ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Барнаул. Церковь Воздвижения Креста Господня.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воздвижения Креста Господня
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1906 и 1915.
Год утраты:1967
Архитектор:Носович
Адрес:
г.Барнаул, ул. Мамонтова

Координаты:53.321835, 83.783218 (координаты приблизительные)


Добавить фотографию
Церковь Воздвижения Креста Господня - Барнаул - г. Барнаул - Алтайский край
Фото с сайта http://altaistarover.ru/articles/history/141-ikonostas-krestovozdvizhenskogo-hrama-barnaul
Андрей Агафонов
1 января 1955
Церковь Воздвижения Креста Господня - Барнаул - г. Барнаул - Алтайский край
Фото с сайта http://altaistarover.ru/articles/history/141-ikonostas-krestovozdvizhenskogo-hrama-barnaul
Андрей Агафонов
1 января 1925
Церковь Воздвижения Креста Господня - Барнаул - г. Барнаул - Алтайский край
Фото с сайта http://altaistarover.ru/articles/history/141-ikonostas-krestovozdvizhenskogo-hrama-barnaul
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Воздвижения Креста Господня - Барнаул - г. Барнаул - Алтайский край
Фото с сайта http://samlib.ru/w/wdowin_a_n/1913.shtml
Андрей Агафонов
1 января 1915




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  11 марта 2017

История общины, зарегистрированной только 28 мая 1908 года, начинается задолго до строительства самой церкви. Первые сведения о ней следует отнести к 1850-60 гг., когда появляются доносы новообрядствующих иерархов на заподозренных в «оживленной агитации в пользу раскола» старообрядцев, обосновавшихся к этому времени в Барнауле, о первых священниках белокриницкой иерархии, образованной незадолго до этого. Существование общины, при давлении как светских, так духовных властей, в определенной степени было возможно благодаря организаторской и финансовой поддержке со стороны «капиталистых» старообрядцев: Афониных, Черкасовых, Волковых. Да и основание прихода, его деятельность, во многом будет связана с именами этих представителей купеческих фамилий.

К концу 1890-х гг. Крестовоздвиженская община уже достаточно крепко стояла на ногах. Около 1897 года, неподалеку от будущей церкви, был выстроен двухэтажный дом. В верхнем этаже дома устроили моленную, возможно, с походным алтарем, внизу — квартиру для священника. Первым священником, насколько известно, был о. Степан Шумихин, наезжавший из находившейся недалеко от Барнаула д. Полковниково. Первым постоянным священником станет барнаульский мещанин о. Антоний Пучков, а с 1912 года станет служить о. Иаков Чучалин, происходивший из крестьян д. Н-Каянчи, и служивший до этого епархиальным диаконом.

Легальная жизнь общины станет возможной только после выхода Императорского указа «О началах веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и указа Сената «О порядке устройства общин» от 17 октября 1906 года. Решение о регистрации общины будет принято на одном из общинных собраний в 1907 г., тогда же — решение о постройке каменного храма во имя Честнаго и Животворящего Креста Господня. Храм будет заложен через два года — в 1909 году. Единственное на сегодняшний день свидетельство о постройке церковного здания, построенного в основном в 1911 г., содержится в «Перечне храмов, построенных старообрядцами за 1905-1914 гг.». Указанный перечень опубликовали в качестве приложения в книге известного старообрядческого писателя и публициста И.А. Кириллова «Правда старой веры» в 1916 году. В «Перечень», за исключением храмов Москвы и Петербурга, выстроенных к указанному году, вошло более 400 старообрядческих церквей. Крестовоздвиженская церковь была одной из них.

1911 год не явился годом окончательной постройки Крестовоздвиженской церкви. Во-первых, сказывалась нехватка средств. Ведь старообрядцы всегда исходили из своих собственных ресурсов и возможностей. Во-вторых, немалую часть средств община тратила на организацию общинной и епархиальной деятельности (к указанному периоду Барнаульская община станет одним из ведущих общинно-епархиальных центров). Так, поднятие крестов состоится только в мае 1915 года, а спустя почти полгода — в декабре — храм будет освящен. Редкая по красоте и боголепию служба состоялась 13 декабря, при огромном стечении народа (только в барнаульском приходе в это время числилось более 600 человек). Освящение храма совершил епископ Томско-Алтайский и Минусинский Иоасаф (Журавлев), в сослужении 8 священников. После литургии были провозглашены «многолетны» «царствующему дому», российскому воинству (шла война), создателям и благотворителям храма. По древнему русскому обычаю настоятель храма о. Иаков (Чучалин) вручил икону Спасителя К.А. Волкову, возглавлявшему строительную комиссию...

