ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижняя Салда. Церковь Николая Чудотворца (единоверческая).

Кержацкая церковь


Нижняя Салда. Церковь Николая Чудотворца (единоверческая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1857 и 1863.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:А. Белов
Адрес:
Свердловская область, г. Нижняя Салда, район дома № 97 по ул. Карла Маркса

Координаты: 58.066142, 60.70402 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Николая Чудотворца (единоверческая), Фото начала ХХ века из фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"<br>, Нижняя Салда, Нижняя Салда (ГО Нижняя Салда), Свердловская область
Фото начала ХХ века из фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 сентября 2020

Единоверческий приход в селении открыт в 1845 году. Единоверцам была передана раскольническая часовня, построенная в 1829 году, которую единоверцы обратили во временную церковь, пристроивши алтарь и паперть, и освятили 20-го января 1857 года, 29 сентября того же года на средства заводовладельца был заложен новый каменный храм, освященный 2 июля 1867 г. и существующий доныне без изменения. В Верхне-Салдинском заводе есть часовня, построенная заводовладельцем в 1837 году. С 1862 года совершается крестный ход на рыночную площадь для служения молебна, в память бывшего в том году пожара. Для священника имеется дом.

Источник: "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии". Екатеринбург, 1902.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  10 ноября 2020

Первая раскольничья часовня в Нижней Салде была построена в 1758 г., то есть за два года до пуска завода. В 1828 г., простоявшая 70 лет часовня, сгорела. Через год была построена новая, в ней совершали обряды крещения, венчания и отпевания раскольники, а также единоверцы. Старостами при часовне были Захар Петров, Тимофей и Александр Григорьевы Головановы, а также Степан Степанов Голованов. 20 ноября (подругим данным еще в сентябре) 1836 г. по донесению исправника Нижнесалдинского завода часовня была закрыта и запечатана, так как была построена вопреки указу правительства, запрещающего строить раскольничьи часовни. Прихожане были вынуждены проводить моления в крестьянских избах, что тоже преследовалось. Раскольники неоднократно обращались к руководству завода с просьбой распечатать часовню.

В 1828-1832 г.г. в Нижней Салде создается Единоверческое общество, которое после закрытия часовни тоже обращается к руководству завода с просьбой построить свою небольшую Единоверческую часовню. «Мы с горечью видим, что от неимения удобного на собрание места, некоторые охладевают к соборной молитве», – пишут они в обращении. В этот период среди раскольников «наблюдается колебание умов», появляется мнение о необходимости присоединиться к Единоверческой церкви, и они «склоняются к согласию принять священников».

Получив отказ, раскольники обратились с письмом к Императору, указывая, что часовня была построена по «изволению директора и находящихся при нем приказчиков Луки Степанова и Макарова». Из 500 членов старообрядческого общества письмо подписали 26 человек. В большой переписке и судебном деле по поводу этого строительства отмечалось, что «часовня строилась позади усадеб, в местах не видных и не отличающихся от домовых строений», к тому же в то время салдинское начальство само способствовало постройке. Многие письма и прошения подписаны в том числе Я.С. Колногоровым, считавшимся единоверцем.

Из документов в деле «О раскольничьей часовне» можно сделать вывод, что руководство Нижнетагильскими заводами считалось с мнением раскольников, но в то же время в секретной переписке есть такое свидетельство: в письме от 25 июня 1837 г. Павлу Николаевичу Демидову указом Государя Императора «повелевалось не назначать раскольников на должности управляющих и приказчиков, а выбирать на сии должности православных». В ответ на это письмо Управляющий заводами писал, что «для уменьшения старообрядцев на наших заводах приняты кроткие и действенные меры: в существующие при заводах училища положено принимать тех, кто ходит в церковь, таким образом, старообрядцы, желая, чтобы их дети находились в служительском штате, отдают их в училища на таких общих основаниях».

Только в 1842 г. Его Императорское Высочество повелело «раскольничью часовню передать в ведение единоверцев для обращения оной в единоверческую церковь со всем ее имуществом». 16 июля 1842 г. в торжественной обстановке часовня была распечатана. Открытие часовни способствовало принятию единоверия многими раскольниками, и, как сообщалось официально, «все с большим удовлетворением они совершали там обряды». При передаче часовни присутствовали единоверческие священники Дмитрий Козельский и Иван Пырьев.

Для тайных собраний маленькой раскольничьей часовенки хватало, а для легальных молитв в единоверческой часовне было очень тесно. Поэтому решено было построить каменную единоверческую церковь. Выбрали высокое место на берегу пруда (в 50-е г.г. ХХ в. на этом месте построили двухэтажные дома, а сам район в народе прозван «Кержаки»). Демидовы выделили средства, и на месте застройки было снесено шесть усадеб.

28 сентября 1857 г. был заложен храм по проекту архитектора Алексея Белова во имя Святой Церкви и Чудотворца Николая. К декабрю 1863 г. постройка церкви была закончена, но для украшения церкви требовалась весьма значительная сумма. Совет управления отказался выдать необходимые средства, так как «с освобождением людей от крепостной зависимости церкви и все общественные учреждения перешли на попечение самих обществ».

Подрядчик при строительстве церкви И.З. Петров взял ссуду в банке под залог имения, так как зарплату строителям задерживали. В результате пожара имение сгорело, но завод выделил деньги на погашение долга. Дело о достройке церкви рассматривалось в Пермском губернском правлении, и в конце концов Павел Павлович Демидов выдал нижнесалдинскому обществу 2 500 рублей серебром на достройку церкви. В 1867 г. церковь была освящена.

По материалам книги «Нижняя Салда», автор-составитель И.Н. Танкиевская, Издательство Уральского университета, 2000 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.