ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тотьма. Тотемский Богородицко-Владимирский монастырь.


Тотьма. Тотемский Богородицко-Владимирский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Тотьма, микрорайон Заречье, городское кладбище

Координаты: 59.962675, 42.755549
Проезд:съехав с моста через р. Сухону, направляйтесь на северо-восток по Первомайской набережной, пока не достигнете кладбища. В северо-западной части кладбища увидите пустырь, где находилась церковь, а прежде нее небольшой монастырь.



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 октября 2019

Первоначальные сведения о существовании монастыря на этом месте находятся в переписной книге 7154 г. (1646) "дозору и переписи князя Ивана Семеновича Вяземского да подьячего Левотья Нестерова Тотме, посаду и всему Тотемскому уезду" (Кн. 15049). В этой книге, на обороте 135-го листа, записано: "Да на Тотме за Сухоною рекою против речки Песьей Деньги новая пустыня, а в ней церковь Стретения Пречистые Богородицы иконы Владимирские. Церковь другая Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца. На церковной (136 л.) монастырской земле в келье поп Иона да коровье дворце вкладчик Томилко Игнатьев с сыном с Кондрашкою. На том же дворе живут церковной дьячек Ивашко Плетнев да пономарь Елизарко Денисов Попов; поселились и церкви поставили после писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова. И всего в новой пустыне две церкви да в келье черной поп, да на коровье дворце четыре человека". Перепись, произведенная писцами Ф. Дуровым и Евст. Колюпановым, была в 1623-1625 годах. Через сколько лет спустя после этой переписи основалась на этом месте новая пустынь, к сожалению, определенно сказать нельзя. Должно быть, незадолго до переписи 1646 г., так как число братии, как видим, было еще очень невелико, да и земельных вложений у пустыни еще нет.

К следующей переписи, через 30 лет, новая пустыня вполне устроилась. В писцовых книгах 1676-1679 гг. о ней уже сказано: "Пустыня новая на реке на Сухоне, на дикой стороне, против посаду и Песьей Деньгой. В пустыне церковь Пречистые Богородицы Владимирские древяная, клецки, верх шатровой. В церкви образов местных: образ Пречистые Богородицы Владимирские с чудесами, в киоте на золоте... Другая церковь великих святителей Петра и Алексея и Ионы да в пределе Изосимы и Саватия соловецких чюдотворцев, древяная, клецки, теплая, с трапезою. В церкви образов местных... Колокольня на столбах. На колокольне 6 колоколов медных. На монастыре три кельи да хлебня, а в них живут черной поп Ефросин да два брата иноков. За монастырем двор скотей, а в нем живут работные люди. А монастырской пашни паханые худые земли чет в поле, а в дву потому ж. Сена по речке по Ковде да на реке на Сухоне вверх на ходючей стороне на переволоке, против Дедова острова, да на дикой стороне по Внуковскому ручью в трех местах, да по тому ж ручью два закосца, да на Черной речке, да по речке на Ковде на пожнях, всего 30 копен. Да к той же пустыни меж Печенские и Вотчинские волостей займище Блохина гора с исадными починками лежат впусте, - пашни и сенных покосов нет. Да к той же пустыне две пустоши Рудинские, - оброку платят в съезжую избу по гривне в год" (Кн. 482, об. 419 л. и 420-423 л. л.). В книге подробно перечислены иконы, сосуды, ризы и книги, находившиеся в монастырских церквах.

В переписной книге тех же писцов; Богдана Засецкого да подьячего Емельяна Телицина 1677-1678 годов (Кн. 15050, л. 112), о пустыне сказано почти то же самое, но несколько короче: "Пустыня построена вновь на реке Сухоне, на дикой стороне против посада. А в ней церковь Стретение Пресв. Богородицы Владимирская, древяна, клецки, верх шатровой. Другая церковь Петра и Алексея и Ионы московских чудотворцев, древяна, клецки, с трапезою, о дву верхах. Да на монастыре три кельи да хлебня: черной поп Ефросин да два брата иноков да три бельца-вкладчика; двор скотей, а в нем живут работные наемные люди", и т. д.

