ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Карачев. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Карачев. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Параскевы Иконийской, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Алексия, человека Божия, Варвары великомученицы
Год постройки:1783. расширена 1885-1886гг.
Год утраты:1943 (взорвана отступающими немецкими войсками)
Адрес:
Брянская область, Карачевский район, город Карачев, улица Советская, за д. 51.

Координаты: 53.123145, 34.983342



Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото из газеты «Брянский рабочий», 4 декабря 1929 г.<br>, Карачев, Карачевский район, Брянская область
Фото из газеты «Брянский рабочий», 4 декабря 1929 г.
Елена Григорьева
4 декабря 1929
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта http://karachev.cerkov.ru/index.php/kazanskaya-cerkov/<br>, Карачев, Карачевский район, Брянская область
Фото с сайта http://karachev.cerkov.ru/index.php/kazanskaya-cerkov/
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта http://www.liveinternet.ru/users/5114887/post391048758/<br>, Карачев, Карачевский район, Брянская область
Фото с сайта http://www.liveinternet.ru/users/5114887/post391048758/
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Фото с сайта www.karachev-city.ru<br>, Карачев, Карачевский район, Брянская область
Фото с сайта www.karachev-city.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Карачев, Карачевский район, Брянская область
Сергей Меркулов
29 сентября 2018
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Памятный знак на церковном месте<br>, Карачев, Карачевский район, Брянская область
Памятный знак на церковном месте
Сергей Меркулов
21 января 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  1 марта 2018

До 1783 года в г.Карачеве в центральном месте Козельской улицы существовала деревянная одноэтажная церковь во имя св. Параскевы-Пятницы, которая и называлась Пятницкой. Кем и когда построена она - неизвестно. В 1783 году рядом с нею была выстроена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, отчего и церковь получила название Казанской. Постройка этой церкви производилась тщанием купца Алексея Герасимова Сытина, на пожертвования прихожан и других благотворителей. Деревянный же Пятницкий храм был продан и на месте его воздвигнут каменный памятник, сохраняющийся доселе.
Из утвари старого храма уцелели только две иконы: во имя Казанской Божией Матери, на которую в 1862 году была сделана сребро-вызлащенная, шитая жемчугом и украшенная камнями, риза, и во имя св. Параскевы – Пятницы, издавна обложенная сребропозлащенною ризою.

В 1885 и 1886 годах старанием церковного старосты Ивана Иванова Суслова храм был расширен пристройкою к нему с двух сторон на средства благотворителей. В настоящее время церковь крепка и поместительна; нижний этаж ее теплый, а верхний – холодный. Утварью и ризницею очень достаточна. Между святынями особенно чтимы:
1. Икона Спасителя в образе Предвечного Младенца, лежащего на кресте;
2. Животворящий Крест Господень сребропозлащенный с находящимися в нем частицами св. мощей 30 св. угодников. Пожертвован сей Крест уроженцем г.Карачева из дома Вертиленских, прихожан Казанской церкви, бывшего игуменом и духовником королевы Вюртембергской Игнатием, от которой он наследовал эту драгоценность, как дар;
3. Нерукотворный образ Спасителя – дар прихожанки Анны Петровой Морякиной, замечательной академической работы, весь шитый жемчугом и украшенный камнями. С 15 апреля 1873 года эта икона поставлена местною в главном иконостасе и составляет редкое украшение храма;
4. Заслуживает также внимания, как редкость, св.Евангелие, издания половины 18 века, обложенное серебром и позолоченное. Оно замечательно как по своей величине, так и по весу: вес его 2 пуда 7 фунтов;
5. Нельзя не упомянуть также о Плащанице, шитой по лучшему венцианскому бархату золотом и жемчугом и украшенной камнями.

Престолов в храме шесть: а) в верхней церкви три: во имя Казанской иконы Божией Матери, Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы; б) в нижней – три: во имя св. мученицы Параскевы – Пятницы, преподобного Алексея Человека Божиего и св. великомученицы Варвары. Во время воскресного и праздничного богослужения поет хор, в котором, кроме взрослых прихожан и платных певцов, принимают участие ученики и ученицы местной церковно-приходской школы, а все остальные учащиеся поют общеупотребительные церковные песнопения, а также читают на клиросе. В будние дни, кроме псаломщика, поют и любители. Хор содержится попечительством, а любители поют бесплатно. Замечательных и древних могил возле храма нет. Есть только одна могила с памятником умершего местного протоиерея Михаила Покровского (в 1894 г.), находящаяся по правую сторону главного алтаря.

Земли усадебной, распашной и сенокосной церковь не имеет, но дома для священнослужителей есть, которые находятся в храмовой ограде. Здесь же расположены и церковные каменные лавки, которые сдаются в арендное содержание и плата за которые поступает в церковные средства. Жалования причт не получает. Особо древних документов в церкви не сохранилось. Есть копии метрических книг и копии исповедных ведомостей с 1805 года. Причт состоит из трех лиц: священника, диакона и псаломщика.

