ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Малые Кармакулы. Церковь Николая Чудотворца.


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:

Координаты:72.37342, 52.716694 (координаты приблизительные)


Добавить фотографию
Церковь Николая Чудотворца - Малые Кармакулы - Новая Земля - Архангельская область
Фото с сайта belushka.ru
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Николая Чудотворца - Малые Кармакулы - Новая Земля - Архангельская область
Фото с сайта https://m.fotki.yandex.ua/users/w-stiks/tags/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8B?ncrnd=6391
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца - Малые Кармакулы - Новая Земля - Архангельская область
Фото с сайта https://m.fotki.yandex.ua/users/w-stiks/tags/%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8B?ncrnd=6391
Андрей Агафонов
1 января 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  27 августа 2016

В конце XIX века архангельские губернские власти на островах Северного Ледовитого океана (Новой Земле и Вайгаче) и на материковом побережье начали создавать постоянные становища, заселяя их самоедами (ненцами). Русская Православная Церковь, кроме миссионерского, взяла на себя труд обучения "инородцев" грамоте и приобщения их к оседлому образу жизни. К 1917 году в русской Арктике было уже несколько храмов и часовен. Это - часовня, церковь и Николаевский скит в становище Малые Кармакулы, церковь-школа в становище Белушья Губа, часовня, церковь и скит в селении Никольском (Хабарово), церковь в самоедском селении Бугрино и часовня в урочище Шарок на острове Колгуев (самые первые в регионе), часовня на песчаной косе Варандей (побережье Большеземельской тундры), часовни в становищах Ольгинское и Маточкин Шар на Новой Земле.

В 1878 году Главное правление Общества спасания на водах командировало на побережье залива Моллера, в становище Малые Кармакулы, для окончательного "устройства приюта и для наблюдений" поручика корпуса флотских штурманов Е.А. Тягина. Здание деревянной караулки он переоборудовал для самоедов под часовню во имя Святителя и Чудотворца Николая. Небольших размеров - "в длину 1 саж. 10 четв., ширину - 1 саж. 4 четв., высоту 1 саж. 1 1/2 четв." - простояла она недолго. После отъезда Тягина с Новой Земли часовню никто не ремонтировал, и к 1887 году, когда на остров прибыл иеромонах отец Иона, на ее месте "стояли одни голые стены, разрушенные наполовину штормами и затем наполовину сожженные одичавшими обитателями острова". За полтора суток, что пробыл в становище отец Иона, он с помощью находившегося здесь писателя К.Д. Носилова и нескольких самоедов, как мог, поправил часовню. 22 июля 1878 года в ней был совершен торжественный молебен в "день тезоименитства высокой покровительницы новоземельской станции, Ее Императорского Высочества государыни императрицы Марии Федоровны". Носилов читал часы по добытой на военном судне Псалтири под звон спасательного колокола, бывшего на станции.
Вернувшись на материк, отец Иона доложил архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу о положении дел на Новой Земле. Архиепископ, "не желая более оставлять там поселенцев без пастыря и без богослужений, командировал туда вновь того же иеромонаха Иону с псаломщиком (Шангиным) на зимние месяцы 1887 года и на весенние 1888 года. Он возбудил перед Святейшим Синодом ходатайство об учреждении на Новой Земле постоянного причта из священника и псаломщика, с назначением на причт жалованья в размере 1200 р. в год".

4 сентября 1887 года "иеромонах Иона сошел с парохода на Новую Землю в полном священническом облачении, с иконой св. Николая Чудотворца, которой осенил собравшихся поселенцев и место своего нового жительства на все четыре стороны". Часовню начали переделывать. 30 сентября здесь "в присутствии всего наличного населения колонии было совершено торжественное всенощное бдение". Перегородку и стены алтаря обили зеленой материей. Иконостас состоял из 36 икон, в алтаре их было 22.

Первый храм с причтом оказал на новоземельских ненцев "глубокое духовно-оживляющее впечатление и самое благоприятное влияние". Отец Иона со всей торжественностью отправлял богослужения, не делая исключений ни при каких погодных условиях, наставлял ненцев в вере и молитвах; обходя жилища, читал им жития святых, обучал детей русской грамоте. Вместе с зимовавшим в Малых Кармакулах К.Д. Носиловым они устроили школу - самую северную в мире: тогда школ еще не было ни на Шпицбергене, ни в Гренландии. Занятия проводились в комнатке отца Ионы. На стенах развесили картины, карты, из заголовков газет вырезали буквы, смастерили и выкрасили охрой школьную доску. Носилов называл школу народным университетом.

