ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Ульяновск. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Богоявления Господня, Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 1653 и 1654. перестройка 1734, колокольня 1868.
Год утраты:1933
Адрес:
г. Ульяновск, ул. Ленина, 9/117.

Координаты:54.312619, 48.378195


Добавить фотографию
Церковь Богоявления Господня - Ульяновск - г. Ульяновск - Ульяновская область
1925 год с сайта https://pastvu.com/p/142136
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1925
Церковь Богоявления Господня - Ульяновск - г. Ульяновск - Ульяновская область
1890—1916 год с сайта https://pastvu.com/p/194355
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1916
Церковь Богоявления Господня - Ульяновск - г. Ульяновск - Ульяновская область
Фото с неизвестной книги.На настоящее время не опубликовано
Александр Иевлев
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Иевлев,  7 апреля 2016

Богоявленская церковь в своем первоначальном виде была построена за городской чертой, «за валом», в Свияжской конной слободе. «По народному преданию, она была одной из самых древних церквей в Симбирске, – сообщает А. Яхонтов. - И весьма вероятным кажется предположение, что одновременно с устроением около Симбирска Свияжской слободы и первым поселением в ней казаков была построена в ней и церковь Богоявленская». А. Яхонтов предполагает, что старая церковь представляет собой в общем объеме церкви 1898 г. «придел во имя святого Иоанна Предтечи его позднейшие придатки, и есть первоначальная Богоявленская церковь, находившаяся в Симбирской Свияжской конной слободе».

С начала основания церковь была каменной. «В народе сохраняется предание, что самый овраг подле церкви, называемый Симбиркою, произошел от трех кирпичных сараев, в которых приготовлялся кирпич на построение Богоявленской церкви». Это вполне естественно, так как речка Симбирка вплоть до 1800 г. являлась северо-западной границей города и примерно напротив усадьбы Дома-музея В.И. Ленина на ул. Ленина (ранее ул. Московская) в овраге речки Симбирки на ее южном берегу отмечено в конце XVIII века наличие кирпичных сараев.

Таким образом, историко-мемориальное значение Богоявленской церкви связано с основанием одной из первых Свияжских слобод за городским валом. В этом отношении примечательно, что в прежние времена ул. Московская доходила до Богоявленской церкви, и здесь кончалась деятельность городской управы, так как продолжение этой улицы в сторону Свияги называлось Богоявленским съездом и его благоустройством уже ведало Губернское правление. А нынешняя улица 12 Сентября в части, примыкавшей к ул. Московской, называлась Богоявленским переулком.

В последующие 1870-1880 гг. историко-мемориальное значение Богоявленской церкви еще больше возросло в связи с тем, что в непосредственной близости от нее по ул. Московской в 1875-1887 гг., а также на ул. Покровской в 1877-1878 гг. проживала семья Ульяновых. Мимо этой церкви в сентябре 1833 г. проезжал А.С. Пушкин. 15 января 1886 г. в этой церкви происходило последнее прощание семьи Ульяновых со скончавшимся 12 января 1886 г. Ильей Николаевичем Ульяновым.

Первоначальный архитектурный облик Богоявленской церкви менялся постепенно. В 1734 г. к маленькой церкви на средства симбирского купца Ивана Ивановича Воронцова был пристроен основной, дошедший до 30-х годов XX века, храм, освященный в честь Богоявления Господня. В последующих документах 1734 год принят за основную дату сооружения церкви. Прежняя, меньшая церковь была в это время переименована «в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи». Общая длина церкви в 1872 г. составляла 20,5 сажень (около 44 м).

Церковь состояла из следующих частей, соединенных между собой: с запада размещалась четырехъярусная колокольня, нижний ярус которой был в виде четверика, а три верхних яруса, постепенно уменьшаясь по ширине, были в виде восьмериков, затем шел пологий купол, который завершала небольшая главка с крестом. Трапеза в 1861г. была обращена в теплую церковь «в честь Честных Древ Животворящего Креста», после чего церковь стала трехпрестольной. Далее размещался теплый храм, соединенный с трапезой, превращенной в церковь, двумя большими арками. Храм представляет собой четверик, над которым покоится восьмигранный световой барабан с рядом окон в гранях. Барабан завершен колоколообразным куполом с небольшой главкой и крестом. С восточной стороны храма размещался одноэтажный округлый алтарь.

