ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Краснодар. Собор Воскресения Христова.


Краснодар. Собор Воскресения Христова
Деревянный собор.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воскресения Христова
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1799 и 1802.
Год утраты:1879 (разобран из-за ветхости)
Адрес:
г. Краснодар, Площадь Победы, 1.

Координаты: 45.012545, 38.966462 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Собор Воскресения Христова, Войсковой собор Воскресения Господня с сайта http://drugie-goroda.ru/staryy-gorod-cerkvi-i-sobory/<br>, Краснодар, Краснодар, город, Краснодарский край
Войсковой собор Воскресения Господня с сайта http://drugie-goroda.ru/staryy-gorod-cerkvi-i-sobory/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
13 октября 1864
Собор Воскресения Христова, Воскресенский войсковой собор<br>, Краснодар, Краснодар, город, Краснодарский край
Воскресенский войсковой собор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
13 октября 1864
Собор Воскресения Христова, Воскресенский войсковой собор. Группа генералов, штаб- и обер-офицеров ККВ, присутствовавших при молебствии 13 октября 1864 года. Илл. из кн. Град Екатерины. Краснодар: Традиция, 2013<br>, Краснодар, Краснодар, город, Краснодарский край
Воскресенский войсковой собор. Группа генералов, штаб- и обер-офицеров ККВ, присутствовавших при молебствии 13 октября 1864 года. Илл. из кн. Град Екатерины. Краснодар: Традиция, 2013
Елена Григорьева
13 октября 1864
Собор Воскресения Христова, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Краснодар, Краснодар, город, Краснодарский край
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1872
Собор Воскресения Христова, литография с http://www.myekaterinodar.ru<br>, Краснодар, Краснодар, город, Краснодарский край
литография с http://www.myekaterinodar.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1862



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 апреля 2016

Первым по времени произведением монументальной архитектуры в Екатеринодаре следует считать войсковой Воскресенский собор, находившийся в центре крепостной площади. Строительство его продолжалось три года – с октября 1799 по октябрь 1802 года. Изначально храм предполагалось строить из кирпича, но ввиду недостатка средств основным строительным материалом определили дерево, и в апреле 1799 года в волжском местечке Дубовка было закуплено три тысячи сосновых брёвен, сначала доставленных гужом к пристани донской станицы Качалинской, а оттуда к осени с большими хлопотами и издержками – в Екатеринодар.

8 октября 1799 года черноморское войсковое правительство заключило с сотниками Войска Донского Фёдором Гусельщиковым и Степаном Николаевым контракт на постройку деревянной войсковой соборной церкви. 5 октября 1802 года построенный собор с престолом во имя Воскресения Господня был освящён. Работы по сооружению иконостаса продолжались ещё несколько лет и до их окончания использовался написанный на холсте иконостас из походного храма Троицы Живоначальной.

Девять колоколов для собора были отлиты в Херсоне, на литейном заводе купца Струговщикова, из шестнадцати старых турецких медных пушек и одной мортиры. Самый большой – весом 440 пудов, самый маленький – 21 фунт. В 1795 году их доставили в Тамань, а оттуда на дубах (лодках) – по реке в Екатеринодар, затем на деревянных катках они были приволочены казаками в крепость.

В договоре, заключённом на строительство храма говорилось: «Выстройка сей церкви должна быть крестообразной, мерою с алтарем, в длину и в вышину 50 аршин, и колокольня в длину и ширину 18, а в вышину, как пропорция по архитектуре требует». Храм должен был быть построен «самою искуснейшею топорною, пиляною и струганою прочною работаю» и окончен ровно через год. Рабочих людей, по завершению храма, черноморцы обязывались на своих подводах отвезти в Кущевку. Строители запросили за свой труд 10 тысяч рублей. За работами наблюдали главный мастер ростовский мещанин Толстоухов (в дальнейшем он получил за свою старательность от войскового начальства похвальный аттестат) и есаул Черноморского войска Моренко, «весьма искусный в строительном деле человек». На деле строительство потребовало большего количества времени, чем было оговорено в контракте.

Для работ по сооружению иконостаса, закончившихся только в 1807 году, сотник Планкевич купил в Москве все необходимые для этого материалы, а мастеров нашел среди кубанцев. Студент Емельян Иванчин сделал оригинальный план иконостаса, крепостной дворовый человек Иван Слезнев нарезал тончайшие художественные узоры на дереве, купеческий сын Фёдор Фёдоров грунтовал доски, а расписывал их Московского живописного цеха художник Никифор Чеусов. Работа получилась великолепная. Но самые драгоценные церковные украшения составили старинные предметы, принадлежавшие когда-то казацким Свято-Троицкой церкви и Межигорскому монастырю, конфискованные при разрушении Запорожской Сечи, а в 1798-1804 годах возвращённые черноморцам.

Судя по сохранившимся изображениям, можно утверждать, что архитектура Воскресенского собора несла в себя яркие черты «украинского барокко», сохранившего древнерусские строительные традиции. Главный храм черноморского войска был столпным, шестиглавым (в одном из столпов помещалась колокольня), составлявшим в плане латинский крест. Каждый из шести восьмигранных столпов был трёхъярусным, причём верхние ярусы были уже нижних, и отделялся от них сомкнутыми сводами, покрытыми снаружи железной кровлей. На своде третьего (верхнего) яруса помещались железная главка луковичной формы, увенчанная крестом. Кресты и главки были вызолочены, кровля была покрыта «медяной» краской. Между собой были связаны на уровне первого яруса.

Исследователь древнерусского искусства Н.В. Султанов писал о главном храме черноморских казаков: «Форма эта [восьмерик] и поныне сохранилась в нашем деревянном зодчестве, преимущественно в южной России, и образцом ея может служить деревянный собор в городе Екатеринодаре… Тот же нижний восьмерик с верхним восьмериком поменьше, то же полукруглое покрытие с шейкой и луковичной главкой». Подобные формы храмов были традиционными в местах проживания запорожского и донского казачества вплоть до конца XVIII в. Так, налицо сходство екатеринодарского Воскресенского собора со Свято-Троицким собором в городе Новомосковске Екатеринославской губернии (освящён в 1781 году), собором Медведовского монастыря в Поднепровье (вторая половина XVIII в.), Воскресенским собором в Черкасске (освящён в 1719 г.).

С освящением в 1872 году нового Александро-Невского войскового собора Воскресенский собор потерял значение главного храма Черноморского (тогда уже Кубанского) казачьего войска, а в 1876–1879 гг. он был «за ветхостью» разобран.

http://hramy-krd.livejournal.com/9957.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.