ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Боромля. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Хрестовоздвиженська церква


Боромля. Церковь Воздвижения Креста Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Год постройки:1851.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Сумская область, Тростянецкий район, с.Боромля ул. Швецова, 31
Україна, Сумська область, Тростянецький район, Боромля

Координаты: 50.615436, 34.977411



Церковь Воздвижения Креста Господня, Крестовоздвиженский храм и школа им. Шевченко, архивное фото. Источник: http://boromlja.church.ua/ официальный сайт храма, <br>, Боромля, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
Крестовоздвиженский храм и школа им. Шевченко, архивное фото. Источник: http://boromlja.church.ua/ официальный сайт храма,
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   1 ноября 2018

1696 г. Первые упоминания о храме Воздвиженя Креста Господня находим этим годом. Точная дата строительства не известна, но архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) предполагает, что он был построен значительно раньше.

1726 г. Деревянная церковь Воздвиженя Креста Господня была перестроена и заново освящена.

1851 г. Была построена новая каменная Крестовоздвиженская церковь. Строители - прихожане. С большой вероятностью можно утверждать, что новая каменная церковь была построена на месте деревянной церкви.

«Боромлянский храм Воздвижения Креста Господня упоминается в актах 1696-1726 г.г., в указе конссистории от 29 марта 1742 г. Видны уже два священника Воздвиженской Боромлянской церкви...»

1930-е г.г. Во второй половине 30-х г.г., согласно плану второй пятилетки (1933-1937 г.г.), православная служба была полностью прекращена во всех Боромлянских храмах, и сами церкви были закрыты.

1941-1943 г.г. В период фашистской оккупации церковь возобновила свою работу, после войны продолжила свою деятельность и действует по настоящее время.

http://boromlja.church.ua


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 июля 2020

Название города, которое долго носила Боромля, принадлежало ей не только по укреплению, бывшему к ней, как и во многих других слободах, но по значительному числу жителей. Население ее было так значительно, что уже в первых годах XVIII столетия видим в ней шесть храмов: в центре – каменный собор Рождества Богородицы, Троицкий собор, Воскресенский, Святителя Николая, а также Воздвижения Креста Господня и кладбищенская церковь, а с 1761 г. было в ней Духовное правление.

Вначале, как упоминается в архивных документах, храм Воздвижения Креста Господня зарегистрирован еще в 1696-1726 г.г. и был построен из дерева. Но случился пожар, и церковь сгорела. С остатков построили часовенку – также деревянную. Но прихожане, особенно те, кто жил рядом, скорбели, что нет храма, и некий Харченко Василий начал собирать пожертвования на строительство у прихожан и у жителей близлежащих хуторов и сел. Жертвовали и богатые, а именно Романика Василий. В указе Харьковской Духовной Консистории от 29 марта 1742 г. отмечалось, что прихожанин крестьянин Василий Романика пожертвовал Крестовоздви-женскому храму Евангелие, серебряные сосуды с прибором, плащаницу, всего на 280 рублей серебром. Церковь строилась продолжительное время, добротная, каменная и не на том же месте, а восточнее от села, ближе к отдаленным улицам и хуторам.

В 1851 г. в с. Боромля Ахтырского уезда освящена, построенная стараниями прихожан, вместо упоминаемой в Актах 1696 и 1726 г.г. деревянной церкви, новая каменная однопрестольная Воздвиженская церковь.

От Харькова 140 верст. Земли усадебной 472 кв. сажень, пахотной и сенокосов 49 десятин. Прихожан мужского пола 1264, женского пола 1270. Неприкосновенный церковный капитал 500 р. Причт по штату положено: священник, диакон, псаломщик. Диаконская вакансия не запрещается. Жалование священника 141 р. 12 коп., псаломщика 35 р. 28 коп. Священник получает квартирное пособие по 160 р. в год, псаломщик 35 р. 28 коп. Пользуется церковным помещением церковноприходская школа. По данным архива, всего в Боромле во всех храмах молилось в 1850 г. 6821 прихожан, в том числе в церкви Воздвижения Креста Господня 1268 человек.

