ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Углич. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.


Углич. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Симеона Столпника, Рождества Иоанна Предтечи
Год постройки:1690.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ярославская область, Углич, Спасская ул., 14 (бывшая ул. К.Маркса)

Координаты: 57.526537, 38.307451





Сортировка:

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
18 августа 2018
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
18 августа 2018
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юлия Василевская
10 августа 2018
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Вид от плотины Угличской ГЭС<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Вид от плотины Угличской ГЭС
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 февраля 2016
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Южный фасад храма.Общий вид.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Южный фасад храма.Общий вид.
Александр Момент
17 июля 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
13 июня 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Надежда Лаврова
22 октября 2011
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья "BIM" Бесхлебный
24 сентября 2011
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
uuee
6 августа 2009
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Полина
4 января 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
1 августа 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Позади виден Воскресенский монастырь. Фото с противоположного берега Волги.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Позади виден Воскресенский монастырь. Фото с противоположного берега Волги.
JuNe
1 августа 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Михалыч
8 мая 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Юрий Моченов
9 апреля 2017
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи церковь в Угличе.Паперть храма.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Рождества Иоанна Предтечи церковь в Угличе.Паперть храма.
Александр Момент
17 июля 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи церковь в Угличе.Алтарная апсида Рождества Иоанна Предтечи.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Рождества Иоанна Предтечи церковь в Угличе.Алтарная апсида Рождества Иоанна Предтечи.
Александр Момент
17 июля 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Иоанна Предтечи церковь в Угличе.Фрагмент изразцового пояса южного фасада храма.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Рождества Иоанна Предтечи церковь в Угличе.Фрагмент изразцового пояса южного фасада храма.
Александр Момент
17 июля 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
11 августа 2013
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
yozik
15 апреля 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
26 февраля 2012
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
26 февраля 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
Илья Смирнов
8 июля 2006
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Колокольня<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Колокольня
Александр Викторович Шипилин
13 марта 2005
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Киот с образом Богоматери .<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Киот с образом Богоматери .
Александр Момент
17 июля 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Киот с образом царевича Димитрия. .<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Киот с образом царевича Димитрия. .
Александр Момент
17 июля 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Киот с образом Николая Чудотворца.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Киот с образом Николая Чудотворца.
Александр Момент
17 июля 2014
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Углич, Угличский район, Ярославская область
JuNe
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1956 год. С сайта: Russianphoto.ru<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1956 год. С сайта: Russianphoto.ru
Алексей Кротов
1 марта 1956
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1956 год. С сайта: Russianphoto.ru<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
1956 год. С сайта: Russianphoto.ru
Алексей Кротов
1 марта 1956
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Церковь Рождества Иоанна Предтечи, вход в храм.<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, вход в храм.
Елена Григорьева
1 июня 1880
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, "Церковь Иоанна Предтечи". Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год. Источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского".<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
"Церковь Иоанна Предтечи". Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1910 год. Источник - сайт проекта "Наследие Прокудина-Горского".
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
фото из книги Эдинг Б.Н. "Ростов Великий, Углич : Памятники худож. старины." М 1914
Андрей Агафонов
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Фото 1965г. "Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей"<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Фото 1965г. "Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей"
Дмитрий Дроздецкий
??
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Рис. из журнала "Строитель"<br>, Углич, Угличский район, Ярославская область
Рис. из журнала "Строитель"
Андрей Агафонов
1 января 1897



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 января 2015

Предтечевская церковь каменная; имеет три престола: Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа - в главном, Рождества св. Иоанна Предтечи в левом теплом приделе и преп. Симеона Столпника в правом холодном приделе. Приходская, зданием крепка. Построена на месте бывшей деревянной в 1691 г. тщанием угличского посадского Никифора Григорьевича Чеполосова, родителя блаж. Иоанна. В стене теплого придела с 1700 г. нетленно почивает тело младенца Иоанна Чеполосова, убитого 25 июня 1663 г. работником отца Федором Рудаком. Место погребения означено нишею, установленною св. иконами с надписью на стене. Память его чтится завершением заупокойной литургии и панихиды 25 июня и 10 апреля (день ангела его).

