ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Смелое. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Смелое. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Митрофана, Патриарха Константинопольского, Варвары великомученицы
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:1800.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Сумская область, Роменский район, Смелое

Координаты: 50.924404, 33.586248 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Общий вид, вход в храм, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Общий вид, вход в храм, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Фото С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер центральной части, вид из бабинца, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер центральной части, вид из бабинца, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер верха, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер верха, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер верха, фото С.А. Таранушенко, 1929.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Интерьер верха, фото С.А. Таранушенко, 1929.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Элементы интерьера верха, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Элементы интерьера верха, фото С.А. Таранушенко, 1929 г.
Елена Григорьева
1 июня 1929
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото с сайта foto-planeta.com<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Фото с сайта foto-planeta.com
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1917 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Известия ИАК 1917 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1915
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Внешний вид с юго-востока, фото 1912 г.<br>, Смелое, Роменский район, Украина, Сумская область
Внешний вид с юго-востока, фото 1912 г.
Елена Григорьева
1 июня 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 октября 2022

м. Смелое. Покровская цр., дерев., с отдельной колокольней, холод., постр. 1800 г.; приписная кладбищ. Воскресенская камен., холод.; одноклас. церк.-прих. школа; кварт. свящ. 5 комн. 20 куб. саж.; жалов. свящ. 140 р., псал. 53 р.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 52, мещ. 49, каз. 1351, крест. 705; хут. 3 от 5 до 9 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 25 вер.; почт. отд. Смелое; расст. от Консист. 180 вер., от благоч. 18 вер.

Свящ. Григорий Тимофеев Рашкевич, псал. Евсевий Спиридонов Вакулович; церк. стар. крест. Иосиф Василиев Махиня.

Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 сентября 2023

Пятиверхая крещатая постройка относится к группе памятников, у которых план состоит из пересеченных под прямым углом двух удлиненных прямоугольников со срезанными внешними углами. Пятиверхи такого же плана церкви были встроены в селе Пакули, в Ромнах (Покровы), в Золочеве под Харьковом, в Ольшане под Лебедином. С таким же планом, но одноверхие – в Антоновке и Свирже.

Этот тип плана образовался давно. От XVII в. до нас дошел пятибанный с таким же, как у Смелянской Покрова, планом каменный собор в Изюме, воссоздавший в кирпиче этот тип деревянных сооружений. Ремонт был вызван бурей, которая пронеслась летом 1848 г., разрушила 150 домов, церковь Параскевы «разметала до основанья», Трьохсвятську церковь – «до половины», а от ее колокольни остались только торчі; в Покровской церкви «главы на церкви были повреждены» (Терлецкий А. Н. Городок Смелое и его храмы. «Полтавские епархиальные ведомости». 1866, № 12). Как показал анализ обмерных чертежей, от урагана пострадали верхом алтарь и северного рукав.

Смелянская достопримечательность относится к выдающимся памятникам народного монументального архитектурного искусства. Построена на рубеже XVIII и XIX в.в., она в полную силу проявляет архитектурно-технические и архитектурно-художественные достояния левобережных мастеров-монументалистов XVIII в. В то же время талантливый мастер не отмежевывается от нового, он использует определенные элементы, которые принесла классическая архитектура; органично объединяет его с народной традиционной основой.

Памятка построена из дубовых, чисто обтесанных с лицевой стороны пластин до 40 см в ширину.

Смилянскую Покровскую церковь построил мастер высокой технической и художественной квалификации. Стены хоть местами и прогнили, в замках держались крепко, угли нигде не разошлись, срубы стен, заломов, восьмериков – ровные, без искривлений и усадки. Огрубелость форм отдельных наружных участков здания-следствие более поздних ремонтов. Техника, конструктивные средства не сковывали, не ограничивали художественно-творческие замыслы мастера. Напротив, конструкции послушно выполняли задачи, которые ставила перед ними творческая мысль архитектора-художника.

Мастер Смелянской церкви четко подчеркивает в своем здании живописный элемент. Так, верхи он компонует в виде пышного подвижного единого комплекса архитектурных объемов. С Земли кажется, что верхушка восьмерика центрального участка и основание фонаря рукавов лежат на одном уровне. В действительности верхушка восьмерика центра равна верхушке фонарей рукавов, то есть верх центрального участка кажется ниже, а верхи рукавов выше, чем в действительности. Талант мастера особенно ярко проявился в умении найти взаимосвязь и взаимоотношение масс срубов стен, с одной стороны, и масс верхов – с другой. Сооружение-высокое; высокие и стройные срубы стен всех участков; высокие, но легче и стройнее срубы, верхи. С большим мастерством разработано взаимоотношение энергично-волнистых крыш заломов и прямолинейных форм восьмериков и фонарей. Восьмерики выдержаны в подчеркнуто спокойных пропорциях. Строение-стройное, но стройность его сдержанна. Подчеркнутой вытянутости кверху форм в ней нет. Вследствие этого памятник внешне в целом производит впечатление величавой, гармонично уравновешенной в массах здания.

