ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Столбцы. Церковь Марии Магдалины.


Столбцы. Церковь Марии Магдалины
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Марии Магдалины
Год постройки:1625.
Год утраты:1958 (взорван)
Адрес:
Беларусь, Минская область, г. Столбцы

Координаты: 53.482876, 26.741615 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Марии Магдалины, Фотоснимок нач. ХХ века. С сайта: Pastvu.com/612629<br>, Столбцы, Столбцовский район, Беларусь, Минская область
Фотоснимок нач. ХХ века. С сайта: Pastvu.com/612629
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  19 февраля 2019

Приходская Марии-Магдалининская церковь в Столбцах построена в 1625 году как доминиканский костел. В 1830 году монастырь упразднен за участие в политических событиях того времени, а костел обращен в приходской; в 1868 году упразднен и сам костел, а здание его передано в православное ведомство для образования в Столбцах нового православного прихода, который был образован в том же году под наименованием Марии-Магдалининского.

https://www.radzima.net/ru/prihod/stolpetskiy-magdaleny.html

Местечко Столпцы (Столбцы) находится в Минском уезде, расположено при судоходной реке Неман, от губернского города отстоит в 77 верстах. О самом местечке никаких преданий и памятников о глубокой древности не сохранилось. В окрестностях оного в 1 версте на юго-востоке, на берегу реки Неман приметны только довольно значительные возвышения, похожие на разрушившиеся укрепления, которые в народе известны под названием «Замчища». Местное предание гласит, что здесь когда-то стоял замок, воздвигнутый для защиты от враждебных народов. Исследований о сей местности не было.

В самом местечке, значительно населенном евреями, существует несколько еврейских молитвенных домов и синагога, молитвенных же зданий, принадлежащих другим вероисповеданиям в настоящее время нет. До 1830 г. здесь существовал католический Доминиканский монастырь, основание которого относят к 1625 г. В 1830 г. монастырь сей упразднен за участие в политических событиях того времени, а костел оного обращен был в приходский; затем в 1868 г. упразднен и сам костел и здания оного переданы в православное ведомство для образования в Столпцах нового православного прихода, который и образован в том году под наименованием Марии-Магдалининского.

Из визитной покостельной записи известно, что православная церковь в Столбцах существовала несравненно раньше 1625 г., т. е. времени построения Доминиканского монастыря, a следовательно, и первого римско-католического костела. Так, в указанном документе того времени сказано, что костел должен быть поставлен против церкви русской.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.

Первая католическая миссия в Столбцах, бывших до того времени православным местечком, появилась в нач. 17 в. Это были монахи доминиканцы. Их пригласил с разрешения виленского бискупа Астафия Воловича трокский воевода Александр Служка с женой Софией (из рода Зеновичей). Они передали миссии в качестве фундуша (меценатского взноса) фольварки Кучкуны и Отцеду (сейчас есть такие ж\д станции, если ехать по направлению к Столбцам) с мельницами и сенокосами а также 6 тыс. злотых. Первые два монаха-доминиканца появились в ноябре 1624 года и жили они при деревянном костёле св. Марии Магдалины в соседней со Столбцами деревне Ковалёвщина. Монахам явно требовалась помощь на новом месте, т.к. в архивах сохранился документ 1624 г. с просьбой прислать ещё монахов, направленной в не столь далёкий Несвиж.

С 1639 г. столбцовская доминиканская миссия входила в т.н. Русскую провинцию св. Яцека с центром во Львове. В 1640 г. монахи наконец построили себе деревянный жилой корпус и начали строительство большого каменного костёла. В 1645 г. строительство храма было завершено, однако из-за войны 1654-67 гг. был освящён в честь святого Казимира значительно позже – в 1673 г. Так в городе появился красивый и величественный барочно-ренессасный храм с богатым внутренним убранством, сделанным из гипса и цветного гранита. Пол почти во всём храме был сделан из каменных плит, между которыми были вмурованы 13 мраморных надмогильных плит тех, кто был похоронен в склепе под главным нефом костёла (это были жертвователи на костёл из числа окрестной шляхты). Внутри и снаружи костёла в стены было вставлено несколько плит 18 века, которые свидетельствуют, что само здание и погост вокруг были местом упокоения многих знаменитых шляхетских семей. Под часовней св. Доминика был склеп с гробом доминиканского монаха Фабиана Малишевского, который умер в 1644 г. и почитался как святой. Рядом находилась усыпальница владельцев Столбцов и меценатов костёла Служек, над ним – алтарь-сакристия с изображениями святых, над входом в которую висел большой поясной портрет Александра Служки.