Усадебной пустопорожней земли 126,75 кв. саж. и при церковном доме около 400 кв. саж. Каменный церковный дом двухэтажный для жительства причта. Каменная лавка в гостином ряду, аренда в пользу причта. Церковного капитала в процентных бумагах 818 руб. Прихожан 164 муж. пола и 178 жен. При церкви общество трезвости, открытое в 1896 г. Штатный состав причта: священник и псаломщик, причтового капитала в процентных бумагах 4 048 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Марина Зуйкова  29 мая 2019

Эту церковь знают многие угличане и посещающие город туристы. Она высится на высоком берегу Волги в одном из самых красивых мест. Рядом живописные громады древнего Воскресенского монастыря, внушительные здания ГЭС, царящий облагороженный человеком простор реки - и одним из компонентов этого замечательного пейзажа является гармоничный изысканный и сложный по силуэту Предтеченский храм. Его по праву можно назвать одной из жемчужин Углича. Но он возник не сразу.

В конце XVI века здесь, в западной части посада невдалеке от кремля, находились два прихода. В одном из них были деревянные церкви "Рождество святого Иоанна Предтечи и Симеона Столпника". В другом - Спаса Нерукотворного и Святых Мучеников Диомида и Мирона. Эти храмы были одними из многих церквей Углича той давней поры, когда Углич был крупным и известным городом. В его кремле и на посаде было 35 храмов, еще 29 в окрестных слободах, окружавших город широким кольцом, и 7 за Волгой на левом берегу. Всего ни много, ни мало 70 храмов. Но все они, кроме кремлевского Спасо-Преображенского собора, были деревянные. Еще было 7 городских монастырей. Это обилие древних и чтимых святынь сохранялось до начала XVII века, когда в событиях Смутного времени весь город был обращен в развалины, а многие его жители погибли.

В эти же годы, примерно 1608-1611 гг., шайками поляков и литовцев были разорены и сожжены церкви Предтеченского и Спасского приходов.
Немного спустя их восстановили - они стали одними из немногих старых церквей города, которые были возрождены после польского разорения. Теперь вместо двух приходов стал один. В нем по Писцовым книгам 1663 г. была "церковь деревянная Нерукотворного образа Спасова, и Симеона Столпника и Предотечева". А всех церквей в Угличе стало 28. Некоторые из них были созданы на месте разрушенных монастырей. Поблизости от церкви проходили Волгская, Воскресенская, Фалелеева, Ильинская и Сенная улицы.

Спустя десять лет в других Писцовых книгах 1674-1676 гг. значится деревянная церковь Спаса Нерукотворного с приделом Симеона Столпника. Она была клетского типа с трапезной и двумя шатровыми главами. При ней теплый с трапезной храм Иоанна Предтечи. Он на тот момент был единственным пятиглавым среди других деревянных угличских церквей. Все они в основном были шатрового и клетского типов.

Но вернемся на десятилетие назад. В июньский день 1663 г. Углич потрясло неслыханное событие - пропал малолетний сын богатейшего угличского купца Никифора Григорьевича Чеполосова (эта история подробно описана в помещенном здесь тексте Жития). Все поиски были тщетны, и родители отчаялись. Спустя почти месяц, 2 июля, тело убиенного младенца Иоанна было найдено под слоем мха в болоте, находившемся к юго-западу от города недалеко от Кислицкого бора и Входо-Иерусалимской слободы. Выяснилось, что младенца истязал и убил затаивший зло на купца его приказчик Федор Рудак. Безутешный отец похоронил сына Ваню около Предтеченской церкви, в приходе которой состоял, да и жил недалеко - в соседней с храмом Заручьевой слободе за Троицким ручьем. Еще, надо отметить, что посвящение храма в честь Иоанна Крестителя было соименно Ване - Предтеча, почитающийся семь раз в году, был, видимо, его небесный покровитель!

Через десять лет рядом со Спасским приходом стараниями ростовского митрополита Ионы строится новый каменный ансамбль Воскресенского монастыря. Под северным Архангельским приделом Воскресенского собора Чеполосовы устроили свою родовую гробницу. Никифор Григорьевич, воздав долгую память роду, решил почтить и столь трагично погибшего сына. Для этого в 1689-1691 гг. он строит в камне теплый Предтеченский храм. Прежняя пятиглавая деревянная церковь к тому времени уже, видимо, обветшала.

