ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бабаи. Церковь Михаила Архангела (утраченная).

Михаило-Архангельская церковь


Бабаи. Церковь Михаила Архангела (утраченная)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:1782.
Год утраты:приблизительно 1936 (разобрана)
Архитектор:П.А. Ярославский
Адрес:
Украина, Харьковская обл., Харьковский район, пгт Бабаи




Церковь Михаила Архангела (утраченная), Боковой фасад. Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Боковой фасад. Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1942
Церковь Михаила Архангела (утраченная), Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1919
Церковь Михаила Архангела (утраченная), Западный фасад. Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Западный фасад. Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1919
Церковь Михаила Архангела (утраченная), Фрагмент западного фасада. Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Фрагмент западного фасада. Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1919
Церковь Михаила Архангела (утраченная), Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
22 августа 1912
Церковь Михаила Архангела (утраченная), Деталь иконостаса, 1790 г.<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Деталь иконостаса, 1790 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Церковь Михаила Архангела (утраченная), Угловая башенка церковной  ограды, 1790 г.<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Угловая башенка церковной ограды, 1790 г.
Елена Григорьева
1 июня 1890
Церковь Михаила Архангела (утраченная), 1790 г.<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
1790 г.
Елена Григорьева
1 июня 1790
Церковь Михаила Архангела (утраченная), Иконостас в церкви был окрашен в зелёные с белым тона, 1790 г.<br>, Бабаи, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Иконостас в церкви был окрашен в зелёные с белым тона, 1790 г.
Елена Григорьева
1 июня 1790



Статьи


Михаил Мещанинов  17 октября 2021

Первый храм во имя Архангела Михаила был построен в Бабаях, по всей вероятности, около 1650 года. В 1782 году губернским прокурором Петром Андреевичем Щербининым была построена каменная церковь с колокольней, освящённая во имя Архангела Михаила. Церковь была выдержана в формах «сельского» классицизма. Она имела довольно громоздкую круглую колокольню и полукруглый портик с колоннами, повторявший портик церкви в с. Кузьмино (близ Царского Села), спроектированной знаменитым Дж. Кваренги  Храм имел низкий восьмигранный купол, увенчанный луковичной главкой с крестом.

Церковь была закрыта и разобрана в 1930-е годы. И только в 2012 г. в селе была выстроена новая каменная церквь, выдержанная в совершенно другом стиле.


Источник: Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - Xарьков, Факт. 2005


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 ноября 2021

В грамотах и других бумагах с. Бабаи с 1653 г. обыкновенно называется так: «село Архангельское, Бабаи тож». Потому первый храм во имя Архангела Михаила построен в Бабаях, по всей вероятности, около 1650 г. В 1782 г. владельцем Бабаев Петром Андреевичем Щербининым построен ныне существующий каменный храм.

В топографическом описании Харьковского наместничества 1785 г. сказано: «Помещика Щербинина село Бабаи, в коем церковь каменная с иконостасом лучшей работы». И здесь же сказано о тогдашнем уезде Харьковском, что в нём только «одна каменная церковь», т. е. бабаевская. В настоящее время экономия помещика снабжает св. храм ризницей и отоплением, но ныне, за отсутствием помещика, нельзя сказать того же о храме, что говорено о нём в 1785 г.

Книги храма: Триодь постная м.п. 1696 г., Евангелие м.п. 1737 г., Минея служ. в 12 кн. м.п. 1741 г., Деяния церковные, Метрические книги в церковном архиве начинаются с 1744 г., а в архиве Харьковской консистории – с 1725 г.

По переписи 1732 г. в Бабаях приходская школа, она поддерживается и ныне.

Ныне в состав Бабаевского прихода входят: сельцо Ржавец, без храма, и село Филиппово, также без храма. Между тем с 1722 г. видим ржавецкий храм Зачатия Св. Анны и в числе прихожан его жителей Гиевки. Метрики его в архиве правления начинаются с 1725 г. А в книге «окладным церквам харьковскаго Иерофеевича Донца пишут: «Он Григорей за межами и гранями нашею землею владеет насильством своим по прежнему, и которых Черкас поселил он Григорей на той нашей поместной земли, и они Черкасы в то наше село приезжают и нас холопей ваших и женишек наших и детишек бьют смертным боем и в летнее время детишек они Черкасы на поли, на нашей даче, бьют и грабят и насильно лошадей и всякую скотину отымают, и с женишек наших и с дочерей всякия платья грабежем снимают». 

