ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пиринемь. Церковь Георгия Победоносца.


Пиринемь. Церковь Георгия Победоносца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Георгия Победоносца, Параскевы Иконийской
Год постройки:приблизительно 1716 - 1717.
Год утраты:1985 (сгорела)
Адрес:
Архангельская область, Пинежский район, д. Пиринемь

Координаты: 64.223048, 44.230536



Церковь Георгия Победоносца, Георгиевская церковь (1717 год) с колокольней (1750 год) в селе Пиримень на Пинеге. Пинежский уезд, Архангельский округ. Фото Ухтомского А.А. Рыбинский музей-заповедник<br>, Пиринемь, Пинежский район, Архангельская область
Георгиевская церковь (1717 год) с колокольней (1750 год) в селе Пиримень на Пинеге. Пинежский уезд, Архангельский округ. Фото Ухтомского А.А. Рыбинский музей-заповедник
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Азарова Ольга
1 апреля 1896
Церковь Георгия Победоносца, Крест на месте сгоревшей церкви<br>, Пиринемь, Пинежский район, Архангельская область
Крест на месте сгоревшей церкви
Евгений Шелковников
20 сентября 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Азарова Ольга
 
Азарова ОльгаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 сентября 2017

Георгиевская церковь 1717 года в Пиринемском приходе Пинежского района Архангельской области как пример развития композиции «шатер на крещатой бочке»

Пиринемский приход, расположенный на правом берегу реки Пинеги, окончательно сформировался к середине 1670-х годов и состоял из девяти деревень. В их число входила и деревня Пиринемь. Сведения о существовании в ней Георгиевской часовни и одноименного храма датируются концом XVI – началом XVII века. В житии праведной Параскевы Пиринемской и Пинежской есть упоминание, что в 1612 году рака с ее мощами была поставлена на паперти Георгиевской часовни, уже в 1610 году считавшейся ветхой. Этот же источник сообщает, что стоявший рядом с ней деревянный храм сгорел в 1643 году, а на его месте поставили новый. До 1672 года деревня относилась к Чакольскому приходу Кеврольского уезда (в 1780 году его заменил Пинежский уезд). Затем последовало распоряжение о выделении самостоятельного Пиринемского прихода [1]. Косвенным подтверждением фактов, изложенных в житии, можно считать и данные о колоколе 1594 года голландской работы, сохранявшемся на местной колокольне вплоть до начала ХХ столетия [2].

Теплую (зимнюю) церковь во имя великомученика Георгия (уже третью) строили снова на месте обветшавшей с конца сентября 1716 до декабря 1717 года по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Варнавы (Волостковского). 20 декабря 1717 года ее освятил настоятель Артемиево-Веркольского монастыря Антоний. К основному объему примыкал равновеликий придел, освященный во имя великомученицы Параскевы Пятницы, в котором до постройки второго приходского храма – холодной (летней) церкви во имя Двенадцати апостолов (1799 год) находились мощи местночтимой святой – праведной Параскевы Пиринемской, сестры св. Артемия Веркольского. С северо-запада от церкви около 1750 года возвели восьмигранную «о девяти столбех» колокольню в виде столпа «от пошвы», т.е. от земли, под небольшим шатром. Такая форма была довольно распространенной в этом регионе, хотя чаще столп ставили на четверик разной высоты. В 1890-1891 годах храм до основания «перебрали» с сохранением прежних форм, имевших, как мы сейчас увидим особое значение в истории деревянного зодчества Архангельских земель [3].

Судить о своеобразной архитектуре Георгиевской церкви мы можем только по фотографии, сделанной между 1896 и 1915 годами Ухтомским Алексеем Алексеевичем (будущий академик, физиолог), и хранящейся в Рыбинском музее-заповеднике. В Известиях Археологической комиссии мы не находим ее изображений. В 1921 году храм исследовал архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский во время Выйско-Пинежской экспедиции, «проведенной единолично по рекам Вые и Пинеге…» [4]. Эти материалы хранятся в фонде МУАР, но до сих пор не введены в научный оборот, и судить об их сохранности не представляется возможным. В известном обширном труде «Русское деревянное зодчество», изданном Академией наук СССР в 1942 году, храм не упоминается [5]. В более позднее время фотографии уже и не могли появиться: закрытую в начале 1930-х годов церковь вскоре разобрали на дрова вместе с колокольней.