Вновь построенный храм был очень скромен - маленькая одноэтажная церковь с трапезной, главкой, полукруглым алтарем. Она почти не выделялась на фоне соседних деревянных церквей и, может, даже уступала пятиглавой предшественнице. Но ее наружное убранство отличалось роскошью и новизной - узорные наличники на окнах с колонками и парными кокошниками, городчатые пояски и парные угловые колонки со вставкой из выступающих углом кирпичей. Но при всем этом ему недоставало тонкости и изысканности исполнения. Все детали были подчеркнуто крупны. В этом храме в арочной нише были погребены обретенные нетленными мощи младенца Иоанна.

Новый храм был явно невелик и терялся рядом с громадой Воскресенского монастыря - самого большого в городе. Такое обстоятельство могло смущать купца, могла волновать и честь города - ведь в соседних Ярославле, Ростове, Романове в ту пору активно строились каменные церкви, а Углич жил в старых традициях и все еще не мог оправиться после бед Смутного времени. И он, обладая достаточными средствами, решает расширить церковь, и главный летний храм тоже сделать каменным.

Для этого вскоре после окончания строительства первой части к ней с южной стороны начинают пристраивать большую пятиглавую церковь на подклете. Главный престол в ней освятили в честь Спаса Нерукотворного, а небольшой южный придел - в честь Симеона Столпника. Полностью строительство завершилось в 1700 г. Таким образом, в приходе появился один крупный храм, ставший первым каменным приходским храмом Углича. Несмотря на посвящение главного престола в честь Спаса Нерукотворного, церковь в народе и в записях официальных документов так и осталась Предтеченской. В Угличе, вообще, очень часто называли храмы не по главным, а по предельным престолам. Таковыми были стоящая поблизости Николосухопрудская церковь (Иоанна Богослова), утраченные Николопесоцкая (Троицкая), Филипповская (Рождества Христова) и др. В построенной позднее церкви Флора и Лавра и вовсе не было такого престола, а были Воскресения и Собора Богородицы - служивший наиболее известным названием был в прежде там стоявшей, а позднее упраздненной церкви. Так что в случае с Предтеченской нет ничего странного, только сразу не понимаешь по какому случаю названа проведенная в следующем столетии соседняя Спасская улица, но вдумавшись и узнав лучше Предтеченский храм, понимаешь, что названа она по престолу Спаса Нерукотворного.

Новая церковь поражала красотой и оригинальностью и могла достойно соседствовать с монументальными храмами Воскресенского монастыря. На формирование замысла сильное влияние оказала история строительства - ведь с существовавшей теплой церковью нужно было считаться. Но она не сковала, а наоборот развила фантазию мастеров, позволила создать необычное архитектурное решение. В чем же его суть?

К низкому Предтеченскому храму, вытянутому вдоль берега Волги и обращенному торцом к Троицкому ручью подошел массивный крупный храм, создававший совсем иной масштаб. Первоначальная церковь оказывалась почти на уровне подклета, и только скат берега повышал ее высоту. На вновь построенную часть мастера перенесли все уже опробованные детали, но, обладая талантом, развили их с большим блеском. Мы видим те же колонки, карнизы, но более сомасштабные зданию, наличники, повторенные в бесчисленном разнообразии форм.

Главным стал наиболее величественный южный фасад, обращенный к монастырю. Его начинал четверик. Его не назвать тяжелым, массивным, а равно легким - он как-то щегольски вписан в здание и составляет его основу. Над тремя кокошниками подняты пять глав, изысканно собранных к центру. Немного отступя к востоку к четверику примыкает небольшой Симеоновский придел - храмик с одной апсидой и главой. С запада композицию продолжает пониженная трапезная, она плавно перетекает в паперть с крыльцом и шатровой колокольней. Мы любовались четвериком и скромным перешейком трапезной, а теперь наблюдаем другую доминанту, вторую основу ансамбля и ключ к его красоте. Многие любовались этим крыльцом и колокольней - Н.К. Рерих, Б.Н. фон Эдинг, Б.М. Кириков и др. Все они живописным или литературным языком описывали совершенство храма.

Вглядимся и мы. Колокольня продолжает линию трапезной. Над папертью небольшая квадратная палатка, а над ней восьмигранный ярус звона со стройным шатром. Почти все здесь насыщено простым и благородным декором, введенным со вкусом и не оставляющим глазу пустых мест. Это и слухи шатра, и округлые колонки и архивольты столбов и арок. Весомо и стремительно, постепенно набирая силу, колокольня стремится вверх. Но ее движение ограничивает неожиданный элемент, - пожалуй, главная изюминка здания - сильно вынесенное крыльцо. Его столбы-кубышки рундука, тяжелые арки и шатрик замедляют взлет шатра и словно приближают его к нам. Этот контраст утонченной и четко обрисованной колокольни и грубовато-пластичного крыльца - наполняет жизнью довольно распространенную композицию.

