ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кумляк. Церковь Петра и Павла.

Петропавловская церковь


Кумляк. Церковь Петра и Павла
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:приблизительно 1885 - 1890.
Год утраты:приблизительно 1965 (снесена)
Адрес:
Россия, Челябинская область, Уйский район, с. Кумляк

Координаты: 54.35435, 60.307753 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Петра и Павла, Фото советского периода из частного архива<br>, Кумляк, Уйский район, Челябинская область
Фото советского периода из частного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  21 ноября 2020

К концу 1880-х гг. в селе построены каменная церковь, школа. Кирпичная церковь с колокольней была построена вместо прежней деревянной. В советское время закрыта, перестроена, сломана колокольня и завершения. В настоящее время в здании размещается сельский клуб.

http://chel-portal.ru/enc/Кумляк_село

Село основано в 18 веке на месте старинной почтовой станции Кумлякский Ям. Первоначально относилось к Уйской станице. К концу 1880-х годов построены каменная церковь (разрушена в 1960-е годы), школа; действовали 2 ветряные мельницы; по пятницам устраивался базар. К 1900 пущена водяная мельница.

https://biblioteka-uyskoe.chel.muzkult.ru/EKUMLS


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  28 ноября 2020

О попытке закрытия храма. Докладная записка ИНФО ОГПУ о массовых выступлениях на религиозной почве за 1928 г. Январь 1929 г.

Троицкий округ. В пос. Кумляк Уйского района на собрании бедноты (присутствовало 142 чел.) при обсуждении вопроса о реализации средств, собранных по самообложению, был поднят вопрос о необходимости постройки школы, т.к. имеющаяся в поселке школа вмещала всего 150 чел., тогда как детей школьного возраста имеется 500 чел. После продолжительных прений один из присутствовавших внес предложение закрыть церковь и передать её под школу. Внесенное предложение среди присутствующих вызвало шум, однако большинство высказалось за закрытие церкви и только незначительная часть возражала, причем несколько женщин кричали: «Убейте, а церковь закрывать не дадим». После выступления по этому вопросу секретаря ячейки ВКП(б) и предсельсовета подавляющим большинством присутствовавших было постановлено церковь закрыть. Для окончательного утверждения вынесенного постановления было решено созвать общее собрание крестьян всего поселка. Выступавшие против закрытия церкви прямо с собрания пошли к местному священнику и рассказали ему о всем случившемся. Священник через гонцов известил об этом все население поселка. На другой день утром, когда в избе-читальне проводилось собрание ячейки, совместно с переменным составом красноармейцев, на котором обсуждался вопрос о закрытии церкви, на площади собралась толпа и потребовала открыть общее собрание. Члены сельсовета, ячейки и председатель РИКа не только опасались открыть собрание, но никто из них не осмелился даже выйти на площадь.

Вышедший на площадь начальник раймилиции заявил крестьянам, что собрание проводить при таком возбуждении собравшихся нельзя и предложил разойтись. Но толпа настойчиво требовала открытия собрания и, схватив уходившего начальника раймилиции, поволокла его на площадь. Вторично начальник раймилиции заявил собравшимся, что «если они не желают отдавать церковь под школу, то ее никто не возьмет, и напрасно они поднимают бузу» - через полчаса толпа начала расходиться.

На собрании переменников вопрос о закрытии церкви был также отвергнут. Вечером в тот же день начальник раймилиции через предсельсовета и избача вызвал к себе священника и, обвиняя его в агитации против сельсовета и ячейки, предложил ему немедленно покинуть поселок. Священник объявил о своем отъезде церковному совету и выехал в пос. Житари. На другой день на площади вновь собралось все население поселка (820 чел.) и устроило собрание, на котором требовало немедленного возвращения священника и предания суду лиц, его выселивших, причем было постановлено подать петицию прокурору. Над секретарем ячейки и предсельсовета, вышедшими на площадь, толпа едва не устроила самосуд. С предсельсовета было сорвано пальто и затоптано в грязь, секретаря ячейки женщины тыкали в лицо кулаками. При этом собравшиеся угрожали им, в случае невозвращения священника, расправой. Через 3 дня священник был возвращен обратно в поселок. Население несколько успокоилось...

Источник: Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 2. стр. 819-830; Архив: ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 86. Л. 184-193. Подлинник.; Проект «Исторические материалы», http://istmat.info/node/54047



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.