Название города, которое долго носила Боромля, принадлежало ей не только по укреплению, бывшему к ней, как и во многих других слободах, но по значительному числу жителей. Население ее было так значительно, что уже в первых годах XVIII столетия видим в ней шесть храмов: в центре – каменный собор Рождества Богородицы, Троицкий собор, Воскресенский, Святителя Николая, а также Воздвижения Креста Господня и кладбищенская церковь, а с 1761 г. было в ней Духовное правление.
Вначале, как упоминается в архивных документах, храм Воздвижения Креста Господня зарегистрирован еще в 1696-1726 г.г. и был построен из дерева. Но случился пожар, и церковь сгорела. С остатков построили часовенку – также деревянную. Но прихожане, особенно те, кто жил рядом, скорбели, что нет храма, и некий Харченко Василий начал собирать пожертвования на строительство у прихожан и у жителей близлежащих хуторов и сел. Жертвовали и богатые, а именно Романика Василий. В указе Харьковской Духовной Консистории от 29 марта 1742 г. отмечалось, что прихожанин крестьянин Василий Романика пожертвовал Крестовоздви-женскому храму Евангелие, серебряные сосуды с прибором, плащаницу, всего на 280 рублей серебром. Церковь строилась продолжительное время, добротная, каменная и не на том же месте, а восточнее от села, ближе к отдаленным улицам и хуторам.
В 1851 г. в с. Боромля Ахтырского уезда освящена, построенная стараниями прихожан, вместо упоминаемой в Актах 1696 и 1726 г.г. деревянной церкви, новая каменная однопрестольная Воздвиженская церковь.
От Харькова 140 верст. Земли усадебной 472 кв. сажень, пахотной и сенокосов 49 десятин. Прихожан мужского пола 1264, женского пола 1270. Неприкосновенный церковный капитал 500 р. Причт по штату положено: священник, диакон, псаломщик. Диаконская вакансия не запрещается. Жалование священника 141 р. 12 коп., псаломщика 35 р. 28 коп. Священник получает квартирное пособие по 160 р. в год, псаломщик 35 р. 28 коп. Пользуется церковным помещением церковноприходская школа. По данным архива, всего в Боромле во всех храмах молилось в 1850 г. 6821 прихожан, в том числе в церкви Воздвижения Креста Господня 1268 человек.
Как указано выше, было пророчество св. Серафима Саровского, и вот это черное время настало. По велению безбожной власти все храмы были разрушены, и в 1935 году нечестивцы разрушили ограждение и Крестовоздвиженского храма, а затем с ломами и топорами явились к храму. Прихожане не спали, дежурили день и ночь у ворот храма. Возглавляли дежурство Бей Пелагея Ивановна и Козлова Матрена, семьи Сахно, Щасных, Брюховецких и многие другие.
Из воспоминаний свидетельницы тех событий Золотайко Риммы Андреевны (в девичестве Бей):
«Когда подошли к воротам, люди стояли стеной и силою оттолкнули варваров. Те отступили. Явился председатель сельского совета Грунич, на не-го кричали: «Ты Иуда! Не дадим валить святыню!» Подошел и председатель колхоза им. Сталина Петр Сукачев – стоял молча, затем распорядился храм закрыть на замок. На следующий день привезли зерно гороха – две автомашины-полуторки. Храм открыли, на ступеньки положили доски, и автомашина заехала прямо в храм. Это было ужасно, люди плакали, но согласились. Забежали и все мы; дети увидели такой беспорядок в церкви впервые. Оказалось, что председатель колхоза получил все-таки разрешение в районном комитете партии использовать храм под склад зерна.
Все святыни, иконы, атрибутику, всё, что было, люди унесли на сохранение в свои дома. И всё сохранили, был даже воздушок из чаши. Главная ценность, которую удалось сохранить, это икона Божьей Матери «Достойно есть». Она хранилась в доме у мамы моего отца, Бей Пелагеи Ивановны, до открытия храма, была очень потемневшей, но затем перед открытием храма обновилась сама. В дом приходило много прихожан, молились, удивлялись такому чуду. Эта икона украшает храм и в настоящее время (в правом углу храма).
Важно отметить то, что в первую ночь, когда завезли зерно и храм был заперт, пришёл сторож и услышал в храме пение. Он потребовал кладовщика с ключами, позвал соседей, открыли, а в храме никого не оказалось. Тогда поняли, что пели Ангелы, радуясь тому, что храм уцелел. Чудеса продолжались. К 12 часам ночи слышался запах ладана и пение, кладовщик восторгался этим чудом. А когда привозили зерно, начинался прием, пение утихало. Еще живы свидетели этого чуда: сестра кладовщика и дочь, Ведь Нина Тихоновна (кстати, это её дед собирал пожертвования на строительство храма). Также чудо видели Брюховецкая Вера Сергеевна, Щасна Мария, Фень Анатолий Дмитриевич, Петренко Варвара Петровна и многие, многие другие очевидцы».
Дальше Р.А. Золотайко вспоминает об возобновлении службы в храме Воздвижения Креста Господня так: «Во время немецкой оккупации храм был открыт. Люди украсили храм, поремонтировали, пришли все служащие и певчие (ноты и книги также сохранились), а будучи в плену, прихожанин Бей Иван Федорович водрузил на куполах храма кресты. Затем покрасил крышу и побелил около. В храме собирались тысячи прихожан. Особенно на большие праздники и на венчание молодых, иногда в воскресные дни их венчалось по 2 и по 3 пары. На нас, детей, всё это, а главное – пение (хор пел, мне кажется, неповторимо) на всю жизнь оставило незабываемое впечатление и хвала Господу, что мы это увидели».
О служителях храма Воздвижения Креста Господня с. Боромля впервые упоминается в актах 1696 г. (священник Тихон Фомин) и в актах 1726 г. (священник протоиерей Иоанн Васильевич Новосельский). В 1742 г. на место поступившего в Ахтырский монастырь И.В. Новосельского, в храм Воздвижения Креста Господня был посвящен боромлянин Василий Довженко.
Священники: Кохановский Леонтий Стефанович (1898-1900); Кохановский Стефан Ильич (1900); Кохановский Иоанн Леонтьевич (1900-1911); Приходьков Николай Михайлович (1912-1917). С 1911 г. он же благочинный. С 1906 по 1917 г.г. – при церкви псаломщик-диакон Ладенков Алексей Николаевич». (Календари Харьковской епархии 1898-1917 гг.).
Информация с официального сайта храма, http://boromlja.church.ua/main-page/