ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Броварки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородице-Рождественская церковь


Броварки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:не позже 1810. Колокольня - 1876.
Год утраты:1962 (снесена)
Адрес:
Украина, Полтавская область, Кременчугский район, с. Броварки

Координаты: 49.380411, 32.97083 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Интерьер храма. Частная коллекция. Фото 1950-х годов<br>, Броварки, Кременчугский район, Украина, Полтавская область
Интерьер храма. Частная коллекция. Фото 1950-х годов
Михаил Мещанинов
12 июня 1958
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1950-х годов<br>, Броварки, Кременчугский район, Украина, Полтавская область
Частная коллекция. Фото 1950-х годов
Михаил Мещанинов
31 мая 1958



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  30 июня 2019

Каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Броварки Полтавской губ. была освящена 21 сентября 1810 г. В 1876 г. к ней была пристроена каменная колокольня. По воспоминаниям очевидцев, церковь не прекращала своей работы и после большевицкого переворота. «Церкви закрыли. Осталась только в Броварках на все окрестности», - так вспоминает о деятельности церкви в те годы Федор Роговой.

В годы Великой Отечественной войны установилось толерантное отношение власти к религии, хотя церковь и находилась под постоянным наблюдением уполномоченных по делам религиозных культов. По воспоминаниям очевидцев, учеников, посещавших церковь, вызывали на школьную линейку. Если это были пионеры, их поведение рассматривали на собрании пионерского отряда, осуждая так называемый религиозный «дурман». Вера в Бога была несовместимой с жизнью советского ученика. Поэтому дети в церковь в основном не ходили, несмотря на настояния родителей. Даже такой извечный обычай как щедрование, колядки, осуждались, хотя полностью искоренить их не удавалось. Вспоминают случаи, когда после Пасхи заставляли показывать руки, чтобы обнаружить следы от крашеных яиц.

В 1950-е годы вспоминают обязательные рейды в церковь, чтобы выявить «несознательных» комсомольцев. На Горошинский дороге, особенно на Пасху, ставили комсомольские патрули, чтобы заворачивать молодежь, которая шла в церковь святить куличи. За то, что комсомольцы венчались, их могли исключить из комсомола, а за крещение ребенка отказывали во вступлении в партию. Особенно на праздник контролировался выход на работу. Вспоминает жена последнего настоятеля Броварковской церкви Афанасия Климовна Заяц: «Отца Василия часто вызывал в сельсовет голова и все побуждал его отречься от веры, службы Божией. Что ни говорили ему, а он свое: «Я с Богом, Бог - со мной, со всеми людьми». Не слушался никого. Так уж любил слово Божие. Потому уже когда и освободили его, люди часто приглашали то ребенка окрестить, то покойника опечатать, то новый дом освятить ... »

В начале 1960-х годов началась новая, уже хрущёвская волна гонений на Церковь.

Из архива Полтавского епархиального управления, указ № 21: «Настоятель Рождество-Богородичной церкви села Броварки Градижского района Полтавской области священник Заец Василий Симеонович, согласно личному прошению, освобождается от занимаемого прихода и почисляется за штат по старости и слабости здоровья. 11 мая 1962 г. Епископ Алипий». И церковь, как и раньше, сияла своей белизна. Хотя и не было в ней Богослужений и не исчезла надежда на их возрождение. И не знали верующие, что над их чувствами и верой уже занесены меч. Примерно через неделю после освобождения последнего батюшки, который служил в той церкви, броварковцев разбудили мощные тракторы С-100. «Такого рева моторов, лязга гусениц мы не слышали со времен войны», - говорили люди. Задетые тросами, полетели вниз купола, затрещали брусья, балки, доски. Несколько бань еще оставались нетронутыми, и разрушителей подгоняли руководители процесса: скорей, пока меньше людей. А по селу покатилось тревожной эхом: «Церковь валяют! Да как же - не может быть: в Германию выстояла, а теперь?!» Рев моторов, треск дерева, чьи-то причитания - все смешалось в какую-то тревожную и трагическую симфонию. Кто плакал, кто крестился, а некоторые жалели: «сколько раз приходилось проходить мимо церкви, слушать рассказы о красоте ее иконостаса, мастерских росписей, ни разу не переступил ее порог».

Когда с деревянными конструкциями было покончено, разрушители стали у колокольни. Протянув через окна толстенные тросы и прицепив их концы к тракторам, начали машины таскать друг друга: взад-вперед, как пилой. Сыпалась вниз красная кирпичная пыль, а трос почти не врезался в стену. Прибыли еще тракторы и продолжили творить преступление против культуры, против духовности. Долго не подвергалась колокольня. И в этом было что-то глубоко символическое. Она держалась прочно, как и вера человеческая. И все же задрожала, застонала, как больной человек, земля. Пыль поднялась облаком, заступив собой солнце. И снова люди вспомнили страшные бомбардировки в военное время. Они начали медленно расходиться, поняв, что бессильны спасти свой храм, который простоял чуть более полутора века. Землей проносились наполеоновские и гитлеровские полчища, грозно шумели ветры трех революций, люди выстрадали коллективизацию и голод, а эта красавица стояла, оставаясь немым свидетелем трагических событий. По упоминаниям очевидцев этого события, некоторым из разрушителей стало нехорошо еще у храма во время разрушения и доставлен в больницу, некоторые позже сами осуждали свою позорную роль в разрушении святыни. Еще не один год стояли среди Броварок руины церкви, внушая и печаль, и страх, и гнев человеческий. Позже их разобрали на бытовые нужды.

