ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Короп. Церковь Вознесения Господня.

Свято-Вознесенська церква


Короп. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:между приблизительно 1760 и 1764.
Архитектор:М. Мосцепанов
Адрес:
Украина, Черниговская область, пос.Короп, улица Вознесенская
Україна, Чернігівська область, сел. Короп, вулиця Вознесенська

Координаты: 51.564243, 32.95089
Проезд:От города Конотоп на автобусе до пос.Короп. В пути около 60 минут или из г.Чернигов также автобусом до Коропа. В пути около 3-х часов.



Церковь Вознесения Господня, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Короп, Коропский район, Украина, Черниговская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1941
Церковь Вознесения Господня, Фрагмент иконостаса. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Короп, Коропский район, Украина, Черниговская область
Фрагмент иконостаса. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Вознесения Господня, Вид с юго-запада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Короп, Коропский район, Украина, Черниговская область
Вид с юго-запада. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Вознесения Господня, Боковой фасад. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Короп, Коропский район, Украина, Черниговская область
Боковой фасад. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Вознесения Господня, Из собрания Российского этнографического музея (с сайта goskatalog.ru)<br>, Короп, Коропский район, Украина, Черниговская область
Из собрания Российского этнографического музея (с сайта goskatalog.ru)
Сергей Меркулов
1 июня 1903
Церковь Вознесения Господня, Фото церкви 1960-х гг. Из книги: Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во:М., Искусство-1967г.<br>, Короп, Коропский район, Украина, Черниговская область
Фото церкви 1960-х гг. Из книги: Цапенко М.П. По равнинам Десны и Сейма. Изд-во:М., Искусство-1967г.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 февраля 2016

Много раз ремонтировалась. В результате изменен декор фасадов и интерьера, появились небольшие деревянные достройки. Основные формы — первоначальные.

Сооружение из кирпича, оштукатурено, побелено, толщина стен 1 м 45 см, толщина стен западной конхи со ступенями лестниц 1 м 65 см.

В плане крестообразная с малым выносом ветвей, в лобовые грани которых врезаны конхи. Пространственно-планировочная схема сооружения представляет тетраконх. Памятник увенчан восьмигранным барабаном, несущим купол с глухой главкой. На пилястрах, членящих конхи, раскрепован венчающий карниз. Углы основного объема фиксируются также пилястрами, капители которых образованы раскреповкой нижнего пояса треугольных фронтонов, вписанных в аттик. Пластическая обработка восьмигранного барабана повторяет тему основного объема и завершается также аттиком. Подфриэовый поясок оконтуривает перемычки оконных проемов барабана.

Доминирующее место в интерьере занимает центральное подкупольное пространство — подпружные арки стрельчатой формы опираются на пилоны, образованные угловым пересечением стен. Арки и плоские треугольные паруса несут восьмигранный барабан, каждая грань которого прорезана оконными проемами с лучковыми перемычками.

Пространства боковых помещений занимают подчиненное положение по отношению к центральному. Их криволинейные завершения подчеркивают центричность сооружения. Откосы оконных проемов конх, как и основного массива сооружения,— с лучковыми перемычками, форма оконной коробки с переплетами — прямоугольная. По центру каждого объема конхи, кроме восточного, расположены двустворчатые двери филенчатые прямоугольные с остеклением в верхней части.

Стены конховых объемов завершаются профилированным карнизом, который крепуется на арках, отделяющих конху от центрального объема. Пространственное решение западной конхи усложнено вписанным в нее хором на деревянных перекрытиях. На хоры ведет распашная лестница, врубленная в толщу стены и открытая в сторону интерьера. На уровне хор — небольшие оконные проемы. В интерьере сохранились примеры профессиональной станковой масляной живописи конца XVIII в.

Памятник самобытен по своему архитектурно-художественному образу. Распространенный тип постройки тетраконх на Украине в XVIII в. трактован по массам и архитектурным приемам близко к традициям народного деревянного монументального зодчества.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 307-308


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 февраля 2016

Свято-Вознесенская церковь была освящена в 1764 г. Строительство храма происходило за счет средств Петра Юркевича, который был атаманом отставной артиллерии. Каменную церковь возвели на месте старого деревянного храма.

Вознесенская церковь некоторыми художественными деталями и фасадами напоминает Трехсвятительскую церковь в селе Лемеши. Башнеподобное сооружение тетраконхового типа отличается от подобных храмов восьмигранным барабаном. Толщина стен сооружения достигает полутора метра, что может свидетельствовать о фортификационном предназначении.

Автором Вознесенской церкви считается Максим Мосцепанов, который много храмов строил на Черниговщине. В интерьере частично сохранилась масляная живопись конца XVIII века. Также сохранились старинные иконы, одна из которых - "Явление иконы Богоматери рыбакам" - является очень редким и едва ли не единственным памятником живописи XVIII столетия в Украине.

По книге: Андрушенко Г.В. "Путеводитель по Черниговщине". Изд-во "Мистецство". г. Киев. 2011 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.