По своему типу храм представлял собой четверик, увенчанный двумя «шатрами на крещатой бочке». Традиционно подобные церкви относят к «пинежско-мезенской школе», хотя, как считают некоторые исследователи, термин этот несколько условен [6]. В его архитектуре, несомненно, сказалось влияние двух деревянных церквей Артемиево-Веркольского монастыря: холодной Ильинской (первоначально Никольской) 1697 года и теплой во имя св. Артемия Веркольского 1712 года (разобрана в 1785 году и известна только по иконам). Как и во всех храмах этого типа крытый лемехом шатер окружали четыре небольших главки на коньках выступающих концов бочки. Необычность конструкции заключалась в том, что точно такое же завершение имел и придел с той только разницей, что здесь отсутствовали маленькие главки. Таким образом, мы видим как бы синтез двух архитектурных форм: «шатер на крещатой бочке» и церковь «о двух шатрах». Точных аналогов этому явлению пока не выявлено. С востока к четверику неизвестные мастера прирубили двухчастный алтарь, увенчанный двумя бочками. Обычно алтарные завершения подобных храмов тоже имели главки по числу престолов (у церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени их было четыре), но в данном случае они отсутствовали, как у церкви во имя иконы Божией Матери Одигитрии в Кимже (правда, нельзя исключать и того, что изначально они существвали, но впоследствии были по каким-то причинам разобраны). С запада к четверику примыкала трапезная.

За последнее время появилось несколько исследований, посвященных интересующей нас группе храмов. Хотелось бы упомянуть одну из них. В работе Лютиковой Н.П. "Шатровая о пяти главах..." (Новые материалы об Одигитриевской церкви в с. Кимжа Мезенского района Архангельской области) [7] автор называет восемь храмов данного типа. Храмы эти в хронологическом порядке следующие (названия дополнены сведениями о сохранности – прим. авт.): 1. Церковь во имя Архангелов Михаила и Гавриила в Юромско-Великодворском погосте (1685 год, сгорела от удара молнии в 1930-х гг.); 2. Никольский храм в селе Сура Карпогорского района Архангельской области (1695 год, разобрана на дрова в 1937 году); 3. Никольская церковь за деревней Едома (1698 год, сохранилась, но утрачено навершие); 4. Холодная церковь Артемиево-Веркольского монастыря - Ильинская - была построена в 1697 году как приходская Никольская церковь (сохранилась); 5. Одигитриевская церковь в Кимже (1709 год, сохранилась); 6. Воскресенская церковь в селе Кеврола Карпогорского района (Немнюга) – 1710 год, утрачена в 1930-е годы; 7. Теплая церковь во имя св. Артемия Веркольского в Артемиево-Веркольском монастыре (1712 год, сгорела в 1785 году). Этот храм известен только по иконографическим источникам [8]; 8. Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Мезени (1714-1717 годы, разобран в 1935, на месте храма парк).

На этом список выявленных храмов этой группы кончается (с оговоркой, что существовали и часовни схожей архитектуры). Как мы видим, Георгиевская церковь в Пиринемском приходе не названа. Кроме этого, список можно дополнить, назвав второй храм Юромско-Великодворского прихода - во имя пророка Илии с приделом во имя апостолов Петра и Павла (1743 год, сгорел в 1930 году от удара молнии). Его придел тоже был увенчан «шатром на крещатой бочке». В этом же ряду стоят и храмы Чёлмохотского прихода, располагавшегося на правом берегу Северной Двины (Холмогорский уезд Архангельской губернии). Летняя церковь во имя св. Димитрия Солунского (1681-1685 годы) с приделом во имя праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, являлась уникальной по своей архитектуре - ее шатры были расположены по углам граней, т.е по диагоналям основного четверика. Эта "современница" храма Архангелов Михаила и Гавриила в Юромско-Великодворском погосте сгорела в 1910-х годах. Зимний храм тройника – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1709 год). Его мы потеряли совсем недавно – церковь сгорела в 2004 году. Наконец, совсем непонятен тот факт, что не отмечена хорошо известная исследователям Троицкая церковь в селе Лампожня (1781 год, сгорела в 1929 году).