Еще замечаем, как крыльцо соотносится с тоже вынесенным вперед приделом Симеона Столпника. В их свободной симметрии тоже немалая оригинальность замысла. Они образуют нечто похожее на глубокий двор-курдонер, организующий и укрупняющий массы. Похожую композицию, построенную на соотношении крупного четверика и гармонично противопоставленных крыльца и колокольни, имеет ярославская церковь Николы Рубленного (1695 г.), отличающаяся более скромными размерами и почти лишенная декора. С севера и запада композицию церкви образуют разновысотные массы Предтеченского придела и колокольни. Эти фасады наделены особой живописностью. Особенно поражает пирамидальная вертикаль колокольни, вырастающая из могучих масс. Восточный фасад образуют закругления апсид, в том числе и декоративно разделенного на три части главного алтаря.

Именно северный и западный фасады раньше воспринимались главными, так как были обращены к старым Фалелеевой и Предтеченской улицам. Церковь стояла на углу. Вокруг нее была небольшая площадь, позволявшая видеть апсиды, с Предтеченской улицы приоткрывавшая крыльцо и южный фасад, который был как двор храма.

Фасады храма, кроме прекрасных композиции и деталей, хранят еще один немаловажный элемент - изразцы. Многоцветные узорные плитки удивительным ковром покрывают верх центрального барабана, широким фризом проходят под карнизом. И единичными изразцами насыщены ширинки паперти и крыльца, кокошники, барабан. Изразцовый убор Предтеченского храма самый богатый и лучший в городе. В его цветовых пятнах, диковинных узорах, изысканном и выверенном расположении с наибольшей силой проявились талант и умение мастеров, а также богатство и любовь к красоте заказчиков, давших городу столь много.

Интерьеры храма тоже не лишены своеобразия. Северный придел сильно вытянут в плане. В нем под уютными полуциркульными сводами лишь слегка разделены трапезная и храмовая часть. Под главным храмом в подклете находятся две одностолпные сводчатые палаты, предназначенные для хозяйственных нужд. В них, видимо, как и под многими церквями Ярославля, с самого начала намечались купеческие склады, - быть может, самого Н.Г. Чеполосова. Нижний ярус Симеоновского придела первоначально был открыт и представлял собой две арки, поддерживавшие придел с запада и юга. Открытые арки, галереи, крыльца, может быть, неуместные в условиях холодного и влажного северного климата и в большинстве своем перестроенные впоследствии, делали храмы более уютными, гармонично связывали их с пространством улицы.

Но главным было помещение на втором этаже. Туда поднимались по парадному крыльцу, попадали на вытянутые в одну линию паперть, в трапезную и, наконец, в широкий светлый четверик. Он перекрыт ставшим уже традиционным сомкнутым сводом, центр которого открывает единственный световой барабан. Из четверика внутристенная лестнице ведет в нижний северный придел, а через арку можно перейти в южный. Таков во всех чертах Предтеченский храм. После постройки его украсили иконами замечательных русских мастеров. В том числе в нем были иконы письма Петра Билиндина, ученика прославленного Симона Ушакова. Многие образы и утварь перешли из старых деревянных церквей. Первоначально они стояли в тябловых иконостасах (одно тябло с надписью вязью и изящным растительным орнаментом до сих пор стоит в летнем храме Спаса Нерукотворного). Видимо, были и стенные росписи, появившиеся если не изначально, то спустя некоторое время после окончания строительства.