Окна размещены в срубах стен, восьмериков и центрального фонаря как живописные пятна. Они разные по форме: прямоугольные-от довольно широких (пять на три стекла) до узких высоких (три на одно оконное стекло); прямоугольные промежуточных пропорций (пять на два, четыре на два стекла). В верхнем регистре стен крещатые окна вписаны в квадратную раму, в середину которых вписан квадрат, но уже меньший. Умело найдены отношения окон одних ко вторым и просветов окон к площади грани сруба. Так же умело мастер выделяет и акцентирует стержень композиции-сруб и верх центрального участка. Высоким мастерством определяется и интерьер помещения. С кладбища в Бабинец ведут широкие, почти двухметровой ширины прямоугольной формы двери. В интерьере, на границе Бабинца и центрального участка, сруб имеет короткие заплечики. Просвет в восточной грани бабинца высокий (9 м), почти на всю ширину бабинца, а над этим просветом в той же грани прорезано второй меньший просвет – голосник в форме полукруга. Так что пространство Бабинца и центра воспринимаются связанными между собой. С центрального участка через просвет открывается вид на значительную часть пространства Бабинца. Шестигранный в плане сруб стен бабинца внутри выглядел значительно выше, чем снаружи, близким к действительной пропорции стен сруба (его высота вдвое больше длины плана участка). Верх Бабинца в интерьере – высокий, стройный.

Сруб стен Бабинца переходит в первый залом - также стройнее и значительно выше по виду в интерьере, чем снаружи. Грани первого залома приобретают в разрезе контура дружной кривой и приближаются к изогнуто-сферической поверхности. Причем более широкие грани сужаются кверху значительно энергичнее, чем узкие. Грани первого залома бабинца засклеплені под углом 60° и выведено залом такой высоты, чтобы длина и ширина основания восьмерика равнялись половине длины плана участка (как в Березном, в Ромнах). Форма внутреннего объема восьмерика резко расходится с видом его снаружи. Во внешнем виде высота восьмерика значительно меньше его длину, в интерьере высота восьмерика фактически равна его длине (вверху сруба), четко выявлен наклон граней внутрь увеличивает кажущуюся высоту восьмерика и он выглядит стройным, более высоким, чем снаружи.

Второй залом Бабинца в свою очередь увеличивает иллюзорную высоту верха Бабинца. Его грани преломлены значительно стремительнее, чем в первом заломе (71-66°) и плоскости граней отчетливее приближаются к сферической вогнутости. А поскольку в срубе восьмерика ригели выделяются слабо, то верх бабинца, начиная с первого залома, включая восьмерик и кончая вторым заломом, воспринимается как объем, лишен резкой дифференциации компонентов. Фонарь имеет вытянутые кверху пропорции. Поверх сруба фонаря врублен в направлении Юг-Север сволок, на который и наслан плафон. Освещенный Бабинец снизу в пределах сруба стен щедро. Выше прорезаны три окна в восьмерике; грань, повернутая к центральному верху, глухая. Над восьмериком верх участка утопает в полумраке. И чем выше, тем верх темнее. Это в свою очередь способствует увеличению иллюзорной высоты верха и целого участка. Таким образом, при оформлении бабинца мастер ставил перед собой цель, создать впечатление высокой, легкой, стройной архитектурной формы. Ригели в притворе находим только на пределы узких граней стен сруба и первого залома; они обозначают таким образом, где кончаются стены и начинается залом. Пазухи за ригелями при восточной грани закрыты наклонными фальшивыми клиньями (подшитыми досками). Мастер трактует Бабинец главным образом, как «вводное слово» в центральное помещение, но одновременно ряд задач Бабинец решает до определенной степени самостоятельно.