Здание церкви окончательно конфискуют в начале 1938 года. Конфискации предшествовали массовые расстрелы священства и прихожан общины. Кроме самого церковного здания, общине принадлежала и бывшая моленная, располагавшаяся по ул. Подгорной — Мамонтова, 61 (церковь находилась по той же улице под № 81). До конфискации в этом помещении размещалась церковная начальная школа, какое-то время — редакция журнала «Сибирский старообрядец», выходившего в Барнауле в 1918-19 годах. Отметим, что фактически своим имуществом, а к 1930-м годам здание церкви вместе с внутренним убранством оценивалось в 9882 рубля, община не распоряжалась уже с 1924 года, когда по договору, «заключенному» с Административным Отделом Алтайского губисполкома, церковное здание сдавалось в «бессрочное бесплатное пользование с богослужебными предметами»...

В настоящее время духовной преемницей бывшей Крестовоздвиженской общины является община Крестовоздвиженско-Покровская. В строящемся общиной храмовом комплексе запланировано строительство двух церквей — Покровской и Крестовоздвиженской. Название их более чем символично для старообрядчества. В первом — упование на заступление Богородицы — «Царицы Небесной», домом которой является Русь, во втором — вера в Крест Христов — «хранитель всей вселенной», «красоту церковную», наследницей которой являлось и является старообрядчество.

Автор: Николай Алексеевич Старухин. Епархиальный церковно-общественный журнал «Сибирский старообрядец», №7 (28) от 7 января 2002 г.

http://altaistarover.ru/articles/history/126-iz-istorii-barnaulskoj-krestovozdvizhenskoj-cerkvi


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  19 апреля 2017

Существенно изменилось положение старообрядчества в 1905-1906 гг. По вышедшим в те годы указам, старообрядцам предоставлялось право свободного исповедания «их веры» и «религиозных обрядов», образования и регистрации общин с признанием за ними права юридического лица. По мнению виднейшего старообрядческого начетчика и писателя-апологета Ф. Е. Мельникова, период начала XX века явился «золотым» веком старообрядчества. Подтверждает это и пример барнаульской общины, насколько можно судить на основании имеющихся источников.

Община была зарегистрирована 28 мая 1908 года. Кроме Барнаула, она распространяла свою деятельность на д. Бажову и Казенную Заимку. В сентябре 1912 года избрали церковный Совет общины. Строительство церкви, освященной во имя Воздвижения Креста Господня, в основном закончилось в 1911 году. Несколько позже, в мае 1915 года, состоялось поднятие крестов. Торжественный молебен служили настоятель храма о. Иаков Чучалин, приходские священники: о. Иоанн Черноусов (с. Полковниково), о. Филипп Ларионов (с. Благовещенское), о. Поликарп Портняжный (с. Новоглушенское), о. Киприан Килин и о. Авдей Тетенев.

В 1920-30-е годы жизнь Крестовоздвиженской общины развивалась по обычной для большинства общин схеме. С сентября 1924 года начал действовать договор, заключенный Административным отделом Алтайского губисполкома, по которому здание церкви общине сдавалось «… в бессрочное бесплатное пользование… с богослужебными предметами…». В продленном 26 ноября 1927 года договоре прихожане обязывались беречь «переданное» им народное достояние и пользоваться им «… исключительно по… его назначению». За неприятие всех зависящих от них мер «к выполнению обязанностей, вытекающих из договора», они могли подвергнуться уголовному наказанию «по всей строгости революционных законов». По желанию горсовета договор мог быть расторгнут, в этом случае приход обязывался сдать «принятое им имущество».

В начале 1938 года в докладе комиссии по религиозному вопросу отмечалось, что «религиозных обрядов» в церкви не производится и здание находится в «беспризорном состоянии». И по причине того, что договор о содержании церкви продлять было некому (к этому времени были расстреляны 3 священника и часть прихожан храма), здание церкви передавалось «… под другие цели с проведением надлежащего ремонта». Комиссии было не до межсогласийных тонкостей, в ее решении одновременно фигурировали как сама Крестовоздвиженская церковь, так и «религиозная община» неких «уморцев-безпоповцев».

До 1967 года в здании церкви размещалась контора краевого кинопроката, а 16 февраля 1967 года исполком барнаульского городского совета принял решение о сносе здания кинопроката «в связи со строительством трамвая III очереди» (теперь маршрут трамвая № 7). Здание церкви взорвали.

http://AltaiStarover.ru/obshina/istoriya-obshchiny

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.