ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Потапово, урочище. Церковь Николая Чудотворца (старая).


Потапово, урочище. Церковь Николая Чудотворца (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1757.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, Потапово, урочище

Координаты: 57.496088, 37.863996 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Церковь Николая Чудотворца (старая), Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Потапово, урочище, Угличский район, Ярославская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1908



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  22 сентября 2020

Село Потапово в древности входило в состав средневекового Угличского уезда, недалеко от границы с Кашинским уездом. Примерно в одной версте к западу протекает речка Святица (правый приток Корожечны). В 1777 году местность вошла в состав вновь образованного Мышкинского уезда, в котором пребывала вплоть до советского времени, когда была отнесена к Угличскому району. Поблизости помимо множества деревень расположены села Климатино, Знаменское, Зеленцово, Жданово – так что местность была весьма обжитой и густонаселённой, как и подобало одной из центральных губерний.

В 1757 году прихожанами была построена двухэтажная каменная церковь с двумя престолами: 1) Святителя и чудотворца Николая, 2) Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Это был типичный для наших мест храм в запоздалых формах XVII века с элементами «нарышкинского барокко». Углы оформлены лопатками, окна – наличниками с вогнутыми разорванными сандриками. По верху стен проходили городчатые карнизы. Объем храмовой части завершал двухъярусный барабан с главкой. К трапезной с запада примыкал узкий башнеобразный объем паперти, над которым, вероятно, была колокольня. Территорию храма окружала невысокая каменная ограда с филенчатыми нишами. Ворота были трехчастные в классическом стиле с парными колоннами тосканского ордера, фронтонами и декоративной рустовкой.

В «Ярославских епархиальных ведомостях» в 1897 году о церкви сообщалось: «С течением времени она пришла в такую ветхость, что в ней совершать богослужение было далеко небезопасно. Кроме того, она была мала по своему объему, так что в праздничные дни богомольцы принуждены были стоять во время богослужения на паперти. Уроженец этой местности известный виноторговец П.А. Смирнов пожелал устроить здесь новый обширный храм, и в настоящее время его желание осуществилось».

Документы сохранили некоторые подробности дела. 12 июня 1892 года Ярославская духовная консистория направила в Строительное отделение Ярославского губернского правления план (проектные чертежи) и объяснительную записку на устройство в селе Потапове Мышкинского уезда нового каменного храма. Документы требовалось рассмотреть в архитектурном отношении и с отзывом возвратить в Консисторию. План в техническом отношении найден составленным правильно, сделаны лишь минимальные исправления. В итоге 15 июня 1892 года проект одобрен Консисторией для дальнейшего строительства.

На чертежах и пояснительной записке стоит подпись автора – архитектора-инженера генерал-майора Гейнца. Николай Александрович Гейнц был военным инженером. В 1858 году в Императорской академии художеств получил звание неклассного художника архитектуры. В 1870-х годах служил в Московском окружном инженерном управлении. В 1870-1880-х годах он построил несколько крупных зданий в Москве, в том числе для торгового дома П.А. Смирнова (известное здание на углу Овчинниковской набережной и Пятницкой улицы, изображавшееся на бутылочных этикетках). Поэтому нисколько не удивительно, что купец обратился к нему с заказом и на проект храма.

Авторство давно известно из статьи в «Ярославских епархиальных ведомостях», а вот другие материалы представляют наибольший интерес. Среди них «Пояснительная записка к проэкту на сооружение храма о трех приделах на 600 человек: во имя Св. Святителя и Чудотворца Николая, Преподобных отец наших Зосимы и Савватия и Апостола Петра – поклонение его веригам, сооружаемого на средства /иждивением/ коммерции советника Петра Арсеньевича Смирнова на месте родины его, при селе Потапове Ярославской губернии Мышкинского уезда», датированная 4 июля 1892 года.

