ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Тотьма. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественская церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, "Утоли моя печали" иконы Божией Матери
Год постройки:1750.
Год утраты:1920 (Разобрана)
Адрес:
Россия, Вологодская область, Тотьма, микрорайон Заречье, городское кладбище

Координаты:59.962549, 42.755785 (приблизительно)




Добавить фотографию

Фотографий пока нет





Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  26 октября 2019

На месте существующих соборных каменных храмов в XVI веке, вероятно, вскоре же после того, как была заложена постройка укрепления, а может быть, и одновременно - в память закладки города на день Рождества Богородицы - был построен только один деревянный храм в честь Рождества Пречистый Богородицы, и потому собор долгое время, почти до конца XVII века, именовался Пречистенским.

Первое указание на существование этого храма находим в приписках к завещанию преподобного Феодосия 1568 г. Здесь, среди расписок городских священников, получивших плату за сорокауст, есть расписка и "Пречистенского попа Третьяка". Затем, в писцовых книгах 1620-го года "писма и дозору князя Ивана Козловского и Марка Мартемьянова" сказано: "В остроге соборной храм Рождества Пресвятой Богородицы, дре-вян, вверх клетцки, а в нем деисусы и образа местные, сосуды церковные и книги, и ризы, и колокола строение мирское...". Из дворовых мест соборного духовенства указан только двор диакона: "...Пречистенской соборной дьякон Давид живет на тяглом дворе". Ему же в остроге принадлежала лавка, где он торговал "солью и рыбою". Тут же, в остроге, в числе осадных изб указана изба "черного попа Ферапонта". Должно быть, служил в это время в соборе.

В списках следующих писцовых книг 1623-1625 гг. в Тотемском укреплении уже значится: "Соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяна, клетцки, с папертью... да церковь другая теплая, Богоявления Господа и Спаса нашего Исуса Христа". (Выписка сделана по церковной летописи). В подлинных же писцовых книгах 1623-1625 гг., "письма и меры писцов Фоки Дурова да подьячего Остафия Колюпанова", хранящихся в Московском архиве Мин. Юстиции (Кн. 480) первых листов, на которых должно находиться это описание, не сохранилось. На 3-м листе книги, по новой нумерации, записано: "...лавка была посадцкого человека Шумилки Сивцова, а ныне на том лавочном месте стоит храм теплой Богоявления Господа Бога и Спаса нашего. А от алтаря со строгу до Тарасов две сажени...". Таким образом, из указанной приписки видно, что Богоявленский храм был построен в 1623- 1625 годах.

В переписных книгах 1646 г. и "...дозора и переписи князя Ивана Семеновича Вяземского да подьячего Левонтья Нестерова" значится: "...а в остроге ж соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... да в приделах церковь Михаила Малеина. Да другая церковь теплая Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа". Из этого описания видно, что за 20 лет, с 1626 по 1646 гг., существовавший Пречистенский храм по каким-то причинам был перестроен и расширен пристройкой нового придела во имя преподобного Михаила Малеина.

В подлинной писцовой книге 1676-1679 гг. "письма и меры писцов Богдана Григорьевича Засетцкого да подьячего Емельяна Телицына" соборные храмы описаны так: "Да в остроге ж соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... да в приделе церковь Михаила Малеина, - обе холодный, - древяная, рубленая углом, (от) паперти по алтарь забрана тесом, верхи у тое церкви кличатые, о пяти главах, крыты тесом, а на приделе шестая глава... Другая церковь теплая, с трапезою, во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа... Колокольня рублена в замок на четыре угла, верх на стропилах з главой. На колокольне пять колоколов да часы железные. У колокольни приделана часовня: с одну сторону решетка железная, а з другую сторону двери с решоткою железной. В часовне образ Всемилостивого Спаса на убрусе... образ преп. отца Феодосия Тотемского чудотворца, на вохре. На часовне бочка, а в бочке образ Рождества Богородицы за слудою".

Между тем, в "подлинных переписных книгах 1677-1678 годов" у тех же писцов о соборных храмах сказано кратко: "Город Тотма, а в нем соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяная, клецки; да другая церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяная ж, клетцки, с трапезою", и только. За последующие десять лет в архитектуре храмов почти не произошло никаких изменений, и в новых писцовых книгах 1687-1688 гг. соборные храмы описаны почти буквально одинаково с книгами 1676-1679 гг., только в описании Богоявленской церкви прибавлено: "...у церкви верх бочешной, об одной главе...".

О дальнейшей судьбе соборных храмов, начиная с 1689 и по 1743 г., никаких сведений пока не найдено. Известно только, что с конца XVII века (с 1688 г.) собор в официальных бумагах стал иногда именоваться "Богоявленским", с XVIII века это наименование уже окончательно за ним и остается. В писцовых книгах 1687-1688 гг. он назван еще Пречистенским, так, например: "...да на Тотме ж позади Егорьевские улицы, подле Боярского лугу, полянка церковная, что дана вместо Мановского лугу, а владеет той полянкою соборной церкви протопоп Федор Михайлов з братьею по старине и по прежним писцовым книгам писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Калюпанова 131, 132 и 133 годов". Между тем, в том же 1688-м году, 29 июня, в челобитной преосв. Александру, архиепископу Велико-устюжскому и Тотемскому, написано: "...с Тотмы богомолец твой, соборной церкви Богоявления Господня протопоп Федор Михайлов... челом бьет. Также подписался тот же протопоп Федор и в челобитной 1691 г., 6 февр., но в челобитных 1694 г. 29 окт. и 1701 г. 17 июля он же именует себя по-прежнему протопопом "города Тотмы соборной церкви Рождества Богородицы".