Мужской Богородский монастырь за р. Сухоной существовал до 1681 года. В челобитной священников г. Тотьмы на тотемского стольника и воеводу Н. Юшкова 1689 г. (7191) помечен и подписался "Из-за Сухоны реки пустыни Пресв. Богородицы Владимирские поп Иоанн" (См.: С. А. Белокуров, Материалы для Русской Истории, М., 1888 г., стр. 383). Но здесь почему-то не отмечено, какой пустыни: мужской или женской. Зато в писцовых книгах 1687-1688 гг. не только описана пустынь, но отмечены и все проишедшие в ней перемены. А именно: "Пустыня новая на реке на Сухоне, на дикой стороне, против посаду и речки Песьи Деньги. В пустыне церковь Пресв. Богородицы Владимирские, древяна, верх шатровой. Другая церковь триех святителей: Петра и Алексея, Ионы и Филиппа Московских чудотворцев, построена вновь, теплая, с трапезою. Колокольня над вороты, рубленая. На колокольне 6 колоколов. На монастыре три кельи да хлебня, а в них живут игуменья Ульянея, с сестрами,- 15 сестер. А что жили преж сего старицы, и они переведены по указу блаженные памяти великого Государя и великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белые России Самодержавца и по грамоте в Суморин монастырь во 189 (1681) году. А по указу Великих Государей и по грамоте, велено игуменье Ульянее с сестрами давать Государеваго жалованья из таможенных доходов головам со 192 (1684) году игуменьи с сестрами по пятидесяти рублий, попу с причетники по пять рублев (по 65 р.). За монастырем двор скотей, а в нем живет скотник Данилко Лунин (?) сын Хромой да работные наемные люди, наймуютца погодно. Пашни паханые худые земли четверть пашни в поле, а в дву потому ж. Сена на реке на Ковде да на реке Сухоне вверх ходучей стороне на переволоке против Дедова острова, да на дикой стороне по Внуковскому ручью в трех местах, да по тому ж ручью два закосца, да на Черной речке, да на речке Ковде на пожнях, - всего 30 копен. Да к той же пустыне меж Печенгской и Вотчинской волостями займище Блохина гора с исадными починками впусте, пашни сенных покосов нет. Да к той же пустыне дае пустоши Рудинские, а на тех пустошах половники: Лучка Степанов сын Ша-лаевской з детми с Кирилком да с Петрушкою. Да к той же пустыне пустош Губаревская на реке на Сухоне и усть речки Черной. Пашни паханой земли полосмины да лесом поросло две чети без полуосмины в поле, а в дву потому ж, лесу пашенного 6 десятин, а непашенного 10 десятин. Владеют тою пустошью новые пустыни Пресв. Богородицы Владимирские игуменья Ульянея с сестрами: на льготные годы отдано, на двадцать лет, со 182 по 202 год" (с 1674 по 1694 г.).

"Во льготные годы велено оброку платить в приказную избу по двадцати по одному алтыну на год и с пошлинами. А как льготные годы отойдут, и им платить всякие государския подати з живущего с полчети выть. Да к той же пустыне, по указу блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея великие и малые и белые Росии Самодержавца и по грамоте, дана ж пожня (возле деревни Выползово), что владели Воскресенские священники до 196 (1688) году. Против челобития Воскресенских священников и прихожан, по прежним писцовым книгам Фоки Дурова да подьячего Остафья Колюпанова 133 (1625) году и по данной Митрошки Плотника 116 (1608) году, тою пожнею велено владеть к церкве Воскресению Христову по-прежнему, а игуменье с сестрами от тое пожни было отказано. И во 196 (1688) году прислана Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие Государыни Благоверные Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны всея великия и Малыя белыя Росии Самодержцев грамота к писцам: к Никифору Кондратьевичу Озерову да к подьячему Ивану Гордееву. А по той великих государей грамоте, велено той пожней владеть Новодевичья монастыря игуменье с сестрами, и в писцовых книгах записать за монастырем именно, а Воскресенским прихожанам к церкви той пожней владеть не велено. И по указу Великих Государей и по грамоте, от прихожанам той пожней к церкве не владеть".

Кроме того, по указу же Великих Государей, как было уже сказано выше (в описании Зелени), Новодевичьему монастырю были даны безоброчно рыбные ловли в реке Сухоне (Прим. Кн. 891, л. 156). Из книг тех же писцов следует, что в число сестер "по указу Великих Государей и по грамоте, во 190 (1682) году были переведены за реку Сухону в Пречистенскую пустынь" нищие-старицы, жившие до этого времени в кельях при городских церквах: Рождественской, Предтеченской, Георгиевской, Воскресенской и Воскресенской у варниц (Прим. Кн. 891, об. 37 л., об. 56 л., 72 л. и об. 132 л.), и что священником в Новодевичьем монастыре состоял иромонах Суморина монастыря Иона, служивший ранее священником в Богоявленском соборе.