Далее в документе сообщается: «Участок земли под сооружение храма уступлен церковным причтом, находится на церковной земле в смежности с участком существующей приходской церкви /приходящей в ветхость/. Участок этот находится в черте погоста и совершенно изолирован от строений причта, как видно по генеральному [плану] и с одной стороны примыкает к ограде существующей церкви, другая к пруду, остальные две к пашням.

Поверхность участка довольно ровная, слегка холмистая с одной стороны около пруда и дороги в деревню Бывалище с общим скатом к ложбине задней стороны около существующей ограды погоста. Почва, как показали пробные колодцы, суглинистая, покрытая слоем растительной земли. По рассказам местных жителей, промерзает от 2 до 2 ¼ аршина. Грунтовые воды при пробных колодцах глубиною 3 аршина не встретились, и грунт на этой глубине оказался вполне надежным».

Затем архитектор переходит к описанию технических особенностей здания: «Тип постройки проэктируемаго храма избран каменный одноэтажный и нагреваемый голландскими печами. Имеет колокольню, трапезную и церковь с тремя приделами. При сооружении храма предполагается произвести следующие работы:

Фундаментные рвы, соображаясь с глубиною промерзания земли до 2 ¼ аршин, предположено оные углубить на 3 аршина ниже местности и при том по незначительности падения последней вдоль длинной оси строения всего на 1/2 расположить эту подошву горизонтальной линии. Откосам фундаментных рвов предполагается дать заложения 1/4 высоты. Излишняя земля будет перевезена для подъема окружающей церковь местности и на подсыпку внутри строения для искусственного основания пола».

В продолжение сообщается об устройстве фундамента: «Кладку фундамента предполагается сделать из употребительного в этой местности булыжного камня, а под 4-е столба /пилона/ из полужелезного кирпича на портландском цементе и вывести фундамент выше горизонта земли на 1/2 аршина, чтоб поднять местно с незначительным склоном от строения. Цоколь предполагается сделать кирпичный, положив по фундаменту два ряда белого камня, с оштукатуркою снаружи цементом. Верх цоколя предполагается покрыть слоем бересты для изолирования стен строения от сырости, могущей подыматься из грунта».

Далее описывается основная часть здания: «Стены и своды строения кирпичные на обыкновенном известковом растворе и штукатурятся. Размеры установлены следующие: в колокольне нижний ярус в 4 кирпича с угловыми столбами в 2 ½ кирпича, соединенными арками, а верхние ярусы восьмигранные в 3 кирпича, 1 ½ и 1 кирпич, шейка в 1 кирпич. В трапезной две стенки в 3 ½ кирпича, в углах столбы в 1 ½ кирпича, соединенных арками. В церкви в 4 кирпича с внутренними пилястрами в 1/2 кирпича. Внутри церкви 4 столба /пилона/ квадратно в 6 кирпичей с пилястрами в 1/2 кирпича, соединенных арками. Над ними трибун в 2 ½ кирпича, а ниже его окон до арок и столбов постепенно стены утолщаются от 3 до 5 кирпичей. Малые трибуны в 1 ½ кирпича, цоколь в 2 кирпича. Стены алтарей в 3 кирпича, цоколь под всеми стенами толще на 1/2 кирпича. Кирпичные своды и замки 1 ½ кирпича с распалубками. Над всем строением железные связи кладутся над перемычками окон и еще по стенам и пилонам, также и в трибунах внизу и вверху. Полы предполагается сделать из несгораемого материала».

На современный взгляд это весьма незамысловатые подробности, определяющие конструкцию, но приведенного описания, вероятно, было достаточно для работы каменщиков. Они позволяли в силу традиций и новых достижений строить на века – исключительно надежно, прочно, красиво.

