ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте.


Санкт-Петербург. Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Духа Святого Сошествия, Смоленской иконы Божией Матери, Иосифа Обручника
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1833 и 1844.
Год утраты:приблизительно 1932
Адрес:
г. Санкт-Петербург, Большеохтинский пр., 3.

Координаты: 59.945093, 30.410328



Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Фото Феофанова Емельяна Феофановича, конца XIX - начала XX вв. из фондов Музея при Российской академии художеств. (Музейный № Ф-26601)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото Феофанова Емельяна Феофановича, конца XIX - начала XX вв. из фондов Музея при Российской академии художеств. (Музейный № Ф-26601)
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Колокольня. Фото Феофанова Емельяна Феофановича, конца XIX - начала XX вв. из фондов Музея при Российской академии художеств. (Музейный № Ф-26600)<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Колокольня. Фото Феофанова Емельяна Феофановича, конца XIX - начала XX вв. из фондов Музея при Российской академии художеств. (Музейный № Ф-26600)
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта http://www.citywalls.ru/house2944.html?s=gk2ktgblbbhl4homqlhsssc4v7
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте, Фото 1914 года из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Автор П.С. Радецкий<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото 1914 года из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Автор П.С. Радецкий
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 июля 2016

Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте

История охтинского поселения началась 21 февраля 1720 г., когда по указу Петра I построенные на месте разрушенной шведской крепости Ниеншанц дома были отданы „безденежно вольным плотникам, которые бывали у судовых работ“. Плотники – переселенцы из северных губерний– работали на партикулярной верфи, принадлежащей морскому ведомству, и были казенными крепостными. Они получили свободу только в 1858, когда образовалось Охтинское пригородное общество со своим независимым от города управлением. Кроме работы на верфи, население Охты занималось столярным делом и резьбой по дереву, поставкой молока и овощей в столицу, что приносило ему определенный достаток.

Часовня на Охте отмечена уже в 1717 г., а через пять лет жители просили разрешения выстроить храм. В 1725 г. сделанная „из старого леса“ церковь была готова и освящена во имя св. Иосифа Древодела (Обручника), покровителя плотников, и свт. Николая Чудотворца. В 1727 г. охтяне заложили новую деревянную церковь, но спустя два года, не кончив ее, принялись по проекту М.Г. Земцова возводить каменную трехпридельную во имя Пресвятой Троицы, освященную 3 октября 1731 г. Иоганн Праур вырезал для нее иконостас, Андрей Ковашихин и Андрей Мелентьев написали образа, к которым в конце века добавили иконы, привезенные из Новгородской губернии.

Так как Троицкий храм, при котором имелось кладбище, был холодным, то в 1740 г. по проекту того же Земцова восточнее была выстроена из дерева теплая Покровская церковь. Ее заменили в 1746–1748 гг. каменным храмом с деревянным верхом. Иконостас сделали охтинские резчики. В 1825 г. к храму была пристроена колокольня. В 1843–1844 г. провели капитальный ремонт церкви и заменили иконостас новым работы Егора Лукина.

С середины XIX века богослужения в Покровской церкви бывали всего шесть раз в год, а в 1889 гг. ее „из-за ветхости“ закрыли. Правда, после основательного обновления, храм 1 октября 1897 г. был снова освящен, но служили в нем только по праздникам, разместив в трапезной приходскую школу.

Троицкая же церковь, простояв сто лет, в 1837 г. была разобрана. Через год, в Покров, чуть западнее прежнего места, началась постройка нового однокупольного с ампирным портиком храма с отдельной трехъярусной колокольней. Автор проекта пока не установлен. Храм строился с трудом – в 1840 г. деньги кончились, и приходу пришлось взять ссуду. 15 октября 1844 г. митрополит Антоний освятил его во имя Сошествия св. Духа. Местные резчики изготовили для всех трех приделов замечательные иконостасы, поставив в них образа из прежней церкви. Оттуда же взяли красивую надпрестольную сень (ныне в ГРМ) и чтимую икону св. Иосифа Древодела, которую, по преданию, Петр I подарил из своего дворца. Супруги Угрюмовы ко дню освящения пожертвовали серебряную дарохранительницу, а десять лет спустя – золоченые сосуды работы Ф. А. Верховцева. Регулярно – в 1876–1877 гг., когда появилась роспись – в 1894, 1903 и 1914 гг., в храме производился ремонт. Его последним перед революцией настоятелем был прот. Михаил Николаевич Славнитский.

Охтяне были очень набожными людьми: каждый новый дом освящался с молебном при участии местной иконы Смоленской Божией Матери. 28 июля ее носили по улицам, направляясь затем к минеральному источнику и часовне в Полюстрове. Почитанием пользовалась также икона Божией Матери „Всех скорбящих радости“, перед которой в 1876 г. исцелилась парализованная старушка. При водосвятии крестный ход шел от церкви к Неве.

Кроме Георгиевской церкви на кладбище, к храму было приписано несколько часовен. Каменными были Троицкая (1844 г.) часовня в ограде и св. Иосифа (1903–1904 гг., арх. О.Л. Игнатович), шатровая – на месте первой церкви; деревянными – Ильинская, близ перевоза, Успенская (1848 г.) на углу Медведевой улицы и Захарова переулка, Георгиевская на углу Георгиевской улицы и Среднеохтинского проспекта. Еще одна каменная Никольская часовня была воздвигнута в 1880 г. Н.Л. Бенуа на Большеохтинском проспекте, 19. Автором деревянной Никольской часовни в Полюстрове (1902 г.) был арх. Н.Н. Еремеев.

