ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова.


Санкт-Петербург. Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Андрея Блаженного, Михаила Архангела, Василия Анкирского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1871 и 1877.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:К.К. Вергейм
Адрес:
Санкт-Петербург, Калининский район, улица Комсомола, 4.

Координаты: 59.954525, 30.369156
Проезд:метро Площадь Ленина



Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова, 1909-1917 год с http://oldsp.ru/old/photo/view/10454<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
1909-1917 год с http://oldsp.ru/old/photo/view/10454
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова, Интерьр 1900 год с http://www.encspb.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Интерьр 1900 год с http://www.encspb.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова, Ф. И. Чагин. Вторая пол. 1870-х-1880-е гг. Чертеж, сепия. акварель.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Ф. И. Чагин. Вторая пол. 1870-х-1880-е гг. Чертеж, сепия. акварель.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1880
Церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова, Придел Николая Чудотворца, расположенный в подвале и предназначенный для отпевания усопших (1908-1909, арх. Вас.А. и Г.А.Косяковы). "Зодчий", 1910, №15<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Придел Николая Чудотворца, расположенный в подвале и предназначенный для отпевания усопших (1908-1909, арх. Вас.А. и Г.А.Косяковы). "Зодчий", 1910, №15
Сергей Прохоров
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 августа 2015

В 1871-1877 гг. для Дома призрения А.И. Тименкова и В.А. Фролова архитектором К.К. Вергеймом была построена церковь. Это был пятикупольный храм в «византийском» стиле. Авторское решение было вполне традиционным: центральная глава значительно возвышалась над боковыми и превышала их по размеру. Выделялось сводчатое покрытие над главным входом. «Приземистые» пропорции создавали ощущение устойчивости сооружения.

Главный придел был освящен 16 января 1877 г. во имя Андрея Блаженного, правый - 23 января 1877 г. во имя Василия, Епископа Анкирского, левый - 30 января 1877 г. во имя Архангела Михаила. Посвящения приделов носилии имена небесных покровителей главных благотворителей храма А.И. Тименкова, В.А. Фролова, М.Н. Солодовникова, которые были похоронены в склепе под главным алтарем. Их имена были написаны на мраморной доске у входа в церковь.

В церкви находился золоченый трехъярусный иконостас, изготовленный на фабрике Шредера. Образа для него написали академик П.Ф. Плешанов и К.А. Горбунов. Орнаменты написаны Н.В. Розановым по эскизам Плешанова. Главной храмовой иконой было "Моление о чаше" Ф.А. Бруни в копии Плешанова.

В 1890 г. епархиальный арх. Г.И. Карпов несколько переделал интерьер храма, в 1897 г. был произведен ремонт, а в 1908-1909 гг. архитекторы В.А. и Г.А. Косяковы перестроили подвальный этаж в небольшой придел, для удобства служения панихид у гробниц. Освятили его 31 мая 1909 г. во имя св. Николая Чудотворца. В этом приделе установили майоликовый иконостас, отделанный золоченой бронзой, выполненный в древнерусском стиле. Иконостас сделан на заводе М.С. Кузнецова. Образа написал М.М. Васильев. Стены расписали тот же М.М. Васильев и В.В. Эмме.

Дома богадельни и церкви при ней были одной из доминант Арсенальной набережной в излучине Большой Невы.

В 1922 г. Дом призрения, приют и церковь были закрыты; в конце 1920-х гг. здание церкви снесли, в здании Дома призрения разместилась Областная клиническая больница.

http://www.citywalls.ru/house5057.html

Церковь блаж. Андрея, Христа ради юродивого при Доме призрения Тименкова-Фролова

Дом призрения для 500 купцов и мещан, при котором было две школы для сирот и неимущих мальчиков и девочек. Является памятником щедрой благотворительности в Петербурге XIX века.

Купец 1-й гильдии Андрей Иванович Тименков, „движимый ревностью своей о славе Божией и самоотверженною любовию к бедной и неимущей братии своей“, пожертвовал для устройства Дома призрения все свое состояние и завещанные ему состояния своих друзей: купцов Василия Александровича Фролова и Михаила Назаровича Солодовникова – всего более 4 млн. руб. Во дворе своего дома Тименков начал в 1870 г. постройку богадельни, но в следующем году он скончался, и дело продолжили его душеприказчики. Споры о наследстве затянули исполнение воли покойного, и только 16 января 1877 г. митрополит Исидор освятил здание богадельни, выстроенное по проекту А.X. Пеля, и отдельно стоящий храм в „византийском стиле“, автором которого был акад. К.К. Вергейм.