Завершала пояснительную записку следующая информация: «Стропила в трапезной и алтарях устроить наклонные, врубленные в мауэрлаты и положенные на стены, из бревен с обрешеткою под железо. На куполах трибунов железные с обрешеткою. Крыши из листового железа в 12 фунтов лист 2-х аршинной меры. Оконные переплеты двойные створчатые с колодами и подоконниками из соснового леса. В окна вставляются железные решетки. Двери створчатые филенчатые из соснового леса, а снаружи железные в рамках. Печи предполагается сделать голландские из полуторных белых изразцов с духовыми и жаровыми душниками и вытяжными проводами. Все железные и деревянные предметы красятся на масле колером, а внутри стены и своды клеевою краскою. Снаружи храма при трех алтарях делаются крыльца на три стороны, а стены красятся колером».

В «Ярославских епархиальных ведомостях» сообщается, что «закладка храма была совершена в 1893 году, а через два года было приступлено и к его внутренней отделке». 21 июня 1897 года в торжественной обстановке совершено освящение, на котором присутствовали предводитель дворянства Угличского уезда Д.В. Калачев, городской голова Углича Н.Д. Евреинов, городской голова Кашина А.А. Носов, представители местной администрации и множество богомольцев – до десяти тысяч человек.

Чин освящения главного престола и двух приделов совершил викарий Ярославской епархии епископ угличский Иоанникий с двенадцатью протоиереями и священниками, в числе которых были кафедральный протоиерей, благочинный, священники придворного Верхоспасского собора Московского Кремля и церкви Черниговских чудотворцев у Чугунного моста. Присутствие последних неудивительно, поскольку П.А. Смирнов был старостой кремлевского собора и прихожанином отмеченной московской церкви. Пел архиерейский хор. По окончании освящения, крестного хода и богослужения храмоздатель пригласил к столу, сервированному на двести человек, духовенство и почетных гостей. Всем присутствовавшим богомольцам также предложено угощение.

В статье приводится восторженное описание здания: «Вновь сооруженный храм, по своей красоте и великолепной внутренней отделке, принадлежит к числу выдающихся церквей Ярославской епархии. Он выстроен в византийском стиле, по проекту архитектора Гейнца. Длина церкви с алтарями 17 саженей, ширина 9, а вышина более двенадцати саженей (36х19х27 м). Все три алтаря расположены в один ряд. Верх церкви увенчан пятью громадными куполами, с вызолоченными крестами. К западной части храма примыкает трапеза, а над западными дверями помещается о четырех ярусах колокольня с шатрообразною кровлей, увенчанной вызолоченною главою и крестом. На третьем ярусе колокольни помещены восемь колоколов, из которых главный весит триста пудов, а остальные более трехсот пудов. Средний храм посвящен св. Николаю чудотворцу, правый придел – св. апостолу Петру, а левый – свв. Преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. Иконостасы главного храма о пяти ярусах, а приделов – о трех ярусах, вызолоченные и по местам украшены резьбою. Все святые иконы художественно написаны во фряжском стиле по вызолоченному фону в Москве художником Соколовым. Перед иконами помещены вызолоченные подсвечники и лампады, а у клиросов ценные хоругви. Утварь: свв. Евангелия, напрестольные кресты и сосуды сделаны из серебра с позолотой и весят около двух пудов. Облачения на св. престол, жертвенники и духовенство сделаны были ко дню освящения из дорогой золотой парчи. Снаружи весь храм окрашен в светлые краски, и так как он расположен на возвышенном месте возле села, то поэтому и виден на далекое пространство. Вокруг храма устроена каменная ограда».

Приведенное описание со страниц «Ярославских епархиальных ведомостей», давало единственные сведения, позволявшие представить облик Никольской церкви. Каким бы содержательным оно ни было, самого подробного описания недостаточно, чтобы даже в общих чертах достоверно установить композицию, детали и другие архитектурные особенности. Как говорится, лучше один раз увидеть. И такая возможность, к счастью, существует. Содержащиеся в архивном деле проектные чертежи позволяют воочию представить каким был храм.