В связи с юбилеем Полтавской битвы 25 сентября 1911 г. перед церковью был открыт бронзовый бюст Петра I с надписью: „Петру I – благодарные охтяне“, отлитый по модели И.Я. Гинцбурга на средства охтинского общества. В 1917 г. памятник пропал. После открытия Георгиевского кладбища старый некрополь в церковной ограде закрыли, однако там сохранялся целый ряд надгробий начала XIX века.

С 1825 г. при храме имелся дом призрения бедных духовного звания, с 1882 г. – благотворительное общество, содержавшее начальную школу.
Храм закрыт в 1929 г., и через три года уникальный церковный ансамбль был безжалостно уничтожен. Ныне на его месте стоит жилой дом.

http://www.encspb.ru/object/2804676087?lc=ru


Сергей Ковров   5 мая 2018

На месте церквей, размещавшихся в устье Большой Охты, при её впадении в Неву, в 1618 году, после заключения Столбовского мира, шведским королём Густавом-Адольфом была основана крепость Ниеншанц, вскоре превратившаяся в центр городской застройки. Поселок при крепости - Ниен (Ниенштадт) - в конце 1640-х годов при королеве Кристине получил права города. В крепости была лютеранская церковь, а в городе - два лютеранских и один православный храм. После взятия крепости 1 мая 1701 года русскими войсками под началом царя Петра I и генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева, крепость Ниеншанц и город Ниенштадт были переименованы в Шлотбург. Крепостные укрепления срыли. На месте крепости Петром была основана Охтинская верфь (ныне "Петрозавод"), где строились военные и торговые корабли. При верфи Петр устроил поселение для свезенных со всей России корабельных плотников.

1722 году жители Охтинских слобод обратились в Святейший Синод с прошением об устроении церкви. В том же году была построена часовня, освященная во имя Праведного Иосифа Древодела, покровителя плотников и корабелов. В 1725 году часовня была превращена в церковь. В 1731 году церковь разобрали и перенесли в Ямскую слободу. На месте разобранной церкви построили часовню. Рядом с ней жители Охты в том же, 1731 году выстроили и освятили каменную церковь: главный престол был освящен во имя Святой Троицы, правый придел - во имя Иосифа Древодела, а левый - во имя Николая Чудотворца. Cо временем, несмотря на капитальный ремонт 1815 года, церковь и колокольня при ней сильно обветшали. В 1825 году старую колокольню разобрали, а на её месте построили новую стройную четырехъярусную колокольню, увенчанную шпилем. Легкая и ажурная, она не уступала в изяществе колокольне Никольского собора, удивительно дополняла собой четкий силуэт Смольного собора, стоявшего на другом берегу Невы.

Позднее было разобрано и старое здание церкви, на месте которого возвели новое - храм с тремя престолами, освященными 15 октября 1844 года. Главный алтарь освятили во имя Сошествия Святого Духа, а боковые во имя Иосифа Древодела и во имя Смоленской иконы Божией Матери. Каменный Святодуховской (на снимке) храм построен в 1833-1844 гг. по плану неизвестного архитектора. Новый внушительный однокупольный Святодуховский храм с трёх сторон окружали дорические портики с фронтонами. Его своды покрывали внутри художественные росписи, облагораживала деревянная резьба. Среди святынь церкви достойны упоминания: Смоленская икона Божией Матери, привезенная из разобранной церкви на озере Ильмень; чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", которую передали из частного дома после исцеления молившихся перед ней женщин; икона Святителя Николая Чудотворца, пожертвованная в 1812 году уральскими казаками, которые "занимали пост" на Охте; Иверская икона Божией Матери, пожертвованная императрицей Марией Александровной в 1862 году; икона Знамения Пресвятой Богородицы; икона св. Александра Невского, пожертвованная прихожанами в память мученической кончины императора Александра II; старинная икона Святого Иосифа Древодела, возвращенная из Крестовоздвиженской церкви Ямской слободы; напрестольное Евангелие в драгоценном окладе, напечатанное в Москве в 1697 году. При церкви существовало кладбище. После революции Святодуховская церковь продолжала оставаться одной из самых посещаемых в городе. В 1929 году она была закрыта.

На одной оси со Святодуховской церковью, в 15 метрах восточнее её, стояла небольшая Покровская церковь, построенная в 1746-1748 гг. при императрице Елизавете Петровне. Храм был каменным с деревянным куполом. В 1832 году обветшавшее здание церкви Покрова было отремонтировано и перестроено и 15 октября того же года вновь освящено. Пристроенные к её фасадам в XIX в. портики придавали зданию классический облик. В итоге сложился единый архитектурный ансамбль, ставший украшением невских берегов. С 1880 по 1896 год службы в храме не совершались. В 1896 году храм был заново отделан и вновь освящен 1 октября 1896 года. Самой знаменитой святыней храма была привезённая из разобранной церкви на озере Ильмень большая икона Бога Саваофа.

В 1932 году церковь Покрова, закрытая за несколько лет до этого, была разрушена одновременно со Святодуховской церковью и колокольней.

http://piters.in/nohram



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.