В "Истории Российской иерархии" о Тотемском Богородицком девичьем монастыре напечатано: "Тотёмский Богородицкий девичь монастырь, упраздненный при штатах 1764 года, находился в бывшей Велико-Устюжской, а ныне Вологодской Епархии, в городе Тотьме за рекою Сухоною, на правом берегу противу самого города, где ныне Заречная слобода, и в ней осталась еще каменная большая монастырская церковь приходскою. Когда основан был сей монастырь, неизвестно: однако ж значится существовавшим еще при составлении переписных книг 7186 или 1678 года, в коих он был и написан, но без всякой земли и владений. А по грамоте Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Царевны Софии Алексеевны, жалованной в 7194 (1686) году, дана монастырю сему четвертная пашня, на 2 четверти в поле и в двух по тому ж: да сенокосу на 50 копен или 150 пуд: да из Томской воеводской Канцелярии велено выдавать монастырю сему жалованья по 65 рублей и на монастырския потребности по 28 рублей на год. Тою же грамотою положено быть, кроме Игуменьи, 30 сестрам, одному священнику, дьячку и пономарю. После, до 1736 года отпускалось только половинное число упомянутаго денежнаго жалования, а с 1736 все остановлено".

Сравнивая эти сведения с вышеприведенными, выписанными из подлинных писцовых книг, мы видим, что они во многом далеки от истины и спутаны. Во-первых, никакой Заречной слободы против г. Тотьмы в 1812-1815 гг. (последний - год издания книги) да и ранее не бывало. В ревизских сказках седьмой ревизии 1816-го года, сохранившихся в архивах Тотемского казначейства в Окологороднои волости, за рекой Сухоной показана только деревня Пономареве (Выползово тож), а в ней жителей 15 муж. пола и 19 жен. пола. Но эта деревня занесена уже в писцовые книги 1620 г. (Кн. 479, л. 66) и затем значится и во всех книгах переписей последующих годов, о Заречной же слободе ни в одной из них не упоминается. Нет упоминания об ней и в "Ведомости, учиненной об учрежденных по Тотемской округе волостных правлениях и новом составе волостей на 1793 г. (Прим. Архив Тотемского казначейства, дела 1-го разряда, указы) и в окладных книгах Тотемского Казначейства последующих годов.

Очевидно, автор "Истории Церк. Иерархии" перепутал: назвал Зеленскую слободу Заречной и перенес ее из-за реки Песьей Деньги за р. Сухону. Во-вторых, Богородская пустынь значится существовавшей "без всякой земли и владений" в переписных книгах 1646 г., а не 1678, и притом - мужской, а не женской. В книгах же 1676-1679 гг. Богородский монастырь тоже записан мужским и с землею и другими угодьями, которые потом, при преобразовании монастыря, и перешли к женскому монастырю. И в-третьих, о преобразовании монастыря и сведениях, приводимых автором "Истории Рос. Иерархии", хотя с большим изменением, сказано в писцовых книгах 1687-1688 гг. Насколько достоверны сведения о дальнейшей выдаче жалованья монастырю, приводимые автором, положительно сказать не можем.

В 1764 г., при учреждении штатов, Богородицкий девичий монастырь был назначен к упразднению, а церковь решено было обратить в приходскую. Но на самом деле монастырь существовал до 1768 г. В этом году, по закрытии монастыря, игуменья его Мария (Анцининых) и 16 монахинь были переведены во вновь преобразованный Устюжский Иоанна-Предтеченский женский монастырь. Богородская церковь была обращена сначала в приходскую, а затем - в городскую кладбищенскую с самостоятельным причтом. С какого времени она была обращена в кладбищенскую, точных сведении не имеем. В 1791-м году она была еще приходскою а в 1810-м году - уже городскою кладбищенскою. С 1816 года Богородская церковь приписана Богоявленскому собору и с того времени не имеет отдельного причта.

В настоящее время в Богородской церкви о бывшем монастыре напоминают только два колокола на колокольне. Надпись на одном из этих колоколов говорит еще как бы о существующем монастыре: "1701 году вылит сей колокол в дом Пресвятыя Богородицы в девич монастырь при игумение Улиании и при священнике Константине". На другом надпись уже говорит о бывшем монастыре: "1775 году генваря перваго дня куплен сей колокол в Москве в город Тотьму в былой (или: бывый) девич монастырь на казенные деньги".