Ныне в Бабаевском приходе 4-го класса: в Бабаях и Ржавце – 691 душа муж., 741 жен., в сельце Филиппове с деревнями – 879 муж., 919 жен., а всего – 1570 муж. и 1660 жен. душ.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии. 1857 год.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 ноября 2021

Усадьба в той же стороне от Харькова, где Основа. Расположена она близ живописной, изумрудной равнины, у подножия холма. Основана была Федором Клементьевым Бабаем, «из детей боярских, чугуевских». Прежде усадьба называлась Архангельское, в честь первого храма, существовавшего здесь до 1782 года, т. е. до храма, построенного Петром Андреевичем Щербининым. От Щербининых имение перешло к Флоттам, которым поныне и принадлежит. От старинного дома не сохранилось следов. Лишь тенистый сад напоминает о старой усадьбе...

Конечно, наибольшей примечательностью усадьбы Бабаи является церковь во имя Архистратига Михаила, построенная в 1782 году харьковским губернским архитектором Петром Антоновым Ярославским, дядею того самого Ярославского, выдержки из воспоминаний которого мы привели в предисловии к этому описанию усадебы. Так значится на надписи о построении церкви: «Церковь Архистратига Михаила, при Державнейшей Благоверной Государыне Екатерине II и Цесаревиче Павле Петровиче с благословения Епископа Белгородского и Обоянского Аггея, старанием Харьковского Наместника, Губернского прокурора Андреева сына Щербинина, детей его Андрея, Дмитрия, Николая и Варвары, производилась под смотрением Губернского Архитектора Петра Антонова, сына Ярославского».

Произведение архитектора Ярославского, однако, не представляет собою ничего оригинального и для него ценного. Вообще, церковь очень красива, приятна, по формам, выполнена правильно, любовно, но – это почти копия лютеранской церкви Св. Анны на Фурштадтской, построенной Фельтеном. Однако дата построения последней – 1789 год наводит на раздумье. Ведь не Ярославского же копировал Фельтен? Невозможно допустить, тем более, что кто-либо мог знать в Петербурге о постройке церкви в такой глуши, какою была в то время Харьковская губерния! Очевидно, или дата построения (1782) церкви в Бабаях неверна, или оба зодчих пользовались одним источником, тем более что изумительною общностью отличается и план! Все-таки надо предположить заимствование Ярославским и из того соображения, что церковь в с. Бабаи выполнена хуже (ее архитектура как бы упрощена), нежели Анненкирхе на Фурштадтской.

Полукруглая ионическая колоннада портика одинакова у обеих церквей. Но в петербургской церкви она покрыта балюстрадой, а в Бабаях ее нет. Фонарь с парными колонками покрыт прелестным карнизом, в Бабаях карнизы тупы, а окна заменены арками для звона. Главное полукружие портика примыкает к храму в Бабаях почти «неграмотно» – полуколонной, тогда как на Фурштадтской это сложное и серьезное место решено очень удачно, переходом к пилястрам. Также плохи пьедесталы пилястров барабана и вовсе неумелы капители их. Боковой фасад лучше. Парные пилястры и круглые окна между ними распределены удачно. Великолепны по уюту и «провинциальному» оттенку архитектуры угловые башенки церковной ограды. Грубоваты рустованнные грани этих башенок, но зато очаровательны вазочки на куполах, четко выделяющиеся на темной зелени деревьев. Вместе с башенками церковь на фоне деревенского пейзажа представляет в своем роде не меньший интерес, чем Анненкирхе в Петербурге, затиснутая ныне среди каменных громад домов.

В церкви – очаровательный, окрашенный в зеленый с белым тона, иконостас. Он хорош по общему спокойствию в распределении и пилястр, и царских врат. Иконы в обрамленьях, соответственного всему храму стиля хотя и закрывают пилястры, но нисколько не портят архитектуры. Восхитительны створки царских врат с гирляндами и ветками виноградной лозы. Очень стильны арматуры на рамах икон и доски с лентами над боковыми вратами; прелестны вазочки, поставленные наверху иконостаса. Вообще, все до мельчайших деталей выполнено в стиле Людовика XVI, напоминает отдаленно обработку фасадов дворца в Мерчике и наводит на волнующую мысль, не Ярославский ли архитектор дворца? Там мы увидим такую же любовь к гирляндам, так же отлично выполненные банты, ленты, вазы. В таком случае, вот имя зодчего, которое должно бы было стать в ряду имен лучших русских зодчих XVIII века, работавших в России. Понятною тогда станет и та протекция, которою пользовался его племянник В.И. Ярославский и благодаря которой последний стал Херсонским губернским архитектором. Очевидно, во всяком случае, что дядя его был зодчим выдающейся величины в Харьковской губернии. Но странно, что В.И. Ярославский ничего не говорит о работе своего дяди вообще, а в Мерчике, в частности. У церкви находится недурной памятник Елизаветы Павловны Щербининой, 1860 года, и Михаила Андреевича Щербинина – 1841 года, в виде креста и двух ваз.

Г.К. Лукомский. Бабаи. 1917 год.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.