В основном хорошо известно лишь более позднее убранство храма, постепенно созданное в середине XIX века. Так в тот период, в 1855 г., известный угличский живописец Дмитрий Григорьевич Буренин полностью расписал летний храм. Еще раньше, в 1843 г., он поновил и дополнил росписи Предтеченского придела. В Спасском храме тогда же или еще раньше появился скромный лепной декор - профилированные жгуты и тяги, подчеркивавшие контуры сводов и детали помещений. Росписи Буренина "живопись клеймами" - представляли собой крупные сюжеты в пышных иллюзорных рамах на бледно-голубом фоне, словно панно или картины, - повешенные на стенах и лотках сводов. В 1855 г. установили и новый вызолоченный иконостас. В него перенесли многие старые иконы и написали новые. Иконостас был с колоннами, резьбой, состоявший из пяти основных и верхнего дополнительного яруса. По аналогии с другими храмами можно предположить, что он был выполнен в подражательном барочном или каком-то эклектичном стиле. Приделы украшали появившиеся в разное время небольшие колончатые иконостасы. В общем, можно сказать, что интерьеры тоже отличались роскошью и благообразием. В них было много древних, уникальных предметов, входивших в сокровищницу искусства и достойно дополнявших прекрасную архитектуру, а были и просто красивые вещи, свидетельствовавшие о смене вкусов и радении причта и прихожан о благолепии храма.

За протекшие годы церковь Рождества Иоанна Предтечи коснулись многие события. Так, в апреле 1719 г., 6 декабря 1792 г. и 14 марта 1822 г. город постигли сильные наводнения. От них мог пострадать и Предтеченский храм. В середине января 1872 г. сильным ветром разрушило кровлю на северном теплом приделе. Но после всех этих бед храм непременно восстанавливался.

Одно время к Предтеченскому храму был приписан бывший Воскресенский монастырь, упраздненный в 1764 г. и обращенный в приходскую церковь. Из бывшей обители поступило несколько древних икон, украсивших церковь. По бедности и недостатку прихожан Воскресенская церковь нуждалась в поддержке, которую мог оказать довольно состоятельный Предтеченский храм.

В истории церкви большую память оставили некоторые священники и благотворители о. Александр Смирницкий, о. Федор Ширяев, о. Александр Алексинский, о. Николай Воскресенский и купцы Хорхорины. Именно их стараниями на протяжении XIX - начала XX столетий содержался, украшался и жил храм. Михаил Александрович и Иван Михайлович Хорхорины, известные угличские мастера-серебренники, на протяжении многих лет были старостами церкви. Александр Николаевич Алексинский, заботясь о служении и нуждах храма, живо понимал и проблемы жителей города. По его инициативе в 1896 г. при церкви создается Общество трезвости. Оно занималось просветительской работой с населением, заботилось об излечении страдавших этим недугом.

Николай Алексеевич Воскресенский, священник Предтеченского храма с 1899 г., стал и первым ее исследователем. Он живо увлекся историей и сокровищами одного из древнейших угличских храмов, заботился об их сохранении и, кроме того, оставил подробные записки по истории церкви. Также он продолжал работу предшественника в Обществе трезвости, проводил народные чтения в Угличском Духовном училище. Ему же было суждено стать последним священником Предтеченской церкви. В те годы в Угличе было 26 церквей, известных с давних времен или вновь основанных в XVII и XIX веках; два монастыря. Все они были выстроены в камне. Уже невозможно представить красоту и великолепие, которые они придавали городу, господствуя почти на всех площадях, улицах и, особенно, в волжской панораме - просто сказочное зрелище, созданное трудом многих поколений угличан. И это богатство не смогли уберечь люди XX века, оскорбив и поправ тем память достойных предков. С 1917 г. для Предтечевской церкви и большинства других начинается пора тяжелой борьбы за выживание, не жизни, а агонии, которая вела лишь к одному концу.

Угличские церкви закрывались одна за другой, уже в 1920-х гг. начались разрушения. В больших усилиях Предтеченский храм продержался дольше других и, может, остался бы, но в Углич в 1935 г. пришел Волгострой, и началось строительство ГЭС. В связи с этим он и два других были закрыты. Так оборвалась более чем двухсотлетняя история каменного храма. Но жизнь продолжалась. К счастью, Предтеченскую церковь как особо ценный памятник архитектуры не разрушили - в отличие от других 15 храмов. Но могли - в темные 30-е гг. мало считались с ценностью святынь, и в том же Угличе под ударами вандалов падали не менее ценные храмы и другие памятники русской культуры.