По церковной же летописи существующая кладбищенская Богородская церковь построена и освящена в 1797 г. и затем, после значительных переделок, вновь освящена в 1857 году. По той же летописи, придел в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" вновь построен в 1854 год и в 1855 году освящен. Между тем, как в отношении из Тотемского Духовного Комитета, от 29 марта 1857 г., за № 2, сказано, "что в архиве Тотемского Духовного Правления найдены: "...3., дела с описями храмозданными грамотами (в копии) о построении церквей: Владимирской - бывшаго девичья монастыря - 1752 г...". Кроме того, и надписи на сохранившихся в церкви двух храмозданных деревянных крестах говорят иное. На одном из них: "Освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храмъ Пресв. Богородицы Владимирския при державы... Елисаветы Петровны... по благословлению преосвящ. Варлаама, еп. Велико-Устюжскаго и Тотемскаго въ лето 7267 от Р. Хр. 1759 месяца Iунiа 25 на память преп. Феврошя", а на другом: "Освятися жертвенникъ... во храмъ четырехъ святителей Петра, Алекоя, Iоны и Филиппа митрополитовъ Московскихъ... (то же самое) ...въ лето 7263 отъ Р. Хр. 1755 фев. 17 дня на память влм. Феодора Тирона". Затем П. И. Челищев, посетивший Тотьму в 1791 г., в своем дневнике при перечислении городских каменных церквей, пишет: "...на другой стороне Сухоны, где до штатного положения был девичий монастырь, а ныне приходская ж, церковь; в ней настоящий для летнего служения теплый придел - Святителям Христовым Петру, Алексею, Ионе и Филиппу Московским чудотворцам. Таким образом, в церковной летописи, очевидно, допущена ошибка: разрешение на постройку было выдано в 1752 г., а годами окончательного устройства и освящения Богородской церкви с ее приделом нужно считать 1755 и 1759, т. е. еще во время существования девичья монастыря, а не 1797 и 1854; кроме того, придел был первоначально освящен в честь Московских святителей и притом раньше главного храма, внутренняя отделка которого почему-то затянулась на четыре года. В 1854 году придел был не вновь построен, а только после ремонта переосвящен в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Архитектура существующего храма, если отбросить все позднейшие поправки, говорит о том, что здание первоначально было построено в русском стиле, может быть, с примесью барокко. С северной стороны большая часть прямоугольных окон трапезы и храма украшена кокошниками со стрелкой, одно окно без него и одно окно, крайнее к алтарю, украшено фронтоном в стиле барокко, как и все окна второго яруса. Эти фронтоны, составленные как бы из переломленного карниза, сходны с фронтонами окон городских церквей Предтеченской и Воскресенской и, по-видимому, особенно в нижнем ярусе, сделаны при Богородской церкви в позднейшее время. Вход с северной стороны в холодную церковь устроен вместо бывшего окна, так как часть кокошника, украшавшего окно, уцелела и виднеется над крышею крыльца. Окна алтаря почти квадратные и украшены только наличниками. Окна в приделе, кроме алтарного, все украшены кокошниками.

Крыльцо-паперть с запада пристроено вновь, на что указывает верхняя часть наличника входной арки, которая срублена и находится под крышей паперти. Главки, увенчивающие четверик храма, построены вновь, что заметно по старым каменным барабанам, украшенным по бокам колонками, и по деревянной надстройке у средней главы. У основания барабанов сохранились еще полукруглые закомары. Вероятно, в прежнее время, до переделок, храм был увенчан обычным пятиглавием. Стены храма украшены пилястрами. Колокольня состоит из двух четвериков. Основной четверик по углам с рустиками. Углы второго четверика, в котором помещается звон, округлены, и благодаря сильно выступающим наличникам окон верхний ярус колокольни издали кажется восьмиугольным. Колокольня увенчана шпилем.

Когда была построена колокольня, в церковной летописи нет указаний, но, судя по стилю ее, во всяком случае не ранее XIX века и, вероятно, одновременно с перестройкой церквей в 1854-1856 годах. Возможно, что первоначально колокольня была шатровая, на что отчасти указывает вход на колокольню, устроенный против обычая: первая лестница, как у всех церквей, идет в стене нижнего четверика и неожиданно выводит вас под крышу над трапезой; отсюда, пройдя небольшое пространство над трапезой, вы снова входите в колокольню и уже по второй лестнице поднимаетесь к звону. Что послужило причиной для указанных поправок и переделок первоначального здания, неизвестно.

