ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Порхов. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор, Святотроицкий собор


Порхов. Собор Троицы Живоначальной
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1782 и 1786.
Год утраты:1971
Архитектор:И.Т. Парфентьев (1781-1782), Б.С. Скобельцын (1960-е реставрация)
Адрес:
Россия, Псковская область, г. Порхов, проспект Ленина

Координаты: 57.763305, 29.559559





Собор Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Порхов, Порховский район, Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 сентября 1941
Собор Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Порхов, Порховский район, Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
28 сентября 1941
Собор Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Порхов, Порховский район, Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 сентября 1941
Собор Троицы Живоначальной, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Порхов, Порховский район, Псковская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 июня 2016

Кирпичный городской собор, сооруженный в 1783-1786 гг. при благотворительной помощи императрицы Екатерины II. В 1858 г. горел, отремонтирован. Прямоугольное в плане здание с восьмериковым куполом над центральной частью и двухъярусной колокольней над западным входом, украшенное четырехколонными портиками. Закрыт не позже 1930-х гг. Снесен в 1970-х гг., на месте собора Дом творчества и сквер.

Источник: http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/20/sobor-troitsy-zhivonachalnoj-v-porhove-vsem-mirom-proekt-vozvrashhenie/


Марина Зуйкова  13 октября 2020

Согласно документам, собор построен в августе 1783 года по повелению императрицы Екатерины II на пожертвованные ею для этой цели 7000 рублей в 1780 году, когда она проезжала через Порхов. Предположительно автором проекта собора явился псковский губернский архитектор Иван Титович Парфентьев. В 1819 году с западной стороны на церковные средства пристроены ризница, кладовая с караулкой. Построен собор из камня и кирпича, был холодным, в 1859 году отремонтирован. В связи с собором построена сторожка. В соборе находились древние иконы: Святой Великомученицы Варвары, написанная в 1607 году «обещанием» посадских людей Зарецкого посада; «Скорбящей Божией Матери», особо почитаемая жителями Порхова; Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, написанная и освященная на Афоне, и пожертвованная купцом А.М. Силиным в собор в 1894 году. Также хранились Евангелие 1701 года, кипарисовый Крест 1773 года. Два серебряных Креста были вставлены в иконы с мощами святых. До 1922 года здесь хранилось серебряное позолоченное с чеканными краями, гербом Псковской губернии и надписями блюдо, которое было поднесено от Пскова императрице Екатерине II. Оно было передано на хранение в Троицкий собор Порхова. В настоящее время блюдо хранится в Псковском музее-заповеднике. Судьба других реликвий после 1917 года неизвестна.

Колокольня построена в связи с собором, каменная, на ней было пять колоколов. Вес первого - 319 п., второго - 87 п., третьего - 26 п. 23 ф., четвертого - 11 п. 2 ф. Пятый колокол был повесточным. Надписи были на четырех колоколах, обозначали вес. Престол в соборе был один, во имя Пресвятой Троицы. На месте придела, рядом с собором, в 1809 году на средства прихожан построен теплый каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней. Богослужения в Троицком и Благовещенском соборах совершались поочередно по полугодиям. Оба собора в 1905 году ограждены общей железной решеткой на кирпичном фундаменте на церковные средства.

Кладбище находится за версту от города, общее для всех церквей, ограда вокруг него из каменной плиты и булыжника. Церковно-приходского попечительства, богадельни, больницы при церкви не было. Школы в приходе были следующие: одна церковно-приходская от Министерства народного просвещения, одна от совета Дома трудолюбия, женская Министерства народного просвещения, две школы от земства совместно с городом. Частных школ не было. В школах обучалось 139 мальчиков и 190 девочек. Учителя и учительницы назначены Министерством народного просвещения, законоучители - из причта собора. При церкви существовал хор из певчих-любителей, в чтении и пении в церкви участвовали прихожане.