С Бабинца зритель может охватить взглядом сразу три верха: Бабинца, центрального участка и южного или Северного рукавов. При этом перед глазами зрителя части этих верхов – объемы разной формы и величины – будто проецируются на воображаемую плоскость. Когда зритель перемещается в пределах Бабинца, то разные части здания и компоненты их воспринимаются под разными углами, в разных комбинациях. Они создают эффектный сложный стереовизерунок, заполненный богатыми, то ритмичными, то аритмичными соединениями или пересечением различных архитектурных форм, плоскостей, линий. Этим Смелянская достопримечательность напоминает пакуль-скую.

Иначе оформил мастер трансепт. Центрального сруба до уровня верхних венцов срубов стен рукавов не видно. Он воспринимается как высокий и широкий зал, над которым возвышаются три верха. В Южном и Северном рукавах на всю высоту сруба общие с центром грани срубов стен вынуты. На концах зал замыкают грани срубов стен рукавов. Вверху верхи срубов стен рукавов обозначены ригелями. Размещенные треугольником окна щедро освещают низ зала. Срубы стен рукавов вверху переходят в энергично возведенные упругие грани залома. Вверху пространство зала дважды пересекают четкие поземные линии Южной и Северной граней сруба стен центрального участка. Завершают трансепт три верхом. Из них верхи Южного и Северного рукавов ниже и подобны размерам и формам к верху Бабинца, а третий, центральный, отличен от них. Сруб стен центра значительно выше сруба рукавов.

Первый залом центра начинается выше, чем заканчиваются первые заломы рукавов. Там, где заканчиваются наклонные клинья в углах квадратного центрального сруба, заложено четыре резные ригели. Вторая четверка таких же ригелей завершает сруб стен. Над ними, собственно, и начинается первый зал центрального верха. Южная и северная грани залома центрального верху сначала поднимаются почти простовісно и только в конце резко преломляются внутрь. Восточная и западная грани засклеплені равномернее. Все грани первого залома центрального верха имеют вогнутую сферическую поверхность (кроме северной, которая почти плоская) с определенными отличиями, что исключает однообразие формы залома. С той же целью короткие грани загнуты выше линии основания восьмерика, а длинные – ниже. Поэтому основание восьмерика внизу имеет ломаный ступенчатый контур. Высота первого залома центра и высота первых заломов всех четырех рукавов почти одинакова. Заломлено грани первого залома центра под углами (67-64°) с таким расчетом, чтобы длина основания восьмерика равнялась длине южной, а ширина – длине восточной граней плана алтаря. Итак, если у рукавов длина восьмериков равна их ширине, то восьмерик центрального участка вытянут въна-прямку Восток–Запад.

Пропорционально плану сруба стен восьмерик центрального верха больше, чем у рукавов. Грани его дают четко выявленный наклон внутрь. Он освещен четырьмя окнами. Верх сруба узких граней восьмерика подчеркивают четыре резные ригели. Грани второго залома также дают лишь намек на сферически вогнутую поверхность и загнуты они под меньшим углом (56-61°). Завершает центральный верх восьмигранный фонарь с заметно обнаруженным наклоном сруба внутрь. Фонарь центрального участка освещен четырьмя окнами, что отличает его от верхов рукавов. Сверху сруба фонаря врублен (в направлении Юг–Север) сволок, по которому наслан плоский плафон.

Алтарь в основных чертах повторяет формы бабинца. Просвет до центра у алтаря подобный просветов южного и северного рукавов, только в нем добавлено еще две горизонтальные стяжки.

Приведенное описание памятника гласит, что мастер применил в своем здании некоторые элементы классической архитектуры. В более старых памятниках Левобережья грани заломов порой имели вогнутую форму, но не сферическую. Мастер Смелянской достопримечательности пытался придать граням заломов элементов сферичности.

Формы памятника отмечаются смелостью, размахом. Черты архитектурно-художественного образа здания выразительны, сочны, а вместе с тем гармоничны и изящны.

В основе построения плана лежит длина центрального квадрата (точнее: длина центра на толщину бруса больше ширины его). Полная длина плана здания равна удвоенной диагонали центрального квадрата. Ширина здания равна также удвоенной диагонали центрального участка. Итак, план церкви вписывается в квадрат (точнее: ширина на треть бруса больше длины). Все рукава в плане – одинаковые по размеру четырехугольники со срезанными внешними углами. У Бабинца ширина равна ширине центра, а длина – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной ширине Бабинца. Соответственно построены остальные три рукава.

Вписывается план церкви и во второй квадрат, перерезает все короткие грани каждого рукава. В натуре схема в отдельных пунктах дает незначительные отклонения от указанных предписаний. Высотные размеры, размеры срубов стен, заломов, восьмериков и фонарей увязаны и зависят от размеров плана. Высота сруба стен центрального участка равна удвоенной длине плана участка.