Главный придел церкви на 1300 человек носил имя святого покровителя Тименкова, а боковые, освященные соответственно 23 и 30 января 1877 г., по воле учредителя получили имена святых патронов его друзей: пресвитера Василия Анкирского и Архистратига Михаила. Перед ликами этих угодников горели неугасимые лампады; имена жертвователей были начертаны на мраморной доске при входе, а их прах, перенесенный с Большеохтинского кладбища, положен в мраморных гробницах под алтарем, в подвальном этаже. Панихиды по благодетелям служились каждое воскресенье, и на них пел хор из школ при Доме.

Трехъярусные золоченые иконостасы вырезали на петербургской фабрике Шредера; образа написали акад. П.Ф. Плешанов и К.А. Горбунов. Орнаментальную роспись по эскизу Плешанова исполнил Н.В. Розанов. Запрестольным образом в храме было известное „Моление о чаше“ Ф.А. Бруни в копии того же Плешанова. Храм был полон света: днем его освещали многочисленные окна, в сумерки – красивые канделябры и люстра из бронзы, сделанные на фабрике Шопена.

В 1890 г.  Г.И. Карпов, епархиальный архитектор, несколько переделал интерьер церкви. Через семь лет ее отремонтировали, а в 1908–1909 гг.  зодчие В.А. и Г.А. Косяковы превратили подвальный этаж в небольшой Никольский придел, чтобы удобнее было служить панихиды. Здесь был установлен одноярусный майоликовый с золоченой бронзой иконостас, исполненный фирмой М.С. Кузнецова в древнерусском стиле; стены расписали М.М. Васильев и В.В. Эмме. Утварь поставила московская фабрика П.И. Оловянишникова. Первый из них написал также образа. Этот придел в крипте был освящен 31 мая 1909 г.

С 1899 и до революции в церкви служил прот. Алексий Иоаннович Малинин. Огромный храм, хорошо видный с Невы, закрыт 16 декабря 1922 г. и позже снесен; в здании Дома призрения разместилась Областная клиническая больница.

Лит.: Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. Т. 3. СПб., 1996. http://www.encspb.ru/object/2855754042?dv=2853872336&lc=ru


Анонимный участник  5 октября 2015

Дом призрения Тименкова - Фролова расположен на Выборгской стороне, в I участке, по набережной Большой Невы и по Симбирской улице, между зданием исправительной тюрьмы и новым Арсеналом, среди старинного, довольно обширного сада, и занимает площадь, равную 5 000 кв. сажень.

При постройке дома имелось в виду: доставить приют престарелым и увечных лицам обоего пола, принадлежащим к Петербургскому купеческому и мещанскому обществам и давать призрение и воспитание сиротам и детям неимущих членов означенных обществ, для чего устроены две школы мужская и женская, каждая на 100 человек, с шестигодичным курсом учения.

Для достижения указанных целей С.-Петербургский 1 гильдии купец Андрей Иванович Тименков пожертвовал все свое состояние как приобретенное собственными трудами, так и перешедшее к нему частью по завещанию от друга и товарища его по торговле, покойного С.-Петербургского I гильдии купца Василия Фролова, частью же посредством дара от бывшего его хозяина, покойного С.-Петербургского I гильдіи купца Михаила Солодовникова, всего до пяти миллионов.

Постройка дома призрения и храма, начатая самим учредителем в 1869 г., им же вчерне окончена в 1871 г. Не успев, за смертию своею (27 сентября 1871 г.), докончить начатое им дело, Тименков по завещанию, возложил исполнение своей воли на трех душеприказчиков своих: И. А. Аверина, Н. Г. Целибеева и И. В. Тулякова, которые в свою очередь, по приведении в 1876 г. всего дела по окончанию, передали в том же году, согласно завещанию жертвователя, как все сооруженные для богадельни здания, в том числе и храм, так и капиталы, назначенные для ее содержания, в заведывание и управление комитета, составленного, на основании завещания, из пяти членов, в числе которых сами душеприказчики должны оставаться пожизненно.