В приходе было 10 часовен. На городской площади стояла чугунная часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1881 году жителями Порхова и крестьянами уезда в память Императора Александра II. В ней богослужение совершалось 23 август (5 сентября). На берегу реки Шелони, на месте ветхой часовни, в 1853 году коммерции советником В.Г. Жуковым построена каменная часовня Живоначальной Троицы. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа и 1 (14) октября - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. На Санкт-Петербургской улице Порхова в 1863 году жители Порхова построили каменную часовню Святителя Тихона. Богослужения в ней совершались 15-16 (28-29) июня - накануне и в день памяти Святителя Тихона. На Санкт-Петербургской дороге жители Порхова построили деревянную часовню Святой Мученицы Параскевы. В ней богослужения совершались 16 (29) июня. При дороге на Остров находилась деревянная часовня Святого Иоанна Предтечи, в которой богослужения совершались 24 июня (7 июля) в день, когда Церковь чтит Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Еще пять часовен находились вокруг Порхова. В деревне Осечище крестьяне в 1871 году построили деревянную часовню, в которой отпевали покойников. Здесь также совершались богослужения 7 (20) января, 23 июня (6 июля) и 8 (21) сентября. В деревне Селище в 1867 году крестьяне построили деревянную часовню для отпевания покойников. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа, 8 (21) сентября и 22 октября (4 ноября). В деревне Опочно находилась деревянная часовня, построенная крестьянами. Здесь также наряду с отпеванием совершались богослужения 18 (31) августа и 29 октября (11 ноября). Возле села Опочно находилась каменная часовня, в которой богослужения совершались 23 апреля (6 мая). В часовне в деревне Попадин Ручей богослужения совершались 20 июля (2 августа) и 15 (28) августа. Крестные ходы совершались 15 (28) мая навстречу иконе преподобного Никандра, 16 (29) мая - вокруг города с иконой Святого, 23 мая (5 июня) проводы иконы Преподобного Никандра. А также в день Пятидесятницы, вокруг Порхова 21 июня (4 июля) и 24 июня (7 июля) в кладбищенскую церковь и к Иоанно-Предтеченской часовне. Все они совершались «издревле».

До введения штатов 1876 года было 7 членов причта. По штату 1876 года полагалось: настоятель, помощник, дьякон и 2 псаломщика. Фактически в начале XX века штат следующий: 2 протоиерея, дьякон, 2 псаломщика и 1 сверхштатный.С 30 сентября 1865 года священником, а затем и настоятелем собора, был протоиерей (с 9 мая 1883 г.) Евгений Александрович Лебедев (9 декабря 1836 - ?), уроженец Бежецкого уезда Тверской губернии. После окончания Тверской духовной семинарии, служил вначале в сельской церкви в Кашинском уезде Тверской губернии. С 13 сентября 1863 года - в Ильинской церкви осада Сольцы Порховского уезда, затем переведен в Троицкий собор г. Порхова. Здесь он преподавал Закон Божий в школе артиллерийской батареи, был законоучителем в уездном училище, в женской прогимназии. Перед заседаниями суда в Порхове священник Евгений Лебедев «увещевал» и приводил к присяге. С 10 ноября 1868 года утвержден благочинным Порховского округа, надзирал за богослужением, благочестием, нравственностью, хозяйством церквей своего округа, приводил в исполнение распоряжения правящего архиерея и духовной консистории, обладал некоторыми правами в наложении дисциплинарных наказаний. Кроме того, Лебедев был членом правления Порховского духовного училища, уездного училищного совета, депутатом духовно-училищного съезда, председателем уездного отделения епархиального училищного совета. Отмечая заслуги протоиерея Евгения в деле расширения сети церковно-приходских школ, ему присвоено звание почетного попечителя церковно-приходских школ уезда, епархиальный училищный совет назначил его также уездным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты в уезде. Напряженный труд протоиерея получил должное со стороны церковных властей. Он награжден набедренником за активную проповедь Слова Божия, бархатной фиолетовой скуфьёй «за усердное прохождение должности законоучителя», ему вынесена благодарность с внесением в послужной список за исполнение должности благочинного, епархиальным начальством вынесена признательность за добросовестное и точное исполнение поручения по передаче Никандровой пустыни новому игумену Серафиму. В 1872 году «за отлично усердную службу» пожалован бархатной фиолетовой камилавкой. В 1876 году Святейшим Синодом награжден наперсным крестом. За добросовестное отношение к делу образования в качестве законоучителя Порховского уездного училища, а в особенности в качестве члена Порховского училищного совета, священнику Лебедеву в 1877 году выражена искренняя благодарность попечителя С.-Петербургского учебного округа. За заслуги по гражданскому ведомству в 1889 г. он удостоен благословения Святейшего Синода, за заслуги по духовному ведомству определением Святейшего Синода от 3 апреля 1903 года награжден палицею.

