ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хомяково. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Хомяково. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1796 и 1805.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
141367, Московская область, Сергиево-Посадский район, село Хомяково, дом 2

Координаты: 56.41039, 37.99858
Проезд:От Сергиева Посада автобусом на Дмитров или Марьино до остановки Хомяково - 16 км



Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
11 августа 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
11 августа 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
11 августа 2015
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
9 сентября 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
DokS
29 апреля 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2003
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
.. - ..
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1988
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
9 сентября 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Апсида<br>, Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Апсида
Иванов Дмитрий
20 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Апсида, вид с севера<br>, Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Апсида, вид с севера
Иванов Дмитрий
20 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Трапезная, вид севера<br>, Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Трапезная, вид севера
Иванов Дмитрий
20 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Южный фасад колокольни<br>, Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Южный фасад колокольни
Иванов Дмитрий
20 мая 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид со стороны кладбища<br>, Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид со стороны кладбища
DokS
29 апреля 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид на церковь со стороны кладбища<br>, Хомяково, Сергиево-Посадский городской округ, Московская область
Вид на церковь со стороны кладбища
DokS
20 августа 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 июля 2002

Усадьба Хомяково, старинная вотчина Тихменевых, возникла в начале XVIII в., окончательно сформировалась на рубеже XVIII - XIX вв. Небольшая по размерам, она принадлежит к среднепоместным усадьбам окраины Владимирской губернии. Сохранились дом (недавно сгорел) с церковью и половина небольшого регулярного липового парка, который сильно зарос, старые деревья заменены молодыми посадками.

Кирпичная оштукатуренная, с белокаменными деталями. Казанская церковь построена в 1796 - 1805 гг, на средства Н.А. Тихменева. Здание с трехчастной композицией обработано в стиле классицизма, однако многими чертами связано с более ранней эпохой. Храм принадлежит к типу "восьмерик на четверике", но старая схема усложнена и переработана в духе новейшей архитектуры. Восьмерик, уменьшенный по сравнению с площадью основания, опирается преимущественно на высокую внутреннюю аркаду с пристенными пилонами, охватывающую окна двух уровней. Такой прием, украшая, обогащает интерьер и создает иллюзию парения верхнего яруса. Горизонтальные членения стен отмечены тянутыми карнизами. Декор фасадов при скупости художественных средств отличается изысканностью в тонкой проработке профилей. Боковые плоскости четверика храма покрыты ленточным рустом и завершены накладными фронтонами. Проемы заключены в арочные пиши, перекликающиеся с полуциркульными окнами фронтонов и круглыми окнами восьмигранника. Узкая трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом, соединяет храм с колокольней их трех ярусов со шпилем. Здесь привлекателен необычностью формы нижний зонтичный свод. Колокольня частично опирается на стену трапезной, внутри которой помещена лестница к звону.

Отделка интерьеров обновляется. Полы бетонные, на паперти - из метлахских плиток. Вблизи церкви находится кирпичная часовня для отпевания усопших, построенная в 1848 г. Удлиненное здание с пилястровыми портиками на поперечной оси, с мощной рустовкой углов и центральных ризалитов, в настоящее время лишено черт культовой постройки. Массивность его декоративных форм и обобщенная трактовка исполненных в кирпиче деталей характерны для поздней стадии провинциального классицизма.


Иванов Дмитрий  12 января 2012

Село Хомяково, имевшее прежде название «Пречистенское» и «Богородское», расположилось возле речки Населенки и до революции относилось к Александровскому уезду Владимирской губернии. В писцовых Переславских книгах за 1629 год содержится упоминание о Пречистенской пустоши, она же и Хомяково, на которой показана церковная земля. Известно, что в Смутное время село и храм были сожжены.

