ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Песочное. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Богородицкая,Успенская церковь


Песочное. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1760 и 1767.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Вологодский район, поселок Песочное.

Координаты: 59.452611, 39.659437



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Сергей Чернов
18 августа 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Сергей Чернов
18 августа 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
24 августа 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
24 августа 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
МОРПЕХ879
24 августа 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
oldboy
19 мая 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Сергей Чернов
18 августа 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Сергей Чернов
18 августа 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Сергей Чернов
18 августа 2023
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Ольга Соколова
25 апреля 2016
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Песочное, Вологодский район, Вологодская область
LE_Ranger
8 июля 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Личный фотоархив. Копия с фотографии начала 20 века.<br>, Песочное, Вологодский район, Вологодская область
Личный фотоархив. Копия с фотографии начала 20 века.
Vanyaraz
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  9 ноября 2017

На месте нынешнего села Песошного в начале второй половины прошлого века был Песочный монастырь. Немного об этом монастыре сохранилось письменных документов в архивах; немного - и устных преданий. Первым по времени и полноте печатным известием о Песочном монастыре должно считать краткое описание его в "Истории российской иерархии" Амвросия, архимандрита Новоспасского Московского ставропигиального монастыря, издания 1813 года, которое и привожу здесь сполна: "Успенский мужеский монастырь, с 1764 года упраздненный, говорит историк, находился в уезде губернского города Вологды расстоянием от оного в 27 верстах к северо-западу на западном берегу озера Кубенского близ села сего ж имени. Название его произошло от песчаного озерного берега, на коем он находился; а вначале его ничего не известно: но по примечанию должен быть древний. Здание в нем было все деревянное, но около 1760 года бывшим там строителем Дионисием выстроена великолепная двухэтажная каменная готической архитектуры церковь с приделами: положения ризы Богоматери и Св. Николая, с образца коей сей же строитель по упразднении оного монастыря будучи переведен в Сямской монастырь выстроил и там таковую же церковь. До штатов 1764 года Песочный монастырь имел 116 душ крестьян. По упразднении же обращен в приходскую церковь около лежащих деревень и ныне церковь обнесена уже каменною оградою, а также пристроена к ней и колокольня". Что еще в 1762 году здесь был монастырь, об этом свидетельствует указ о кончине Императрицы Елизаветы Петровны и о восшествии на престол Императора Петра Третьего, сохранившийся в церковных архивных бумагах, начинающийся так: "Указ Его Императорскаго величества самодержца всероссийскаго из вологодской преосвященнейшаго Иосифа епископа вологодскаго и белозерскаго духовной консистории Успенскаго Песочнаго монастыря игумену Иоасафу з братиею сего генваря 11 числа 1762 года"...

Богослужебные церковные книги, как то: Апостол, минеи и триоди - все, печатанные в первой половине прошлого века, подписаны принадлежащими Свято-Успенскому Песочному монастырю, например, Апостол печати 1742 года подписан так: "сия книга Свято-Успенскаго Песочнаго монастыря". В метрической книге, сохранившейся от 1780 года, деревни вновь учрежденного тогда Песошенского прихода имеют отметку: "бывшей вотчины Песочнаго монастыря". В приходской часовне в деревне Бузакове сохранились запрестольные иконы, из которых на одной существует надпись: "написася сий святый крест лета семь тысяч (далее стерлось) го Августа 2-го дня во храм Пресвятыя Богородицы Песочнаго монастыря благословением игумена Феодосия сбратиею".

Когда был основан Песочный монастырь, об этом ни в приходе, ни в церковных архивах, ни в разных пересмотренных нами документах не сохранилось известия. Конечно, в монастыре существовали какие-нибудь записи об основании монастыря, но все они сгорели в последний пожар пред упразднением монастыря, если только не сгорели когда-нибудь ранее, что вполне возможно, потому что в старину пожары были не редки. Но что монастырь Песочный сравнительно древний, не может быть сомнения. В "Истории российской иерархии" Амвросия Песочный монастырь прямо назван "древним", а в ряду игуменов Песочного монастыря по "спискам" Строева известен игумен Пимен от 1588 года, то есть времени царствования Феодора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Это тот самый игумен Пимен, который, по древнему сказанию о Заоникиевской пустыни, в 1588 году, по распоряжению Вологодского епископа Антония был назначен вместе с некоторыми другими духовными лицами для исследования обстоятельств явления иконы Божией Матери, что в Заоникиевой обители, и чудотворений от нее. На основании этого известия можно заключить, что монастырь был основан не позже третьей четверти шестнадцатого века, потому что из строящейся или и вновь только устроенной малоизвестной обители едва ли бы послали игумена для упомянутого важного дела, да и ничто не может подтвердить того, что этот игумен Пимен был первым игуменом Песочного монастыря.

