ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тотьма. Церковь Георгия Победоносца.

Георгиевская церковь


Тотьма. Церковь Георгия Победоносца
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:1763. Перестраивалась в 1840-х и в 1869.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Тотемский район, г. Тотьма, парк им. Ленина

Координаты: 59.97237, 42.76109
Проезд:Пешком от Торговой площади по Белоусовской улице метров 20, дойдете до парка им. Ленина.



Церковь Георгия Победоносца, Фото Б.И. Дунаева из собрания Сольвычегодского историко-художественного музея ( с сайта goskatalog.ru)<br>, Тотьма, Тотемский район, Вологодская область
Фото Б.И. Дунаева из собрания Сольвычегодского историко-художественного музея ( с сайта goskatalog.ru)
Сергей Меркулов
1 июня 1913
Церковь Георгия Победоносца, , Тотьма, Тотемский район, Вологодская область
Диакон Петр
1 января 1800



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  25 октября 2019

Георгиевская церковь находится на площади между улицами Торговой, Малой Садовой и Георгиевской и окружена бульваром, который по имени церкви и называется Георгиевским. Эта церковь существовала уже в XVI веке. В числе городских священников, которым был заказан сорокоуст в 1568 году после смерти преподобного Феодосия, упоминается и священник Георгиевской церкви Степан. Затем, последующие известия о ней находим в дозорной книге г. Тотьмы и его уезда 1620 года. Здесь сказано: "...храм теплой - Егорей страстотерпец, а в нем деисусы и образа местные, и евангелие, и книги, и ризы, и колокола строенье мирское; да место церковное Николы чудотворца Великорецково; храм сожгли литовские люди во 121 году (1613)". Из этой выписки видно, что до 1613 года рядом с Георгиевской церковью существовала еще Никольская церковь, которую поляки при нападении на Тотьму в 1613 году и сожгли. Когда Никольская церковь была построена, неизвестно. Нет никаких сведений в дозорной книге и о том, была ли сожжена Георгиевская церковь поляками вместе с Никольскою или она осталась целою, или была вновь построена после нашествия поляков.

В течение последующих пяти лет, с 1620 по 1625 гг., Никольский храм снова был построен и в писцовых книгах 1623-1625 годов уже описан вместе с Георгиевским: "От торгу идучи, меж Пробойные Большие улицы и Егорьевской - церковь Николы чудотворца, древяна, клетцки, а в церкви образов местных: образ Николы чудотворца на золоте, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрия; деисус с праздники и с пророки, двери царския и северныя на празелени; паникадило медное, крест воздвизальный, евангелие напрестольное - печать литовская, евангелисты серебряные; сосуды церковные древяные, ризы безинные (?), стихарь полотняной, патрахиль и поручи крашениннея; псалтырь, часовник, апостол, евангелие толковое - печать все литовская; два охтоя на восмь гласов, две треоди: постная да цветная, две минеи: декабрь да февраль, минея общая - печати все московския; златоуст, сборник, два трефолоя, ермолой, святцы с тропари и с кондаки - все письменные; две свечи поставных, вощаные, тощие, навощены красками. Да церковь другая, древяна, клетцки, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия, а в церкве образов местных: образ страстотерпца Христовая Георгия на празелени, а у него прикладу венец да гривна серебряны; образ Пречистыя Богородицы Одигитрея на празелени, а у него прикладу гривна серебряна; деисус и двери царские и северские на празелени. А книги и сосуды у обеих церквец одни. Да на колокольнице четыре колокола медных. Строение церковное все мирское".

Церковный причт у обеих церквей также был один, и церковная земля была общая. На церковной земле были две кельи, "а в них", сказано, "живут черноризица старица Варсунофья да старица Онисья,- питаются от церкви Божий". Через двадцать лет при Никольском храме был уже придел во имя архангела Михаила, что и отмечено в переписных книгах 1646 г.: "Церковь Николы чудотворца да вверху в приделе церковь архангела Михаила, да церковь другая, с трапезою, страстотерпца Христова Георгия". Кроме замечания, что на церковной земле находились кельи, в коих жили старицы-нищие, никаких дополнений к вышеприведенному описанию не сделано. В последующих писцовых книгах 1676-1679 годов обе церкви описаны подробно. "Церковь Николы чуд. - древяна, по верху две главы. У той же церкви вверху церковь в приделе Собор архистратига Михаила... другая церковь теплая, древяная, клетцки, с трапезою, во имя великомученика Христова Георгия... Колокольня рубленая, круглая, о осьми углах, верх шатровой з главой; на колокольне семь колоколов...". Описаны так же, как и в книгах 1623-1625 годов, церковные образа, ризы и утварь, и указано вокруг церквей количество земли, которая принадлежала им и на которой отмечены восемь келий стариц-нищих. В переписных же книгах того же времени (1677-1678 гг.) и тех же писцов о приделе при Никольской церкви почему-то не упомянуто.