В 1710 году здесь поселился стольник Леонтий Ильич Тихменев. При постройке его дома были обнаружены следы старинного кладбища, свидетельствовавшего о существовании здесь церкви. Тогда вотчинник решил построить свою усадьбу поодаль, а на этом месте – новую деревянную церковь. В 1716 году она уже была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1747 году церковь сгорела, и вместо нее сыном храмоздателя в 1759 году построена новая, также деревянная. В 1796 году вместо деревянной церкви по благословению Преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, на средства Никиты Артамоновича Тихменева началось строительство каменного храма с колокольней, великое освящение которого состоялось в 1805 году. В то время храм делился на две части и имел два престола: холодная, центральная часть была посвящена Казанской иконы Божией Матери, а теплый придел в трапезной части – святителю Николаю Чудотворцу. В 1848 году рядом с церковью устроили часовню для отпевания усопших. В селе Хомяково также была школа грамоты.

После 1917 года семья последнего хомяковского помещика была вынуждена бежать в неизвестном направлении. В 20-е гг. в храме служил священник Александр. Сохранилась фотография певчих храма и посвященное им стихотворение батюшки. Под давлением властей о. Александр в итоге был вынужден уехать из села. Некоторое время в конце 20-х гг. в храме служил пожилой отец Николай Бронзов, скончавшийся в 1930 году и погребенный у алтаря. Спасаясь от обновленцев, он приехал сюда на незанятое место из Архангельска по совету сына, также священника Михаила Бронзова, настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери села Малыгино Сергиево-Посадского р-на. Это село, также как и прекрасный храм были уничтожены, а настоятель расстрелян. Последний настоятель хомяковской церкви – священник Иоанн Садиков – был арестован 19 ноября 1937 г. и расстрелян 27 ноября на полигоне в Бутово под Москвой. В том же году храм был закрыт.

В 40 гг. здание храма использовалось под склад, но с 50 гг. было предоставлено всем стихиям. Храмовое имущество стало растаскиваться на личные нужды. А в часовенке, переделанной еще в довоенное время в обычный домик, располагался медпункт. В бывшей помещичьей усадьбе устроили интернат для умственно-отсталых детей, которые также бесконтрольно разрушали церковь. К середине 70-х гг. интернат был переведен, а к началу 80-х гг. здание усадьбы, составлявшее с храмом и часовней единый архитектурный ансамбль, было разрушено частниками.

В конце 1990 года храм был передан вновь образованной православной общине, состоящей из небольшого числа коренных «хомяковцев», а в основном – из жителей поселка санатория «Загорские дали». Порушенное здание не имело ни окон, ни дверей; в центральной части осыпался купол, от трапезной части оставались руины, колокольня опасным образом треснула, и иногда с нее слетали огромные куски белого камня. В храме не осталось ни образца росписи, ни убранства – напротив, кучи мусора. Но вскоре возобновилась молитва, и закипела работа.

Среди инициаторов восстановления – первая староста храма Т.А. Агатеева, казначей Л.Н. Архарова. Сторожилы села – К.Денисова и П.Зимина. В числе первых благотворителей храма был С.Е. Донцов, тогда начальник правового управления мэрии Москвы. Свою лепту в реставрацию храма внесли многие простые жители, часто малоимущие. Тем не менее, в первой половине 90-х годов средств совершенно не хватало, и процесс восстановления шел крайне медленно.

В 1993 году настоятелем храма был назначен священник Лев Шихляров. На плечи легли все основные тяготы, связанные с восстановлением храма и приходской жизни. В октябре 1994 года храм посетил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который совершил Божественную литургию в сослужении благочинного Сергиево-Посадского р-на протоиерея Иакова Лопуховича и настоятеля храма при большом стечении народа. Радость от приезда Владыки в храм, тогда еще холодный и полуразрушенный, его святительское благословение и проповедь вдохновили всех молившихся, укрепили надежду на возрождение.

Со временем Господь привел в храм несколько человек, которые помогли серьезно ускорить возрождение храма. Это директор Московской фирмы по производству сопутствующих товаров для авиапассажиров «Аэроприма» Ю.В. Алания, генеральный директор адвокатской фирмы «Академюрцентр» А.Г. Григорьянц, директор строительной фирмы «Ирма» И.А. Жильцова, директор фирмы «Новые окна» В.В. Евстафьев, бизнесмен М. Москалев и другие.