Может быть, Песочный монастырь был основан выходцами из соседних монастырей Спасо-Каменного, Куштского и Прилуцкого (из которых первый, как известно, основан в 1260 году, второй в 1420, а третий в 1372 году), как например, упомянутый Александро-Куштский монастырь, основанный выходцами с Каменного; а может быть, монастырь был основан, как и соседние с ним монастыри - Заоникиев и Сямский, тем неизвестным лицом, которому впервые явилась чудотворная икона Успения. Века четыре назад здесь, по всей вероятности, был густой сосновый бор, тянувшийся на далекое пространство в обе стороны по берегу Кубенского озера. Ищущий уединения инок, а быть может, и из местных жителей какой-нибудь благочестивый человек, движимый влечением пустынножительства, пришел сюда и был первым основателем обители. Густой сосновый бор, высокая, сухая и песчаная местность, соседство светлого ручейка, все как нельзя более соответствовало желаниям уединения. Вот все, что можно сказать в пользу первого предположения. Но второе предположение, что монастырь был основан тем лицом, которому явилась икона Успения Богоматери, копия с которой и теперь хранится в теплом храме, кажется более достоверным, потому что явление иконы не подлежит никакому сомнению, хотя о самом явлении опять же сохранилось одно лишь устное предание. Явление чудотворной иконы, по всей вероятности, было поводом к основанию монастыря. По одним сказаниям, икона явилась ближе к озеру, в так называемых "исадах", то есть сенокосных пожнях, и найдена была на камне, на котором, по преданию, приплыла по озеру; по другим она явилась уже в монастырь и явилась не с озера, а "из горы", то есть, из береговой возвышенной стороны, по речке Щепинке, при чем были отмечены два пункта ее остановок. Так на месте первой остановки в деревне Щепине Ильинского Кубенского прихода и по настоящее время существует часовня, ранее числившаяся Песошенской, другой пункт у Сельца, тогда монастырского, а ныне деревни Песошенского прихода, отмечен был деревянным столбиком с иконой и кружкой. Ныне этот столбик нарушен, а вместо него уже на большой дороге, против церкви, устроена небольшая часовенка.Но так как время явления иконы неизвестно, равно никто не может утвердительно сказать и того, что икона явилась уже в существовавший монастырь, то основательнее будет предположить второе, - именно, что явление иконы и было поводом к основанию монастыря и на месте явления ее был основан Песочный монастырь...

О двухвековом существовании монастыря, известно очень мало. Прошлое его не отмечено никакими славными событиями. Песочный монастырь, как и множество других подобных ему, надо думать, был самою заурядною обителью, не прославившеюся ни великими подвижниками, ни великими чудотворениями от святынь, скрываемых в его стенах. Жизнь его текла ровно и спокойно: жили иноки, трудились, служили Богу, молились за весь мир Божий, совершали милостыню и просвещали, сколько могли, светом учения Христова соседних жителей.