Внутреннее убранство обоих приделов Богородской церкви (иконостасы, иконы и настенная живопись) новое, XIX века, и довольно простое. Из древних икон сохранилось лишь несколько в алтаре: икона Владимирской Божией Матери за жертвенником и несколько пядничных икон, размещенных по стенам алтарей. Упоминаемая в "Описании приписных церквей к Богоявленскому собору"114 икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев,- дар в 1684 г. князя Василия Одоевского в Богородский девичий монастырь,- находится за левым клиросом в теплом приделе и едва ли не заменена новою, так как надпись жертвователя оказалась не внизу оклада, как сказано в описании, а на задней стороне доски и написана хотя славянскими буквами, но нынешними чернилами. Кроме того, задняя сторона доски совершенно белая, как у новой иконы.

https://gorodtotma.ru/page,2,302-kladbishhenskaja-bogorodskaja-cerkov.html


Марина Зуйкова  26 октября 2019

На месте существующих соборных каменных храмов в XVI веке, вероятно, вскоре же после того, как была заложена постройка укрепления, а может быть, и одновременно - в память закладки города на день Рождества Богородицы - был построен только один деревянный храм в честь Рождества Пречистый Богородицы, и потому собор долгое время, почти до конца XVII века, именовался Пречистенским.

Первое указание на существование этого храма находим в приписках к завещанию преподобного Феодосия 1568 г. Здесь, среди расписок городских священников, получивших плату за сорокауст, есть расписка и "Пречистенского попа Третьяка". Затем, в писцовых книгах 1620-го года "писма и дозору князя Ивана Козловского и Марка Мартемьянова" сказано: "В остроге соборной храм Рождества Пресвятой Богородицы, дре-вян, вверх клетцки, а в нем деисусы и образа местные, сосуды церковные и книги, и ризы, и колокола строение мирское...". Из дворовых мест соборного духовенства указан только двор диакона: "...Пречистенской соборной дьякон Давид живет на тяглом дворе". Ему же в остроге принадлежала лавка, где он торговал "солью и рыбою". Тут же, в остроге, в числе осадных изб указана изба "черного попа Ферапонта". Должно быть, служил в это время в соборе.

В списках следующих писцовых книг 1623-1625 гг. в Тотемском укреплении уже значится: "Соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяна, клетцки, с папертью... да церковь другая теплая, Богоявления Господа и Спаса нашего Исуса Христа". (Выписка сделана по церковной летописи). В подлинных же писцовых книгах 1623-1625 гг., "письма и меры писцов Фоки Дурова да подьячего Остафия Колюпанова", хранящихся в Московском архиве Мин. Юстиции (Кн. 480) первых листов, на которых должно находиться это описание, не сохранилось. На 3-м листе книги, по новой нумерации, записано: "...лавка была посадцкого человека Шумилки Сивцова, а ныне на том лавочном месте стоит храм теплой Богоявления Господа Бога и Спаса нашего. А от алтаря со строгу до Тарасов две сажени...". Таким образом, из указанной приписки видно, что Богоявленский храм был построен в 1623- 1625 годах.

В переписных книгах 1646 г. и "...дозора и переписи князя Ивана Семеновича Вяземского да подьячего Левонтья Нестерова" значится: "...а в остроге ж соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... да в приделах церковь Михаила Малеина. Да другая церковь теплая Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа". Из этого описания видно, что за 20 лет, с 1626 по 1646 гг., существовавший Пречистенский храм по каким-то причинам был перестроен и расширен пристройкой нового придела во имя преподобного Михаила Малеина.

В подлинной писцовой книге 1676-1679 гг. "письма и меры писцов Богдана Григорьевича Засетцкого да подьячего Емельяна Телицына" соборные храмы описаны так: "Да в остроге ж соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы... да в приделе церковь Михаила Малеина, - обе холодный, - древяная, рубленая углом, (от) паперти по алтарь забрана тесом, верхи у тое церкви кличатые, о пяти главах, крыты тесом, а на приделе шестая глава... Другая церковь теплая, с трапезою, во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа... Колокольня рублена в замок на четыре угла, верх на стропилах з главой. На колокольне пять колоколов да часы железные. У колокольни приделана часовня: с одну сторону решетка железная, а з другую сторону двери с решоткою железной. В часовне образ Всемилостивого Спаса на убрусе... образ преп. отца Феодосия Тотемского чудотворца, на вохре. На часовне бочка, а в бочке образ Рождества Богородицы за слудою".

