ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борково. Церковь Иоанна Богослова.


Борково. Церковь Иоанна Богослова
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:
Год постройки:1719.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Владимирская область, Киржачский район, ур. Борково

Координаты: 56.335448, 38.965167



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 12 ноября 2025

Во 100 верстах от губернскаго города, а от уезднаго в 20 верстах и в полуверсте от люднаго и торговаго села Бакина, о местности коего сказано своем месте при описании его, стоит одиноко селение Борково, состоящее из 5 дворов, или, правильнее, Иоанно-Богословский погост. Борково было издревле селом (еще в ХѴІ в. ) и значилось в Слободском стану Переславскаго уезда Залесскаго; часть его принадлежала Троицко-Сергиеву монастырю: так в Сотной 1562 г. грамоте на вотчины Троицкаго Сергиева монастыря значащимся в Переславском уезде Залесского сказано: в Слободском стану Троицко-Сергиев монастырь осьмой жеребей села Боркова, двор монастырский, дом крестьянина Гришки пашни 22 четверти с полуосминою в поле, а в дву по полумере, сена 25 копен, кустарника пашеннаго 4 четверти, земля средняя, осошныя пашни пол пол полчетверти соха.

Церковь в селе Боркове существовала еще в ХѴІ в., но во имя кого она воздвигнута и когда - об этом не свидетельствуют имеющиеся документы. Предание повествует и быть может несомненно, что первую церковь в селе Боркове, как в своей вотчине, соорудил его помещик Борков во имя святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь явления на сем месте Его святой иконы. Когда именно и которым из роду Борковых местным вотчинником создан первый храм, ни документы, ни предание не свидетельствуют. Имеющаяся ныне на погосте деревянная церковь с таковою же колокольнею, выражаясь словами древних описей: «холодная, вырублена клецки, алтарь прирубной», не известно когда построена, но несомненно, что только не первая и не та именно, которая была в ХѴІ в., но когда она освящена, то по сохранившейся на бумаге надписи на деревянном храмозданном кресте значится, что «17 июня 1709 года во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при Царе и великом князе Петре Алексеевиче, всея великия, белыя и малыя России Самодержце».

Алтарь малый, с тремя окнами (1-м большим и 2-мя малыми волоковыми, жертвенником у стены и деревянным престолом. На престоле: 1) антиминс, освященный в 1752 г. Амвросием, епископом Переславским и Дмитровским и Архимандритом Воскресенскаго монастыря, именуемый Новый Иерусалим; мощи в антиминсе вшиты в одном месте. 2) Евангелие Московской 1653 г. печати, в большой поллист, обложено изорбатом червчатым с чеканными медными посеребренными наконечниками и середником, изображающими 4-х евангелистов и Воскресение Христово. Эта книга последнее издание пред исправлением, введенным Патриархом Никоном. 3) Крестов три - 2 медно-посеребренных и 1 серебряный. 4) Сосуды, на которых совершается таинство причащения, стариннаго серебра, по вычекану пробы виден 1799 год, кроме сего еще лжица серебряно-вызолоченная, работы Московскаго фабриканта Хлебникова.

Ризница имеет достаточное количество старинных материй - риз, некоторыя ценны; в ней сохраняются два евангелия: одно, Московской 1773 г. печати, в большой поллист, обложенное красным бархатом с чеканными серебряно- позлащенными 4-мя наконечниками и 2-мя середниками, изображающими 4-х евангелистов, Воскресение Христово и Распятие, и другое, Московской 1816 г. печати, в большую осьмушку листа, лицевая дека котораго обложена посеребрянною медью с финифтовым изображением Евангелистов в углах и поередине Спасителя благословляющаго. Кроме Евангелий в ризнице хранятся древняго образца венцы, употребляемые при совершении таинства брака, деревянные - дубовые и росписанные изображениями ликов святых.

