями в Переславле-Залесском не прерывалась никогда - в соборе были крещены князь Ярослав Всеволодович (1191 г.), отец Александра Невского, и его сын Александр (будущий Невский). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг». Проводил Обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Прп. Сергий Радонежский был тогда рукоположен во иеромонаха и возведён в игуменский сан епископом Афанасием Волынским, заменявший митрополита Алексия, находившегося в то время в Константинополе. Сергию шёл тогда 33-й год. В Спасо-Преображенском соборе бывал несколько раз царь Иоанн Васильевич Грозный во время т. н. Богомолья по Святым местам. Побывали в храме, князь Даниил Московский, а также царь Иван III, их семьи. В XIII-XIV веках в соборе погребали переславских удельных князей и членов их семей; советские археологи в 1930-х годах вскрыли несколько княжеских захоронений и обнаружили под полом собора интереснейшие резные саркофаги. Точно известно, что в западном углу собора были похоронены князья Димитрий Александрович (1294 год) и его сын Иван Димитриевич (1302 год).

Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали. Интересный факт: Оказывается, что судьба собора именно как богослужебного помещения весьма непростая, если не сказать – драматическая. Строго говоря, служили в нём мало. Разве что в самые первые века своего существования на переславской земле. Дело в том, что Спасо-Преображенский собор до 1764 года был главным храмом города, но никогда – за всю свою 9-вековую историю – не отапливался, был летним храмом. Его открывали в мае, закрывали в сентябре. В основном молились люди в Благовещенской церкви, в зимней, что стояла рядом, по-соседству, тоже к собору относилась. А в 1764 году упразднили девичий монастырь неподалёку, и к собору отошли две на тот момент свеженькие церковки, им тогда едва ли 20 лет было – да, именно эти, мы их и сегодня видим. И богослужения вполне логично стали проходить в основном там. А когда в 1789 году решением Святейшего синода закрыли и Переславскую епархию, то главным городским собором становится Успенский, что в Горицком монастыре, и половина притча Спасо-Преображенского собора направляется туда, и конкретно этот древний храм остаётся практически без служб. Надо понимать, что собором тогда назвался весь комплекс храмовых построек на Красной площади Переславля, и оставшаяся часть притча была задействована в более новых храмах.

Очень недолгое время, в 1803-1804 годах, Спасо-Преображенский собор был сугубо военным. Надо понимать реалии той жизни: все города должны были нести постойную повинность, то есть полки русской армии в отрезки времени, когда нет никакой войны, распределялись по городам. Военных распределяли на постой к людям, а для богослужений у них должна была быть своя полковая церковь. И вот такой церковью и стал древний собор для располагавшегося в Переславле Украинского мушкетёрского полка. Полк, кстати, был собран в основном из ярославцев, а Украинским назывался лишь потому, что так было принято: воинские образования наделялись именованиями частей Российской Империи. И вот из рапортов командования мы и видим, что храм в то время был в ужасающем состоянии. Военные просто жалуются: разбиты стёкла, залетают птицы, сор падает на престол, служить невозможно… И это плюс к тому, что церковь холодная, а соседняя тёплая – Благовещенская – к тому времени была уже разобрана, и воины поневоле приходили сюда и зимой. В общем, в скором времени полку выделили другой городской храм, а мы можем сделать вывод о состоянии собора к началу XIX века.

В целом же в российском общественном сознании понимание, что Спасо-Преображенский собор – уникальный памятник древности, возникает лишь в первой половине XIX века. Именно тогда люди начинают путешествовать, чтобы делиться затем впечатлениями об увиденных памятниках старины, интересоваться, что вообще у нас есть – старое… В середине века начинает выходить популярная книжная серия Мартынова и Снегирёва «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», где глава о Переславском соборе, возведённом князем Юрием Долгоруким, – на первом месте. И это при том, что Российская империя несёт в себе и Софию Киевскую, и Софию Новгородскую, которые древнее. И это в то время, когда храм почти постоянно закрыт – и по отчётам притча мы можем сделать вывод, что закрыт он по причине крайней затрапезности.