Так или иначе, церковь уцелела и по-прежнему радовала глаз. В 1961-1970 гг. была отреставрирована по проекту архитектора С.Е. Новикова. При этом были устранены повреждения, возвращен пострадавший от времени и перестроек первоначальный облик. Снаружи было еще ничего, но внутри - то, что следует называть мерзостью запустения. Ведь церковь после закрытия превратили в склад, не пощадили убранство, утварь, резьбу иконостасов. Только, к счастью, судьба имущества Предтеченского храма была иной, чем подавляющего большинства - многие ценные иконы и утварь не были уничтожены и вывезены за пределы Углича, а целостным комплексом поступили в его музей и до сих пор радуют глаз, свидетельствуя о прежнем богатстве Углича, искусстве мастеров и рвении горожан на благо города, а также о тяжести утрат, понесенных в XX веке. Ведь не менее ценными собраниями, несомненно, обладали и другие угличские храмы. В иконостасах Предтеченской церкви стояли такие замечательные иконы как "Никола" конца XV - начала XVI века, "Симеон Столпник с житием" первой трети XVII века, "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" рубежа XVII - XVIII веков и другие, ныне составляющие гордость экспозиции Угличского музея.

В настоящее время храм передан в ведение Воскресенского мужского монастыря. Начата его реставрация. Трудно поверить, что еще семь десятилетий назад в храме шли службы, и он блистал красотой. Ныне уцелели лишь фасады, а интерьеры целиком принадлежат цивилизованному XX веку. Мощи младенца Иоанна Чеполосова, за время жизни храма открывавшиеся несколько раз, в последний раз были обретены при реставрации. Позднее их перенесли в Корсунский храм, где они почивают и сейчас. Поклониться им приходят многие люди. Может быть и Предтеченский храм, одна из красивейших и древнейших церквей города, когда-нибудь возродится, и будет вновь радовать угличан и гостей города.

Е.А. Лиуконен ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ «НА ВОЛГЕ», http://www.rusarch.ru/liukonen2.htm


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 ноября 2019

Церковь, освящённая во имя Иоанна Предтечи, - храм Рождества Святого Иоанна, пожалуй, более известен в Угличе благодаря драматическим событиям, связанным с историей его создания. Здание было построено всего за два года (1689-1690), а деньги выделил состоятельный ярославский купец Никифор Григорьевич Чеполосов. Он посвятил храм памяти своего трагически погибшего шестилетнего сына. Мальчик пал жертвой отцовского слуги, приказчика Рудака, который похитил его в шестилетнем возрасте по дороге к учителю грамоты. Взбесившийся маньяк, ненавидивший купца, две недели прятал мальчика в соседнем селении, держа взаперти в погребе, постоянно истязая его и требуя отречься от отца. К моменту смерти Вани следствие уже полагало его утонувшим в Волге, и поиски пошли на убыль. По сведениям дознания, мужественный ребёнок так и не согласился признать отцом своего похитителя, после чего приказчик хладнокровно зарезал мальчика: "блаженного страдальца сквозь честную главу во ушеса пронзе". На теле маленького мученика произошло сразу несколько необычных и чудесных событий. Нож выпал из его раны, только когда к нему подошёл истинный убийца. Спустя неделю после смерти Вани его тело не проявило никаких признаков тления. А безутешным родителям Ваня явился во сне и попросил не лишать жизни злодея - его мучителя. Изувера не казнили, однако впоследствии, согласно преданию, "он был живой изъеден червями". Памяти маленького мученика и был посвящён храм Рождества Иоанна Предтечи.

В 1960-х годах ниша с нетленными мощами отрока Вани Чеполосова случайно была обнаружена в ходе ремонтных работ в северном приделе этой церкви. Слава об убиенном ребёнке и популярность храма были в Угличе настолько велики, что проект размещения в городе гидроэлектростанции изменили так, чтобы не пришлось разбирать Предтеченскую церковь, попадавшую в потенциальную зону затопления. В итоге ГЭС была построена выше по течению Волги. Церковь Рождества Иоанна Предтечи была закрыта в 1935 году и использовалась в хозяйственных целях. В 1961-1970 годах была проведена реставрация памятника архитектуры по проекту ярославского архитектора Семёна Евгеньевича Новикова. Как уже было сказано, мощи 6-летнего мальчика Иоанна Чеполосова были обретены при реставрации, позднее их перенесли в Корсунскую церковь, где они покоятся и сейчас.