Как указано выше, было пророчество св. Серафима Саровского, и вот это черное время настало. По велению безбожной власти все храмы были разрушены, и в 1935 году нечестивцы разрушили ограждение и Крестовоздвиженского храма, а затем с ломами и топорами явились к храму. Прихожане не спали, дежурили день и ночь у ворот храма. Возглавляли дежурство Бей Пелагея Ивановна и Козлова Матрена, семьи Сахно, Щасных, Брюховецких и многие другие.

Из воспоминаний свидетельницы тех событий Золотайко Риммы Андреевны (в девичестве Бей):

«Когда подошли к воротам, люди стояли стеной и силою оттолкнули варваров. Те отступили. Явился председатель сельского совета Грунич, на не-го кричали: «Ты Иуда! Не дадим валить святыню!» Подошел и председатель колхоза им. Сталина Петр Сукачев – стоял молча, затем распорядился храм закрыть на замок. На следующий день привезли зерно гороха – две автомашины-полуторки. Храм открыли, на ступеньки положили доски, и автомашина заехала прямо в храм. Это было ужасно, люди плакали, но согласились. Забежали и все мы; дети увидели такой беспорядок в церкви впервые. Оказалось, что председатель колхоза получил все-таки разрешение в районном комитете партии использовать храм под склад зерна.

Все святыни, иконы, атрибутику, всё, что было, люди унесли на сохранение в свои дома. И всё сохранили, был даже воздушок из чаши. Главная ценность, которую удалось сохранить, это икона Божьей Матери «Достойно есть». Она хранилась в доме у мамы моего отца, Бей Пелагеи Ивановны, до открытия храма, была очень потемневшей, но затем перед открытием храма обновилась сама. В дом приходило много прихожан, молились, удивлялись такому чуду. Эта икона украшает храм и в настоящее время (в правом углу храма).

Важно отметить то, что в первую ночь, когда завезли зерно и храм был заперт, пришёл сторож и услышал в храме пение. Он потребовал кладовщика с ключами, позвал соседей, открыли, а в храме никого не оказалось. Тогда поняли, что пели Ангелы, радуясь тому, что храм уцелел. Чудеса продолжались. К 12 часам ночи слышался запах ладана и пение, кладовщик восторгался этим чудом. А когда привозили зерно, начинался прием, пение утихало. Еще живы свидетели этого чуда: сестра кладовщика и дочь, Ведь Нина Тихоновна (кстати, это её дед собирал пожертвования на строительство храма). Также чудо видели Брюховецкая Вера Сергеевна, Щасна Мария, Фень Анатолий Дмитриевич, Петренко Варвара Петровна и многие, многие другие очевидцы».

Дальше Р.А. Золотайко вспоминает об возобновлении службы в храме Воздвижения Креста Господня так: «Во время немецкой оккупации храм был открыт. Люди украсили храм, поремонтировали, пришли все служащие и певчие (ноты и книги также сохранились), а будучи в плену, прихожанин Бей Иван Федорович водрузил на куполах храма кресты. Затем покрасил крышу и побелил около. В храме собирались тысячи прихожан. Особенно на большие праздники и на венчание молодых, иногда в воскресные дни их венчалось по 2 и по 3 пары. На нас, детей, всё это, а главное – пение (хор пел, мне кажется, неповторимо) на всю жизнь оставило незабываемое впечатление и хвала Господу, что мы это увидели».

О служителях храма Воздвижения Креста Господня с. Боромля впервые упоминается в актах 1696 г. (священник Тихон Фомин) и в актах 1726 г. (священник протоиерей Иоанн Васильевич Новосельский). В 1742 г. на место поступившего в Ахтырский монастырь И.В. Новосельского, в храм Воздвижения Креста Господня был посвящен боромлянин Василий Довженко.

Священники: Кохановский Леонтий Стефанович (1898-1900); Кохановский Стефан Ильич (1900); Кохановский Иоанн Леонтьевич (1900-1911); Приходьков Николай Михайлович (1912-1917). С 1911 г. он же благочинный. С 1906 по 1917 г.г. – при церкви псаломщик-диакон Ладенков Алексей Николаевич». (Календари Харьковской епархии 1898-1917 гг.).

Информация с официального сайта храма, http://boromlja.church.ua/main-page/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.