Церковь Сошествия Святого Духа на Большой Охте
История охтинского поселения началась 21 февраля 1720 г., когда по указу Петра I построенные на месте разрушенной шведской крепости Ниеншанц дома были отданы „безденежно вольным плотникам, которые бывали у судовых работ“. Плотники – переселенцы из северных губерний– работали на партикулярной верфи, принадлежащей морскому ведомству, и были казенными крепостными. Они получили свободу только в 1858, когда образовалось Охтинское пригородное общество со своим независимым от города управлением. Кроме работы на верфи, население Охты занималось столярным делом и резьбой по дереву, поставкой молока и овощей в столицу, что приносило ему определенный достаток.
Часовня на Охте отмечена уже в 1717 г., а через пять лет жители просили разрешения выстроить храм. В 1725 г. сделанная „из старого леса“ церковь была готова и освящена во имя св. Иосифа Древодела (Обручника), покровителя плотников, и свт. Николая Чудотворца. В 1727 г. охтяне заложили новую деревянную церковь, но спустя два года, не кончив ее, принялись по проекту М.Г. Земцова возводить каменную трехпридельную во имя Пресвятой Троицы, освященную 3 октября 1731 г. Иоганн Праур вырезал для нее иконостас, Андрей Ковашихин и Андрей Мелентьев написали образа, к которым в конце века добавили иконы, привезенные из Новгородской губернии.
Так как Троицкий храм, при котором имелось кладбище, был холодным, то в 1740 г. по проекту того же Земцова восточнее была выстроена из дерева теплая Покровская церковь. Ее заменили в 1746–1748 гг. каменным храмом с деревянным верхом. Иконостас сделали охтинские резчики. В 1825 г. к храму была пристроена колокольня. В 1843–1844 г. провели капитальный ремонт церкви и заменили иконостас новым работы Егора Лукина.
С середины XIX века богослужения в Покровской церкви бывали всего шесть раз в год, а в 1889 гг. ее „из-за ветхости“ закрыли. Правда, после основательного обновления, храм 1 октября 1897 г. был снова освящен, но служили в нем только по праздникам, разместив в трапезной приходскую школу.
Троицкая же церковь, простояв сто лет, в 1837 г. была разобрана. Через год, в Покров, чуть западнее прежнего места, началась постройка нового однокупольного с ампирным портиком храма с отдельной трехъярусной колокольней. Автор проекта пока не установлен. Храм строился с трудом – в 1840 г. деньги кончились, и приходу пришлось взять ссуду. 15 октября 1844 г. митрополит Антоний освятил его во имя Сошествия св. Духа. Местные резчики изготовили для всех трех приделов замечательные иконостасы, поставив в них образа из прежней церкви. Оттуда же взяли красивую надпрестольную сень (ныне в ГРМ) и чтимую икону св. Иосифа Древодела, которую, по преданию, Петр I подарил из своего дворца. Супруги Угрюмовы ко дню освящения пожертвовали серебряную дарохранительницу, а десять лет спустя – золоченые сосуды работы Ф. А. Верховцева. Регулярно – в 1876–1877 гг., когда появилась роспись – в 1894, 1903 и 1914 гг., в храме производился ремонт. Его последним перед революцией настоятелем был прот. Михаил Николаевич Славнитский.
Охтяне были очень набожными людьми: каждый новый дом освящался с молебном при участии местной иконы Смоленской Божией Матери. 28 июля ее носили по улицам, направляясь затем к минеральному источнику и часовне в Полюстрове. Почитанием пользовалась также икона Божией Матери „Всех скорбящих радости“, перед которой в 1876 г. исцелилась парализованная старушка. При водосвятии крестный ход шел от церкви к Неве.
Кроме Георгиевской церкви на кладбище, к храму было приписано несколько часовен. Каменными были Троицкая (1844 г.) часовня в ограде и св. Иосифа (1903–1904 гг., арх. О.Л. Игнатович), шатровая – на месте первой церкви; деревянными – Ильинская, близ перевоза, Успенская (1848 г.) на углу Медведевой улицы и Захарова переулка, Георгиевская на углу Георгиевской улицы и Среднеохтинского проспекта. Еще одна каменная Никольская часовня была воздвигнута в 1880 г. Н.Л. Бенуа на Большеохтинском проспекте, 19. Автором деревянной Никольской часовни в Полюстрове (1902 г.) был арх. Н.Н. Еремеев.
В связи с юбилеем Полтавской битвы 25 сентября 1911 г. перед церковью был открыт бронзовый бюст Петра I с надписью: „Петру I – благодарные охтяне“, отлитый по модели И.Я. Гинцбурга на средства охтинского общества. В 1917 г. памятник пропал. После открытия Георгиевского кладбища старый некрополь в церковной ограде закрыли, однако там сохранялся целый ряд надгробий начала XIX века.
С 1825 г. при храме имелся дом призрения бедных духовного звания, с 1882 г. – благотворительное общество, содержавшее начальную школу.
Храм закрыт в 1929 г., и через три года уникальный церковный ансамбль был безжалостно уничтожен. Ныне на его месте стоит жилой дом.
http://www.encspb.ru/object/2804676087?lc=ru