Между тем, в "подлинных переписных книгах 1677-1678 годов" у тех же писцов о соборных храмах сказано кратко: "Город Тотма, а в нем соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы, древяная, клецки; да другая церковь Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяная ж, клетцки, с трапезою", и только. За последующие десять лет в архитектуре храмов почти не произошло никаких изменений, и в новых писцовых книгах 1687-1688 гг. соборные храмы описаны почти буквально одинаково с книгами 1676-1679 гг., только в описании Богоявленской церкви прибавлено: "...у церкви верх бочешной, об одной главе...".

О дальнейшей судьбе соборных храмов, начиная с 1689 и по 1743 г., никаких сведений пока не найдено. Известно только, что с конца XVII века (с 1688 г.) собор в официальных бумагах стал иногда именоваться "Богоявленским", с XVIII века это наименование уже окончательно за ним и остается. В писцовых книгах 1687-1688 гг. он назван еще Пречистенским, так, например: "...да на Тотме ж позади Егорьевские улицы, подле Боярского лугу, полянка церковная, что дана вместо Мановского лугу, а владеет той полянкою соборной церкви протопоп Федор Михайлов з братьею по старине и по прежним писцовым книгам писцов Фоки Дурова да подьячего Остафья Калюпанова 131, 132 и 133 годов". Между тем, в том же 1688-м году, 29 июня, в челобитной преосв. Александру, архиепископу Велико-устюжскому и Тотемскому, написано: "...с Тотмы богомолец твой, соборной церкви Богоявления Господня протопоп Федор Михайлов... челом бьет. Также подписался тот же протопоп Федор и в челобитной 1691 г., 6 февр., но в челобитных 1694 г. 29 окт. и 1701 г. 17 июля он же именует себя по-прежнему протопопом "города Тотмы соборной церкви Рождества Богородицы".

В 1743 году соборные храмы вместе с прочими городскими постройками сгорели. Из них успели спасти очень немногое: несколько церковных сосудов, два Евангелия и несколько икон. В следующем же 1744 г. вместо сгоревших храмов была начата постройка уже одной каменной двухэтажной церкви, которая и закончена в 1749 году. В длину храм, как видно из церковной летописи, был 15 сажен, а в ширину - 6'/2 с.; посредине возвышался осьмерик с пятью главами. В нижнем этаже, теплом, престол был освящен во имя Богоявления Господня, а в верхнем, холодном, - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри храмы были расписаны живописью. Особенно роскошною отделкою отличался верхний холодный храм. В алтаре его, над престолом, была резная золоченая сень, на осьми столбах с четырьмя резными фигурами ангелов и с образом "Сошествия св. Духа на апостолов". Иконостас был резной, вызолочен до самого свода, из шести ставов. Колокольня была деревянная и стояла отдельно от храма. Каменная же колокольня внизу с храмом во имя Димитрия Ростовского, была построена только в 1764 г. на средства местного купца и соборного старосты Алексея Потемина. В 1774 г. в трапезе Дмитриевского храма им же был устроен теплый придел во имя преподобного Михаила Малеина, а вход в Дмитриевский храм был сделан с южной стороны. В 1811 г. предположено было построить вокруг соборных храмов каменную ограду и расширить здание главного храма пристройкой трапезы и крыльца. В том же году и приступили к выполнению этого проекта, но предпринятой работе не суждено было закончиться.

В 1815 г., 14 июня, во время городского пожара здания соборов вновь пострадали, причем пострадало и внутреннее убранство храмов; в главном здании выгорела верхняя церковь во имя Рождества Богородицы, уцелела же от огня только нижняя Богоявленская церковь, в которой и продолжали совершать церковные службы. В это время соборным протоиереем был Максим Васильевич Савинов, человек выдающихся способностей, лично известный многим высокопоставленным особам. Он собрал пожертвования не только со всех концов России, но и за границей, и приступил к возобновлению полуразрушенных храмов. Колокольня была исправлена в следующем же 1816 г., но храмы под ней временно были упразднены. Главное здание собора с 1816 по 1822 гг. было перестроено по новому плану архитектора Фохта, как сказано в церковной летописи, "в особенном западном вкусе". В нижнем этаже, кроме главного Богоявленского, были устроены приделы во имя Димитрия Ростовского и Михаила Малеина, а в верхнем - во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Верхний этаж был надстроен только над среднею частью здания, а с боков, с северной и южной сторон были деревянные колонны. Над средней частью храма "квадратный купол" завершался, вместо бывшего пятиглавия, четырехгранным шпилем вышиной в семь сажень. Новопостроенное здание храма по фасаду более походило на музей, адмиралтейство или другое какое-либо в этом роде здание, чем на православный храм, и вызывало удивление у проезжих. "Тотемский собор", пишет корреспондент того времени, "отличается от прочих наших храмов довольно необыкновенною архитектурою: он имеет четыре колонны на двух выдающихся боках своих, северном и южном: крыша колонн соединена с крышею храма, на которой находится небольшой купол с небольшим коническим шпилем".