Храм представляет вид отдельного здания и соединен с богадельнею теплым коридором, над которым устроена колокольня; он построен по плану академика Вергейма, в форме правильного креста, в русско-византийском стиле, о пяти главах, с большим куполом по середине. Так как капитал, пожертвованный покойным А. И. Тименковым на построение храма и богадельни приобретен был совместными трудами, кроме его самого, еще других двух лиц Василия Фролова и Михаила Солодовникова, то для увековечения памяти о всех этих лицах, учредитель пожелал устроить храм в три придела, посвященные тем святым, имена которых носили жертвователи.

Главный алтарь - во имя св. Андрея блаженного освящен 6 января 1877 г. митрополитом Исидором; правый придел - во имя св. Василия, пресвитера Анкирского, освящен 23 января, а левый - во имя св. Архистратига Михаила освящен 30 января, местным благочинным. По завещанию учредителя, перед ликами поименованных св. угодников содержатся неугасимые лампады, и за каждой литургией совершается поминовение за упокой душ усопших жертвователей: Андрея, Василия и Михаила.

Внутри церковь имеет самый изящный вид, чему способствует с одной стороны - обилие света, входящего в многочисленные окна церкви и купола, а с другой стороны - то, что стены и потолки разукрашены орнаментною живописью, исполненною художником Розановым под руководством профессора Плешанова. Кроме орнаментной живописи, церковь украшают изображения некоторых священных лиц и событий, исполненные под руководством того же профессора. Так в самом верху главного купола изображен Господь Саваоф, окруженный ангелами; по окружности купола, ниже окон, 16 ликов архангелов апостолов, и, наконец, у основания купола, по 4 углам, лики четырех евангелистов с их символами. Своды боковых приделов также украшены священно-историческими изображениями.

Все иконостасы в три яруса, деревянные, золоченые, украшенные художественною резьбою в русско-византийском стиле. Солея возвышается на три ступени; клиросы отделяются от церкви резным золоченым барьером, покрытым сверху подушкою синего бархата. Пол паркетный из дуба. Все престолы и жертвенники дубовые. Потолки алтарей - в виде свода. Над главным престолом - изображение св. Духа в виде голубя, с золотым сиянием вокруг, а над боковыми - звезды на синем фоне.

Среди церкви висит изящная бронзовая люстра, работы известного фабриканта Феликса Шопена, стоящая 1 700 руб., а по стенам - бронзовые канделябры. На западной стороне храма устроены для слабых и больных призреваемых хоры, украшенные резною золоченою решеткою.

На той же стороне, по обе стороны дверей, прибиты на стене две мраморные доски, из которых на одной обозначено, на чей капитал построен храм, кем и когда он начат и окончен, а на другой следующая надпись: «Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич изволил осчастливить своим посещением дом призрения Тименкова-Фролова и находящуюся в нем школу, а также осматривать сей храм, в первый раз по сооружении оных, в два часа пополудни, 24 января 1877 года».

Ризница церковная отличается разнообразием и богатством.В церковную библиотеку ежегодно выписывается несколько духовных журналов. Церковным хозяйством заведует один из членов комитета. Исповедные, метрические и др. ведомости имеются с 1877 года.

Богослужение, кроме воскресных и праздничных дней, совершается еще по средам и пятницам. По воскресным и праздничным дням поют два хора певчих, составленные из детей, воспитывающихся в школах дома призрения.

Приход церкви состоит: из призреваемых взрослых обоего пола; из детей, воспитывающихся в школах, и из служащих и служителей с их семействами, всего до 600 человек. По штату 1876 г. причт составляют: священник, диакон и псаломщик. Все они пользуются квартирою с отоплением и освещением и жалованьем: священник - 600 руб., диакон - 450 руб. и псаломщик - 300 руб. Кроме того, все они получают особую плату за уроки закона Божия в школах.

Особенностью церкви при дом призрения можно считать то, что под главным алтарем ее, в склепе под мраморными гробницами покоятся тела жертвователей: Тименкова, Фролова и Солодовникова, перенесенные сюда в октябре 1876 г. с Большеохтинского кладбища. Чтобы глубже запечатлеть в сердцах призреваемых и воспитывающихся память о благодетелях и живее напомнить им об обязанности молиться за них, комитетом дома положено каждый воскресный день, по окончании обедни, совершать за них панихиду над их гробницами.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.