Иконостас прежде был старинный, прамой с таблами, в 4 яруса а ныне новаго устройства с колоннами и резьбою и в нем иконы древняго письма взяты из стараго. Предание повествует, что неоднократно вламывались в эту церковь и похищали из нея не мало древних икон предки нынешних обывателей соседняго села Бакина, большею частию старообрядцы - безпоповщинскаго и поповщинскаго толков. Из икон особенно чтима храмовая святая икона, изображающая апостола и евангелиста Иоанна Богослова, слушающаго во время своего заточения божественное откровение, которое записывает его ученик Прохор; икона эта не только местно чтима, но и в окрестности и к ней стекается на поклонение в день памяти св. Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября) из смежных уездов значительное число богомольцев; она признается, по сохранившемуся преданию между окрестными обывателями, явленной и чудотворной. Эта икона хорошаго древняго, говорят, будто бы греческаго письма, мерою в ширину 1 арш., в вышину 1 арш. 5 верш., обложена медно-посеребренною ризою. Царския двери новыя, резныя, завеса в них ценная, шелковая.

Для церковнаго служения книги почти все печати времен царствования Екатерины II-й и Императора Николая 1-го, а из древних сохранились: 1) Триод постная Московской 1666 г. печати и 2) Триод цветная Московской 1680 г. печати; несомненно древних книг было более, но их постигла, вероятно, таже участь, что и древния иконы.

Церковь снаружи крыта железом, обшита тесом и все это окрашено, а недавно внутри тоже обита железом и выкрашена. В недавнее время в ней устроен очень малый, в честь Успения Пресвятыя Богородицы, придел теплый. Против алтаря настоящей церкви погребены тела оо. Гавриила и Петра - двух приходских священников Богословскаго погоста. Под церковию погребен Афанасий Федоров Борков - брат Александра Федорова, дворцоваго истопника в половине XVII в. о чем свидетельствует сохранившееся и там имеющееся на надгробной плите начертание: «Лета 7115 (1607) апреля в 1 день убиен от разбойников раб Божий Афонасей Федоров сын Боркова». Многие из прочих рода Борковых погребены под этою церковию, так как сохранились еще под церковию осколки от некоторых намогильных плит, также как и вышеупомянутый из белаго камня и видом продолговатых, но начертание на них не указывает, кто именно погребен: так на двух камнях сохранилось только отрывками несколько слов, в том числе на одном камне:.. я раб Божии...... Боркова.. жи.. Предание повествует, что все вотчинники села Боркова хоронились под его церковию, как ея зиждители и радетели; надгробных памятников уцелело только 1, а 4 расколоты и еще таковое же количество давно уже растащено и погибло от времени. Около церкви кладбище; на некоторых могилах плиты белаго камня, частию углубившияся в землю и треснувшия, ни на одной не сохранилось никакого начертания.

Причта при сей церкви по штату не положено. Богослужение бывает в Богословской церкви только в храмовые праздники и в некоторые воскресные дни и отправляется причтом Благовещенской, с. Рясницына, церкви.

При сей церкви земли: пашенной 8 дес. 499 кв. саж., сенокосной 1835 кв. саж., неудобной 1260 кв. саж., на каковую землю имеется план; есть еще в разных местах земля не планная, которою издавна пользуется причт, таковой считается пашенной 20 дес. 1800 кв. саж., покосной 1 дес. 2350 кв. саж., неудобной 1100 кв. саж.; всего 32 дес. 1644 кв. сажени, владеет сею землею причт села Рясницына, дела об оной земле не производится. Лесных дач и арендных статей при церкви нет.

Источник: Орлов, Василий Матвеевич. Описание церквей и приходов Владимирской епархии / Сост. Василий Орлов. Александровский уезд / 21. — Владимир: тип. П.Ф. Новгородского, 1886, стр. 141-144.