От начала XVII века сохранилось любопытное известие о разграблении монастыря литовцами и казаками в эпоху смутного времени.Известие это - челобитная, от 1615 года, монаха Вологодского Песочного монастыря "Илинархища" о разорении монастыря и его вотчины Литовскими людьми и казаками такого содержания: "Государю, Царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Русии бьет челом досталней чернец Илинархище Успенья Пресвятые Богородицы Песочнаго монастыря. Деялось, Государь, в прошлом в 121 (то есть 16 12/13) году и в 122 (16 13/14) году и в нынешнем в 123 (14/15) году, за умножение грехов наших, приходили, Государь, на нас Литовские люди не в один поём, и после Литвы нашли на нас воровские казаки, и стояли у нас стояньем 17 недель; и в твоем Государеве Цареве Богомолье в монастыре Литовские люди и воровские казаки, старцев и служек и трудников присекли и прижгли и в церквах книги и свечи местныя все побрали и лошаденца монастырские все побрали и хлеб, Государь, молоченой и немолоченой и нежатой, таж и овес и ячмень все истравили; и твое Богомолье Царьское стоит впусте и вотчинка Прсвятые Богородицы запустила от Литовских людей и от воровских казаков, присечены и присжены и с женами и с детьми, и вся разорена до конца. Милостивый Царь Государь и великий князь Михаил Феодорович всеа Русии! учини, Государь, свой царьской указ, и вели, Государь, дозрети (то есть, вероятно, написать дозорныя книги, просто, навести следствие) свое богомолье Успенья Пресвятые Богородицы и Николы Чудотворца Песоченской монастырь и вотчинку Пресвятые Богородицы и Николы Чудотворца. Царь Государь смилуйся". (Акты Археогр. Экспед. т. III, СПБ 1841 г., стр. 110, №75.). Что последовало в ответ на эту челобитную, было ли оказано какое вспомоществование, неизвестно. О многом говорит эта челобитная и объясняет нам в жизни монастыря. Мысль невольно уносится в далекое прошлое, и словно наяву видишь все то страдание земли Русской, какое пережила и перенесла она в ту тяжелую кровавую годину, - видишь разоренные города и монастыри, эту народную святыню, оскверненные и ограбленные храмы Божьи, выжженные или разграбленные села и деревни, разогнанных и перебитых, не разбирая ни пола, ни возраста, мирных жителей, потоптанные нивы, - все это великое опустошение, - и сердце трепещет, - ужасается, случайно заглянув в великую книгу родной истории... Во-первых, эта челобитная говорит о том, как смело действовали бунтовщики, оставаясь около четырех месяцев в одном месте и сделавши Песочный монастырь как бы опорным пунктом в своих разбойничьих разъездах, как была слаба администрация того времени, допуская разбои в столь близком расстоянии от города Вологды, где жил воевода и стояли отряды земской рати; во вторых, эта челобитная дает понять и то, как нерадостно должно было быть последующее существование "в конец" разоренного монастыря и как долго надо было ему сбираться с силами, чтобы вновь достигнуть былого благосостояния. Из этой челобитной видно, что монастырю с давнего времени принадлежала вотчина, быть может, пожалованная еще при его основании.

О вотчинном хозяйстве и вообще о материальном положении монастыря, известий не найдено. Только из напечатанного в актах Археограф. Экспедиции (т. IV, стр. 190, №142) документа от мая 1663 года видно, что среди монастырских крестьян были скорняки и портные. Именно, 13 мая 1663 года Волог. воевода Никита Констант. Стрешнев и дьяк Андрей Чистого получили царскую грамоту, чтобы "тотчас" собрать с вотчин Волог. монастырей со всех скорняков и портных мастеров с 10 человек по 2, с женами и детьми и выслать их за крепкими поруками к Москве; по этой грамоте воевода и дьяк послали одного стрельца ехать за нужными людьми в монастыри: Прилуцкий, Каменный, Песочный, Подольный, Катромский, Евфимьев, Глушицкий, Лопотов, Рабангский и Александров (только эти монастыри и упомянуты). В "окладных книгах" Волог. архиерейского дома, хранящихся в Волог. Епарх. Древлехранилище, упоминается с 1664 года постоянно Песочной монастырь, но почему-то без означения платимой дани. В книге 1664 года помещено только одно название: Песочный монастырь, а в книгах 1671, 75, 80 годов написано: "Песочной монастырь, а в нем храм Успения Пресвятыя Богородицы, да в пределе того храма служба Положения Риз; теплый храм Николая Чудотворца. В вотчине того монастыря - сельцо, крестьянских и бобыльских - 46 дворов".