В 2007 году храм возвращён РПЦ и находится в ведении Воскресенского монастыря. Правда, большую часть времени храм закрыт, и любоваться им можно только снаружи. Историческая и художественная ценность храма очень велики. Это классическая пятиглавая церковь с приделами и надвратной колокольней с шатровым завершением. Здание установлено на высоком подклете цокольного этажа и украшено оригинальным крыльцом, которое запечатлено на одноимённой картине Николая Рериха 1904 года "Углич. Крыльцо церкви Иоанна Предтечи". Крыльцо это произвело очень сильное впечатление на Н. К. Рериха, когда в начале ХХ века он путешествовал по России. Подобно храму в Алексеевском монастыре, фасады этой церкви Иоанна Предтечи также щедро декорированы красочными изразцами. В 1840 году этот храм расписывал потомственный угличский иконописец Дмитрий Григорьевич Буренин.

Предтеченская церковь на редкость нарядна. Памятник отовсюду смотрится удивительно красиво: и издалека, и на фоне могучих белых стен Воскресенского монастыря, и вблизи, когда освещённые солнцем сверкающие главы и шатры напоминают сказочный дворец, и с левого берега Волги, когда золотистый цвет стен отражается в голубой глади воды.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №360, ООО "Де Агостини", 2019


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 марта 2024

"...К числу значительных работ Д.Г. Буренина можно отнести создание живописного убранства церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге». Эта работа была многолетней, состоявшей из нескольких отдельных заказов. Ранее уже отмечалось, что в 1840 году в зимнем храме на южной стене было поновлено клеймо с изображением Печерской иконы Божией Матери. Спустя пять лет последовал более значительный заказ – в том же зимнем храме (северном приделе) создание икон для нового иконостаса и росписей. Священник церкви отец Николай (Воскресенский) так обозначил выполненные работы: «В 1845 году тем же живописцем написаны для иконостаса придела новые образа, стоящие и теперь: Тайной Вечери (очень больших размеров), Нерукотвореннаго Образа, Воскресения Христова, Св. Николая Чудотворца, Архидиакона Стефана (для северной двери), семь икон праздников и пять икон на царские врата. Тогда же написаны им масляными красками четыре клейма с изображением событий из жития Св. Иоанна Предтечи: 1) Благовестия Ангела Захарии (на западной стене над входными дверями), 2) Рождества Св. Иоанна Предтечи (на своде трапезы), 3) Проповеди Иоанна Предтечи (тоже) и 4) Крещения Господня (на своде средней части). В алтаре на своде написано изображение Бога Отца со Св. Духом, а по углам свода средней части 4 Евангелиста».

По прошествии почти шестидесяти лет, в начале ХХ века он вполне справедливо отмечал: «В настоящее время трудно сказать, дошла ли живопись Буренина в изначальном виде, так как промывалась и поновлялась живопись неоднократно».

Если к началу ХХ века росписи Д.Г. Буренина могли претерпеть лишь ряд искажений, то к нашему времени, после разорения храма в 1930-х годах и многих десятилетий запустения, состояние оставляет желать лучшего, может быть признано крайне руинированным. При этом перечисленные клейма сводов и западной стены частично сохраняются. В 1840-х годах живописец работал в классической манере, о чем свидетельствуют тонко прописанные гризайлевые орнаменты: карнизы с розетками и модульонами, различные обрамления, люнеты с символическими атрибутами.

Через десять лет последовал новый этап работ. В 1855 году был расписан летний храм Спаса Нерукотворного, расположенный на втором этаже. Создано убранство трапезной и храмовой части. Примечательно, что новые росписи должны были сочетаться с лепными деталями, выполненными в 1793 году мастером из Ярославского уезда – крестьянином Яковлевской слободы Федором Ивановым Жировым. Он сбил старую штукатурку, вновь оштукатурил помещения верхнего храма «чистою гладкою и прочною работою, с лебастром», а также вытянул карниз под сводом храмовой части и круги – в основании барабана и в центре свода трапезной. Карниз, названный «гладким», профилированный с чередованием тонких полочек и тяг – не содержит типичных для декора конца XVIII столетия сухариков, модульонов и других сложных деталей. Тогда же выполнены обрамления арочных оконных ниш верхнего яруса. Росписи Д.Г. Буренина должны были сочетаться с лаконичным лепным декором и формами храма, – например, сводом трапезной с крупными распалубками по южной и северной стенам. В трапезной существовали более ранние росписи клеевыми красками, включенные в новый ансамбль. Насколько успешно удалось выполнить работу, рассмотрим далее.

