ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Горчаки (Медвёдово). Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1798.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Клинцовский р-н, с Медвёдово, ул Центральная, 82

Координаты:52.5786, 32.4827
Проезд:на месте храма построена Медвёдовская школа


Добавить фотографию
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Горчаки (Медвёдово) - Клинцовский район - Брянская область
Сергей Меркулов
1 января 1960
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Горчаки (Медвёдово) - Клинцовский район - Брянская область
Сергей Меркулов
28 октября 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Горчаки (Медвёдово) - Клинцовский район - Брянская область
Сергей Меркулов
28 октября 2018




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  30 октября 2018

Медвёдово (Медвёдов) - село Клинцовского района, в 26 км к юго-востоку от Клинцов. Центр Медвёдовского сельского поселения (включает деревню Кирковка, села Бутовск, Душкино, Киваи и Кневичи; поселки Красный Пахарь, Оболёшево и Пчела). Впервые упоминается как селище в 1620, как сельцо в 1625; бывшее владение рода Бороздн (во второй половине XVIII века - главная усадьба генерального бунчучного Ивана Бороздны); казачьего населения не имело. Храм Архангела Михаила упоминается с 1715; в 1798 на средства П.И. Бороздны был построен каменный Успенский храм (разобран в 1959). В конце XIX века была открыта земская школа.

Медведово. В 14 верстах от Стародуба, в 4 от Ярцова, в 5 от деревни Селища, в 2 верстах от села Горчаков. Медведово, как и Горчаки, как Бухаевское известное ныне только с именем Селища, было с храмом еще до татар. В московское правление (1490-1608 годы) Иван Борозна, один из древних русских дворян Подолья, уклоняясь от насилий делаемых совеcти и чести, перешел в черниговскую украйну в московское управление (1490-1608 годы) и здесь даны ему разные имения, в том числе и Медведово.

Король Владислав в грамоте своей от 11 ноября 1625 года писал: "Ознамуем, - маючи мы взгляд на заслуги шляхетне уроджоних Осифа, Лаврентья и Давида Борозн, людей народу московского, которм нам так часу покою, як часу разных военных потреб, менжне (мужественно) и отважне мелитуионце для достоинства нашего и целой речи посполитой, не жаловали здоровья и субстанции своих, позволилисмы ине певне добра, назване пустоши, Горск над рекою Сновью, Клюси над рекою Цатою, Куршановичи над рекою Трубежем, селище Медвёдово, пустошь Бутовске, селище Клещово, Жабчича, деревня Ярцово над рекою Цетвою (Титвою), селище Бухаевске, Тростанске над рекою Тростянскою, селище Рощинске, селище Роевске, над рекою Белогащею, село Гарцов". По этой грамоте: а) Борозны "московсюе люди" т.е. дворяне служившие краю еще в московское правление, б) в 1625 году Медведово селище Ярцово деревня, и Бухаевское - селище (ныне безимянное селище). По всей вероятности все эти поселения опустели в следствие опустошительной войны ляхов с москалями.

Медведово называлось селищем и тогда, как универсалом Хмельницкого 1656 года Медведово и другие имения утверждены были за Лаврентием Борозною. Но более чем вероятно, что вскоре после того снова построен в Медведове храм Архангела Михаила. В грамоте 1715 года Медведово "село" (дело двор. соб. о Борознах). Предписание преосвященного Ираклия от 11 июня 1755 года каташинскому игумену говорит: "сего июня 10 дня 1755 года присланным к нам листом бунчукового товарища господин Иван Бороздна объявил: не от теперь де в сель его Медведеве к церкве большой архангела Михаила устроен с левой стороны придел на другии престол во имя честнаго и славнаго пророка и предтечи крестителя Христова Иоанна зачатия его. Но оний де за продолженною работою майстерами резбою и живописством иконостаса долговременно к священнослужению не освящен; а ныне де на другий престол устроенной церкве иконостас весь резбою снецарскою и живописным художеством и другими потребами звне и звнутрь изрядно споряжен. И просил господин Бороздна на освящение предпоказаннаго придела кому пристойно нашего указа и для совершения литургии антиминса. Того для по оному прощению съехав вам в удобное время с потребным числом священства в село Медведово устроенной в той церкви с твой стороны во имя честнаго пророка и Предтеча придел, буде оный надлежаще, по силе ея величества из святейшего сунода 1742 года октября 9 дня, состоявшагося указа звне и звнутрь совершенно устроен, и всем потребним украшением снабден; да и буде в нем престол по силе ея величества указа в святейший синод сентября 17 дня 1734 года состоявшагося а именно в вышину аршина шести вершков, в ширину аршина четырех вершков с доскою сделан, по церковному чиноположению освятить и заположением в том приделе на престоле врученною села Медведева священнику Марке Деше освященнаго антиминса по надлежащему священнодействовать благословляем. А без такого устроения онаго придела и буде престол не в указную меру зделан освящать отнюдь вам не дерзать. Когда же церковь будет освящена, о том в канцелярию нашу репортовать приказуем". По переписи 1767 года в Медведове храм с двумя престолами, из которых главный в честь архангела Михаила и придельный в честь Предтечи.