Архитектурно-градостроительное значение Богоявленской церкви заключается, во-первых, в том, что она формировала небольшую площадь на ул. Московской (ныне Ленина) и Богоявленского переулка (ныне ул. 12 Сентября), на этом месте с использованием стен бывшей церкви стоит двухэтажное здание; во-вторых, со стороны Московской дороги из-за Свияги эта церковь вместе с пожарной каланчей и Лютеранской церковью создавала линейный путевой архитектурный ансамбль высотных сооружений, объединявших близлежащую застройку ул. Московской, ныне целиком вошедшей в состав историко-мемориальной зоны и включенной, в основном, в состав заповедника «Родина В.И. Ленина»; в-третьих, вертикальный объем Богоявленской церкви создавал завершающий акцент западного направления градостроительной системы пространственного композиционного треугольника города, образованного тремя соборами и этой церковью. Достопримечательности и внутреннее убранство церкви подробно описано А. Яхонтовым в 1898 г.

Богоявленская церковь имела особое историко-мемориальное значение. Эта церковь была основной высотной доминантой и формировала вертикальный силуэт части города Симбирска, обращенной на запад к границе города вдоль Богоявленского съезда к реке Свияге, куда в летнее время часто ходили многие симбиряне купаться, а зимой на каток. В архитектурно-градостроительном отношении эта церковь была единственным из самых старых сооружений в районе ул. Московской, обращенной к Свияге, и выполненной в византийском стиле.

Следует считать восстановление Богоявленской церкви на ее прежнем месте наиболее целесообразным и реальным, так как она возродит утраченный облик целого отрезка улицы, почти 200 лет связанной с жизнью нескольких поколений. Тем более, что пожарная каланча уже восстановлена, а колокольня Лютеранской церкви в измененном виде существует с 1913 года. В областном архиве хранятся метрические книги прихожан церкви. Ее силуэт хорошо просматривается на ряде старых фотографий города, который наиболее полно воспринимается из-за реки Свияги со стороны Московской дороги на фоне величественной панорамы Свияжского амфитеатра, раскрывающего всю красоту исторической части города.

http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_8.htm


Статью добавил(а): Александр Иевлев,  8 апреля 2016

Время начала строительства Богоявленской церкви, из за утраты исторических документов (жалованной грамоты на строительство), сейчас уже невозможно установить, а время ввода в действие предположительно можно установить на основании имеющихся документов. Сбор церковной «дани» осуществлялся на основании данных окладных книг Патриаршего Приказа, составленных по «писцовымъ книгамъ, писем и дозору» на построенные и вновь прибывшие церкви.

Холмогоров в своей книге "Материалы для истории Симбирского края до второй половины XVIII века «Симбирская десятина» приводит данные: «7162 (1654) года по новым писцовымъ книгамъ, письма и дозору Льва Ермолова прибыли вновь (в окладъ) церкви: 15.Ц.Богоявленiя Господня въ казачьей Свiяжской слободе. дани рубль 11 алт. 5 денегъ, десятильничихъ гривна». Данные заносились на конец календарного года, а на Руси XVII века новый год начинался 1 сентября, поэтому предположительно можно сказать, что Богоявленская церковь была введена в действие в период с 1 сентября 1653 г. по январь 1654 г. к престольному празднику Богоявления Господня.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  1 февраля 2017

Первоначальная история Богоявленской церкви восходит к первым временам города; по крайней мере, в начале второй половины XVII в. эта церковь уже существует.

С самого своего основания она построена была каменною и представляла из себя нынешний придел во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1734 г. к нему был приделан теперешний храм с престолом в честь Богоявления Господня; храмоздателем её был купец Иоанн Воронцов. Престолов в теперешнем храме два: главный – в честь Богоявления Господня и в приделе – во имя св. прор. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Для священников и для одного псаломщика имеются церковные дома; диакон и другой псаломщик живут на частных квартирах, получая от церкви квартирное пособие: первый в размере 6 руб. в месяц, а второй – 4 руб. Капитал причта 3150 руб.

Прихожан в гор. Симбирске, Конно-Подгородной слободе и в выселке Тути (при р. Свияге, в 2 вер.) в 715 дворах 1585 душ муж. пола и 1736 жен.; сверх того, раскольников в 4 дворах 9 душ муж. пола и 7 жен. Церковно-приходских школ две: одна в Конной слободе, существует с 1894 г., помещается в собственном здании, другая в выселке Тути, открыта в 1896 г., помещается в здании, принадлежащем частному лицу.

Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.