В конце 90-х гг. был обновлен и установлен у алтаря надгробный мраморный камень последнего почившего перед революцией хомяковского помещика, выполненный в виде аналоя с раскрытым на нем Евангелием. В недавнее время храм посетили обнаружившиеся в Москве ближайшие потомки рода Тихменевых, а также внучка почившего настоятеля прот. Н. Бронзова.

К 2001 г. храм был практически восстановлен, хотя впереди множество дальнейших работ по росписи и внутреннему убранству, обустройству территории. Из-за неблагоприятных погодных условий раз в два года возникает необходимость текущего наружного ремонта. В 1996 году приходскому Совету в собственность были переданы свободные от застроек территории бывшей помещичьей усадьбы, включающие два пруда и небольшой лесопарк.

При храме все прошедшие годы жили и воспитывались подростки-сироты, время от времени проходили реабилитацию молодые люди, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

После Божественной литургии практикуется чаепитие прихожан с настоятелем, во время которого обсуждаются насущные духовные проблемы. Периодически с прихожанами проводятся занятия по Священному Писанию. На Рождество Христово, Пасху, обе «Казанские» после литургии совершается общая трапеза всех молящихся. В Рождество принято поздравлять жителей поселка «Загорские дали», обходя все квартиры православных верующих. В пасхальные дни настоятель поздравляет собравшихся на улице жителей пос. «Загорские дали». Настоятель и члены приходского Совета организуют к праздникам детские спектакли, конкурсы, фейерверки, благотворительные обеды. Участвуют в культурной программе Рождественских и Масленичных гуляний, концертах перед ветеранами 9 Мая. По просьбе жителей пос. «Загорские дали» в летний праздник «Казанской» иконы проводится крестный ход вокруг поселка.

На долгие годы остался в памяти хомяковских прихожан 20-ти километровый крестный ход от их родного храма к церкви святого пророка Ильи в Сергиевом Посаде, совершенный 2 августа 2002 г.. Здесь до настоящего времени находится Казанская икона, перевезенная из Хомяково во время разорения храма. Прихожане вместе с настоятелем периодически совершают паломничества к святыням Русской Православной Церкви.

В храме имеются свои почитаемые святыни. Среди них старинная икона Пресвятой Богородицы «Казанская», исконно храмовая, возвращенная при начале восстановления, и современная икона преп. Серафима Саровского, несколько лет источавшая елей.

Протоиерей Лев Шихляров является ответственным за просветительскую работу с молодежью в Сергиево-Посадском благочинии. Он регулярно проводит беседы по церковно-нравственной тематике среди отдыхающих санатория «Загорские дали» и два раза в месяц читает лекции в библиотеке имени В.В. Розанова в г. Сергиев Посад.

По материалам сайта Сергиево-Посадского благочиния.


Анонимный участник  9 апреля 2015

Кирпичная церковь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1796-1805 гг. при усадьбе Тихменевых. Храм типа "восьмерик на четверике", с небольшой трапезной и двухъярусной колокольней со шпилем выстроен в традициях раннего классицизма. В трапезной-теплый придел св.Николая Чудотворца. Храм был закрыт в 1937 г. и разорен. С 1990 г. вновь действует и восстанавливается. Среди святынь - старинная храмовая икона Казанской Божией Матери, мироточивая икона прп.Серафима Саровского.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в усадьбе "Хомяково" в с.Хомяково является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г, № 84/9).

Кирилл Аминов 09 апреля 2015 г.



Комментарии и обсуждение


Рядом с церковью расположено кладбище, на котором в числе прочих, похоронены лесничий Хомяковского лесхоза П.И.Аполлонов (тот самый, что посадил аллею), выдающийся геофизик В.П.Аполлонов, геолог В.Р.Алексеев
17 августа 2006.