ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Березна. Собор Вознесения Господня.


Березна. Собор Вознесения Господня
Деревянный собор.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня
Архитектурный стиль:Украинское барокко
Год постройки:Между 1759 и 1761.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Черниговская область, Корюковский район, Березна

Координаты: 51.577969, 31.788733 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Собор Вознесения Господня, Верх бабинца, фото С.А. Таранушенко, 1928 г.<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Верх бабинца, фото С.А. Таранушенко, 1928 г.
Елена Григорьева
1 июня 1928
Собор Вознесения Господня, Интерьер центрального верха, фото С.А. Таранушенко 1928 г.<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Интерьер центрального верха, фото С.А. Таранушенко 1928 г.
Елена Григорьева
1 июня 1928
Собор Вознесения Господня, Интерьер алтарного верха, фото С.А. Таранушенко, 1928 г.<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Интерьер алтарного верха, фото С.А. Таранушенко, 1928 г.
Елена Григорьева
1 июня 1928
Собор Вознесения Господня, Интерьер, фото С.А. Таранушенко, 1928 г.<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Интерьер, фото С.А. Таранушенко, 1928 г.
Елена Григорьева
1 июня 1928
Собор Вознесения Господня, Фото С.А. Таранушенко, 1928 г.<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Фото С.А. Таранушенко, 1928 г.
Елена Григорьева
1 июня 1928
Собор Вознесения Господня, Фото С.А. Таранушенко, 1928 г.<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Фото С.А. Таранушенко, 1928 г.
Елена Григорьева
1 июня 1928
Собор Вознесения Господня, Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Известия ИАК 1912 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1912
Собор Вознесения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Вознесения Господня, Фото с сайта www.panoramio.com<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Фото с сайта www.panoramio.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Вознесения Господня, Фото с сайта www.panoramio.com<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Фото с сайта www.panoramio.com
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Вознесения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Вознесения Господня, ) Фото 1889 г. из журнала «Киевская старина»<br>, Березна, Корюковский район, Украина, Черниговская область
) Фото 1889 г. из журнала «Киевская старина»
Михаил Мещанинов
2 июля 1889



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владимир КнязевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 ноября 2017

Вознесенская церковь не имела аналогов во всей храмовой архитектуре, хотя некоторые исследователи считают, что до момента фиксации деревянных храмов аналоги, по которым строился храм, просто не дожили. Следует отметить, что ряд деталей Вознесенской церкви был заимствован из традиций XI и XII столетий, из храмов Киевщины и Черниговщины XVII столетия. Храм строил житель города Нежина Афанасий Семенович Шолудко с Тимофеем Иосифовым с 1759 по 1761 годы. Заказчиком, а скорее всего и автором проекта был березянский сотник Аким Сахновский, который был сведущ в архитектуре, так как получил образование в Киевской духовной академии. Надпись о строителе и заказчике была вырезана на косяке северных дверей храма. По замыслу создателей он должен был быть необыкновенным – таким и был возведен.

Возвели Вознесенскую церковь на территории замка и была ориентирована она на речку Гайстровый Струй. Её основание (фундамент) состоял из кирпича размером 27×14×6 см, а сруб состоял из соснового бруса толщиной 16 см, применялось и старое дерево, так на одном стояла надпись, датированная 1736 годом. С далека общий вид Вознесенского храма был совершенно различным с разных сторон, он имел то законченную симметричную компоновку, устремленную ввысь неба, то спокойную и мягкую динамичность, или просто подавляющий взор высота верхов, или полную асимметричность композиции куполов. Вблизи храм смотрелся стройным и гармоничным сооружением, хотя застройка вокруг него и деревья, часто не давали возможности насладиться красотой задумки создателей. Особенно эффектно выглядел Вознесенский собор с запада.

Сам храм был простым – пятикупольным крещатым, состоящим из трех шестигранных и одного квадратного срубов. Центральная часть храма выделялась в отдельный сруб на уровне 15 м. При входе внутрь он сразу же поражал чудесной росписью и позолоченной резьбой иконостас. Особенно удивительно внутри храма было то, с какой легкостью строитель смог объединить разные по форме и особенностям различные части храма в единый внутренний объем, раскрывая внутренние просторы Вознесенской церкви. В храме помимо центрального было ещё три алтаря, устроенные таким образом, что они совершенно не похожи на другие храмы Украины. Окна храма так освещали внутренние объемы, что присутствовавшие на богослужениях прихожане были словно залиты божественным светом, что давало им чувства оптимизма, объединяло их радостным светлым настроением, дарило умиротворенность и уважение к храму.

Ряд конструкционных особенностей храма сделали строителя Афанасия Шолудка не только мастером, знающим основы украинского народного зодчества, но и новатором, который применил продуманные и надежные конструкционные и технические решения, не имеющие до того времени аналогов. Остается только удивляться, насколько удалось Шолудку создать столь гармоничное сооружение.

Вновь построенный храм целиком и полностью удовлетворил прихожан, а вот «Описание Черниговского наместничества», написанное А. Шафонским в 1786 году указало, что все деревянные храмы Березны никакого великолепия не изъявляют. Приходская летопись Вознесенской церкви 1867 года так описывает храм: «храм великолепный по виду, изящный и редкостный по архитектуре». А в 1887 году В. Горленко и П. Мартинович напишут про Вознесенскую церковь в Березне, что она «представляет идеал церковного великолепия».

Сама церковь неоднократно подвергалась ремонту. В 1809 году гонтовую крышу заменили на железную, а в 1811 году ремонтируется центральный купол. В 1812 году оббиваются железом и главки храма. В 1816 году под церковью меняют кирпич на обожженный. Крыша неоднократно красилась зеленой краской, стены красились, пока в 1830-е годы они не были оббиты шалевкой. В начале 1870-х меняют полы. Внутри церковь тоже неоднократно красилась, а в 1875 году казак Грицко Симоненко расписал внутри храм арабесками. В 1893 году были расписаны купола и позолочены карнизы. Главное же, что все ремонты церкви производились вовремя и качественно, потому не изменили форму необыкновенной по красоте церкви.

В 1928 году собор обмерял профессор Стефан Андреевич Таранушенко, он же составил его подробное описание и выделил его вместе с церковью с. Пакуль как самые замечательные деревянные храмы Украины. В 1930-е годы храм был уничтожен.

Информация: https://lyonl.com/ru/puteshestviya/2017/5/4/mestechko-berezna-i-ego-voznesenskiy-khram/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.