В XVIII веке на этом месте уже значился Демянский погост и село Демянск. В 1824 году село было переименовано в уездный город. По данным за 1863 год, в нем проживало 1696 человек, было 7 ломов каменных и 216 деревянных, 22 лавки, кожевенный завод, училище, больница. И стояли в центре города две церкви: одна деревянная и одна каменная.
Деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца находилась на месте каменной часовни (в парке). История ее такова. Церковь впервые была освящена 6 ноября 1655 года, при царе Алексее Михайловиче и митрополите Великого Новгорода и Великих Лук Марке. Об этом свидетельствовала надпись на напрестольном кресте. Там же была указана и дата основания прихода г.Демянска - 1654 год. Церковь эта сгорела. И вместо нее была построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный престол - во имя Николая Чудотворца, другой - во имя архангела Михаила и третий - во имя Иоанна Богослова. Они вновь освящались 8 мая 1785 года. А в 1859 году церковь была перенесена церковным старостой, демянским купцом Николаем Трошеновым, на городское кладбище, где и устроена во имя Мученицы Параскевы Пятницы. (В 1911 году она была перестроена по причине ветхости).
Недалеко от деревянной церкви, на левом берегу р.Явонь, в 1780 году прихожанами была построена большая каменная церковь с тремя престолами: главный - во имя Богоявления Господня, южный - Св. Николая Чудотворца и северный - Казанской Иконы Божией Матери. В 1830 году церковь была переименована в Собор и причислена ко 2-му классу. Богоявленский Собор стал настоящим украшением центральной площади Демянска и главным храмом прихода.
Почти через 100 лет, в 1878 году, на правобережной стороне р.Явонь, напротив Богоявленского собора, была построена еще одна церковь - храм во имя Воздвижения Креста Господня или, как ее все называют, Крестовоздвиженская церковь (приписана к Богоявленскому собору).
Некоторые из старожилов Демянска еще помнят, какими были эти церкви, а мы с вами можем получить представление о них, только рассматривая старые фотографии. Оба храма очень красивые, величественные, возвышались над другими зданиями города. Высота у них одинаковая - 8 сажен, а по площади Собор почти в 2 раза больше Крестовоздвиженской церкви. И собор, и церковь каменные с колокольнями, построены на фундаменте из "дикого камня", крыты железом, оштукатурены и покрашены. Стены внутри расписаны живописью. Вокруг Собора - ограда каменная, рядом кладбище, где хоронили священников и влиятельных людей. Собор с одним куполом, его венчает главка с крестом. А Крестовоздвиженская церковь увенчана 5-ю куполами и колокольня в ней 3-х ярусная. Храмы эти строились на века, но всевластное время, как мы увидим далее, распорядится иначе...
В 1884 году на Соборной площади появилось еще одно необычное строение - каменная часовня (на месте деревянной церкви, перенесенной на кладбище). Ее воздвигли в память царя-освободителя Александра II. И собор, и часовня стали красивейшими архитектурными зданиями площади. К 100-летию А.С.Пушкина, в 1899 году, учащиеся 3-х классного училища (находилось на месте Дома Культуры) заложили Пушкинский сад. Аллея вела от часовни к училищу.
Так, Демянск к концу XIX века становился все более похожим на город. Строились не только церкви, но и дома купцов, именитых людей. Увеличивалось число учебных заведений. С 1882 года работала земская библиотека. В 1910 году был построен новый железный мост через реку Явонь.
Приход г.Демянка относится к 1-му благочинному округу Демянского уезда. К Богоявленскому собору были приписаны: Крестовоздвиженская церковь, кладбищенская церковь Параскевы Пятницы, каменная часовня. И была в городе еще одна каменная церковь - во имя Покрова Святой Богородицы. Находилась она при тюремном замке и была построена в 1875 году купцом Иваном Поповым. Службы в ней проводил настоятель Богоявленского собора.
Кроме города в приход входили и 23 ближайшие деревни. В восьми из них, а именно, в деревнях Добросли, Ользи, Жирково, Глебовщина, Заозерье, Новые Обрыни, Игожево и Кожевниково имелось три часовни. Также приписанные к Богоявленскому собору.
Во владении собора находилось 134 десятины 666 кв. сажен церковной земли. Штат собора состоял из 7 священнослужителей: протоиерея, 2-х священников, диакона и 3-х псаломщиков. Они получали жалование из казны (в 1914 г. - 1450 руб.). Настоятель собора имел собственный дом, остальные, если не было родственников, снимали квартиры.
По данным за 1914 год, настоятелем Богоявленского собора значился протоиерей Валериан Васильевич Рождественский. Священниками были: Владимир Евгеневич Беляев и Сергей Иванович Шарков, дьяконом - Александр Всеволодович Милонравов, псаломщиками - Михаил Рождественский (сын настоятеля) и Иван Николаевич Соловьев (сын бывшего священника собора). Именно они, с тщанием и усердием, поддерживали духовную жизнь наших земляков, укрепляли их веру, учили соблюдению православных традиций.