В 1970-е годы от церкви уже не осталось и следа, только осталась часовенька, в которой разместили магазин. В середине 1970-х годов на месте церкви было решено посадить сад. Когда ученики копали ямы для молоденьких березок, наткнулись на склеп. Пока опомнились - дети успели не раз спуститься туда. Говорят, там был целый подземный ход, который вел в направлении горки, что у церкви. Позже яму со склепом накрыли бетонной плитой. Верующие броварчане по большим праздникам посещали церковь в с. Степановка (Семеновского района), Крюковский храм, там же крестили детей.

В 1990-е годы стали массово восстанавливать церковные общины в селах. В Броварки был назначен батюшка, а первые собрания верующих проходили в бывшей часовне. Было решено строить церковь. Инициативная группа прихожан в составе Николай Николаевич Марченко, Емельян Власович Лысак, Николай Саввич Бахмат и священник о. Владимир Хохидра при поддержке председатели правлений колхоза «Ленинец» И.С. Прокопенка, ОАО «Полтаварыбхоз» (генеральный директор В.М. Дрок), ПМК-3 (начальник Г.И. Башлий) начали строительство новой Рождество-Богородичной церкви. Это был 1992 год. Вот как об этом вспоминал тогдашний батюшка Владимир: «По благословению ныне покойного Преосвященного Владыки Полтавской и Кременчугской епархий Саввы в 1992 году меня направили в Броварки, где в советское время была разрушена величественная церковь. Главной задачей моей деятельности стало возрождение духовности среди мирян. Большинство общины составляли православные люди, которые, несмотря на тотальный компартийный атеизм, в душах сохранили веру в Бога, добропорядочность. В этом же году жителями села Броварки начали строить новый храм. Председатель тогдашнего колхоза «Ленинец» Иван Степанович Прокопенко помогал церковной общине строительными материалами, средствами. Люди помогали, как могли: и физическим трудом, и материально (жертвовали имущественные паи). В течение лета - осени зодчие Анатолий и Наталья Горбач, Андрей Сорокопуд, Леонид Коваль возвели стены. А в последующие годы достраивали церковь».

В конце 1994 года отец Владимир был назначен настоятелем Свято-Михайловской церкви в Глобино, а Броварковский приход передал иерею Мирону. Церковная служба правилась, как и ранее, в часовне. По селу активно проводился сбор средств на дальнейшее построение церкви, и строительство долго оставалось на стадии 1992 года, когда была возведена «коробка» помещения. Оно сдвинулось с места, когда приход возглавил священник Иоанн (Прокопчук), который должен немалый опыт духовной работы, высшее духовное образование, полученное в Московской духовной академии, и самое главное, большой опыт в строительстве и организаторские способности. Под его руководством церковь и была достроена: возведены купола, кресты, приобретенные колокола.

Торжественное открытие и освящение нового здания церкви епископом Полтавским и Кременчугским Филиппом состоялось 26 октября 2002 года. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы начала работать в своем помещении. Но даже и после начала проведения служб в церкви строительные работы не прекращались: было возведено ограждение, достроен вход, продолжались отделочные работы внутри церкви.

Чтимой святыней церкви является Иверско-Броварская икона Божией Матери, написанная и освященная на святой Афонской горе в 1888 году. В церковь она попали из рук прихожанки Людмилы Малько, которая вместе с иконой обогатила храм святым Евангелием издания 1893 года. Среди почитаемих святынь также икона Матери Божьей «Достойно есть». В Рождество-Богородичного церкви есть икона Божией Матери Троеручица, которая попала в церковь после смерти женщины, у которой она была дома. В 2006 году, по словам протоиерея Иоанна, она мироточила, но документально это не подтверждено, хотя известны факты получения исцелений разными людьми. В 2008 году батюшка Иоанн после продолжительной болезни скончался, успев перед кончиной принять иночество. Похоронен у церкви.

С 2008 года церковь Рождества Пресвятой Богородицы возглавляет отец Анатолий Стронько. При храме действует церковный хор, на праздники собираются прихожане со всех окрестных сел (Петрашовка, Кирияковка, Бугаевка и др.), а также из других районов и областей. Организуются поездки в монастыри и другие святые места.

Источник: http://b.kremen-eparh.org/ru/c-brovarki-cerkov-rozhdestva-bogorodicy



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.