С 1889 года при церкви существует церковно-приходская школа, помещающаяся в церковном одноэтажном каменном здании. Образование Казанского, бывшего Пятницкого, можно отнести к первой половине XVII столетия. С 1784 года приход именуется Казанским. В состав его входят: Козельская улица, Базарная площадь, Ешкинская улица, Щемиловка и Костомаровка. Население прихода преимущественно принадлежит к мещанскому и частно-купеческому сословиям. В 1876 году два квартала Щемиловки были отчуждены к приходу Преображенскому. В настоящее время в приходе числится 186 домов.

Казанская церковь являлась церковью для Карачевского купечества. Недалеко от церкви находился дом самого богатого в Карачеве торгово-промышленника, купца 1-й гильдии В.Н. Кочергина.

Протоиереем в церкви служил М.В. Покровский – дед по материнской линии писателя Михаила Булгакова. М.В. Покровский был из династии священнослужителей. Его отец – Василий Покровский – служил дьячком в Архангельском соборе. Сам Михаил Васильевич после окончания Орловской духовной семинарии стал священником кладбищенской церкви, затем был переведен в Казанскую, где и дослужился до протоиерея. Умер он в 1894 году. В ограде храма, с правой стороны главного алтаря, находилась его могила и памятник. Дом священнослужителя находился в церковной ограде.

19 мая 1865 года во время благовеста от громового удара и молнии загорелся дом купца Боева, который стоял на месте современного магазина «Ермак». Пожар перенесся на Казанскую церковь, а за ней и на дом Покровских. В течение 10 дней пожар истребил значительную часть города. Тысячи горожан остались без крова и имущества. Михаила Васильевича такое несчастье постигло в третий раз. Несмотря на это, первой его работой после пожара стало не восстановление собственного дома, а поднятие из руин Казанской церкви, которая была восстановлена в рекордный срок – 5 месяцев.

http://karachevland.narod.ru/index12.html


Елена Григорьева
 

Построена в 1783 г. на месте ранее существовавшей деревянной церкви во имя св. Параскевы-Пятницы. Постройка Казанского храма произведена «тщанием» местного купца А.Г. Сытина и других прихожан. В 1885-1886 г.г. церковь расширена пристройками с двух сторон. Прихожанами церкви были в основном купцы и мещане центральных улиц города.

После революции в здании храма открыт товароведный техникум. В августе 1943 г. храм взорван отступающими немецкими войсками.

Карачев православный, http://karachev32.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 марта 2022

Церковь Параскевы Пятницы существовала в Карачеве до Смуты. В писцовой книге 1626 г. она названа «упразднившейся» и в дальнейшем как самостоятельный храм не возобновлялась. Память об этой древней церкви оставалась в названии городских Пятницких ворот, давно, впрочем, не существующих, и в посвящении придела новооснованного Казанского храма:«1729 года ноября 19 запечатан указ о строительстве церкви города Карачева: буде того города Карачева от попов и приходских людей спору не будет, построить вновь церковь в том городе Карачеве за старой большой осыпью на Большой Столбовой Московской дороге во имя Казанской Пресвятой Богородицы, да придел великомученицы Прасковеи».

Эта деревянная одноэтажная церковь, простоявшая чуть больше полувека «в центральном месте Козельской улицы», близ городской площади, с годами пришла в ветхость, и её прихожане озаботились постройкой каменного храма. Строительство велось в 1783-1784 г.г. тщанием купца Алексея Герасимовича Сытина, на пожертвования прихожан и других благотворителей. После завершения постройки деревянная церковь была продана.

Каменный храм стоял на восточной стороне Козельской улицы, ныне носящей название Советская. Его западная паперть выходила на «красную» линию уличной застройки, и потому в городской панораме главную роль играла трёхъярусная колокольня, а сама церковь, несмотря на свои внушительные размеры, скромно «пряталась» внутри квартала. Храм был действительно обширен: он имел два этажа, и на каждом из них находилось несколько престолов.

В 1841 г. их было пять. Главный престол в честь иконы Божией Матери «Казанская» находился на «холодном» верхнем этаже. К югу от него располагался придел Покрова Пресвятой Богородицы, а к северу – придел Рождества Пресвятой Богородицы. В центре нижнего «тёплого» этажа был устроен престол Параскевы Пятницы, а в южной стороне помещения – Алексия, человека Божия. С 1865 г. на северной стороне «тёплой» части Казанской церкви упоминается шестой престол – во имя Варвары Великомученицы. По всей вероятности, этот придел был устроен настоятелем храма Михаилом Покровским, одна из дочерей которого носила имя Варвара.

18 мая 1865 г. в Карачеве случился большой пожар, в котором пострадал и Казанский храм. Ущерб, который понесла церковь от пожара, в сохранившихся документах описывается по-разному. В наиболее мрачных тонах это сделал очевидец события священник Покровский: «В 1865-м году восемьдесят с лишком лет благоукрашавшаяся своею священною лепотою оная церковь в бывший в городе пожар от грома и молнии сгорела, и остались одни только обгорелые каменные стены, без кровли и без глав, почему всё уже построение её относится к позднейшему времени. Прежнего вида и расположения она не сохранила».