В 1743 году соборные храмы вместе с прочими городскими постройками сгорели. Из них успели спасти очень немногое: несколько церковных сосудов, два Евангелия и несколько икон. В следующем же 1744 г. вместо сгоревших храмов была начата постройка уже одной каменной двухэтажной церкви, которая и закончена в 1749 году. В длину храм, как видно из церковной летописи, был 15 сажен, а в ширину - 6'/2 с.; посредине возвышался осьмерик с пятью главами. В нижнем этаже, теплом, престол был освящен во имя Богоявления Господня, а в верхнем, холодном, - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри храмы были расписаны живописью. Особенно роскошною отделкою отличался верхний холодный храм. В алтаре его, над престолом, была резная золоченая сень, на осьми столбах с четырьмя резными фигурами ангелов и с образом "Сошествия св. Духа на апостолов". Иконостас был резной, вызолочен до самого свода, из шести ставов. Колокольня была деревянная и стояла отдельно от храма. Каменная же колокольня внизу с храмом во имя Димитрия Ростовского, была построена только в 1764 г. на средства местного купца и соборного старосты Алексея Потемина. В 1774 г. в трапезе Дмитриевского храма им же был устроен теплый придел во имя преподобного Михаила Малеина, а вход в Дмитриевский храм был сделан с южной стороны. В 1811 г. предположено было построить вокруг соборных храмов каменную ограду и расширить здание главного храма пристройкой трапезы и крыльца. В том же году и приступили к выполнению этого проекта, но предпринятой работе не суждено было закончиться.

В 1815 г., 14 июня, во время городского пожара здания соборов вновь пострадали, причем пострадало и внутреннее убранство храмов; в главном здании выгорела верхняя церковь во имя Рождества Богородицы, уцелела же от огня только нижняя Богоявленская церковь, в которой и продолжали совершать церковные службы. В это время соборным протоиереем был Максим Васильевич Савинов, человек выдающихся способностей, лично известный многим высокопоставленным особам. Он собрал пожертвования не только со всех концов России, но и за границей, и приступил к возобновлению полуразрушенных храмов. Колокольня была исправлена в следующем же 1816 г., но храмы под ней временно были упразднены. Главное здание собора с 1816 по 1822 гг. было перестроено по новому плану архитектора Фохта, как сказано в церковной летописи, "в особенном западном вкусе". В нижнем этаже, кроме главного Богоявленского, были устроены приделы во имя Димитрия Ростовского и Михаила Малеина, а в верхнем - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Верхний этаж был надстроен только над среднею частью здания, а с боков, с северной и южной сторон были деревянные колонны. Над средней частью храма "квадратный купол" завершался, вместо бывшего пятиглавия, четырехгранным шпилем вышиной в семь сажень. Новопостроенное здание храма по фасаду более походило на музей, адмиралтейство или другое какое-либо в этом роде здание, чем на православный храм, и вызывало удивление у проезжих. "Тотемский собор", пишет корреспондент того времени, "отличается от прочих наших храмов довольно необыкновенною архитектурою: он имеет четыре колонны на двух выдающихся боках своих, северном и южном: крыша колонн соединена с крышею храма, на которой находится небольшой купол с небольшим коническим шпилем".

В 1835 г. под колокольней вместо упраздненных храмов, на средства местного купца Ливерия (в монашестве Леонтия) Колычева была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а в 1840 г. на колокольне местным кузнецом Сидором Мишуринским были возобновлены старинные башенные часы, бывшие, по писцовым книгам 1676-1679 гг., еще на деревянной колокольне. С 1863 г. по 1872 гг. главное здание собора вследствие обнаружившихся недостатков его (малого размера верхнего храма и др.) снова было перестроено: все здание расширено, а верхний этаж сделан одинакового размера с нижним. Материал для перестройки его взят был из разобранной Петропавловской церкви (и Архангельской?), сгоревшей в 1815 г. В верхнем этаже, кроме главного престола во имя Рождества Пресвятой Богородицы, были вновь устроены два придела во имя Тумбовской Божией Матери и во имя апостолов Петра и Павла и великомученика Пантелеймона. В нижнем этаже придел Михаила Малеина переосвящен в честь Архангела Михаила. Над средней частью храма, вместо шпиля, был устроен круглый трибун, покрытый куполом, поверх которого поставлен глухой барабан, увенчанный небольшой главкой, а для симметрии такие же четыре главки на барабанах поставлены и на углах четверика. В таком виде собор остается по настоящее время. После этой капитальной перестройки в соборных храмах производились лишь небольшие переделки и поправки; так., напр.: в 1874 г. на колокольне устроен новый шпиль и купол; в 1889 г. в нижнем теплом храме подновлены иконостас и живопись на сводах и вновь произведена настенная живопись в алтаре и трапезе; в 1913 году стены в алтаре верхнего храма украшены живописью художником Ф.М. Вахрушовым, уроженцем г. Тотьмы, и некоторые другие поправки.

Д. А. Григоров "Тотьма и ее окрестности"

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.