Большинство людей в то время было глубоко верующими. Прихожане праздновали все праздники: и Господские, и Богородичные, и каких-либо святых. В эти дни проводились торжественные соборные богослужения и крестные ходы. А на площади организовывались ярмарки. Местными праздниками считались: Богоявление Господне или Крещение (6/1 по ст.ст., 19/1 по н. ст.) и Казанская Икона Божией Матери (8.07 и 22.10 по ст.ст., 21.07 и 4.11 по н. ст.). В честь их были названы престолы собора. В соборе имелась "особо чтимая икона Казанской Божией Матери". Стояла она за правым клиросом собора и была "старинного письма, на кипарисовой доске, серебристо позолоченной ризе. Неизвестно кем пожертвована или когда приобретена (из рапорта протоиерея М. Смелкова в 1918 г.). Так как в городе была Крестовоздвиженская церковь, прихожане праздновали и Воздвижение Креста Господня.
Кроме праздничных крестных ходов, с разрешения Синода, организовались и особые крестные ходы. С середины XIX века, в последний день года, ежегодно, проводился крестный ход вокруг города, по случаю холеры. Таким образом старались защитить город от страшной болезни.
Священники принимали участие и в светской жизни города. Ведущий священник, отец Владимир Беляев, представлял духовенство на Уездном земском собрании и был также членом уездного училищного совета.
Большое внимание уделялось благотворительной деятельности. С 1880 года при Богоявленском соборе существовало церковно-приходское попечительство. Председателем его был настоятель собора - протоиерей Валериан Рождественский, казначеем - купец Иван Иванович Тюрин, членами - отец Владимир Беляев и псаломщик Николай Соловьев (из "Памятной книжки Новгородской губернии на 1914 год").
Церковной школы в Демянске не было. Но в городе уже действовали 4 учебных заведения: женская гимназия, высшее начальное училище, приходское училище, земская школа. И работали 7 земских школ в деревнях прихода. Закон Божий в них преподавали священники. Они обучали детей основам православия и занимались их духовным воспитанием...
А впереди был революционный переворот 1917 года, после которого для всех православных церквей, в том числе и демянских, наступили "черные дни". Церкви лишались всего своего имущества, священники перестали получать жалование, службы проводились все реже и реже. В апреле 1922 года проводилось изъятие церковных ценностей в городе. "Было собрано только серебро, золота нет вообще".
И без того тяжелое положение усугубил церковный раскол 1922 года. От группы верующих г.Демянска была отправлена жалоба " о передаче всех храмов города в руки обновленцев, хотя к старой православной церкви принадлежит подавляющая часть города". Постановлением ГИКа от 23.07.1924 г. решено: 1) В городе Демянске всего два храма - Богоявленский собор и Крестовоздвиженская церковь; 2) существуют 2 течения обновленцы и староцерковники; 3) староцерковников - 202 человека, обновленцев - 1001 чел. Постановили… Крестовоздвиженскую цецрковь передать группе верующих - староцерковников".
А затем последовало закрытие храмов и их последующее разрушение.
Крестовоздвиженская церковь, как вспоминают жители, тоже еще до войны была переделана в клуб. В нем показывали кино. При отступлении немцы его заминировали и оно было разминировано, но почему-то все равно взорвалось, уже в мирное время. По счастливой случайности не пострадали люди, которые пришли посмотреть кино. То, что осталось от здания после взрыва, разобрали на кирпичи. Демянск нужно было отстраивать заново. И только внимательный взгляд прохожего может сейчас заметить остатки фундамента Крестовоздвиженской церкви, которая стояла на около дороги, на углу межу школой искусств и музеем. Так безжалостное время не оставило в Демянске ни одного храма.
Выстояла и сохранилась до наших дней только каменная часовня на площади. Но и она находилась в очень неприглядном состоянии, постепенно разрушаясь. В середине 90-х гг. часовня была внесена в "Список учета памятников истории и культуры Новгородской области", как образец культового здания XIX века, и летом 1995 года восстановлена на средства, выделенной федеральной программой "Наследие". Внутри часовни частично сохранилась фреска с изображением 2-х ангелов, держащих поминальную чашу. В ней установлена поминальная доска в память о наших земляках, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
5 августа 1996 года часовня, по желанию верующих, была передана церкви. А 27 сентября 1998 года состоялось еще одно радостное для демянцев событие - освящение церкви во имя Воздвижения Креста Господня. И произошло это событие ровно через 120 лет после первого освящения храма.
Андреева Т.В. Купола над Демянском. В журн.: София. № 1, 2002