Награды и поощрения следовали не только со стороны епархиального начальства. В знак признания служения «с особенным усердием 12 лет подряд в должности благочинного» о. Евгений 16 мая 1881 года награжден орденом Святой Анны 3-й степени, 15 мая 1892 года последовало награждение тем же орденом 2-й степени. В 1882 году Главным управлением общества Красного Креста для ношения на груди выдан знак Красного Креста. 6 мая 1898 года последовало награждение орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени. Наконец, постановлением сковского дворянского депутатского собрания протоиерей Евгений Лебедев и члены его семьи 12 ноября 1898 года причислены к дворянству Псковской губернии и внесены в третью часть дворянской родословной книги. Это постановление было утверждено Сенатом.Сын Евгений (1860 г.р.) в 1910 году преподавал в Новгородской духовной семинарии, имел чин статского советника. В печати им опубликованы статьи о церковно-приходских школах в Псковской епархии, об истории Церкви, о Псковской епархии. Главным его трудом можно считать книгу «Порхов и окрестности. Исторический очерк». Книга вышла из печати в 1915 году в Новгороде. Евгений Евгеньевич Лебедев скончался накануне великих потрясений - 30 ноября 1917 года. Его похоронили в Порхове. Другой сын, Михаил (1879 г.р.), в 1910 году служил помощником столоначальника в хозяйственном управлении Святейшего Синода. Как и брат Евгений, он много занимался исследованиями по истории Псковской епархии, Порховского уезда. Им написана «История Порховского духовного училища (1814-1914 гг.)», С.-Петербург, 1914. После 1917 года Михаил стал священником, вернулся в Порхов, был репрессирован (далее о нём см. очерк о Никандровой Пустыни). Протоиерей Евгений Лебедев служил в соборе еще некоторое время после 1917 года.

Вторым священником служил протоиерей (с мая 1907 г.) Василий Алексеевич Доманский. Он родился 18 января 1850 года в Порхове, был сыном причетника, служил в соборе более 25 лет. «Примерный, любящий семьянин, он был примерным и любящим пастырем, примерным и любящим учителем Закона Божия». С марта 1911 года заштатному протоиерею назначена пенсия 300 руб. в год. Перед 1917 годом священником в Троицкий собор назначен Пантелеимон Иоаннович Богоявленский. Он родился около 1881 года в семье псаломщика Богоявленского собора в г. Великие Луки, в раннем детстве остался сиротой. После окончания в 1903 году Псковской духовной семинарии его определили псаломщиком в Николаевский храм Александровского Посада на Талабских островах. 3 июня 1907 года он возведен в сан дьякона церкви погоста Сенно Псковского уезда. Спустя год, 30 сентября 1908 года, Пантелеимон посвящен в сан священника и определен в церковь Казанской иконы Божией Матери Благовещенского Воронцовского монастыря Холмского уезда Псковской губернии. Летом 1911 года о. Пантелеимон перемещен служить на Верхний остров, а осенью того же года - в погост Карачуницы Порховского уезда. Отсюда его, предположительно в тот же год, перевели в Троицкий собор г. Порхова. За свое служение в 1914 году его наградили камилавкой, 12 июня 1917 года утвержден в должности благочинного 1 округа. Пришедшие к власти большевики расстреляли священника весной 1918 года без суда и следствия. В журнале «Еженедельник ВЧК» в мае 1918 года напечатано сообщение: «Пантелеимон Богоявленский, благочинный Порховского округа, расстрелян за распространение слухов посредством проповедей». В 2003 году священник Пантелеимон Богоявленский прославлен в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых.

В 1910 году в приходе жило 1323 человека мужского пола и 1381 человек женского пола. Родилось 75 мужского пола, 84 женского пола, умерло 64 мужского пола, 67 женского пола. Согласноисповедным росписям, в приходе числилось 30 (9 м. и 21 ж.) человек духовного звания, штатских - 22 человека, «купцов, мещан и прочих обывателей» 1588 человек, крестьян 998 человек. Приход Троицкого собора составляли не только горожане, но и жители деревень Большая Киевка, Заполье, Заходы, Малая Киевка, Опочно, Осечище, Попадин Ручей, Селище.

Собор закрыт в годы советской власти, в конце 60-х годов XX века взорван.

https://porkhov-muzeum.ucoz.ru/news/troickij_sobor_i_blagoveshhenskaja_cerkov/2020-02-26-483



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.