ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ново. Церковь Бориса и Глеба.


Ново. Церковь Бориса и Глеба
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:
Год постройки:не ранее 1764. придел в 1887-88 расширен .
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, Ново

Координаты: 56.29398, 42.322628 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич 13 ноября 2025

Приоткрыть завесу тайны истории церкви в районе деревни Ново помог вязниковский краевед Алексей Лебедев. Алексей Викторович прислал книгу «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» (губ. г. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.), в которой на страницах 312-316 имеется подробное описание Борисоглебско-Пустынского прихода (раздел «Вязниковский и Гороховецкий уезды» составил преподаватель Владимирской духовной семинарии В. Добронравов).

Приступим к чтению:
«Упразднённая Борисоглебская пустынь, в настоящее время погост, при озере Великом находится в 120 верстах от губернского города и в 14 от уездного. До 1764 года здесь был мужской монастырь; когда и кем был основан этот монастырь, сведений не сохранилось.

Первые сведения о церкви этого монастыря мы находим в патриарших окладных книгах; под 136 (1628) г. в них отмечено: «Церковь св. муч. Бориса и Глеба за рекою Клязьмою на луговой стороне на озере Великом». Церковь монастырская значилась в ряду других приходских церквей и платила дань в патриаршую казну, потому что при ней были прихожане и особый белый священник. О существовании прихода при Борисоглебской церкви свидетельствуют писцовые книги 161 (1653) г.; в них сказано: «При сей церкви двор попов, 6 дв. бобыльских да в приходе 120 дв. крестьянских и 2 бобыльских, пашни церковной худые земли по 21 чети в поле, сена 50 копен, лесу на версту и более длины, а поперёк на полверсты».

В. Добронравов сообщает, что вскоре после 1653 года в монастыре была построена новая церковь во имя Пресвятой Троицы с приделом в честь святых мучеников Бориса и Глеба. Эта церковь с 1656 года и стала писаться в окладных книгах. В 1698 году Борисоглебская церковь в пустыни сгорела, и в том же году была построена новая тёплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери.

От 1702 года сохранилась опись Борисоглебского монастыря, из которой мы узнаём следующее: «В Борисоглебской пустыни, что на Великом озере, церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы об одной главе, глава обита тёсом, крест опаян белым железом, крыто всё тёсом. В церкви царские двери, сень и столбцы писаны краской. По правую сторону царских врат иконы. В алтаре за престолом 2 образа Казанской Пресвятой Богородицы, позади одного – Николая Чудотворца, позади другого – Бориса и Глеба; сосуды на жертвеннике оловянные.

В том же монастыре вновь построена деревянная церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба, а не освящена, об одной главе, обитой тёсом, над трапезной взрублена колокольня шатровая, на ней 3 колокола, всё крыто тёсом. В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежного и хлебного жалованья им не даётся, а кормятся Христовым именем и мирским подаянием. Круг монастыря около ограды 278 саженей». 

Из этих свидетельств получается, что в начале XVIII века в Борисоглебской пустыни были уже не те церкви, которые показаны в окладных книгах конца XVII века.

Очередное обновление монастыря, как сообщается в источнике, произошло к 1764 году. «В пустыни, — сказано в описи этого года, — церковь во имя св. благов. кн. Бориса и Глеба с приделом великомученика Дмитрия Солунского одна. На приделе оной церкви построена колокольня деревянная, на ней 3 колокола, кресты на церкви и на колокольне деревянные обитые жестью, главы у церкви и у колокольни крыты зубчатой деревянной чешуёй, а кровли покрыты тёсом, вокруг церкви и придела 38 сажень.

Деревянная церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы, в которой ныне за чрезмерной ветхостью от давних лет служение не совершается и в ней утвари и церковных вещей никаких не имеется. В церкви св. благов. Бориса и Глеба в святом алтаре престол четвероугольный деревянный, на нём антиминс печатный холщёвый 1700 г., Евангелие в дестпечат. в 1614 г., в приделе св. Дмитрия на престоле антиминс 1744 года. Внутри монастыря строения: настоятельская деревянная келья, братских келий три, амбар, баня, напогребник, хлев скотный, ограда деревянная 165 саженей».

В книге сказано, что с 1760 по 1764 годы богослужение в пустыни совершалось по очереди священниками Николо-Кинешемского погоста; монастырская земля и сенные покосы оставались «в пусте», кроме пустоши Притыкиной, которая отдавалась на оброк за 2 р. 50 к. Деньги эти шли на вино, ладан и свечи. В 1764 году Борисоглебская пустынь была упразднена, а церковь обращена в приходскую.

«Церковь, упомянутая в описи 1764 г., существует и в настоящее время, только придел в 1887-88 годах расширен и заново украшен, — пишет автор. — Престолов в церкви два: главный во имя святых мучеников Бориса и Глеба, в приделе во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Утварью, святыми иконами церковь снабжена достаточно, но ризница довольно бедная. Притча в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений – 120 руб., процентов с причтового капитала (4500 руб.) – 185 руб., от земли церковной 50 руб. и жалованья из государственного казначейства – 400 руб. Дом для членов причта церковный. Приход состоит из деревень: Новой (1/4 версты от церкви), Лужков (3 версты), Демидихи (5 вёрст), Рамени (5 вёрст), Пестрикова (1,5 версты), Якунихи (1 верста) и Симбирки (7 вёрст), в коих по клировым ведомостям числится 236 душ мужского пола и 268 женского. С 1896 года при церкви открыта церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 21».

ХХ век стал последним для церкви на озере Великом. Сегодня о ней не помнят даже зареченские старожилы. Фотографии Анатолия Баёва – едва ли не единственные свидетельства её существования в этот период.

Автор: Антон Агеев, https://33mayak.ru/2018/04/12/20313



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.