На кальке тонкими графичными линиями выполнены контуры массивного куба храмовой части, к которому с востока примыкают три традиционные древнерусские апсиды. С запада узкая трапезная, как и алтарь пониженная относительно основного объема. Фасады разделены пилястрами и завершены карнизами с квадратными и ромбовидными нишами. Плоскости стен имеют сложную многочастную филенчатую обработку, образующую непрерывный нижний пояс, окаймляющую высокие арочные окна и боковые входы. Завершает храмовую часть величественное пятиглавие с подчеркнуто крупной центральной главой на широком барабане.

К трапезной примыкает стройная вертикаль колокольни. Ее нижний ярус четырехгранный, равный по высоте храмовой части, имеющий аналогичную обработку лопатками и филенками. Два верхних яруса заметно зауженные, со срезанными углами, придающими восьмигранную форму. Ярус звона завершен шатром с килевидными арками и окошками-слухами, миниатюрными барабаном и главкой.

Внутри куб храмовой части имеет четырехстолпную структуру. Пилоны поддерживают систему сводов и световые барабаны. В интерьере также применены филенки – в обработке столбов и арок, основания центрального барабана. Около западной стены храмовой части и в трапезной располагалось по две голландских печи. В целом можно отметить, что новая церковь имела четко продуманную рациональную структуру, характерную для храмового строительства середины XIX – начала ХХ веков, когда все здание отапливалось, приделы не ютились где либо, а находились в едином пространстве. При этом трапезная имела подчеркнуто второстепенное значение, по сути являясь притвором.

Здание выдержано в типичном для второй половины XIX века эклектичном стиле, который, хотя и назван «византийским», но в большей степени восходит к русскому зодчеству XVII века. Для архитектурной концепции характерно условное новаторское восприятие, при котором не ставилась цель досконально копировать древние памятники. Было важно в рамках традиций православного храмового строительства соответствовать эстетическим и утилитарным требованиям современности. Облик храма отчасти мог восходить к бытовавшим во второй половине XIX века образцовым проектам церквей. Например, в Александро-Невском женском монастыре в селе Маклаково Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) практически одновременно, в 1892-1897 годах, был построен собор, композиционно напоминавший Никольскую церковь села Потапово. При этом не исключено, что собор Александра Невского также возведен по проекту архитектора Н.А. Гейнца.

Конечно, обозначенные чертежи не дают полной возможности представить облик Никольской церкви «в живую» – со всеми нюансами, объемностью, расположением на местности. Кроме того, проект в процессе реализации мог подвергнуться некоторым изменениям. В данном случае незаменимы фотографии и живописные изображения.

После постройки нового храма в прежней каменной церкви 1757 года уже не совершались богослужения. Ее предполагалось разобрать, но в 1907 году судьба здания заинтересовала Ярославскую губернскую ученую архивную комиссию, которая с ходатайством о защите названной церкви обратилась в Императорскую археологическую комиссию, как «в высокой степени оригинальной и интересной по своему стилю, весьма редкому для Ярославской губернии». При рассмотрении вопроса 15 сентября 1907 года «Потаповская церковь по своей оригинальности и красоте вызвала общее внимание и участие». Комиссия постановила: «признать церковь важным памятником старины и просить о непременном и тщательном ея сохранении». В то время осознавали ценность даже рядового сельского храма. Сколь далеко было до таких оценок советскому искусствоведению, в силу идеологических догм провозгласившему большинство храмов XVIII-XIX столетий поздними и не представлявшими интереса, тем самым обрекая их на гибель.

Новая церковь, построенная П.А. Смирновым, была закрыта в 1931 году, а затем разобрана на кирпич. Так ушла в небытие одна из архитектурных легенд, исторических реликвий и жемчужин Угличского края. Если когда-то в тех местах был многолюдный приход, осененный двумя храмами, куда на освящение прибыло десять тысяч паломников, то ныне местность пребывает в запустении, почти утратив следы многовекового человеческого присутствия.

https://uglmus.ru/about/publics/zrimii_obraz_legendi/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.