Почти к этим же годам относятся известия о жертвах, какие монастырь принес вместе с другими обителями на общегосударственные нужды, особенно в тяжелую эпоху Разинского бунта и во время войн за Малороссию. В 1671 году по указу царскому и по боярскому приговору сбирали ратным людям на жалованье по две гривны с двора, а в 1673 году по полтине со двора. Песочный монастырь в первый раз уплатил 9 р. 6 ал. 4 д., а во второй - 23 рубля. В 1678 году, по царской грамоте, полученной 19 мая стольником и воеводой вологодским Иваном Даниловичем Голохвастовым да дьяком Перфильем Ляпиным из Ямского приказа, велено было взять с каждой сотни монастырских дворов даточных конных людей по человеку или деньгами по полу-полтине, сверх ранее собиравшихся на жалованье ратным людям. С Песочного монастыря было послано по этой грамоте 18 рублей с Прилуцким монастырским служкою Васильем Власовым, вместе с деньгами Прилуцкого, Сямского и Антониевского монастырей. В том же году, 24 февраля, архиепископу Вологодскому Симону из Патриаршего дворцового приказа была прислана грамота, в которой было сказано, что патриарх и прилучившиеся на Москве духовные власти ударили челом царю на жалованье ратным людям домовые денежные казны, а которых архиереев и черных властей не прилучилось, соборне уложили из их монастырей взять денежные казны заочно, составив роспись, и взять по росписи, а буде архиерей и сверх того объявит, и то взять излишнее, что возможно. С Песочного монастыря взято было тогда - 5 рублей, да сверх патриаршей росписи, по рассмотрению архиепископа Симона, игумены и иеромонахи "ударили челом" и с Песочного еще взято 5 рублей.

В "росписи 1681-82 г. Вологодцкой архиепископии, за которым монастырем, по новым переписным книгам, 186 и 187 (сент. 1677 - сент. 1679 г.) годов, крестьянских и бобыльских дворов, и сколько в которой монастырь послано на корм отставных стрельцов и кто имяны и коих приказов и в которых годех, на 50 дворов по человеку" сказано, что в вотчине Песочного монастыря крестьянских и бобыльских 43 двора; а в вотчине Рабангского - 66 дворов, и к ним "с опча" посланы сент. 29-го 1680 года - отставной стрелец стольника и полковника Андреева приказу Дохтурова Гришка Дмитриев, а февр. 4-го 1681 г. - отставной стрелец полковника Лукина приказу Изъединова Логинко Афонасьев, а велено им быть: Гришке Дмитриеву в Рабангском, а Логинку Афонасьеву - в Песошном монастырех. Да к Песошному-ж монастырю в додачу для несения стрелецкой повинности приписано Лопотова монастыря осталых 5 дворов; еще надобно в додачу 2 двора; а у Рабангскаго монастыря в остатке - 16 дворов".

Денежное и хлебное жалованье давалось на каждого по 1 р. 30 алт., по четверику толокна и столько же круп, по пол-четверику гороху, по 10 гривенок соли, по 3 четверти ржи и столько же овса. Присылка стрельцов в монастыри на содержание была остановлена царским указом от 4 сент. 1701 года.Ко времени упразднения Песочного монастыря за ним числилось уже 60 дворов крестьянских с 116-ю жителями муж. пола, и при монастыре существовал приходский причт для исправления мирских треб. Вотчина состояла из семи деревень, впоследствии вошедших в состав Песошенского прихода: Ирхина, Манина, Тимофеева, Легкого, Титова, Селезнева и Дресвянки, теперь уже не существующей, и трех сел: Бузакова, Брелина и Сельца. Под селом Бузаковым было 144 дес. земли пахотной и сенокосной, на скотьем дворе стояло до тридцати лошадей и семидесяти коров. Под селом Брелиным числилось тридцать три десятины прекрасной пахотной и сенокосной земли, под Сельцом 120 десятин земли. Кроме этого, монастырю принадлежали богатые пустоши и пожни по берегам Кубенского озера, например, пустошь Пашкова в Св. Луке около 14 десятин, пожня Шобауга 18 десятин, теперь принадлежащие бывшим вотчинным крестьянам Тимофеевского общества, Морщиха и др. Когда эта вотчина была пожалована монастырю и кем - не известно.