Население становища росло, церковь уже не вмещала всех молящихся. Архимандрит Нафанаил неоднократно обращался и к Святейшему Синоду, и к московскому протоиерею Платону Капустину с просьбой оказать содействие в строительстве нового храма. Наконец в архангельскую епархию пришла телеграмма из Москвы от протоиерея Платона Капустина, извещавшая, что сбор средств окончен. К деньгам был приложен перечень всех благотворителей, "с полной готовностью и любовью... откликнувшихся на помощь святому и полезному делу". Московские купцы 1-й гильдии Петр Арсеньевич Смирнов и Федор Никитич Самойлов пожертвовали по 100 рублей, Владимир Александрович Астафьев - 50 рублей, Александр Семенович Миронов и Иван Петрович Лебедев - по 10 рублей. Всего собрали 2250 рублей. Пожертвованы были и церковные принадлежности на сумму 475 рублей.

7 июля 1888 года в Архангельске новый деревянный храм в присутствии вице-губернатора А.С. Загоскина освятил епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил. Затем храм разобрали, погрузили на пароход "Великий князь Владимир", обслуживавший промышленников Новой Земли, и доставили в Малые Кармакулы. "По распоряжению преосвященного Нафанаила II с новоустроенной церковью отправились на Новую Землю иеромонах Николаевского Корельского монастыря Прокопий и дьякон кафедрального собора Колчин... Радостное для всех новоземельских поселенцев торжество освящения новоустроенного храма было совершено 19 сентября 1888 года иеромонахами Ионой и Прокопием при пении хора команды парохода "Великий князь Владимир"... Торжество, как и подобное год тому назад, собрало все население Новой Земли". Храм был одноглавый, крытый железом, "с четырьмя окнами в храме и двумя окнами в алтаре, печей в здании две... Иконостас в храме устроен из соснового леса... Пилястры и тумбы сделаны под мрамор; резьба на царских вратах, в сияниях и на боковых киотах вызолочена червонным золотом на мардане. Святые иконы... числом 16 написаны под греческий стиль..."

Указом № 551 от 13 февраля 1889 года Святейший Синод разрешил учредить на архипелаге монашеский скит, приписанный к Николаевскому Корельскому монастырю. В течение первых трех лет на его содержание Синодом отпускалось по 700 рублей ежегодно - из средств, предназначенных на миссионерскую деятельность среди "язычников Империи". Губернатор А.П. Энгельгардт распорядился выдать 100 рублей "из сумм запасного капитала, образованного на улучшение колонизации новоземельского острова". За скитом закрепили охотничье-промысловые угодья - остров Пуховой, Пуховую губу, озеро Кармакулку и реку Песцовую. Для освящения места под скит на Новую Землю пароходом прибыли архимандрит Михайло-Архангельского монастыря Ювеналий и монахи, которые в будущем должны были составить братию (один иеродьякон, три послушника, письмоводитель и повар). Настоятелем был назначен отец Иона. Братия расположилась в здании спасательной станции, где в прежние годы жили отец Иона с псаломщиком. Однако жизнь там оказалась крайне тяжелой. Во время продолжительной зимовки заболел цингой и скончался повар. К 1890 году монахов пришлось вывезти обратно на материк. Летом их сменил иеромонах Прокопий, а осенью возвратился и отец Иона. Архимандрит Александр, ставший в 1890 году архиепископом Архангельским и Холмогорским, исходатайствовал у Святейшего Синода 5000 рублей на постройку причтового дома и до 1000 рублей на содержание скита. Срубленный в Архангельске дом был доставлен в Малые Кармакулы в 1894 году архангельским губернатором А.П. Энгельгардтом, на пароходе "Ломоносов" посетившем Новую Землю. Кроме отца Ионы и псаломщика в шестикомнатном доме разместили школу, оснащенную библиотекой и учебными пособиями.

