ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Акшуат. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (вторая).


Акшуат. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (вторая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Тихвинской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:приблизительно 1901 - 1904.
Год утраты:1968 (снесена)
Адрес:
Россия, Ульяновская область, Барышский район, с. Акшуат

Координаты: 53.67722, 47.439253 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (вторая), Фото 1930-х гг. Источник - сообщество "Храмы Барышского района" vk.com/baryshskiecerkvi<br>, Акшуат, Барышский район, Ульяновская область
Фото 1930-х гг. Источник - сообщество "Храмы Барышского района" vk.com/baryshskiecerkvi
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  3 сентября 2019

Первую церковь в Акшуате построил Нефёд Никитич Кудрявцев в 1743 году. Старожилы села утверждали, что первую церковь продали в Заречное (тогда Безштановка). Церковь была двупрестольной: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Иоанна Милостивого. К началу XX века церковь обветшала, и тогдашний владелец села В.Н. Поливанов решил поставить новую. Сруб рубили прямо в лесу. Строительство затянулось на несколько лет, поэтому какое-то время в Акшуате было два храма. Они стояли рядом.

Его Преосвященство владыка Гурий, объезжая свою епархию, в самом начале XX-го века, летом посетил приход села Акшуат. Сохранился отчёт о его поездке, в котором говорится, что в селе «имеются два деревянных храма: старый двухэтажный и новый, законченный уже достроенный, но не освященный за неимением иконостаса и оконных решёток». Отмечается, что старый храм крайне запущен, стены грязные, с провисшими картонными листами, которыми когда-то они были оклеены. Пол в алтаре расшатан, престол колеблется…

Его Преосвященство обратил внимание на картину «Явление Марии Магдалины» работы профессора Худякова, бывшего крепостного господ Поливановых. В храме была и другая написанная им икона — образ Спаса Нерукотворного.

Когда владыка совершал чин освящения воды, с клироса доносилось «крайне нестройное, вздорное и крикливое пение благодаря участию в оном неспособных к пению и на сей раз нетрезвых прихожан», читаем далее в этом отчёте. Нетрезвые были «усмотрены» и среди стоящих в храме прихожан. Приходской священник объяснил это владыке тем, что «наклонность к пьянству составляет общий и сильно развитый порок прихожан». После чего владыка Гурий в своём слове к прихожанам попенял им на убожество и ветхость храма и отсутствие усердия в его содержании, убеждал «удаляться от порока пьянства, последствием которого является материальный ущерб, обеднение и пагуба души».

Затем глава епархии был приглашён в дом местного землевладельца, губернского предводителя дворянства В.Н. Поливанова, где остался на ночлег. На другой день Преосвященный посетил дом приходского священника села Акшуат, тёплый храм в нижнем этаже, который не успел осмотреть накануне, и дал указания об укреплении престола, об устройстве решёток в окнах второго яруса и о распределении печей.

На углу церкви стояла каменная часовня со склепом, в котором были погребены супруги Чирковы (прабабушка и прадед В.Н. Поливанова). Генерал-майор Николай Александрович Чирков в 1792-1795 годах построил акшуатский дом, развёл сад и заложил основу библиотеки. За мужество, проявленное на Очаковском лимане (во время военных действий на Чёрном море, вошедших в историю как «Очаковский кризис»), он получил орден святого Георгия четвёртой степени. Был женат на Елизавете Петровне Татищевой, которая получила Акшуатскую вотчину в наследство в 1791 году. Дочь Чирковых, Екатерина Николаевна, вышла замуж за Ивана Петровича Поливанова и получила в наследство Акшуатское поместье, а Софья Николаевна вышла замуж за Дениса Давыдова и получила в приданое село Верхняя Маза. Жительница Акшуата Нина Петровна Феоктистова рассказывала, что, когда церковь ломали, она видела плиту, на которой были написаны имена и даты жизни Чирковых. О дальнейшей судьбе этой надгробной плиты ничего не известно. Холм, на котором стоял склеп, стащили бульдозером при сооружении дамбы для пруда, который и сейчас есть в центре села, ниже того самого места, где стояли обе церкви. Рассказывают также, что мальчишки тогда бегали по селу с черепами из разворошённых при строительстве захоронений.

В церковном дворе хоронили священнослужителей. В начале 1960-х годов, когда акшуатская церковь была уже закрыта и помещение превратили в зерносклад, перевозившая зерно лошадь провалилась в один из склепов. В склепе нашли останки священнослужителя в рясе, с длинной бородой и волосами. Рядом находились серебряная чайная ложечка, чайная чашка и маленькая иконка. Предметы эти принесли в школу. Об их дальнейшей судьбе тоже ничего не известно. В конце 1950-х годов церковь использовали как колхозный амбар. Перед ней построили весовую. Подводы заезжали сначала на весовую, где зерно взвешивали, а потом ссыпали на церковный пол. В церкви стояла такая пыль, что иногда даже плохо было видно иконы и росписи на стенах и на куполе…

Церковь сломали в 1968 году. «Зацепили двумя тракторами за колокольню и хотели свалить её, но у трактора оторвался крюк, к которому крепили трос. Тогда стали ломать её по частям», — рассказывали очевидцы. Позднее на этом месте было построено типовое здание магазина. Рассказывают, что после разорения церкви иконы клали вместо мостиков через речку. Некоторые святые образа спрятали местные жители.

В настоящее время в селе ведётся строительство церкви. Инициаторами этого благого дела стала инициативная группа пенсионеров. Их инициативу поддержал глава МО «Барышский район» С.В. Кочетков. Он помог решить вопрос о сносе старого здания магазина, который стоял на месте церкви. Летом 2013 года настоятель восстанавливающегося храма протоиерей Алексей Есин освятил территорию новой церкви.

http://aksh.cerkov.ru/istoriya/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.