По количеству братии Песочный монастырь был богаче не только Заоникиева, в котором, по табелям о монашествующих 1732 г., братии было 5 человек, но и Сямского, в котором, по этим же табелям, братии было только восемь человек, тогда как в Песочном монастыре было девять человек, наравне с Лопотовым и Подольным. Из этого сравнения видно, что Песочный монастырь в свое время был не из числа последних и самобеднейших и упразднен был скорее не по бедности и недостатку братии, потому что были оставлены, хотя и за штатом, беднейшие его монастыри, как например, Заоникиев, Семигородный и другие, существующие и ныне, а потому, что ко времени штатов монастырь постигло роковое в судьбе его несчастие: он весь сгорел. Известно, что по этой же самой причине в 1774 году на время был упразднен такой монастырь, как Спасо-Каменный. Пожар этот, согласно преданию, сохранившемуся в приходе, надо относить именно ко времени новых штатов. Глубоко-бедственное положение монастыря вследствие пожара, его бедность и оскудение характеризуются сохранившимся от этого времени, именно, от 1759 года документом, - прошением предпоследнего игумена Иоасафа Вологодскому епископу Серапиону. Вот это прошение: "Сего апреля 1 дня позван я нижайший на Вологду священнослужения ради в Вологодской Софийской собор на сей апрель месяц в чреду, а за недостатками и скудостию того нашего Свято-Успенскаго Песочнаго монастыря и за неимением своего собственнаго монастырского подворья той месячной чреды против прочих игуменов исправлять мне нижайшему невозможно. Того ради" (следует просьба об освобождении).

Резолюция: "Уволить за показанную нужду игумена Иоасафа от чредослужения, а в цветную и светлую недели можно исправить иными игуменами священнослужения, котории прилучатся быть на Вологде. Априлия 3 числа 1759 года". Оскудевши материально, монастырь оскудел и братиею. В 1756 году монашествующих и с настоятелем было только 3 человека: игумен Иаков, бывший Спасо-Печенгский игумен Иосиф и наместник иеромонах Мардарий. В списке монашествующих за 1761 и 1762 годы в Успенском Песочном монастыре показано монашествующих один лишь игумен Иоасаф, стало быть, монашествующих в братии никого не было; тогда как в 1732 году показано девять человек братии...

Церковь монастырская и самый монастырь были не на том месте, где стоит теперешний храм, а на месте сада; о чем свидетельствует находящийся в саду развалившийся каменный столбик (куча кирпичей). И теперешняя церковь, как значится в описи от 1812 года, была заложена и строена еще при существовании монастыря и для монастыря, с чем согласно и свидетельство Амвросия, который говорит, что каменная церковь выстроена "около 1760 года", но на новом уже месте, потому, наверное, что старое было завалено мусором сгоревших строений. Ограда кругом храма сделана в виде высокой, местами выше сажени, каменной стены, какой ограды ни у одного из соседних храмов нет, которая и теперь придает церкви вид скорее монастыря, чем приходской церкви; во втором ярусе колокольни хорошо сохранилась особенная комната, с маленьким окном, вероятно, предназначавшая для монастырской ризницы, или казны. Устраивая так храм, строители наверное не помышляли об упразднении монастыря.