Замечательный краевед, любопытный и вдохновенный, священник Павел Ильинский описал состояние собора изнутри на момент 1890-1891 годов. Здесь темно (на нижнем ярусе – ни одного окна), и стены были побелены (забеливали фрески, ведь на художественное подновление их средств не было, а староста старался хоть как-то блюсти чистоту!). И в этой полутьме под слоем извести отец Павел сумел разглядеть равноконечный крест – в центре, под хорами, и фигуры апостолов с одной стороны от него. По другую сторону были, скорее всего, пророки… То есть это момент страшного суда. На стенах Ильинский заметил сюжеты, связанные с судьбой человека в загробном мире, и некоторые остатки узоров, так называемых «полотенец». – Говорят, что некий инициативный купец из Москвы решил сберечь эти фрески для истории, грубо снял их со стен, погрузил на телегу – да так и не дождался высочайшего разрешения на вывоз. В итоге фрески сгнили и были выброшены в реку… Это одна из местных баек, живучих у большинства переславцев и передаваемая из поколения в поколение.

На самом деле, во время реставрации собора в 90-х годах XIX столетия фрески эти рассмотрел изумительный архитектор и археолог Владимир Суслов вместе с другим академиком, художником Котовым. Они поняли, что сохранить их на стенах не удастся, и придумали, как их можно снять, поместить в рамы и далее экспонировать – ну а храм расписать заново. Они закрепили два фрагмента с головами апостолов, отправили Забелину, известнейшему историку, директору Государственного исторического музея – и начали, составив смету на предстоящие работы, писать всем… И вот тут – позор на головы всем их адресатам! Потому как средствами не помог никто. Ни Императорская археологическая комиссия, ни Академия художеств, ни Владимирская епархия… В итоге староста собора выдаёт деньги только на то, чтобы сложить в ящики остатки фресок. Суслов сам, на свои деньги заказывает рамы для того, чтобы закрепить фрески с холстами – и ждут. И ничего не дождались, никакой помощи сверху. Судьба фресок неизвестна, но о том, что их попросту выбросили в реку, никаких документальных сведений нет.

Во время капитального ремонта в конце ХIХ веке, было сделано многое, в частности – по проекту Суслова – мраморный иконостас и дьяконские двери в византийском стиле, мы можем видеть их и сегодня. Тогда многие говорили – «дурной вкус». Но ведь и сам храм выдержан именно в византийской традиции! И проект был тщательным, Владимир Владимирович обосновал все формы – обратите внимание на «альфу» и «омегу» в орнаменте, на якорь в центре… Иконы были другие – написанные на кипарисе. А иконостас не доходил до стен, как и предполагалось изначально, чтобы прихожане могли видеть надгробия захороненных здесь потомков Александра Невского. Прах их перенесён, но надгробия сохранились, и они тоже реставрировались. Иконостас же сделан невысоким – по меткам, оставшимся от первого, деревянного.

С 1924 года собор официально является филиалом Переславского музея. После декрета от 1918 года «Об отделении церкви от государства» всё имущество было изъято у церкви государством под расписку, а затем органы власти отдавали это церковным общинам в аренду. Спасо-Преображенский собор представлял собою, напомню, комплексом храмов, что на Красной площади, а конкретно в этом – самом древнем – храме богослужения проводились редко, так что сам приход передаёт его в 1924 году государству как не нужный. Его начали потихоньку ремонтировать. Разобрали западный притвор, который ранее был сооружён для хозяйственных нужд, починили крышу… А в 1939 году здесь производили раскопки, целью которых было выяснить назначение двери, что сохранилась на высоте, на уровне хоров. Были предположения, что храм некогда соединялся с крепостью, что был помост для защитников города, которые могли бы укрыться за толстыми стенами, быстро пройдя сюда прямо с вала и заперев за собой дверь. Но нет. Обнаруженные гораздо позже следы копоти на месте бывшей когда-то снаружи лестницы, что вела как раз к высоким дверям, дают понять, что на церковные службы княжеское семейство входило через специальный – свой, высокий – вход.

