ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дзержинка. Верхнеуральский Покровский женский монастырь.


Дзержинка. Верхнеуральский Покровский женский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Архитектурный стиль:Эклектика
Год основания:не ранее 1901.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Челябинская область, Верхнеуральский район, пос. Дзержинка

Координаты: 53.843831, 59.174986
Проезд:Проезд из Верхнеуральска в сторону Магнитогорска, на выезде из Верхнеуральска повернуть в Дзержинку, в Дзержинке ехать к клубу - единственному сохранившемуся монастырскому зданию.



Верхнеуральский Покровский женский монастырь, Покровский монастырь. Фото из буклета «Культурные ландшафты Южного Урала. Верхнеуральский Покровский монастырь»<br>, Дзержинка, Верхнеуральский район, Челябинская область
Покровский монастырь. Фото из буклета «Культурные ландшафты Южного Урала. Верхнеуральский Покровский монастырь»
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Верхнеуральский Покровский женский монастырь, Единственное сохранившееся монастырское здание в советское время стало сельским клубом<br>, Дзержинка, Верхнеуральский район, Челябинская область
Единственное сохранившееся монастырское здание в советское время стало сельским клубом
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
10 июня 2017
Верхнеуральский Покровский женский монастырь, Единственное сохранившееся монастырское здание. На первом этаже была трапезная, на втором - белошвейная и   иконописная мастерские.<br>, Дзержинка, Верхнеуральский район, Челябинская область
Единственное сохранившееся монастырское здание. На первом этаже была трапезная, на втором - белошвейная и иконописная мастерские.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
10 июня 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 октября 2016

У истоков создания общины стояла мещанка г. Верхнеуральска девица Марфа Спиридоновна Федорова, получившая после пострижения имя Магдалина. Об этой женщине нам известно крайне мало. Очевидно, что она была достаточно образованна, отличалась целеустремленностью и энергичностью. И тем не менее более десяти лет ей понадобилось для того, чтобы доказать, что организованная ею община имеет право на существование. Начатая в 1886 году переписка о создании обители близ Верхнеуральска «тянулась томительно долго», «устроительницей общины» написаны десятки прошений и ходатайств. Только в сентябре 1896 г. определением Святейшего Синода была учреждена Покровская женская община, преобразованная в общежительный монастырь в июле 1901 год.

С серьезными препятствиями М. Федорова столкнулась при оформлении права собственности на землю. Так один из первых участков размером в 100 десятин в 1888 г. был завещан «новоустраиваемой» общине жительницей Краснинского Марией Федоровой-Ломовцевой, но в Оренбургском войске посчитали, что казачья вдова не могла распоряжаться землей таким образом. Началась длительная переписка между М. Федоровой, Епархиальным начальством и Войсковым Хозяйственным Правлением Оренбургского казачьего войска. В итоге казаки «ввиду настояния» Марфы Федоровой вынуждены были уступить земельные угодья. Нет сомнений, что решение подобных спорных вопросов стоило немалых трудов будущей настоятельнице и значительно осложняло процесс организации общины.

Архивные документы свидетельствуют о том, что Марфе Федоровой удалось организовать достаточно успешное и разностороннее «хозяйствование» общины. Основной доход монастырю приносили скотоводство и хлебопашество. Важным подспорьем были различные мастерские и рукоделие. В монастыре успешно развивались «живописное, просфорное, переплетное, цветочное, картонажное, чулочное (машинным способом) и чеботарное мастерство, золото-швейное, белошвейное, бельевое, пуховое и портняжное рукоделия». Причем, живописное, просфорное и чулочное мастерство, белошвейное и бельевое рукоделия приносили наибольшую прибыль.

Освящение места для обители состоялось 24 июня 1888 г. В общине в тот момент было тридцать человек. С каждым годом число проживающих в общине росло, послушницами становились женщины - уроженки городов Верхнеуральска, Троицка, Оренбурга, поселков Бородиновского, Александровского, Арсинского, Чесменского, Полтавского, Анненского, Краснинского, Сухтелинского и др. Так, в 1905 г. в монастыре проживали 100 человек: уже известная нам настоятельница Магдалина в сане игуменьи, шесть монахинь и 93 послушницы - женщины, «живущие на испытании». В богадельне при монастыре призревались сироты и престарелые женщины, причем девочек размещали по кельям под «воспитательное руководство старших сестер».

Для молитвы монахини и послушницы собирались в монастырском храме. Первое время все службы проходили в Варваринской церкви, эта деревянная церковь была освящена во имя святой великомученицы Варвары 4 января 1894 года. 9 сентября 1901 года было начато строительство нового деревянного соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он был «построен на каменном фундаменте, на три придела и покрыт железною крышею. Внутри оштукатурен и окрашен масляною краскою. Купол украшен росписью святых икон и сетью орнаментов, нанесенной редкой вязью и по стенам, и по потолку храма». После того как 1 ноября 1905 года главный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен, служба велась только в этом храме. С 1896 г. все богослужения в монастыре отправлял священник Владимир Михайлов Кыштымов.

Известные всем события русской истории не дали монастырю выжить, он прекратил свое существование. Мы не знаем, как монахини и послушницы монастыря пережили революцию и гражданскую войну. Закрытие монастыря означало утрату общинного хозяйствования, каждый вновь был предоставлен сам себе. Вероятно, монахини и послушницы возвращались в родные поселки, где и доживали свой век.

Полный текст на сайте oblast74.ru


Марина Зуйкова  9 января 2019

Сразу же после постройки православного храма Николая Чудотворца, на окраине города приступили к строительству Покровского женского монастыря. За воротами, каменным забором и со сторожем жили монашки. На территории монастыря была своя церковь. При монастыре был небольшой хутор, где жил священник Кыштымов. Весь этот архитектурный комплекс расположился на склоне Бушмелевой горы. В 1928 году монастырь был закрыт, и на его территории была, по некоторым данным, создана детская коммуна имени Ф. Дзержинского. Постепенно здания монастыря разрушали, уничтожалась никому ненужная архитектура. Сегодня на месте женского монастыря сохранилось лишь одно строение. Это – кельи монастыря.

Здание упрощенной архитектуры, характерное для Южно-Уральского региона. Двухэтажный, прямоугольный в плане корпус, включающий два разновеликих объёма, покоится на бутовом фундаменте с низким цоколем. Первый этаж – кирпичный и побеленный. Второй этаж выложен из шестистенного сруба, рубленного «с остатком в обло». Поэтажное членение здание подчеркивается поясом фигурной кирпичной кладки. Входы в кельи расположены по периметру. Углы первого кирпичного первого этажа скреплены рустованными кирпичными лопатками. Оконные и дверные проёмы лучкового очертания, обрамлены фигурными наличниками, имеющие развитые навершия. Под оконными проёмами первого этажа устроен пояс, который имеет прямоугольные ниши со скруглёнными боковыми сторонами. Окна второго этажа высокие, прямоугольные со строгими деревянными ленточными наличниками. Крыша основного объёма четырёхскатная с металлической кровлей, а меньшего объёма – односкатная.

Чтобы восстановить архитектуру монастыря, характерную для южноуральского зодчества конца XIX века, необходимо, по-видимому, вновь организовать на Поповском хуторе (так его сегодня называют местные жители) монастырь и провести многолетние реставрационные исследования. Но это всё – далекое будущее

Источник: Федосихин В.С., Лосев В.Д. Патриарх Южного Урала. Градостроительство и архитектура Верхнеуральска. 1734-1917. – Магнитогорск: Изд. МГТУ, 2006.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.