Через десять лет в писцовых книгах 1687-1688 годов Никольская и Георгиевская церкви описаны почти тождественно с книгами 1676-1679 годов и только при описании церковной земли прибавлено: "...что в Богдановых книгах Засецского написано на той на церковной земле подле кладбища в восьми кельях нищие старицы,- и в прошлом во 190 году (1682) те нищие старицы по указу Великих Государей переведены за реку Сухону в Новодевичь монастырь".

Во второй половине XVIII века, в восьмидесятых годах, Георгиевский приход официально почему-то был переименован, - назывался Архангельским, и церковный причт во всех бумагах с этого времени подписывался Архангельским; так, к челобитной тотемских приходских священников архиепископу Геласию (1682 г., 28 июля) "Архангельский поп Иоан руку приложил... архангельский дьячок Ивашко Пахирев приложил, архангельский пономарь Максимко Григорьев руку приложил". О дальнейшей судьбе Георгиевской и Архангельской церквей за время с 1689 по 1740 год никаких точных сведений пока не имеется, да и следующих годов известия об них довольно отрывочны и нередко противоречат друг другу. По церковной летописи Богоявленского собора, к которому Георгиевская церковь приписана, первоначально она построена и освящена в 1763 году, а в печатном описании Тотемского Богоявленского собора сказано, что она "построена и освящена первоначально в 1739 г., по благословенной грамоте преосвященного Гавриила, архиепископа Великоустюжского и Тотемского". Как видим, оба эти известия не соответствуют вышеизложенным фактам, и, вероятно, в обоих здесь случаях надо разуметь время постройки церкви из камня. Противоречие же в указании дат, кажется, можно объяснить тем, что автор описания собора отождествляет Георгиевскую церковь с Архангельской, которая, по его мнению, была сложена из камня за несколько лет до пожара 1743 года.

Таким образом, можно полагать, что деревянная Никольская церковь с приделом Михаило-Архангельским была сломана до пожара и на месте ее в 1739 году была сложена из камня Михайло-Архангельская, а Георгиевская церковь в 1743 г. сгорела и вместо нее в 1763 г., как сказано в летописи, была построена каменная того же наименования. За неимением других сведений, мы не можем сказать, насколько эти даты точны. Известно только, что каменная Георгиевская церковь долгое время стояла недостроенною, был только один нижний этаж, а службы совершались в Михайло-Архангельской церкви. П. И. Челищев, бывший в Тотьме в октябре 1791 г., в своем дневнике пишет: "В Архангельском приходе две каменныя церкви: двухэтажная о трех престолах; внизу настоящий (т.е. главный) - Успению Пресвятыя Богородицы, придел Николаю чудотворцу; вверху - Архангелу Михаилу; другая - великомученику Георгию".

В 1843 г. во время третьего большого городского пожара, по летописи Предтеченской церкви, Архангельская церковь сгорела. Насколько пострадала Георгиевская церковь, неизвестно, но только после пожара Архангельская церковь была разобрана, а Георгиевская после значительных переделок возобновлена на средства тотемского купца Манзырева и вновь освящена в 1845 году. В 1869 году, после новых значительных поправок, она была вновь освящена.

По смеси архитектурных стилей в постройке Георгиевской церкви при первом же взгляде на нее видно, что она выстроена не за один прием, и что сначала предполагали построить ее в два этажа. А именно. Колокольня круглая, уже классических форм первой половины XIX века, и по своей высоте слишком непропорциональна низкому корпусу церкви, очевидно, была разсчитана на двухъярусный корпус. Существующий корпус церкви более древнего происхождения, чем колокольня, но благодаря позднейшим переделкам представляет смесь русского стиля с европейским (напр.: полукруглые окна и над некоторыми из них уцелели кокошники); по своей высоте и низким сводам внутри видно, что корпус предназначался для нижнего этажа. Снаружи у корпуса уцелели от первоначальной постройки, кроме кокошников над окнами, карниз у алтарной апсиды, пилястры и поясок у цоколя. Над среднею частью храма надстройка (четверик) сделана из дерева и покрыта куполом, на который поставлен глухой восьмигранный фонарь с алтарною главкою.

Внутренняя отделка Георгиевской церкви довольно бедна. Иконостас простой столярной работы и построен недавно, старинные иконы поновлены. Из них, как наиболее чтимые, отметим икону Знамения Божией Матери (по левую сторону царских врат) и икону Николая чудотворца, сопровождавшую Тотемскую дружину ратников во время Крымской войны.

Д. А. Григоров "Тотьма и ее окрестности"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.