Высота первого залома и сруба стен вместе равняется четырем южным граням плана бабинца (этой же высоте равна высота стен сруба первого залома и восьмерика, вместе взятых, бабинца, южного и северного рукавов, высота этих же компонентов алтаря ниже, потому вруб восьмерика алтаря деформированы). Длина плана центрального восьмерика верха равна длине южной грани плана алтаря, ширина восьмерика – восточной грани алтаря.

Итак, церковь Покрова в Смілому принадлежит к группе памятников, в которых размеры восьмерика перекликаются с размерами плана алтаря или бабинца, а напоминает Покровской церкви в Ромнах, где длина восьмерика равна длине южной грани плана бабинца, высота – 1/2 длины плана алтаря, высота центральной участка до начала второго залома – длине плана здания.

Высота второго залома центрального верху равна 1/2 восточной грани плана алтаря или 1/4 длины стен сруба участка (вверху) (срубы всех восьмериков имеют незначительное сужение граней кверху).

Высота верха центральной участка равна диагонали четырехгранника, который вписывается в шестигранник плана алтаря (также равна диагонали верхнего венца сруба стен центра), а внутренняя высота центральной участки – диагонали квадрата, в который вписывается план церкви и стороны которого проходят через короткие грани всех рукавов.

Высота сруба стен бабинца равна удвоенной длине плана участка. Первый залом Бабинца заметно выше первого зала центра. Его высота равна 1/3 полной ширины плана бабинца. Первый залом переводит объем верха в восьмерик. Верхний венец восьмерика бабинца и нижний венец первого залома центра лежат на одной горизонтали.

Высота первого залома и сруба стен бабинца вместе равна двойной длине плана центра. Длина и ширина восьмерика бабинца равна 1/2 длины плана бабинца; высота восьмерика – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной длине основания восьмерика. Грани восьмерика бабинца имеют наклон внутрь. Высота восьмерика, второго и первого залома вместе равна длине плана центрального участка. Длина и ширина фонаря равна 1/2 длины восьмерика (вверху), высота равна высоте второго залома бабинца. Высота верха бабинца равна высоте верха центральной участка (диагонали четырехгранника, в который вписывается шестигранник алтаря или бабинца). Высота срубов стен алтаря (а также южного и северного рукавов) равна удвоенной длине плана бабинца. У алтарного восьмерика длина и ширина равны длине и ширине восьмерика; высота же заметно меньше и равна высоте первого залома алтаря. Второй залом и фонарь алтаря резко отличны и высотой и формами от тех же частей верха Бабинца.

Длина и ширина фонаря в алтаре равны длине и ширине фонаря бабинца; высота фонаря алтаря меньше и равна его полной длине. Высота верха алтаря на 1/2 толщины бруса больше вершины Бабинца.

Форма и размеры второго залома южного рукава и Бабинца почти одинаковы. Длина и ширина фонаря равны длине и ширине фонаря бабинца, а высота меньше и равна диагонали квадрата со стороной, равной длине фонаря. Высота верха южного рукава равна высоте верха бабинца.

Первый залом северного рукава повторяет форму и размеры первого залома бабинца. Восьмерик северного рукава значительно ниже восьмериков бабинца, южного рукава и даже алтаря. Ещё более отличаются верхние части северного верха от соответствующих частей южного рукава и бабинца. Второй залом северного рукава ниже все другие вторые заломы, а фонарь, наоборот, выше других фонарей. Верх северного рукава также ниже верхов других рукавов.

Остается еще сказать, как разместил мастер в здании окна. Окна первого яруса в срубах стен заложены на высоте, равной длине южной грани плана алтаря. Окна второго яруса стен в срубах (четырехугольные) заложен на высоте, равной расстоянию между южным углом западной грани плана северного рукава и северным концом восточной грани того же рукава. Крещатые окна в срубах стен обоих рукавов, бабинца и алтаря заложено на высоте, равной диагонали четырехгранника, что составляет южную половину плана центра. Окна в восьмерике центрального участка заложены над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/2 ширины сруба стен участка (вверху). Окна в фонаре центрального верха прорезано над верхним венцом восьмерика на высоте, равной высоте первого залома участке. Окна в восьмерику бабинца и других рукавов заложено над верхним венцом сруба стен на высоте, равной 1/2 длины сруба стен бабинца (вверху).

С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – Киев: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.