При этом имущество храма полностью уничтожено не было. Серьёзно пострадали только библиотека и иконы, писанные на деревянных досках. Ремонт продолжался пять месяцев, и в середине октября 1865 г. все три нижних престола были вновь освящены. Сведений о новом освящении престолов верхнего этажа не обнаружено. Возможно, в этом не было необходимости.

В 1885-1886 г.г. старанием церковного старосты Ивана Суслова и на средства благотворителей Казанский храм расширили двумя двухэтажными боковыми пристройками размером в плане 10×3,5 м каждая.

После вышеописанных событий церковное здание приобрело черты эклектики. Настоящая часть, до расширения имевшая почти кубическую форму (10×10×9 м), завершалась купольным световым восьмигранником высотой 10 м, декорированным парными лопатками. Над восьмигранным куполом располагался «фонарик» с застеклёнными пролётами. Кровля была сделана «из белого английского железа» (вероятно, из жести). С востока церковь имела полукруглую апсиду с двумя выступами для придельных алтарей. По высоте апсида, как это обычно бывает в двухэтажных храмах, не уступала основному объёму. Широкая, почти квадратная в плане трапезная (22×20×9 м) была перекрыта на два ската. Над притвором возвышались два верхних яруса колокольни - четырёхгранный и восьмигранный, оба с пролётами. По высоте колокольня достигала 20 м, считая от крыши трапезной. На звоне в 1915 году находилось 10 колоколов.

Цоколь был облицован тёсаным природным камнем. Скромный внешний декор стен состоял из пилястр и карниза в виде нескольких наложенных друг на друга рядов кирпича. Иконописных изображений на стенах церкви не было ни снаружи, ни внутри.

По состоянию на начало ХХ в., наиболее древними иконами в церкви были Казанская и Пятницкая, перенесённые ещё из деревянного храма, однако большая часть пребывавших в храме икон была написана после пожара местными живописцами. Иконостасы на верхнем этаже были сделаны из хрусталя.

Церковную территорию окружала ограда, которая уже в 1841 г. была каменной. Её парадные прясла и центральные ворота выходили на Козельскую улицу. Территория была обширной: на ней, помимо храма, стояли дома священнослужителей и каменные лавки, которые сдавались в аренду. В северной части территории стоял каменный обелиск, обозначавший место главного алтаря деревянной Пятницкой церкви.

В 1880 г. Казанский храм предполагалось преобразовать в городской собор. Жители Карачева и городской голова, однако, обратились в Святейший Синод с просьбами не делать этого: «Архангельская более вместительная и находится в более удобной и открытой местности, ... и по древности нахождения в ней чтимой всеми иконы Божией Матери, ... и для сохранения мира и добрых отношений».

С 1860 г. и до своей смерти 19 сентября 1894 г. священником Казанской церкви служил Михаил Васильевич Покровский. У Михаила Васильевича и его супруги Анфисы Ивановны, в девичестве Турбиной, родились четыре сына и две дочери. Одна из дочерей – Варвара – преподавала в Карачевской женской прогимназии. 1 июля 1890 года о. Михаил обвенчал Варвару с доцентом Киевской духовной академии Афанасием Ивановичем Булгаковым. Их сын, названный в честь деда Михаилом, впоследствии стал известным писателем.

После смерти Михаила Покровского настоятелем Казанского храма стал его зять Андрей Бархатов, женатый на второй дочери о. Михаила - Александре. Он настоятельствовал в церкви более 20 лет.

В конце 1929 г. Казанский храм закрыли, несмотря на то, что его прихожане исправно платили налоги и двумя годами ранее выполнили наружный ремонт здания. По мнению прихожан, церковь была закрыта «по постановлению небольшого количества рабочих», а юридически – по постановлению Брянского окрисполкома от 2 марта 1930 г. На нижнем этаже устроили склад овса, а верхний - опечатали. Община верующих обратилась во ВЦИК с жалобой на неправомерное закрытие храма. Комиссия по делам культов признала жалобу обоснованной и обязала окрисполком открыть церковь, но районные власти это делать отказались под предлогом того, что вся внутренняя обстановка к тому времени была «сломана и вывезена». Вскоре здание переоборудовали под техникум товароведения.

В годы немецкой оккупации Карачева Казанскую церковь возобновили, но в августе 1943 г. в ходе боёв за освобождение города здание храма было взорвано. В документе 1948 г. оно упомянуто уничтоженным.

Сегодня место, где стояла Казанская церковь, представляет собой пустырь позади двухэтажного кирпичного здания по Советской улице, д. 51. Память о доме Божием хранит установленный здесь гранитный камень.

По материалам книги «Храмы Карачевского уезда»



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.