ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великая Черниговка. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Великая Черниговка. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1810 и 1814.
Адрес:
Украина, Луганская обл., Станично-Луганский район, с. Великая Черниговка

Координаты: 48.958381, 39.411826



Церковь Троицы Живоначальной, Частная коллекция. Фото 1970-х годов<br>, Великая Черниговка, Станично-Луганский район, Украина, Луганская область
Частная коллекция. Фото 1970-х годов
Михаил Мещанинов
25 апреля 1976
Церковь Троицы Живоначальной, Колокольня храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Великая Черниговка, Станично-Луганский район, Украина, Луганская область
Колокольня храма. Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 сентября 1941
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Великая Черниговка, Станично-Луганский район, Украина, Луганская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
20 сентября 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  14 июня 2019

Строительство Троицкой церкви в Великой Черниговке началось в 1810 году (по другим источникам – в 1808-м). До этого в селе была ветхая деревянная церквушка Спаса Нерукотворного Образа, которую после Никоновского раскола заняли старообрядцы. Приверженцам православия приходилось посещать храмы в окрестных селениях, пока не построили собственный, каменный. Несмотря на Отечественную войну 1812 года, строительство не прекращалось. В нем участвовали прихожане разных сословий и достатка, были пожертвования императорских особ и Харьковского губернатора (до 1917 года слобода Черниговка относилась к Старобельскому уезду Харьковской губернии). По тем временам возвели его очень быстро.

После завершения строительства новый каменный храм двадцать лет стоял без ограды. Вокруг него располагалась торговая площадь, где устраивались большие ежегодные ярмарки. Завсегдатаем этих ярмарок был купец Анисим Евграфович Петрухин, привозивший на продажу различные металлические изделия (самовары, посуду, сельскохозяйственный инвентарь и прочее). Известен он стал тем, что часто продавал в кредит. От покупателя требовались лишь клятва перед церковью и расписка с указанием суммы долга, заверенная сторонами в присутствии священника. Через год купец возвращался на ярмарку и собирал долги. Был он человеком набожным, обязательно заходил в Свято-Троицкий храм и оставлял щедрые пожертвования. Но однажды купец пришел со своей бедой: у него пропал сын по имени то ли Андрей, то ли Андрон. Тогда перед алтарем он поклялся, что если сын найдется, купец поставит вокруг храма самую дорогую ограду. Через год Петрухин приехал и заказал в храме благодарственный молебен. Сын нашелся. Оказалось, тот пристал к одному из странствующих монахов и жил с тем в глухом лесу отшельником. Монах уговорил его написать письмо отцу – мол, жив-здоров. И отец приехал в храм, чтобы исполнить данный обет. Сделанная купцом ограда стоит по сей день. Фундамент ограды – двухметровые гранитные плиты одинакового размера, которые на лошадях везли издалека по бездорожью. На них – около семидесяти секций кованых решеток, украшенных стальной вязью между литыми чугунными лампадными стойками.

Более ста лет в селе существовали два храма – старообрядческий и православный, где параллельно проводились службы, пока деревянный храм в 1916 году не сгорел после обеденного богослужения при большом количестве свидетелей, пытавшихся укротить огонь. Одна часть раскольников стала посещать Свято-Троицкий храм, другая организовала молельный дом. Это дало повод старообрядцам утверждать, что храм был подожжен умышленно с целью привлечения народа в новый Свято-Троицкий храм. Однако губернская комиссия после опроса всех свидетелей установила: пожар начался внутри храма, ключи в это время находились у настоятеля. И все же до истинной причины возгорания так и не докопались.

В 1938 году Свято-Троицкий храм закрыли и архивные документы, в том числе метрические записи, изъяли. Поэтому ни сведений об архитекторах, ни проектных чертежей при восстановлении святыни спустя много лет обнаружить не удалось. Не смогли установить и имена захороненных в церковной ограде. Открылся храм в 1942 году и с тех пор уже не закрывался. Отец Владимир говорит, что по рассказам старожилов, в течение четырех лет «экспроприации» в здании церкви размещалась колхозная кузница. Поэтому большая часть старинной росписи погибла под копотью, но кое-что все же сохранилось. Например, на своде под куполом - фигуры семи архангелов, над аркой, отделяющей среднюю часть от притвора, – Покров Божией Матери, а у самого входа – Троица со следами «побоев», нанесенных безбожниками. По словам настоятеля церкви, протоиерея Владимира Чеботарёва «когда-то церковный приход состоял из жителей трех населенных пунктов – помимо Великой Черниговки (до 300 семей) сюда приходили молиться обитатели сел Красный Октябрь и Верхнебогдановка. Последнее уже попало в категорию умирающих – только трое верующих осталось, а прихожане из Красного Октября в силу транспортного сообщения потихоньку перебрались в Петропавловский храм в Петровке.

Источник: https://ok.ru/group/51098759987358/topic/66430630016414



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.