В 18 в. доминиканцы построили себе каменный жилой корпус. В нём находились кельи приара (главы миссии) и монахов, трапезная, кладовка, комната для гостей, архив, небольшая библиотека. Как и при всех крупных костёлах в Речи Посполитой, при кляштаре (это и есть жилой корпус) костёла св. Казимира существовала парафиальная школа и госпиталь. Имелся также сад и огород. Интересно, что кляштару принадлежали в Столбцах две юридики (частновладельческих квартала) – на улице Глухой и улице Перевозной (над Нёманом), которые приносили неплохой доход.

Уже в начале 19 в. миссия доминиканцев в Столбцах пришла в упадок. На весь немаленький костёл и кляштар насчитывалось всего 4 монаха, а глава миссии (приар) одновременно являлся и плебаном (настоятелем) костёла. Тем не менее, даже в таком небольшом количестве монахи умудрились активно поддержать восстание за восстановление Речи Посполитой 1831-32 гг. за что их земельные владения были конфискованы в казну Российской империи, а костёл из-за этого перешёл в более скромный разряд парафиального. Однако, это событие никак не повлияло на католический причт и во время восстания 1863 года они снова поддержали противников властей. За это в 1865 году костёл был и вовсе упразднён (проживавших при костёле монахов перевели в Несвиж и в Мозырь), а здание храма передано православному духовенству.

Костёлу в то время уже требовался капитальный ремонт, да и вообще православных не могли устроить некоторые духовно-символические особенности католической архитектуры. Поэтому в 1867-83 гг. происходила перестройка храма по проекту православного минского губернского архитектора Волковича. В результате на месте костёла св. Казимира должна была оказаться церковь св. Марии Магдалины. Для внутреннего убранства минский мастер И. Санчуковский создал четырёхъярусный иконостас белого цвета с позолотой на резьбе и рамах. 14 икон для него написал московский мастер Зотов. Икона Спаса в серебряной ризе (высотой 32 см) была прислана в дар императором Александром II. Серебряный набор литургической посуды был подарен в 1870 г. епископом минским Александром. И православные, и католики особенно почитали иконы Марии Магдалины и Божией Матери, которые остались ещё от костёла. Таким образом, новая церковь стала не менее значимым духовным центром Столбцов, чем был ранее костёл, а перестройка храма оказалась одной из самых удачных подобных операций в Беларуси. Мне, правда, приходилось встречать мнения отдельных нытиков, которым как всегда не нравились «типичные купола-луковки», и которые скорбели по поводу того, что барочные облик и убранство храма не остались таковым навечно (это известный такой «исторический обскурантизм»). Но, думаю, каждый может убедиться, что в новом храме только прибавилось архитектурной красоты и величия и он был настоящим украшением этого местечка.

После оккупации Западной Беларуси и Столбцов, в частности, в 1921 г. поляками, церковь вновь была передана католикам. За короткий срок были снесены все православные постройки (башни, купола, бабинец и др.) и составлен проект реконструкции, согласно которому зданию должен был быть возвращён костёльный облик.

Во время войны 1941-45 гг. храм был лишь незначительно повреждён. Но мирное время оказалось куда страшнее. Безбожной и самонадеянной власти не нужны были «культовые сооружения». В 1958 г. советские «борцы за народное счастье» уничтожили храм, бывший символом столетней истории Столбцов. Погибли все иконы, статуи, останки похороненных в многочисленных усыпальницах шляхтичей. На его месте всё советское время «красовалась» многозначительная пустота. И только в 1990-е гг. католики Столбцов смогли построить себе из дешёвого кирпича хоть какое-то богослужебное здание. Но, к сожалению, до костёла, который возвышался здесь когда-то, ему, очевидно, далеко.