В 1885 году на берегу пролива Югорский Шар в селении Никольское на средства золотопромышленника и исследователя Сибири иркутского купца А.М. Сибирякова была построена деревянная Никольская церковь. Александр Михайлович принимал активное участие в организации и финансировании ряда полярных экспедиций, изучении и просвещении народностей Крайнего Севера и Сибири. Указом Святейшего Синода от 27 октября 1886 года было "разрешено учредить самостоятельный причт с назначением содержания тому причту из % с жертвуемого г.Сибиряковым капитала в 10000 р." В 1886 году в Никольской церкви начались регулярные службы. Она была приписана к Тельвисочному приходу Печорского уезда, причт которого и осуществлял миссионерскую деятельность среди ненцев Югорского Шара и острова Вайгач.

"Здание храма устроено из толстого теса, крыша железная и на ней, на восьмигранном фонаре, устроена глава, завершающаяся шестиконечным деревянным крестом, стены храма снаружи окрашены желтой краской, а крыша и главы зеленые. По внешнему устройству церковь представляет вид звезды восьмиконечной, с восточной стороны пристроен четырех-угольный алтарь, а с западной - глухое крыльцо. Размеры храма очень аккуратны, и в нем с трудом может поместиться до 40 человек молящихся..."

В 1891 году на берегу Югорского Шара был открыт Успенско-Артемьевский монашеский скит, "причисленный к Никольскому Корельскому монастырю". Первоначально предполагалось, что он будет постоянно действующим. Но из приехавших сюда в феврале 1891 года восьми духовных лиц зимой 1892 года семеро погибли от холода и болезней. И начальство Архангельской епархии стало посылать священников в Никольскую церковь только на период промыслов, когда сюда съезжались ненцы-охотники и русские купцы-промышленники. Священники выезжали из Пустозерска, находящегося в низовьях реки Печоры, на оленьих упряжках с караванами пустозерских купцов и далее следовали по тундре вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Путешествие длилось до полутора месяцев. По пути священнослужители посещали чумы - крестили, учили ненцев молитвам и послушанию Божьему, венчали, совершали панихиды и отпевания, служили заказные молебны. Прибыв в храм, священники протапливали, просушивали и ремонтировали помещения. На берегах Югорского Шара они обычно проводили 3-4 месяца, проведывали ненцев на острове Вайгач и отбывали в обратный путь вместе с осенними купеческими караванами. Снова сухая статистика: отец Иоанн Михайлов в 1897 году посетил более 20 самоедских чумов, совершив при этом божественных литургий - 37, заказных литургий - 27, заказных молебнов - 11, заказных панихид - 13; им было крещено 9 младенцев и погребено 7 умерших.

К началу 1910-х годов построенная на средства А.М. Сибирякова церковь обветшала, о чем сообщил посетивший ее в 1911 году псаломщик Герман Игумнов: стеновые плахи по углам разъехались, крыша прогнила, и дождевая вода заливает пол, море подступает к зданию, съедая песчаную косу, на которой оно стоит.

В 1914 году священник Геннадий Юрьев и псаломщик Герман Игумнов по традиционному пути вместе с ненцами и русскими промышленниками отправились к Югорскому Шару, посещая по дороге чумы, совершая богослужения и исполняя требы. Отец Геннадий, не заезжая в Никольское, сразу по льду через пролив отправился на остров Вайгач, где построили радиостанцию и образовалось постоянное поселение. Священник побывал у сотрудников станции, объехал окрестные чумы и лишь 10 июля попал в Никольское. Псаломщик был уже там и проводил занятия с ненецкими детьми. Два месяца причт совершал "богослужения в местном храме и требы у самоедов, проживавших неподалеку и приезжавших из тундр". Отец Геннадий остался зимовать на радиостанции. Ему выделили комнату, а также помещение для домашней церкви. Работник радиостанции Ф.Я. Принцев "сделал легкий подсвечник. За ним вообще установились обязанности церковного старосты и пономаря. А.А. Доступов (заведующий радиостанцией) исполнял обязанности псаломщика". Ненцам устроили рождественский праздник. "В самый день праздника было совершено торжественное богослужение. Вместо звона нам служили ракеты, которые вызывали у самоедов крики восторга". После службы ездили по самоедским чумам славить Христа...

http://www.mosjour.ru/index.php?id=999

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.