Священник Николай (Воскресенский) подготовил подробное описание интерьера летнего храма. Там, в частности, говорилось: над иконостасом «в фоне Распятия, на каменном своде, масляными красками изображен вид Голгофы и Иерусалима, а на других сторонах свода расположены клейма с изображениями: Снятия со креста, положения во гроб и благовестия Ангела Мироносицам. Верх свода поддерживает главу с полою внутри шеею. В главе вверху написано изображение Господа Саваофа, а в простенках между четырьмя окнами шеи – изображения патриархов: Адама, Сифа, Ноя и Авраама. Ниже свода, между окнами, размещены три клейма с изображением проповеди: Нагорной Иисуса Христа, апостола Петра и апостола Павла. Стены покрыты колером бирюзового цвета и уборкою из колонн и эмблем Ветхого и Нового Заветов.

Трапеза Спасского храма невелика и довольно слабо освещена тремя окнами с южной стороны. Потолок сводчатый. На средине свода помещено изображение Бога Отца со Св. Духом на груди, а над входом с паперти, в парусе свода – Спасителя в архиерейском облачении. На северной стене в полукружиях размещены клейма: Похвалы Богородицы, О Тебе радуется и Чудо Архангела Михаила в Хонех. Между ними, на пятах свода, изображения Великомучениц Екатерины и Варвары. Выше полукружий, в парусах свода, помещены два апокалипсических видения: 1) Б.М., стоящей на Луне, Младенца-Спасителя и семиглавого дракона и 2) Спасителя среди 7 светильников; над клеймом Чуда Архангела Михаила – Благое молчание. Южная сторона в парусах над окнами украшена клеймами с изображением: 1) храма, в котором иерей принимает от мирянина просфору; 2) храма, в алтаре которого у жертвенника стоят ангел, иерей и диакон с кадилом и 3) ангелов, одевающих души людей в царскую одежду и ведущих их на поклонение Богу. Между окнами, на пятах свода, помещены изображения: Свв. Василия Асмасийского и Иоанна Белоградского».

В качестве итога он добавляет: «Письмо по всему храму невысокого достоинства: написано в 1855 году угличским живописцем Димитрием Григорьевичем Бурениным, за исключением клейм: «Похвала Богоматери» и «О Тебе радуется», писанных клеевою краскою; о них, надо думать, упоминается в описи 1808 года».

Слова очевидца лишь отчасти поддаются проверке. Интерьер трапезной значительно пострадал в советские годы – многие участки штукатурки осыпались, росписи повреждены, значительно потемнели. Живопись северной стены полностью утрачена. В отличие от трапезной интерьер храмовой части в лучшем состоянии, сохранил яркость красок. Крупные клейма, окаймленные иллюзорными «лепными» рамами, размещены на своде и в верхней части стен. Они соседствуют с пустыми плоскостями, окрашенными в бирюзовый цвет. Фон несколько разнообразят орнаментальные фризы, колонны и символические композиции.

Такое построение нельзя назвать удачным. Живописное убранство не только стилистически не соответствует облику храма XVII столетия, но и отличается схематизмом, граничащим с примитивом. Выглядит странным сочетание ярких красок клейм с пустотой фонов, явная дисгармония цветных вставок фризов. Конечно, необходимо учитывать, что росписи соседствовали с резными золочеными иконостасами и киотами, предметами утвари, но едва ли их можно признать достойными шедевра древнерусского зодчества, каковым является Предтеченский храм..."

По материалам статьи Е.А. Лиуконена "Династия живописцев Бурениных"



Комментарии и обсуждение


Нарядная церковь Рождества Иоанна Предтечи "на Волге" расположилась за стенами угличского Воскресенского монастыря. С ней связано местное предание, которое повествует о смерти младенца. Согласно легенде, некогда в Угличе жил состоятельный посадский человек Никифор Чеполосов. У него был 6-летний сын Иван. Однажды весной мальчик не вернулся домой после занятий с местным учителем. Как выяснилось, его убил некий Рудак, приказчик Чеполосова. Причина, побудившая Рудака поступить таким образом, продолжает оставаться тайной за семью печатями. В память о погибшем сыне Чеполосов решает воздвигнуть храм. Церковь выглядит довольно нарядно, с поясом цветных изразцов, парадным крыльцом. Ее считают самым красивым сооружением в Угличе. Постройка говорит о незаурядном вкусе заказчика и умении строителей, которыми могли быть москвичи.

 

30 июля 2008, Mellisa.