Началась война – и за прочнейшими с России стенами переславцы стали хранить зерно, много зерна в мешках, стратегический запас для города. Директор музея Константин Иванов в это время ушёл на фронт. А вернулся, ближе к концу войны, с идеей: здесь надо открыть музей Александра Невского! Дело в том, что Константин Иванович был ранен и лежал в ленинградском госпитале, и воспользовался случаем – посетил Александро-Невскую лавру, где в то время была экспозиция, посвящённая славному князю – земляку Иванова. К сожалению, музей просуществовал совсем недолго, с 1945-го по 1952-й год. Причина всё та же: специфика самого помещения. Здесь темно, холодно и сыро. Именно поэтому здесь находится не оригинал, а копия (очень хорошая копия!) храмовой иконы Преображения Господня (оригинал авторства учеников Феофана Грека – в Третьяковской галерее). Именно поэтому возобновившиеся было в начале ХХI столетия по соглашению между Переславским музеем и Никольским женским монастырём церковные службы практически сошли на нет… Вечная проблема, увы: на приведение храма в соответствующее его историческому статусу состояние нужны немалые деньги. Хотя бы на то, чтобы сделать кирпичный пол, чтобы не скапливался внизу – на плитах двухсотлетней давности – конденсат, не ползла по стенам плесень…

За много лет, пока собор стоял опустевшим, его крыша протекла, и из-за влаги стали портиться пол храма и его стены. Восстановительные работы проходили, как уже было сказано, во второй половине прошлого века и в начале 2000-х годов. Во время них укрепили стены здания, заменили кровлю, позолотили крест и покрасили главу собора. В 2005 г. в соборе были утеплены своды, выполнена обмазка фасадов, окрашена глава, отреставрированы металлические двери. В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I. Сегодня вы можете увидеть ее в экспозиции «Переяславль новый».

Во время реставрационных работ 2014-2015 гг. после расчистки фасадов от обмазочных слоев по южной и восточной стенам были обнаружены резные граффити, большая часть которых сконцентрирована в центральной части алтарных апсид. После расчистки навершия порталов кованных дверей от поздних красочных слоев была открыта гравировка - единорог, лев и две птицы, связанные цветочным орнаментом. На западном фасаде в ходе работ выявлено наличие в теле стены за блоками лицевой версты профилированного белокаменного элемента. Внутри существующей реставрационной конструкции главы были выявлены более ранние конструкции, составляющие журавцы старой главы предположительно конца XVIII - начала XIX вв., а также деревянный ворот, использованный при более ранних ремонтных работах.

Выполнены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе расчистка фасадов от предыдущей покраски, переборка кладки участков цоколя, юго-западного угла, центральная апсида, частичная вычинка белокаменной кладки, докомпоновка поверхности белокаменной кладки, за исключением цоколя.Отреставрированы швы между блоками, произведено инъектирование трещин известково-цементным раствором с армированием, реставрация изделий из металла - двери порталов, оконные решетки, обработка биоцидным составом деревянных конструкций главы, очистка, реставрация покрытия кровли и главы, его окраска, очистка поверхности внутренних стен, столбов и сводов, реставрация швов между блоками, укрепление камня, докомпановка поверхности белокаменной кладки. В интерьере храма находится мраморный иконостас и металлическая винтовая лестница, ведущая на хоры. Во время последней реставрации была проведена реставрация этого мраморного иконостаса, очистка камня, докомпановка сколов, воссоздание утраченных деталей, реставрация поворотных механизмов врат иконостаса без их снятия, реставрация металлической лестницы, ведущей на хоры, изготовление и установка деревянных оконных блоков барабана со стеклопакетом, реставрация дверных блоков с утеплением полотен путем замены одинарного остекления на стеклопакет.

Интересный факт: При реставрации собора в 2015 году на алтарной апсиде Спаса учёные обнаружили несколько древнерусских граффити, и в том числе уникальное сообщение ХII столетия об убийстве святого благоверного князя Андрея Боголюбского и список его убийц, причём имена некоторых из них ранее нигде не упоминались. По словам исследователя профессора Алексея Гиппиуса, "это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества..." По предположению учёного, это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии в назидание потомкам на стенах их главных храмов.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности. Сегодня Спасский собор является, пожалуй, самым посещаемым из всех объектов города, коим ведает Переславль-Залесский Историко-Архитектурный музей-заповедник.

С сайта: Белое сердце России. Храм, где крестили Александра Невского, открывает тайны | Искусство, архитектура | КУЛЬТУРА | АиФ Ярославль (aif.ru)



Комментарии и обсуждение


В Переславле-Залесском - и, как утверждает местное предание, именно в Спасо-Преображенском соборе, - прп. Сергий Радонежский был рукоположен во иеромонаха и возведён в игуменский сан епископом Афанасием Волынским, заменявший митрополита Алексия, находившегося в то время в Константинополе. Сергию шёл тогда 33-й год.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №127, 2015 г.

5 ноября 2017, Алексей Кротов.