Как изменяется история и как вместе изменяется дело рук человеческих! - Сто сорок лет назад здесь был монастырь, привлекавший, быть может, сотни, даже тысячи богомольцев; а где он теперь? - Одна не большая груда кирпичей на месте бывшего престола, да смутное воспоминание в приходе, - вот все, что осталось от старинной обители! Только в воображении можно представить картину прошлого, весь этот старинный монастырь со своими очень немногочисленными и небогатыми постройками. Там вон, где разросся сад, ближе к большой дороге, стоит довольно обширный, старинный деревянный храм. Близко к нему прижались монастырские строения: братские кельи и странноприимница; а там далее, налево от нынешнего храма, виднеются другие монастырские строения: конюшни, сараи, погреба, кладовые, тянутся монастырские огороды - росадник и проч., следы которых заметны и по настоящее время. Все это окружает высокая деревянная стена. Над причудливой формы вырезными воротами поставлен образ и висит лампада. Все здесь просто; только старинный пятиглавый храм своим стилем с остроконечными, шатрообразными верхами, с причудливыми вырезами, карнизами и колоннами несколько выделяется на общем сероватом фоне своею оригинальностью для нашего времени и своею удивительною стойкостью, вынесшею на себе бремя двух, а, быть может, и трех веков. В ограде виднеется не большой, но старинный садик, за которым, в самом углу ограды приютилась часовенка и небольшая келейка, - быть может, там живет отшельник. Каждый день мимо стен монастыря проезжают и идут десятки людей по торговому оживленному Кирилловскому тракту. - Едет боярин на богомолье, или по делам службы, в своей колымаге, сопровождаемый толпою челяди и целым поездом саней, проезжает, наконец, сам царь со своею многочисленной дворней; - всем путь мимо монастыря. И весь этот люд непременно остановится против монастырских ворот, снимет шапку, сначала набожно покрестится на икону и на кресты монастырских храмов, потом завернет и в ворота поклониться и отпеть напутственный молебен Царице Небесной, явленный образ которой хранится в обители; а если не завернет в ворота, то отпустит свое посильное пожертвование в монастырскую кружку и, еще раз помолившись на храм, продолжает свой путь. Если Песочный монастырь основан не позже половины шестнадцатого века, то нет сомнения, что он видал в своих стенах и великого богомольца, Грозного правителя земли Русской, Иоанна Четвертого, который, не раз посещая Кирилло-Белозерский монастырь, должен был проезжать мимо самых ворот новой обители... Нет сомнения, что и Песочный монастырь видал и помнил, хотя не блестящие, но все же лучшие времена своего существования, когда он был сравнительно и богат и славен; в стенах своих он видал и знатных и бедных богомольцев, встречал и Царей и святителей земли Русской...

Название Песошенской или Песочный, как именовался монастырь, "произошло от песчаного озерного берега" говорит Амвросий, и действительно, как на Песошном, так и за несколько верст далее по Кирилловскому тракту, грунт земли чисто песчаный; на нем чуть-чуть прозябает, не имея сил прочнее укорениться, тощая трава. Летом здесь в сухую погоду нога лошади по холку погружается в песок. Песок здесь чистый и мелкий, чем отличается от грунта окружающей местности, где он состоит то из песку смешанного с гравием, то из глины. Очень вероятно, что в старину, быть может, лет тысячу назад, озеро Кубенское в своем уровне стояло выше теперешнего, и то небольшое песчаное возвышение, на котором теперь стоит церковь, было когда-то самым берегом озера, по-местному - завалом, который теперь спустился на три четверти версты ниже. Песчаную же гряду, или когда-то бывший берег, часть которого составляет и Песошное, можно проследить, начиная от Николаевской Возимской церкви, где она известна под названием "веретии" и, кончая Никулинским, где песчаный грунт постепенно переходит в каменистый. Существует и другое объяснение происхождения названия Песочный и Песошенская. Чудотворная икона Успения явилась, как уже было замечено, на берегу озера, на песке, хотя и найдена лежащею на камне; - от этого будто бы и пошло название "Успения, что на Песочном". То и другое объяснение верно, потому что сущность их сводится к одному - к песчаному грунту почвы; а песком Песошное, действительно богато.

Шадрин И. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на Песочном, Вологодского уезда (бывший Свято-Успенский Песочный монастырь).


Марина Зуйкова  9 ноября 2017

Каменная Успенская церковь возводилась как монастырская после пожара, уничтожившего деревянные храмы и все постройки обители в середине XVIII в. в Успенском Песочном монастыре. Начата строительством около 1760, после упразднения монастыря обращена в приходскую, достроена и освящена в 1767. Одноэтажная, двухсветный четверик с полуглавиями и пятиглавым завершением, с трапезной и колокольней в одной связи. Трёхпрестольная: Успения Пресвятой Богородицы — главный, придельные: Николая Чудотворца, Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. В приделе Николая Чудотворца находилась местночтимая икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, точная копия с явленной иконы. Закрыта церковь в нач. 1930-х, использовалась под мастерские, утрачены завершения храма и колокольня.

http://svyatayarus.su/church/detail/53271/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.