В 1835 г. под колокольней вместо упраздненных храмов, на средства местного купца Ливерия (в монашестве Леонтия) Колычева была устроена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, а в 1840 г. на колокольне местным кузнецом Сидором Мишуринским были возобновлены старинные башенные часы, бывшие, по писцовым книгам 1676-1679 гг., еще на деревянной колокольне. С 1863 г. по 1872 гг. главное здание собора вследствие обнаружившихся недостатков его (малого размера верхнего храма и др.) снова было перестроено: все здание расширено, а верхний этаж сделан одинакового размера с нижним. Материал для перестройки его взят был из разобранной Петропавловской церкви (и Архангельской?), сгоревшей в 1815 г. В верхнем этаже, кроме главного престола во имя Рождества Пресвятой Богородицы, были вновь устроены два придела во имя Тумбовской Божией Матери и во имя апостолов Петра и Павла и великомученика Пантелеймона. В нижнем этаже придел Михаила Малеина переосвящен в честь Архангела Михаила. Над средней частью храма, вместо шпиля, был устроен круглый трибун, покрытый куполом, поверх которого поставлен глухой барабан, увенчанный небольшой главкой, а для симметрии такие же четыре главки на барабанах поставлены и на углах четверика. В таком виде собор остается по настоящее время. После этой капитальной перестройки в соборных храмах производились лишь небольшие переделки и поправки; так., напр.: в 1874 г. на колокольне устроен новый шпиль и купол; в 1889 г. в нижнем теплом храме подновлены иконостас и живопись на сводах и вновь произведена настенная живопись в алтаре и трапезе; в 1913 году стены в алтаре верхнего храма украшены живописью художником Ф.М. Вахрушовым, уроженцем г. Тотьмы, и некоторые другие поправки.

Д. А. Григоров "Тотьма и ее окрестности"


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 августа 2022

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (в народе её сокращённо называли Владимирской) была построена в Заречной части города в 1797 году в стиле позднего барокко. С середины ХVII века на этом месте находился Тотемский Богородицко-Владимирский мужской монастырь.

В переписной книге 7154 г. (1646) записано: "Да на Тотме за Сухоною рекою против речки Песьей Деньги новая пустыня, а в ней церковь Сретения Пречистые Богородицы иконы Владимирские. Церковь другая Алексия митрополита Московского и всея Руси чудотворца". Это первое упоминание о монастыре. В более поздних писцовых книгах за 1676-1679 годы уточняется, что оба храма деревянные, причём Владимирская церковь шатровая летняя. Теплый, вновь построенный храм с трапезной был освящён в честь Петра, Алексия, Ионы и Филиппа святителей Московских с приделом Зосимы и Савватия Соловецких. В монастыре в то время стояла колокольня на столбах (видимо, по типу известной Кимжской звонницы - первоначальный тип колоколен на Руси), на которой висело 6 колоколов.

Монастырь был небольшим: стояли три кельи, в которых проживали настоятель Ефросин и два монаха и "хлебня". За монастырём находился скотный двор, на котором проживали "работные" люди. Мужской монастырь просуществовал до 1681 года, когда братия монастыря была переведена в Спасо-Суморин монастырь, находящийся в междуречье Ковды и Песьей Деньги в 1 версте к западу от города (сейчас он находится на территории Тотьмы). Обитель была преобразована в женскую. В обитель пришли сёстры, жившие до этого времени в кельях при Рождественской, Предтеченской, Георгиевской и Воскресенской городских церквях, а так же Воскресенской церкви у варниц.

В писцовых книгах 1687-1688 годах сообщается, что в монастыре стоит деревянная надвратная колокольня с теми же шестью колоколами. В монастыре находятся игуменья Ульянея с 15 сёстрами. О других изменениях в монастыре писцовые книги не сообщают. По указу Великих Государей монастырю были даны без оброка рыбные ловли в реке Сухоне, а также хорошие сенокосные угодья. В начале XVIII века монастырь приобрёл на колокольню новый колокол, надпись на котором гласила: "1701 году вылит сей колокол в дом Пресвятыя Богородицы в девич монастырь при игумение Улиании и при священнике Константине". Есть сведения, что в 1750-х годах на территории Богородицкого женского монастыря была построена новая каменная церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, придел Святителей Московских был освящён в 1752 году, а главный престол - в 1759.