Описание церквей и приходов Владимирской епархии Орлов Т. 1 - Cистема онлайн-просмотра


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 12 ноября 2025

К церкви села Рясницына приписана церковь села Боркова. Село Борково находится во 100 верстах от губернскаго города и в 20-ти от уезднаго.

Часть этого села еще в XVI столетии принадлежала Троице-Сергиеву монастырю и так значится в сотной книге 1562 г.: «в слободском стану осмой жеребей села Боркова, 1 двор монастырский, 1 двор крестьянский, пашни монастырской 22 четверти с полуосминою в поле, сена 25 копен, кустарника пашеннаго 4 четверти, земля середняя».

По писцовым книгам 1628-29 г.г. 5 жеребьев села Боркова записаны за Иваном Федоровым Борковым старинная его вотчина, а в селе церковь Ивана Богослова да Николая Чудотворца древяна ветха, стоит без пения, а в церкви деисус и образы местные и всякое церковное строение прежних помещиков, в селе место дворовое, где жил дед Ивана Боркова, 4 двора людских, земли вотчинниковой 6½ четв., перелогу 50 четв., сенокос порос лесом.

В половине XVII столетия местным помещиком здесь построена была новая церковь и в 168 (1660) г. в патриарших окладных книгах записано: «прибыла вновь церковь Иоанна Богослова в вотчине Ивана Боркова в сельце Лычеве... дани два алтына полпяты деньги, заезда гривна».

По писцовым книгам 185 (1677) года, при этой церкви написано пашни 5 десятин с полудесятиною и дань увеличена до 8 алтын двух денег.

В 1719 году «вдовою Домною Ивановой дочерью Даниловской женою Ивана сына Боркова» по благословенной грамоте Стефана, Митрополита Рязанскаго и Муромскаго, «близь ветхия старые церкви» построена новая и освящена в том же году снова в честь св. апостола Иоанна Богослова. Эта деревянная церковь не однажды ремонтированная существует и в настоящее время. Престолов в ней два: в холодной в честь св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в трапезе в честь Успения Пресв. Богородицы. Антиминс на главном престоле освящен в 1752 г. Амвросием, епископом Переславским и Дмитровским.

Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из священных предметов древности сохранились: 1) Евангелие печати 1653 г., - последнее издание пред исправлением книг патриархом Никоном; 2) Сосуды серебряные - 1799 г.; 3) Несколько риз из старинных материй. Из Св. икон особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями древняя икона, изображающая св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, слушающаго во время заточения божественное откровение, которое записывает ученик его Прохор. Эта икона, по преданию, признается явленной и чудотворной. Из богослужебных книг - Триод постная печати 1666 года и Триод цветная печати 1680 года.

Под церковью сохранилась надгробная плита с надписью: «лета 7115 (1607) апреля в 1 день убиен от разбойников раб Божий Афанасий Федоров сын Борков». Сохранились и другия надгробныя плиты, но надписи на них от времени уничтожились.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 по 1868 год, исповедныя росписи с 1822 по 1868 год.

Причта при церкви не положено; богослужение и требы исправляет причт села Рясницына.

Земли при церкви: пахатной 8 дес. 499 кв. саж., покосной 1835 саж., неудобной 1260 кв. саж.; на эту землю план имеется. Кроме этого есть земля, незначущаяся в плане: пахатной 20 дес. 1800 кв. саж., покосной 1 дес. 2350 кв. саж., неудобной 1100 кв. саж. Всей землею владеет причт села Рясницына.

Приход состоит из деревни Боркова (1 вер. от церкви) и деревни Алешкина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 72 души мужескаго пола и 79 женскаго; все православные.

Источник: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 2-4 / сост. В. Добронравов; [В. Березин]. - Владимир, 1893-1898. - 3 т. Вып. 2: Переславский и Александровские уезды. – 1895, стр. 351-353

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13442-vyp-2-pereslavskiy-i-aleksandrovskie-uezdy-1895#mode/inspect/page/351/zoom/4



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.