По материалам: https://arch-heritage.livejournal.com/163187.html


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2019

Приходская Марии-Магдалинская церковь, расположенная в самом местечке Столпцы, построена в 1625 г. Со времени построения до 1830 г. она была римско-католическим монастырским костелом Доминиканского ордена, в период указанного времени имевшего в Столпцах свое существование; за упразднением же в 1830 г. столпецкого Доминиканского монастыря, костел оного обращен был в приходской, а затем в 1868 г., по упразднении и самого костела, здание с принадлежащими угодьями и строениями передано в православное ведомство для образования настоящего Марии-Магдалинского прихода.

Церковь зданием каменная, устроена в обыкновенном костельном виде: продолговатым прямоугольником с боковыми придельными уступами и двумя фронтонными башнями. Крыша на главной части церкви устроена из черепицы, боковые приделы покрыты гонтом, а фронтонные башни листовым белым железом; впрочем, во всех местах крыша до того ветха, что от сего теряется благовидность и самого здания, которое в стенах совершенно крепко. Окна расположены в два ряда, входных дверей три.

Внутренне пространство заключает площадь вместительности около 40 кв. саж.; сводный потолок утверждается на шести столбах; пол в самой церкви устроен из мраморных плит, а в алтаре деревянный. К отоплению приспособлена.

Под церковью есть три погреба, из коих в подалтарном находится усыпальница строителя сего церковного здания Александра Служко и его семейства; под среднею частью церкви погребены разные благотворители бывшего Доминиканского монастыря и костела и в третьем, устроенном под приделом с правой стороны, погребены останки чтимого римско-католического доминиканского ксендза Фабиана Малиновского. Верою окрестных римско-католиков приписывалась сим останкам врачующая сила от местной болезни колтуна. За обращением костела в православную церковь, вход в сей погреб наглухо закрыт и самые останки мнимо-святого глубоко зарыты в землю в том же склепе.

Солея в церкви возвышена на аршин, на ней устроены и клиросы. Предалтарный новый иконостас устроен с колоннами в нижнем ярусе и пилястрами в верхних частях, покрашен в белый цвет, а карнизы, рамы и резьба позолочены; состоит из четырнадцати икон, расположенных в четыре яруса.

Между другими иконами, находящимися в церкви, замечательны: икона св. равноапостольной Марии Магдалины и икона Божией Матери, не имеющая особенного наименования: обе иконы величиною около полутора аршина каждая остались в церкви после упразднения костела и пользуются от окрестных римско-католиков и православных особенным чествованием; икона Спасителя величиною в 7 вершков, покрытая серебряною ризою, принесена в церковь в дар от его императорского величества при преобразовании оной из римско-католического костела.

Помещение для ризницы устроено в алтарной части храма. Все необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны, как устроенные из аплике. К ценным следует отнести один серебряный новой чеканки прибор литургийных сосудов, переданный в сию церковь в 1870 г. по распоряжению б. высокопреосвященного Александра из поступающих ежегодно из Святейшего Синода для снабжения беднейших церквей утварных вещей. Облачениями церковь также снабжена в достаточном количестве, так как имеется совершенно годных к употреблению восемь приборов облачений с четырьмя подризниками.

Евангелий богослужебных имеется три: два обложенных бархатом с металлическими изображениями и одно в сплошном металлическом окладе. Прочих богослужебных книг есть полный круг. В архиве церковном, образовавшемся с 1870 г., имеются приходские документы только с сего времени.

В колокольне, устроенной на подобие ворот при ограде церковного погоста, имеются три колокола: в 15, 10 и 5 пудов. Внутри и снаружи в стенах церковных вделано несколько мраморных надгробных плит, относящихся к прошедшему XVIII ст. и свидетельствующих о том, что церковное здание и находящийся кругом оного церковный бывший костельный погост был местом погребения многих именитых польских шляхетских фамилий.

В настоящее время погост обнесен совершенно ветхою бревенчатою оградою. Приписных и кладбищенских церквей в приходе нет, а кладбищ, отдельных от общего приходского, существует еще три.

Всех прихожан числится 578 душ муж. и 585 душ жен. пола, все они крестьяне. При церкви положен одноклирный причт, состоящий из помощника настоятеля и псаломщика.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.