При учреждении штатов в 1764 году Богородицкий девичий монастырь был назначен к упразднению, а церковь решено было обратить в приходскую. Но на самом деле монастырь существовал до 1768 года, когда игуменья Мария (Анцининых) и 16 монахинь Богородицкого монастыря были переведены в преобразованный в 1764 году из мужского Иоанна-Предтеченский женский монастырь в городе Великий Устьюг. Церковь Богородицкой обители была обращена в приходскую с самостоятельным причтом. Приходом храма в 1775 году на казённые деньги был приобретён в Москве второй колокол. Постепенно территория опустевшего монастыря стала покрываться городским Владимирским кладбищем.

Согласно церковным документам, на месте Богородицкого женского монастыря в 1797 году была построена новая приходская кладбищенская церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была каменная, одноэтажная, в одной связи с колокольней. В 1816 году храм приписывают к городскому Богоявленскому собору, и с того времени церковь больше никогда не имела своего отдельного причта. В середине XIX века храм претерпел обновления. После значительных переделок, церковь вновь была освящена в 1856 году. Придел в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" был пристроен к храму с южной стороны в 1854 году, а в 1855 (1857) году был освящён и сам обновлённый, при этом придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы уже больше не упоминается.

Местный краевед Д.А. Григоров в начале XX века даёт этому храму такую общую характеристику: «Здание церкви сильно пострадало от перестроек, но до сих пор в своих главных частях сохранило архитектуру последних переживаний русского стиля. Главный двухъярусный четверик храма, к которому с востока примыкает пятистенная алтарная апсида, увенчан пятью небольшими главками, из которых средняя двухъярусная. Четверик довольно высоко поднимается над низким продолговатым корпусом трапезы, соединяющим храм с колокольней, уже перестроенной в позднейшее время в ампирном стиле. Теплый придел во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" пристроен с южной стороны главного храма и с севера, со стороны реки Сухоны, незаметен, а потому не портит фасада храма. Вся церковь, кроме окрашенных в белый цвет рельефных частей, выкрашена желтой краской приятного тона и красиво выделяется на высоком берегу среди окружающей её зелени. Уединенное положение церкви вдали от всяких построек и вблизи леса, при первом взгляде на нее издали, невольно вызывает предположение, что это монастырь или пустынька».

Д.А. Григоров достаточно подробно описал декор здания: «Архитектура существующего храма, если отбросить все позднейшие поправки, говорит о том, что здание первоначально было построено в русском стиле, может быть, с примесью барокко. С северной стороны большая часть прямоугольных окон трапезы и храма украшена кокошниками со стрелкой, одно окно без него и одно окно, крайнее к алтарю, украшено фронтоном в стиле барокко, как и все окна второго яруса. Эти фронтоны, составленные как бы из переломленного карниза, сходны с фронтонами окон городских церквей Предтеченской и Воскресенской и, по-видимому, особенно в нижнем ярусе, сделаны при Богородской церкви в позднейшее время. Вход с северной стороны в холодную церковь устроен вместо бывшего окна, так как часть кокошника, украшавшего окно, уцелела и виднеется над крышею крыльца. Окна алтаря почти квадратные и украшены только наличниками. Окна в приделе, кроме алтарного, все украшены кокошниками. Крыльцо-паперть с запада пристроено вновь, на что указывает верхняя часть наличника входной арки, которая срублена и находится под крышей паперти. Главки, увенчивающие четверик храма, построены вновь, что заметно по старым каменным барабанам, украшенным по бокам колонками, и по деревянной надстройке у средней главы. У основания барабанов сохранились еще полукруглые закомары. Вероятно, в прежнее время, до переделок, храм был увенчан обычным пятиглавием. Стены храма украшены пилястрами. Колокольня состоит из двух четвериков. Основной четверик по углам с рустиками. Углы второго четверика, в котором помещается звон, округлены, и благодаря сильно выступающим наличникам окон верхний ярус колокольни издали кажется восьмиугольным. Колокольня увенчана шпилем».

В 1920-е годы храм был закрыт и вскоре разобран на кирпич. Перед уничтожением его успел запечатлеть на полотне «Владимирское кладбище» местный художник Феодосий Михайлович Вахрушов.

Сейчас на месте храма находится пустырь на правом берегу реки Сухоны. Городское кладбище разрослось в южном направлении и уже подошло к автодороги Тотьма - Никольск.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.