Последними в этой группе следует упомянуть храмы, выявленные при исследовании икон и подрядных записей. Это холодная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы на Бестужевском Введенском погосте, что на реке Устья на юге Архангельской области (1696 год, разобрана в 1762 году) и неизвестный храм в Сухановской волости второй половины XVII века (возможно, имеется ввиду Сухановский стан Благовещенского погоста Устюжского уезда). Мы располагаем подробным его описанием в договоре с плотником: «…на верху учинить розвал и на том розвале верх срубить бочки с четырех стран крестообразно и на тех бочках зделать четыре главы, а на средине учинить шатрик маленькой и на том шатрике поставить болшая средняя глава…» [9]. Таким образом, полный перечень должен включать не восемь храмов, а пятнадцать, из которых до нашего времени в разной степени сохранности дошли только три.

В литературе высказывалось предположение, что значительную часть храмов этой группы возводила одна строительная артель под руководством плотника Иева Прокофьева. Документально оно подтверждено только в случае Одигитриевой церкви в Кимже. Более того, указано, что мастер «в жизни своей в Холмогорской и Устюжской епархиях страивал... всего церквей с пять» [10]. Очевидно, что авторство данной артели не могло распространяться на все перечисленные храмы. Очевидно, что авторство данной артели не могло распространяться на все перечисленные храмы. Тем более, она не могла одновременно работать в Кимже и на Северной Двине. Поэтому вопрос о мастерах, создавших большую часть упомянутых церквей, в том числе и Георгиевскую в селе Пиринемь, остается открытым.

Однако некоторая преемственность в конструкции церквей, даже разделенных значительным временным промежутком, прослеживается довольно отчетливо. Если сравнить интересующий нас храм, Ильинскую церковь с приделом во имя апостолов Петра и Павла Юромско-Великодворского погоста и Троицкую церковь в Лампожне с приделом вмч. Георгия (соответственно: 1717, 1743 и 1781 годы), можно отметить такие черты, как единый объем придела и основного четверика, двухчастную структуру алтарных прирубов, каждый из которых увенчан бочкой, и в двух случаях из трех (кроме Лампожни, где придел не выделен шатром), отсутствие малых главок на выступающих концах бочки. В последнем случае стоит подчеркнуть, что Лампожня является родиной выявленного мастера. У поздних церквей алтарные выступы разделены, а у Георгиевской Пиринемской церкви они представляют собой единое целое, хотя из-за обшивки трудно об это судить точно. Все это наводит на мысль, что временные лакуны, по всей вероятности, могли бы быть заполнены какими-то, еще не известными нам храмами, и список данной группы должен быть существенно больше.

В заключение остается заметить, что в изучении храмов, увенчанных «шатром на крещатой бочке» пока гораздо больше вопросов, чем ответов. Но уже сейчас вполне очевидно, что временные и географические рамки развития и существования данного типа должны быть существенно пересмотрены, также как и термин «пинежско-мезенская школа».


[1] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895. С.: 241-242, 247

[2] Известия Археологической комиссии. Т.41. Спб., 1911. С.: 132

[3] Краткое историческое описание приходов… С.: 246; Известия… там же

[4] Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. М., 1996. С.: 113

[5] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 126-131

[6] Орфинский В.П. Храмостроительные школы в народном деревянном зодчестве Русского Севера // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003». Сборник научных докладов. Петрозаводск, 2003. С.: 396-401; Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории. Л., 1981. С.: 71

[7] Лютикова Н.П. "Шатровая о пяти главах..." (Новые материалы об Одигитриевской церкви в с. Кимжа Мезенского района Архангельской области). С.: 136-145 // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1989. С. :138

[8] Мильчик М. И. Веркольский монастырь в иконографии XVII-XVII вв. С.: 487-496 // ПКНО. 1986. Л., 1987. С.: 488-492

[9] Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Ансамбль погоста в Бестужеве. С.: 63-77 // Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории. Л., 1981. С.: 69-70

[10] Лютикова Н.П. "Шатровая о пяти главах...". С.: 138


Марина Зуйкова  14 сентября 2017

Деревянная теплая церковь, построенная в 1716-1717 гг. и капитально отремонтированная с полной переборкой в 1890-1891 гг. Основной объем завершался шатром на крестчатой бочке с пятиглавием, с севера к нему примыкал шатровый Пятницкий придел, с запада трапезная. Отдельно стоящая шатровая колокольня сооружена в 1750 г. Закрыта в нач. 1930-х гг., вместе с колокольней разобрана в кон. 1930-х гг. на дрова.

http://svyatayarus.su/church/detail/46923/

 



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.