Ныне существующий каменный храм освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1798 году. Он построен иждивением Петра Ивановича Бороздны. Храм довольно великолепный 11 саженей от горняго места до западной двери, 7,5 саженей в ширине и 20 саженей в вышине. Из священных древностей храма прежде всего обращает на себя внимание образ страждущего Спасителя, написанный на холcте, с подписью: "на Фаворе Твое лице яко солнце просветися. Се же увы, увы, зрим кровию обагрися". Образ сей найден чудным образом. Строитель храма Петр Иванович Бороздна был тяжко болен, - страдал расслаблением жил, - так рассказывают престарелый протоиерей храма Иоанн Деша и дpyгиe старожилы. Во сне больной видел, что в имении его в селе Куршановичах, на колокольне находится образ и что когда поставлен будет образ в приличном месте, больной исцелеeт. Нельзя было не послушаться такого видения. Бороздна немедленно отправил доверенных в Куршановичи и те нашли образ свернутым на колокольне, в углу под сводом кровли; образ привезен в Медведово иБороздна выздоровел. Признательный Бороздна в след за тем устроил в храме два великолепных киота и в одном поставлен образ страждущего Спасителя, а в другом Казанская икона Богоматери, дотоль бывшая домовою Бороздны. Оба эти образа покрыты серебряными ризами. В 1853 году, когда свирепствовала холера, образ Спасителя обносим был с крестным ходом вокруг села и жители остались целы во время самого сильного свирепствования болезни. После того каждый год в 29 день августа совершается крестный вокруг его ход в благодарную память о милости Божией. Изумительна по устройству своему дарохранительница храма. По виду она походит на выпуклые карманные часы. На верхней костяной доске, укрепленной позлащенным ободочком, вырезано распятие Спасителя, а на исподней вычеканен на серебре осмиконечный крест. Внутри находятся миниатюрная чаша, дискос, лжица, губа и три сосудца в виде треугольников, все серебренныя. На внутренней стороне дарохранительницы на кости вырезано знамение Богоматери, а вокруг песнь: "достойно есть, яко воистину блажити тя Богородицу". По художественной отделке это редкость драгоценная. Евангелие книжного переплета 1746 года в серебряной оправе и с надписью: "1771 года оправлено cиe евангелие коштом и старанием бунчукового товарища Василия Бороздны".

При входе в храм, в стене два мраморные памятника над прахом строителей храма Петра Ивановича Бороздны и супруги его Екатерины Григорьевны, урожденной Кулябкиной.

По ведомости 1767 года, при храме школа, двор для пономаря и другой для священника Василия Деши; к последнему двору принадлежат: пахотная земля, по местному названию полчвертка, на которой "во всех трех зменах посевом ржи 3 четверти, два огорода в посеве конопли на 3 четверика, сенокос на 13 возов". Все это дано священнику отцу Василию владельцем села.

Число прихожан: в 1790 году 470 мужчин и 467 женщин; в 1810 году 564 мужчины и 546 женщин, в 1830 году 502 мужчины и 530 женщин; в 1850 году 644 мужчины и 691 женщина; в 1860 году 642 мужичины и 680 женщин.

Историко-статистическое описание Черниговской епархии, Архиепископ Филарет, 1873 год. http://www.kray32.ru/klinzovskiy099.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.