Большие Чучевичи (белор. Вялікія Чучавічы) - агрогородок на юго-западе Белоруссии, в Лунинецком районе Брестской области. Является административным центром Чучевичского сельсовета. Большие Чучевичи находятся в 35 км к северу от города Лунинец и в 35 км к юго-востоку от города Ганцевичи близ границы с Ганцевичским районом. Поселение впервые упомянуто в 1557 году. Деревня входила в состав Пинского повета Берестейского воеводства Великого княжества Литовского, после второго раздела Речи Посполитой (1793) Чучевичи в составе Российской империи.
В 1851 году в центре деревни была построена на средства князя Витгенштейна деревянная Покровская церковь. В 1908 году к церкви была пристроена колокольня. Сохранились сведения, что в деревне была и раньше церковь, но она сгорела в середине XIX века. В огне погибло много интересных документов об истории деревни и церкви. Церковь построили деревянную, в форме продолговатого креста с пятью куполами и колокольней с четырьмя колоколами - соответственно в 5,5, 2,5, 2 и полтора пуда, с двумя ярусами окон и тремя входными дверями. Крыша церкви - деревянная, тогда была покрашена в зеленый цвет. Печного обогрев не предусматривалось. Внутреннее пространство имело около 35 квадратных саженей, пол - деревянный. Дощатый иконостас состоял из 13 икон написанных на полотне расположенных в 2 яруса. Церковь имела один престол, была бедна посудой - мало всего несколько посребренных сосудов, жестяное паникадило, два креста: медный, посеребренный и позолоченный. На время записи в церкви насчитывалось 6 облачений для священника, но только 3 из них можно было одевать. Единственное богослужебное Евангелие было в металлическом обложении.
В состав Чучевичского прихода входили большая и Малая деревни, Боровики, Кормуж и луга. Прихожане - 622 мужчины и 619 женщин - были крестьянами, занимались земледелием, скотоводством, выработкой торгового дерева. В Чучевичах кладбище находилось при церкви. Отмечалось, что "религиозная сторона прихожан развита в достаточной степени. Все святые почитаются, но особенно Покровы Пресвятой Богородицы... Прекрасных и местночтимых икон нет". При новой церкви имелся небольшой архив, который чудом сохранился после пожара. В нем находились метрические книги с 1836 года. По штату 1876 года приход был одноклирным; состоял из священника и псаломщика. Годовой доход церкви - 30 рублей. Имелись и владения - 2 десятины земли при усадьбах, 16 - пахотной, которая была разбросана по 16-ти разным местам. Сенокосы и леса церковь ни имела. Дома и хозпостройки - гумно и два сарая "к тому же две старческие не пригодны для правки".
Как любая деревянная постройка, церковь требовала ремонтных работ каждые 5-10 лет. Понятно, что денежные средства были ограниченными, поэтому собирались добровольные пожертвования. В 1877 году минское епархиальное руководство выразило признательность священнику и прихожанам Чучевицкой церкви "за искренность их во улаживании своего храма и пожертвовании 900 рублей" на его правку. Большое количество денег было собрано за один год. В 1890 году объявили благодарность дворянке Феодосии Березовской за пожертвования двух металлических подсвечников в 8 рублей стоимостью, маме Ольге Пушкиной за подаренные церкви расшитые занавеси к иконостасу, священнику Владимиру Пушкину, который добился от княгини Гаганло разрешения на отпуск леса стоимостью в 100 рублей, за влияние на прихожан вырубить и вывезти этот материал и соорудить ограждение.
В Чучевичах существовало церковно-приходское училище, но образованных людей в деревне почти не было. О благоустройстве церкви, помощи одиноким и сиротам, больным и инвалидам заботилось церковно-приходское опекунство, которое в 1881 году состояло из председателя-священника Константина Савича, членов-крестьян Василия байки, Федора Ноя, Алексея Щетки, Михаила Лихтара и Комара Курака, а в 1895 - из избранных на общем собрании прихожан-крестьян Максима Горгуна, Якова Грицкевича, Василия Туровца, Адама Абрамени, Ефима Гнедько. О гуманности и доброжелательности прихожан свидетельствуют архивные данные. Именно в 1890 году жители Чучевичи собрали гуманитарную помощь, чтобы отправить ее на Балканский полуостров. Сохранилоь письмо, которое прислали в Чучевичский приход из Минской консистории: «Духовная консистория этим дает вам знать, что ею получены 26 января 1890 года и того же числа записаны приходом по книге приходных сумм деньги 3 рубля 0 коп. серебром, представленные при рапорте Вашем от 9 января этого 1890 года за № 13 в пользу голодающих черногорцев. №824, г. Минск, Январь - 26 числа 1890 года». В Чучевичах это письмо получили под №16.
Школа в Чучевичах в те годы существовала с трудом. Не было подходящего помещения для занятий, отсутствовали учебники. Некоторое время она ютилась "при церковном доме", затем - в одной из комнат волостного правления. Младших и старших классов ни было, все ученики занимались в одном помещении одновременно, изучая закон Божий, церковное песнопение, основы письма и числа. Азы науки, юные чучевляне, постигали под руководством отца Владимира и его жены Ольги Пушкиной. Чучевичская церковная школа постоянно требовала помощи, в чем ей не отказывали прихожане и власти. Например, согласно документу 1891 года, священник получил пособие для школы в размере 25 рублей от Мозырского казначейства с денег, которые правительство назначило из губернского сбора специально на помощь церковным школам. Трудно установить фамилии всех священников Чучевицкой церкви. Вот один из интересных фактов, что удалось найти. В середине XIX века сюда после окончания Минской духовной семинарии в 1854 году был направлен Николай Степружинский. К этому времени он уже был награжден медалью на Андрейковской ленте в память о войне 1853-1856 годов.
В 1890 году объявлена благодарность дворянке Феодосии Березовской за пожертвование двух металлических подсвечников в 8 рублей, матушке Ольге Пуш-киной за подаренные церкви расшитые занавески до иконостаса, священнику Владимиру Пушкину, который добился в княгине Гаганло разрешения на отпуск леса стоимостью в 100 рублей, за влияние на прихожан вырубить и вывезти этот материал и соорудить ограждение.
Трудно установить фамилии всех священников Чучевичской церкви. Вот один из интересных фактов. В середине XIX века сюда после окончания Минской духовной семинарии в 1854 году был направлен Николай Степуржинский. К этому времени он был уже награжден медалью на Андреевской ленте в память о войне 1853-1856 гг. Священники Чучевичской церкви вели не только богослужения и церковные обряды, но и воспитательную работу, борьбу с пьянством, воспитывали гуманность к ближним и даже верующим вторым конфессиям. Заботились об образовании среди крестьянских детей.
«В приходе сей церкви училище приходское открыто в 1857 году для обучения крестьянских детей грамоте по распоряжению Высокопреосвященнейшего Михаила бывшим священником Николаем Сопуржинским. Учащиеся в семь училище помещаются в приходском доме, для его выстроенном».
https://orda.of.by/.add/gallery.php?bolsh_chuchev/church; https://radzima.org/be/miesca/vyalikiya-chuchavichy.html; https://belarus-online.by/